Родительское собрание "Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка"
материал (подготовительная группа)

Конькова Елена Викторовна

Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребёнка.

Цели:
• раскрыть перед родителями роль семьи в социально-нравственном воспитании ребёнка;
• осуществить психолого-педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по установлению правильных взаимоотношений с детьми;
• выработать тактику сотрудничества с родителями по установлению единых согласованных действий со стороны семьи и детского сада.


 

Форма проведения: Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Традиционно взаимодействие родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной форме — один говорит, остальные слушают. Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках собрания позволяет использование интерактивных методов.

 

Ход и содержание.

Родители расположились за столиками, разбившись на две команды.

Воспитатель:
Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на нашей встрече, надеюсь, что мы с пользой и весело проведем время. Сегодня мы будем говорить о социально-нравственном воспитании. Нравственное воспитание – процесс становления положительных качеств в характере человеческой личности, определяющих её моральный облик. Ребёнок с первых дней связан с окружающими его людьми, в общении с которыми возникают первые симпатии к ним.

Позже он пытается разобраться в том, что хорошо, а что плохо. Дети присматриваются к поступкам своих товарищей и взрослых. Постепенно в их представлении создаются моральные мотивы поведения. Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья.

Cемья —  это первая и самая важная ступень в жизни человека. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Наша с вами встреча будет проходить в виде игры.

Игра называется «Пойми меня».
Дорогие родители, вы уже поделились на две команды. За одну минуту вам нужно дать название своей команде и выбрать капитана, который будет представлять вашу команду.

Название команды должно выражать ваше отношение к воспитанию в целом. Название может быть в шуточной форме. (На столах имеются 2 таблички, на которых капитаны записывают названия команд)
У капитанов имеются звоночки, при помощи которых они подают сигнал ведущему о готовности отвечать на вопрос.
Каждая команда за быстрое выполнение заданий, за активность и оригинальность получает в каждом туре кирпичик или кубик.

1 тур
Разминка «Закончи пословицу»

Объяснить смысл пословиц. (Закончить пословицу, мудрое изречение)
Суть задания в том, чтобы быстро и максимально верно передать смысл пословиц.
o  Не тот отец — мать, кто родил, а тот,…(кто вспоил, вскормил, да добру научил)
o  Человек без воспитания – …(тело без души)
o  Дитятко – что тесто: …(как замесил, так и выросло)
o  Детей наказывай стыдом…, (а не кнутом)
o  Не тот богат, ко много имеет, а тот…(кто много дает)
o Лучше плакать в детстве,…(чем в старости)
o  Добрый пример лучше… (ста слов)
o  Гни дерево, пока гнется, учи дитятко,… (пока слушается)
o  Из молодого, как из воска:…(что хочешь, то и вылепишь)
o  На что и клад, коли… (в семье лад)
o  Семья сильна, когда… (над ней крыша одна)
o  Гни дерево, пока гнётся, учи дитя,… (пока слушается)

2 тур
Увлечения нашей семьи.

Перед вами лист бумаги. Каждый участник команды изображает на бумаге символ семейного увлечения, любимого занятия. Это может книга, если вы любите читать с ребенком и т.д. (Время выполнения 2 мин.)
Капитан выбирает самые интересные символы и показывает участникам другой команды, которые должны разгадать, что изображено. (От каждой команды по 3-4 символа).

3 тур
«Ассоциации»

Итак, все, что для этого нужно, — услышать задание и постараться записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову. Капитан выбирает человека, который будет записывать ассоциации. Помогает вся команда. Оценивается оригинальность мышления.
— Если семья — это мебель, то она …
— Если семья — это цветок, то она …
— Если семья — это музыка, то она …
— Если семья — это геометрическая фигура, то она …
— Если семья — это название мультфильма, то она …
— Если семья — это настроение, то она …
-Если семья – это страна, то она называется
-Если семья – это овощ, то это…
-Если семья – это насекомое , то это….
-Если семья – это животное, то это….

Воспитатель: В ходе этого упражнения мы с вами увидели, что у каждого свои ассоциации связанные с таким понятием как Семья! У каждого свое видение и свое представление о семье. Это говорит о том, что все мы разные и уникальные в своих ассоциациях и восприятии. И это здорово и вполне естественно.

4 тур
Проблемные ситуации.

Решение педагогических проблемных ситуаций. Предлагается родителям проиграть возможные проблемные ситуации, найти оптимальные пути их разрешения. Ведущий предлагает по одной педагогической ситуации каждой команде. Время обсуждения 2 мин.

 1.В детский сад пришёл Саша.

 Ребята: Саша, ты выучил стихотворение? Саша: Нет, мы вчера весь вечер занимались гостями и мама сказала: «Не надо, умнее не станешь». (В чём ошибка мамы?)

2.Мама: Всё, Артём, моё терпение закончилось. Твой любимый котёнок погрыз тюлевую занавеску. Пойдём домой быстрее, будем от него избавляться, надо отдать его кому-нибудь или продать.

Артём: Мамочка, милая, не надо избавляться от Пушеньки, он такой хорошенький, я его люблю, он мой друг. (В чём ошибка мамы?)

5 тур

Ответьте  на вопросы .

1.  Социально- нравственное воспитание должно быть направлено на: а)доброжелательные отношения, стремление к общению и взаимодействию;

 б)расширение представлений дошкольников об окружающем мире, о людях – детях и взрослых, овладение правилами и нормами культуры поведения и общения, развитие эмоциональной отзывчивости;

 в) предупреждение нарушений ребёнком  норм и правил поведения в общественном месте.  (а, б)  

 2. При воспитании ребёнка в семье ему необходимо знать, что:

          а) он хороший, любимый;

          б) о нём заботятся;

          в) его могут не любить (а, б).

3. Согласны ли вы с утверждением, что родители должны:

 а) замечать даже незначительные успехи ребёнка, его стремление чему-  то научиться, проявить самостоятельность;

б) уважать интересы и привязанности детей, предоставлять им право выбора;

 в)требовать беспрекословного подчинения  своим указаниям (а, б). 4.Считаете ли вы, что детям нужно запрещать:

а)бить и обижать других детей, животных;

б)уничтожать насекомых;

в)рвать траву, ломать деревья и кустарники;

 г)ничего не нужно запрещать, вырастут – всё поймут сами (а, б, в).

 5.Какие приёмы помогут ребёнку осознать и использовать приобретённый положительный опыт?

а)поощрение положительного поступка;

б)порицание дурного поступка;

 в)пример и похвала взрослых (а, б, в).

 6.В чём, по-вашему мнению, заключаются гуманные чувства, закладываемые семьёй:

 а)в воспитании добром;

б)в воспитании сочувствия и заботы к тому, кто слабее и нуждается в защите; в)в отношении к животным с любовью и уважением;

г)в воспитании уважения к родителям (а, б, в).

 7.Какой ответ, по-вашему мнению, является правильным:

 а)дошкольника нужно привлекать к совместному бытовому труду;

 б)нужно поощрять у детей умение самостоятельно играть, охотно выполнять поручения взрослых, проявлять старание;

 в)вырастут, тогда пусть трудятся, сейчас должны играть, отдыхать (а, б). 8.Согласны ли вы с утверждением:

а)уважение ко всем членам семьи, особенно старшим, необходимо воспитывать;

б)дошкольникам нужно объяснять  нравственный смысл отдельных правил культурного поведения;

 в)детям можно подсказывать, как надо поступать, например: «Перед тем, как войдёшь в помещение, тщательно вытри ноги»; г)беспокоиться не стоит, вырастут – научатся всему сами (а, б, в).

9.Какие средства помогут взрослым воспитать у детей нравственные качества личности:

а)чтение и рассказывание литературных произведений;

 б)обсуждение в семье поступков героев мультфильмов и телевизионных передач;

 в)согласованность указаний, которые ребёнок получает от всех членов семьи (а, б, в).

                       (Правильные ответы отмечены в скобках).

6 тур 
За покупкой игрушки.

Я предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Предлагаю папам и мамам пойти в магазин за покупкой игрушки для своего ребенка. От каждой команды выберите по одному человеку, который пойдет за покупкой, он же должен аргументировать свой выбор, с точки зрения развития психики ребенка. На выполнение задания – 1 минута.

Участники отправляются за «покупками». По окончании времени представитель команды обосновывает свой выбор. По желанию могут пойти в магазин еще по одному человеку от команды.

Ведущий: Все дети развиваются по-разному. Игра сопровождает ребенка – дошкольника на всем пути роста и развития, в ней формируются зачатки учебной деятельности. Игрушки же – это предмет игры, и также имеют значение для психического развития. Вот почему к ее выбору необходимо подходить с ответственностью. Игрушка может вызвать у ребенка самые разные чувства: радость, печаль, страх, агрессию и др. Чем старше становится ребенок, тем очевиднее меняется вид игрушки и предъявляемые к ней требования. Папы и мамы понимают это и пытаются покупать игры соответственно возраста детей и тому, что они хотят развить в своем ребенке. Но чаще всего дети в эти игры играют сами, со старшими братьями или сестрами, родители считают исполненным свой долг, и как правило в играх участия не принимают.

Существует множество игрушек и игр. Одни развивают мышление и кругозор детей (игры на умственное развитие), другие – ловкость, силу (подвижные игры, игры-эстафеты), третьи – конструкторские навыки и т.д. Давайте помнить, что игрушка для детей – не просто забава, времяпровождение, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный, сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.

Подведение итогов

- В память о нашем собрании мне хотелось бы раздать вам небольшие памятки, которые я  надеюсь   помогут вам в формировании нравственных качеств у ваших детей

Благодарю всех за работу! И в заключении небольшое четверостишие:

Хотите ли вы, не хотите ли,

Но дело, товарищи, в том,

Что, прежде всего мы – родители,

А все остальное – потом!

- Удачи вам, дорогие родители!

                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_sotsialno.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка»

Цели:
• раскрыть перед родителями роль семьи в социально-нравственном воспитании ребёнка;
• осуществить психолого-педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по установлению правильных взаимоотношений с детьми;
• выработать тактику сотрудничества с родителями по установлению единых согласованных действий со стороны семьи и детского сада.


Форма проведения: Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Традиционно взаимодействие родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной форме — один говорит, остальные слушают. Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках собрания позволяет использование интерактивных методов.

Ход и содержание.

Родители расположились за столиками, разбившись на две команды.

Воспитатель:
Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на нашей встрече, надеюсь, что мы с пользой и весело проведем время. Сегодня мы будем говорить о социально-нравственном воспитании. Нравственное воспитание – процесс становления положительных качеств в характере человеческой личности, определяющих её моральный облик. Ребёнок с первых дней связан с окружающими его людьми, в общении с которыми возникают первые симпатии к ним.

Позже он пытается разобраться в том, что хорошо, а что плохо. Дети присматриваются к поступкам своих товарищей и взрослых. Постепенно в их представлении создаются моральные мотивы поведения. Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья.

Cемья —  это первая и самая важная ступень в жизни человека. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Наша с вами встреча будет проходить в виде игры.

Игра называется «Пойми меня».
Дорогие родители, вы уже поделились на две команды. За одну минуту вам нужно дать название своей команде и выбрать капитана, который будет представлять вашу команду.

Название команды должно выражать ваше отношение к воспитанию в целом. Название может быть в шуточной форме. (На столах имеются 2 таблички, на которых капитаны записывают названия команд)
У капитанов имеются звоночки, при помощи которых они подают сигнал ведущему о готовности отвечать на вопрос.
Каждая команда за быстрое выполнение заданий, за активность и оригинальность получает в каждом туре кирпичик или кубик.

1 тур
Разминка «Закончи пословицу»

Объяснить смысл пословиц. (Закончить пословицу, мудрое изречение)
Суть задания в том, чтобы быстро и максимально верно передать смысл пословиц.
o  Не тот отец — мать, кто родил, а тот,…(кто вспоил, вскормил, да добру научил)
o  Человек без воспитания – …(тело без души)
o  Дитятко – что тесто: …(как замесил, так и выросло)
o  Детей наказывай стыдом…, (а не кнутом)
o  Не тот богат, ко много имеет, а тот…(кто много дает)
o Лучше плакать в детстве,…(чем в старости)
o  Добрый пример лучше… (ста слов)
o  Гни дерево, пока гнется, учи дитятко,… (пока слушается)
o  Из молодого, как из воска:…(что хочешь, то и вылепишь)
o  На что и клад, коли… (в семье лад)
o  Семья сильна, когда… (над ней крыша одна)
o  Гни дерево, пока гнётся, учи дитя,… (пока слушается)

2 тур
Увлечения нашей семьи.

Перед вами лист бумаги. Каждый участник команды изображает на бумаге символ семейного увлечения, любимого занятия. Это может книга, если вы любите читать с ребенком и т.д. (Время выполнения 2 мин.)
Капитан выбирает самые интересные символы и показывает участникам другой команды, которые должны разгадать, что изображено. (От каждой команды по 3-4 символа).

3 тур
«Ассоциации»

Итак, все, что для этого нужно, — услышать задание и постараться записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову. Капитан выбирает человека, который будет записывать ассоциации. Помогает вся команда. Оценивается оригинальность мышления.
— Если семья — это мебель, то она …
— Если семья — это цветок, то она …
— Если семья — это музыка, то она …
— Если семья — это геометрическая фигура, то она …
— Если семья — это название мультфильма, то она …
— Если семья — это настроение, то она …
-Если семья – это страна, то она называется
-Если семья – это овощ, то это…
-Если семья – это насекомое , то это….
-Если семья – это животное, то это….

Воспитатель: В ходе этого упражнения мы с вами увидели, что у каждого свои ассоциации связанные с таким понятием как Семья! У каждого свое видение и свое представление о семье. Это говорит о том, что все мы разные и уникальные в своих ассоциациях и восприятии. И это здорово и вполне естественно.

4 тур
Проблемные ситуации.

Решение педагогических проблемных ситуаций. Предлагается родителям проиграть возможные проблемные ситуации, найти оптимальные пути их разрешения. Ведущий предлагает по одной педагогической ситуации каждой команде. Время обсуждения 2 мин.

 1.В детский сад пришёл Саша.

 Ребята: Саша, ты выучил стихотворение? Саша: Нет, мы вчера весь вечер занимались гостями и мама сказала: «Не надо, умнее не станешь». (В чём ошибка мамы?)

2.Мама: Всё, Артём, моё терпение закончилось. Твой любимый котёнок погрыз тюлевую занавеску. Пойдём домой быстрее, будем от него избавляться, надо отдать его кому-нибудь или продать.

Артём: Мамочка, милая, не надо избавляться от Пушеньки, он такой хорошенький, я его люблю, он мой друг. (В чём ошибка мамы?)

5 тур

Ответьте  на вопросы .

  1. Социально- нравственное воспитание должно быть направлено на: а)доброжелательные отношения, стремление к общению и взаимодействию;

 б)расширение представлений дошкольников об окружающем мире, о людях – детях и взрослых, овладение правилами и нормами культуры поведения и общения, развитие эмоциональной отзывчивости;

 в) предупреждение нарушений ребёнком  норм и правил поведения в общественном месте.  (а, б)  

 2. При воспитании ребёнка в семье ему необходимо знать, что:

          а) он хороший, любимый;

          б) о нём заботятся;

          в) его могут не любить (а, б).

3. Согласны ли вы с утверждением, что родители должны:

 а) замечать даже незначительные успехи ребёнка, его стремление чему-  то научиться, проявить самостоятельность;

б) уважать интересы и привязанности детей, предоставлять им право выбора;

 в)требовать беспрекословного подчинения  своим указаниям (а, б). 4.Считаете ли вы, что детям нужно запрещать:

а)бить и обижать других детей, животных;

б)уничтожать насекомых;

в)рвать траву, ломать деревья и кустарники;

 г)ничего не нужно запрещать, вырастут – всё поймут сами (а, б, в).

 5.Какие приёмы помогут ребёнку осознать и использовать приобретённый положительный опыт?

а)поощрение положительного поступка;

б)порицание дурного поступка;

 в)пример и похвала взрослых (а, б, в).

 6.В чём, по-вашему мнению, заключаются гуманные чувства, закладываемые семьёй:

 а)в воспитании добром;

б)в воспитании сочувствия и заботы к тому, кто слабее и нуждается в защите; в)в отношении к животным с любовью и уважением;

г)в воспитании уважения к родителям (а, б, в).

 7.Какой ответ, по-вашему мнению, является правильным:

 а)дошкольника нужно привлекать к совместному бытовому труду;

 б)нужно поощрять у детей умение самостоятельно играть, охотно выполнять поручения взрослых, проявлять старание;

 в)вырастут, тогда пусть трудятся, сейчас должны играть, отдыхать (а, б). 8.Согласны ли вы с утверждением:

а)уважение ко всем членам семьи, особенно старшим, необходимо воспитывать;

б)дошкольникам нужно объяснять  нравственный смысл отдельных правил культурного поведения;

 в)детям можно подсказывать, как надо поступать, например: «Перед тем, как войдёшь в помещение, тщательно вытри ноги»; г)беспокоиться не стоит, вырастут – научатся всему сами (а, б, в).

9.Какие средства помогут взрослым воспитать у детей нравственные качества личности:

а)чтение и рассказывание литературных произведений;

 б)обсуждение в семье поступков героев мультфильмов и телевизионных передач;

 в)согласованность указаний, которые ребёнок получает от всех членов семьи (а, б, в).

                       (Правильные ответы отмечены в скобках).

6 тур 
За покупкой игрушки.

Я предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Предлагаю папам и мамам пойти в магазин за покупкой игрушки для своего ребенка. От каждой команды выберите по одному человеку, который пойдет за покупкой, он же должен аргументировать свой выбор, с точки зрения развития психики ребенка. На выполнение задания – 1 минута.

Участники отправляются за «покупками». По окончании времени представитель команды обосновывает свой выбор. По желанию могут пойти в магазин еще по одному человеку от команды.

Ведущий: Все дети развиваются по-разному. Игра сопровождает ребенка – дошкольника на всем пути роста и развития, в ней формируются зачатки учебной деятельности. Игрушки же – это предмет игры, и также имеют значение для психического развития. Вот почему к ее выбору необходимо подходить с ответственностью. Игрушка может вызвать у ребенка самые разные чувства: радость, печаль, страх, агрессию и др. Чем старше становится ребенок, тем очевиднее меняется вид игрушки и предъявляемые к ней требования. Папы и мамы понимают это и пытаются покупать игры соответственно возраста детей и тому, что они хотят развить в своем ребенке. Но чаще всего дети в эти игры играют сами, со старшими братьями или сестрами, родители считают исполненным свой долг, и как правило в играх участия не принимают.

Существует множество игрушек и игр. Одни развивают мышление и кругозор детей (игры на умственное развитие), другие – ловкость, силу (подвижные игры, игры-эстафеты), третьи – конструкторские навыки и т.д. Давайте помнить, что игрушка для детей – не просто забава, времяпровождение, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный, сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.

Подведение итогов

- В память о нашем собрании мне хотелось бы раздать вам небольшие памятки, которые я  надеюсь   помогут вам в формировании нравственных качеств у ваших детей

Благодарю всех за работу! И в заключении небольшое четверостишие:

Хотите ли вы, не хотите ли,

Но дело, товарищи, в том,

Что, прежде всего мы – родители,

А все остальное – потом!

- Удачи вам, дорогие родители!

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка»

Цели: • раскрыть перед родителями роль семьи в социально-нравственном воспитании ребёнка; • осуществить психолого-педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по установлению п...

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка»

Цель: • раскрыть перед родителями роль семьи в социально-нравственном воспитании ребёнка; • осуществить психолого-педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по устано...

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка»

Цели:• раскрыть перед родителями роль семьи в социально-нравственном воспитании ребёнка;• осуществить психолого-педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по установл...

Родительское собрание в средней группе на тему: "Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка".

Родительское собрание в средней группе на тему: "Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка"....

Родительское собрание "Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка"

Цели:• раскрыть перед родителями роль семьи в социально-нравственном воспитании ребёнка;• осуществить психолого-педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по установл...

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка»

Цели:• раскрыть перед родителями роль семьи в социально-нравственном воспитании ребёнка;• осуществить психолого-педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по установл...