«Развитие познавательной активности дошкольников через опытно- экспериментальную деятельность».
консультация (подготовительная группа) на тему

Пап Ирина Ивановна

Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать самих дошкольников в познание реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта. Исследовательская поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет познать этот мир.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11 г. Калининска Саратовской области».

Выступление

на методическом объединении

 на тему:

«Развитие познавательной активности дошкольников через

опытно- экспериментальную деятельность».

Воспитатель

первой квалификационной категории

 Пап Ирина Ивановна

г. Калининск 2017г.

«Развитие познавательной активности дошкольников через опытно – экспериментальную деятельность».

 « Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают    способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Академик К. Е. Тимирязев

Появившись на свет, маленький человек начинает свой путь длиною в целую жизнь. С первых минут и до последних дней человек неустанно познает мир, в котором он живет. Сначала познания позволяют ему войти в мир, привыкнуть к миру; затем- постепенно, но активно постигать накопленный до него опыт человечества, и наконец, став взрослым, внести свой позитивный вклад в обогащение этого мира.

Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, действие и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение материалов, предметов. На каждом возрастном этапе познание мира, осуществляется своими специфическими способами.

Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать самих дошкольников в познание реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта. Исследовательская поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет познать этот мир.

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования и проектирования. Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив под руководством профессора Н.Н. Подъякова.

В 1997году Н.Н. Подъяков пришел к выводу, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, а экспериментирование.

Для этого Н.Н. Подъяков приводит доказательства:

  • Игре надо учить, а в экспериментировании ребенок самостоятельно воздействует на окружающие его предметы и явления;
  • В эксперименте объект преобразовывается;
  • Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким -то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается;
  • Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую.
  • Достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими изучаемыми объектами и со средой обитания.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года – практически единственным способом познания мира. Основная задача в поисково – исследовательской деятельности дошкольника, возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Наша задача помочь детям в проведении этих исследований, сделать их показными.

Какие же существуют методы и приемы обеспечивающие реализацию познавательной деятельности:

  • Проблемные ситуации ( « Почему сухой песок рассыпается а. мокрый лепится?»)
  • Игры – экспериментирования;
  • Метод выбора ( наблюдение, беседа, эксперимент, описание и др.)

Одним из направлений детской экспериментальной деятельности является -проведение опытов. Они способствуют развитию у детей мышления , логики, творчества ,позволяют показать наглядно связи между живым и неживым в природе. В процессе проведения опытов необходимо задействовать каждого ребенка. Опыты чем -то напоминают ребятам фокус, они необычны, а главное ребята все проделывают сами. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к предметам, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям и умозаключениям.

Практическое соприкосновение с жизнью и есть тот метод, благодаря которому дети познают мир, явления природы. Они становятся раскованнее, могут отстаивать свою точку зрения.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, классификации, обобщения. В ходе экспериментально – познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опытов, и, анализируя, делает вывод, умозаключение самостоятельно. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя.

Это способствует обогащению ребенка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает; оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребенка, развитие его человеческих, социальных чувств. Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму!». Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

  • Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
  • Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения , классификации и обобщения.
  • Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
  • Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
  • Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности , способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата. В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

В моей группе созданы условия для детского экспериментирования. В уголке природы имеется лабораторная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы. В книжном уголке имеются детские энциклопедии, посвященные разной тематике, прекрасно иллюстрированные, имеющие хорошие, краткие и доступные детям информативные тексты, детская художественная литература. Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в моей группе является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. В группе оборудован экологический уголок  и мини-лаборатория, которая постоянно пополняется материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей, количеством проведенных опытов.
В мини-лаборатории имеется необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности:

  • приборы-помощники: увеличительные стекла, песочные часы, компас, магниты;
  • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спилы и листья деревьев и растений, мох, семена и т. д.;
  • бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.;
  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
  • красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, пластмассовые трубочки и др.;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.


При оборудовании мини-лаборатории учитывались следующие требования:
-безопасность для жизни и здоровья детей;

-достаточность;

-доступность расположения.

Опытно-экспериментальную работу строю по трем взаимосвязанным направлениям:

- живая природа (характерные особенности сезонов многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.);

- неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);

- человек (функционирование организма, рукотворный мир: материал и его свойства, преобразование предметов).
Следует отметить, что при проведении опытов с объектами живой природы я придерживаюсь главного правила: «Не навреди». Вся система работы с детьми  направлена на развитие желания проявлять интерес к объектам живой и неживой природы через наблюдения и экспериментирования, научить ребенка думать, действовать с предметами, анализировать.
Ознакомление дошкольников с объектами живой и неживой природы проходит в процессе наблюдений на прогулке , экскурсиях. Например, при знакомстве детей со свойствами воды я провожу беседу «Что такое вода и для чего она нужна людям?», в ходе которой знакомлю детей со свойствами воды, способствую накоплению у  них конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная, льется, ее пьют, готовят пищу. В беседе «Путешествие капельки» рассказываю  детям, где можно найти воду в быту и в природе по одному из свойств текучести (в природе -река, ручей, дождь; в быту - из крана, в батареях, в чайнике).
Во время наблюдения детей за экспериментами с водой:  «Какая бывает вода?» выявляем свойства воды: вода может быть теплой, холодной, в ней можно нагревать другие вещества, вода может иметь цвет и запах.
Проводя опыты : «Волшебное превращение» дети знакомятся с агрегатными состояниями воды - жидким и твердым. Выявляют свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать; принимать на холоде форму емкости, в которой находится; теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).
Наиболее интересными для детей стали такие опыты-эксперименты с водой, как: «Если воду заморозить в бутылке», «Почему сосульки растут вниз головой?  Как они растут?», «Какой лёд быстрее тает: колотый или пластом?», «Почему грязный и цветной лёд тает быстрее?», «Не все вещества растворяются в воде». 

С детьми проводятся опыты с песком. При знакомстве со свойствами песка дети рассматривают песок через лупу, наблюдают и описывают крупинки: они круглые, жёлтые, есть прозрачные, как будто стеклянные, все крупинки лежат отдельно друг от друга. Затем устраивают «бурю в пустыне», дуя через трубочку в банку с песком. Дети приходят к выводу, что крупинки песка не соединены друг с другом, поэтому песок рыхлый, рассыпчатый.
Детям также очень нравятся эксперименты, на которых они знакомятся с магнитом и его свойствами. Дети определяют материалы, взаимодействующие с магнитами, знакомятся со свойствами магнита-  прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества; выявляют такую особенность при взаимодействии двух магнитов, как притяжение и отталкивание, способность металлических предметов намагничиваться.

Также дети очень любят экспериментировать с разными видами бумаг. Опустив бумагу в таз с водой, они узнают , что бумага размокла и порвалась, из бумаги нельзя шить одежду.

Проделав опыты с деревом и металлом, узнаём, что дерево легче, чем метал, потому что не тонет в воде. Проводя опыты с воздушным шариком, убедились, что резина растягивается при надувании, опустив его в таз с водой, наблюдаем, что он не тонет, не пропускает воду, не размокает.
Как уже было сказано, одно из направлений моей работы - человек, функционирование организма. При изучении человека дети с интересом проводят опыты, рассматривают кожу в лупу, изучают пальцевые рисунки, проверяют кожную чувствительность, изучают остроту слуха, знакомятся со строением глаза, функцией его частей. В процессе такой работы ребята понимают основное назначение таких органов чувств, как глаз, ухо, нос, язык; важность гигиенических процедур для своего здоровья.
Таким образом , из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка. Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой , экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем- в школьные годы.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности"

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать...

Консультация_«Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности"

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захо...

«Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности»

Консультация для родителей: «Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности»...

Консультация для родителей: «Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности»

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захо...

«Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности»

Детское экспериментирование способствует развитию логики....