«Дидактические игры в детском саду и дома»
консультация на тему

Усманова Екатерина Сергеевна

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В раннем возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять познавательные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Все это называется сенсорным развитием ребенка.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. Дети 2-3 лет должны безошибочно осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету. В качестве одного из методов сенсорного воспитания применяются дидактические игры и упражнения, позволяющие шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаниях. Дидактическая игра приобретает всё большее значение, однако в практике воспитания детей она ещё используется недостаточно. Между тем, наряду с использованием представлений о форме, цвете, величине и др., она составляет одну из основ умственного воспитания, всестороннего развития и формирования познавательных способностей ребёнка. Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx42.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 29 для детей раннего возраста « Рябинка»

Консультация для родителей

«Дидактические игры в детском саду и дома»

http://pandia.ru/text/78/646/images/image043.jpg

   

Подготовила:

Усманова Е.С.

2018 г, г. Саров

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В раннем возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять познавательные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Все это называется сенсорным развитием ребенка.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. Дети 2-3 лет должны безошибочно осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету. В качестве одного из методов сенсорного воспитания применяются дидактические игры и упражнения, позволяющие шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаниях. Дидактическая игра приобретает всё большее значение, однако в практике воспитания детей она ещё используется недостаточно. Между тем, наряду с использованием представлений о форме, цвете, величине и др., она составляет одну из основ умственного воспитания, всестороннего развития и формирования познавательных способностей ребёнка. Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребёнку.

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Обучающее воздействие необходимо как в семье, так и в детских учреждениях. Игра, как сказал В. А. Сухомлинский – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Выявлены противоречия: между необходимостью использования в сенсорном развитии детей раннего возраста дидактических игр и недостаточно систематизированного информационно-методического обеспечения, между необходимостью формирования и развития у детей раннего возраста сенсорных способностей средствами дидактических игр в ДОУ и семье и отсутствием взаимодействия по данному вопросу. Отсюда вытекает важная проблема: как помочь ребенку раннего возраста развить сенсорные способности. Анализ практики воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста показывает, что у воспитателей и родителей возникает ряд трудностей при руководстве игрой. Почти в каждой группе есть дети, которые не играют и не любят играть. Они не проявляют интереса к сюжетно- образовательным игрушкам или однообразно с ними манипулируют. Игра выполняет развивающую функцию, если она формируется взрослым с учетом закономерностей ее развития как самостоятельной деятельности детей и организуется по принципу решения игровых задач.

Организовывать дидактические игры нужно, чтобы дети эмоционально приобщались к смысловому содержанию игровых задач, вместе со взрослым учились ставить интересную воображаемую цель, искали способы и средства для её достижения. Игровые задачи вызывают интерес лишь в том случае, когда они опираются на личный опыт деятельности детей (знания, полученные в быту, на прогулке, на специально организованных занятиях, при просмотре иллюстраций книг и т. д.) В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами, игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. С их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности. Для детей первой младшей группы даются предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как дети этой группы еще не могут находить слабозаметные различия между предметами. К таким играм относятся: «Кукла Катя обедает.», «Кукла Катя собирается на прогулку», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Выбери предмет», «Посуда», «Третий лишний» и т.д.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Самое простое задание в подборе картинок по парам – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, две машины и т.д. Затем задание немного усложняется: ребёнок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Предметы изображенные на картинке, могут быть разные по форме и цвету, но их объединяет принадлежность к одному виду предметов. Подбор картинок по общему признаку (классификация). «Что растет в лесу (саду, огороде)». Запоминание состава, количества и расположения картинок: «Отгадай, какую картинку спрятали», «Что изменилось?». Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений. Например, в игре «Отгадай, кто это?» ребёнок, взявший у водящего карточку, внимательно её рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, собаки, петуха, лягушки и др.)

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В младших группах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве. К таким играм относятся: «Угадай, кто позвал», «Игры с пальчиками», «Идет коза рогатая», «Петушок», «Птицы и автомобиль», «Солнечные зайчики», «Еду-еду» и др.

В современных семьях дидактические игры родители в основном покупают в магазине. Посмотрите, пожалуйста, нашу коллекцию самодельных дидактических игр, рассмотрите их внимательно. Выберите для себя игру, какую бы вы хотели сделать сами дома вместе со своими детьми.

Дидактическая игра «Разрезные картинки». Мастер-класс

Назначение: мастер-класс предназначен для педагогов ДОУ и родителей.

Описание: сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры.

Цель: развитие моторики пальцев рук через действие с другими предметами; ознакомление с понятиями "часть" и "целое"; развитие зрительного восприятия и внимания.

Материал: изображения разрезных картинок; простой прозрачный скотч; двусторонний скотч; картон (можно картонные коробки из-под конфет, тортов, чая, печенья) ; ножницы; корзина для игры.

1. Распечатываем подготовленные заранее изображения, проводим линии разреза.

2. При помощи двустороннего скотча наклеиваем изображения на картон (коробки из-под конфет и тортов) и ламинируем с помощью обычного прозрачного скотча.

3. Разрезаем изображения по намеченным ранее линиям разреза.

4. Игра готова.

Детям предлагается внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей путём прикладывания одной половинки к другой. По завершению игры педагог побуждает детей к называнию полученного предмета (предмет мебели, одежды, обуви, посуды, транспорт, животное, игрушка).

Дидактическая игра «Воздушные шарики». Мастер-класс

Назначение: мастер-класс предназначен для педагогов ДОУ и родителей.

Описание: сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры.

Цель: развитие моторики пальцев рук через действие с другими предметами; развитие умения различать и называть цвета; развитие тактильных ощущений; развитие зрительного восприятия и внимания.

Материал: изображение воздушных шариков четырех основных цветов на листе бумаги формата А4, узенькие ленточки четырех основных цветов длинной 1 м каждая, шило/толстая иголка, скотч обычный прозрачный

1. Распечатываем изображение с воздушными шариками четырех основных цветов. Ламинируем при помощи ламинирующей машинки или с помощью прозрачного обычного скотча.

2. Делаем шилом или толстой иголкой у основания каждого шарика по две дырочки.

3. Концы ленточек подпалите спичками, чтобы не распускались. Продеваем в сделанные раннее у основания шариков дырочки ленты. Удобнее всего это сделать с помощью иголки. Не забываем, ленты и шары должны соответствовать по цвету.

4. Завязываем бантики. Игра готова.

Детям предлагается завязать ленточку на шарике. При выборе шарика с ленточкой педагог побуждает ребёнка к словесному обозначению выбранного цвета.

Дидактическая игра «Подбери по цвету»: мастер-класс

Назначение: мастер-класс предназначен для педагогов Д/С и родителей.

Описание: сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры.

Цель: развитие моторики пальцев рук через действие с другими предметами; развитие умения различать и называть основные цвета; развитие тактильных ощущений; развитие зрительного восприятия и внимания.

Материал: фетр четырех основных цветов, бумажная выкройка фигурки - рыбки, ножницы, пуговички четырех основных цветов, летна-липучка двойная, нитки, иголка

1. Накладываем выкройку фигурки-рыбки на фетр, обводим, вырезаем. У нас получилось четыре рыбки.

2. Прорисовываем карандашом/ручкой недостающие контуры. Прокладываем на швейной машинке строчки по прорисованным нами контурам. Пришиваем пуговки-глазки.

3. Вырезаем из фетра по четыре квадратика каждого цвета размером 15 мм / 15 мм (это рыбьи чешуйки). Пристрачиваем к каждому фетровому квадратику ленту-липучку.

4. Пристрачиваем вторую часть ленты-липучки к рыбкам (также 4 штуки, по числу фетровых квадратиков - чешуек). Игра готова.

Детям предлагается подобрать рыбкам чешуйки в соответствии с цветом. В ходе игры педагог побуждает детей называть цвет выбранных чешуек, сравнивать/обозначать различия/классифицировать словами "такой" - "не такой".

Своим малышам в случае ошибочного выбора цвета чешуек по сравнению с основным цветом рыбки, я говорю: "Рыбка расстроилась", "Рыбка грустная", "Посмотри, какая она некрасивая, как она сильно плачет", "Давай мы рыбку развеселим и найдем ей чешуйки". Также при выборе чешуек я использую фразы: "Красной рыбке - красные чешуйки, желтой - желтые (и так далее) ".

Дидактическая игра «Весёлые прищепки»

Назначение: мастер-класс предназначен для педагогов ДОУ и родителей.

Описание: сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры.

Цель: развитие моторики пальцев рук через действие с другими предметами; развитие умения различать и называть цвета; развитие тактильных ощущений; развитие зрительного восприятия и внимания.

Материал: изображения солнца, тучки, рыбки, елочки; простой прозрачный скотч; двусторонний скотч; картон (можно картонные коробки из-под конфет, тортов, чая, печенья); ножницы; бельевые прищепки четырёх основных цветов; корзина для игры.

1. Распечатываем изображения солнца, тучки, рыбки и елочки и ламинируем с помощью обычного прозрачного скотча.

2. Вырезаем изображения. При помощи двустороннего скотча и картона (коробки из-под конфет и тортов) склеиваем изображения. Чтобы солнце, тучка, рыбка и елочка были более твердыми, лучше использовать несколько "слоев" картона, склеенных между собой двусторонних скотчем.

3. Подбираем по цвету жёлтые, синие, красные и зелёные прищепки (по 6 штук прищепок каждого цвета). Прищепки должны быть не слишком тугими, иначе детям будет сложно ими играть.

4. Игра готова.

Детям предлагается найти потерянные солнцем жёлтые лучики, потерянные елочкой зелёные иголочки, потерянный тучкой дождик в виде синих капелек и потерянные рыбкой плавники и хвостик. В ходе игры педагог побуждает детей называть цвет выбранных прищепок, сравнивать/обозначать различия/классифицировать словами "такой" - "не такой"

Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»: мастер-класс с пошаговым фото

Назначение: мастер-класс предназначен для педагогов ДОУ и родителей.

Описание: сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры.

Цель: развитие моторики пальцев рук через действие с другими предметами; развитие умения различать и называть цвета; развитие умения различать и называть геометрические фигуры; развитие умения различать размер фигуры; развитие зрительного восприятия и внимания.

Материал: изображения предметов окружающего мира из геометрических фигур (из серии "логические блоки Дьеныша" -можно найти в интернете, скотч обычный прозрачный, скотч двусторонний, ножницы, картон (коробки из-под тортов, конфет, печенья, корзина для готовой игры.

1. Распечатываем подготовленные заранее изображения в 2 экземплярах. Один экземпляр ламинируем с помощью обычного прозрачного скотча или ламинирующей машинки.

2. При помощи двустороннего скотча наклеиваем второй экземпляр изображения на картон (коробки из-под конфет и тортов) .

3. Вырезаем геометрические фигуры - составные части изображенных на рисунке предметов.

 

4. Ламинируем детали мозаики обычным прозрачным скотчем.

5. Игра готова.

Детям предлагается сложить из фигурок картинку, изображенную на раздаточных карточках. Таким образом, педагог побуждает ребёнка создавать какой-либо предмет окружающего мира посредством геометрических фигур (отличающихся цветом, формой и величиной) в соответствии с плоскостным изображением на раздаточной карточке. Также педагог побуждает детей называть цвет, форму, величину выбранных геометрических фигур, сравнивать/обозначать различия/классифицировать словами "такой" - "не такой".

Дидактическая игра «Игрушки-веселушки». Мастер-класс

Назначение: мастер-класс предназначен для педагогов ДОУ и родителей.

Описание: сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры.

Цель: развитие моторики пальцев рук через действие с другими предметами; развитие тактильных ощущений; развитие зрительного восприятия и внимания.

Материал: мягкие игрушки (можно попросить принести родителей по одной маленькой мягкой игрушке, ножницы, нитки, иголка, крупы: рис, пшено, гречка, фасоль; чайная ложка, чтобы было удобнее "закладывать крупу".

1. Распарываем игрушки по шву около 7 см. Удобнее распарывать по шву на "спинке" игрушки. Вытаскиваем наполнитель (если игрушка средних размеров, наполнитель вытаскиваем только из брюшка: если игрушка маленькая - лучше вытащить наполнитель как из брюшка, так и из лапок)

2. Наполняем игрушки с помощью ложки крупами (в моём случае в каждой игрушке своя крупа, игрушки побольше наполнены фасолью).

3. Зашиваем игрушки потайным швом.

4. Игра готова.

Детям предлагаются к реализации различные игровые ситуации: покачаем игрушку, тянемся с игрушкой к солнышко, улыбнёмся игрушке, пожалеем игрушку, погладим игрушку по головке. Игра может проводиться как за столами, так и в кругу. В последнем случае детям предлагается с игрушками покружится: "Я кружусь, кружусь, кружусь, еле-еле покружусь, быстро-быстро покружусь и остановлюсь"; спрятать игрушки за спинку: "Где наши игрушки? " - "Вот они! ".

У малышей эта игра - изначально хороводная. Мы встаём в большой круг, берём волшебную коробку с игрушками-веселушками, обсуждаем: у кого кто (при этом я побуждаю детей не только звукоподражать животным, но и стараться полностью называть их, и начинаем играть со словами:

"Я кружусь-кружусь-кружусь,

еле-еле покружусь,

быстро-быстро покружусь

и остановлюсь.

Я игрушке улыбнусь.

Я к игрушечке прижмусь.

Я игрушку спрячу за спинку.

Где наши игрушки? - "Вот они".

Я посажу игрушку в волшебный самолет и покатаю её.

Самолет летит, мотор гудит.

Игрушки полетали на самолете, устали, захотели спать.

"Баю-баю-баю-бай,

поскорее засыпай".

Игрушка проснулась, потянулась к солнышку "Здравствуй, солнышко! "


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Дидактические игры в детском саду и дома"

«Игра - это искра, зажигающая огонёкпытливости и любознательности».В. А. Сухомлинский....

"Дидактические игры в детском саду и дома"

Консультация  для  родителей  . Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра...

Консультация для родителей «Дидактические игры в детском саду и дома»

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу -...

Консультация для родителей «Дидактические игры в детском саду и дома»

Рассказать родителям о значимости Дидактических игр и их применении....

Дидактические игры в детском саду и дома

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их  жизни  должна  занимать  игра.  В  детском  возрасте  у  ребёнка  есть потреб...

«Дидактические игры в детском саду и дома»

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их  жизни  должна  занимать  игра.  В  детском  возрасте  у  ребёнка  есть...

консультация для родителей : Дидактические игры в детском саду и дома .

Консультация для родителей«Дидактические игры в детском саду и дома»Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у...