Консультация для воспитателей
консультация на тему

Дадабаева Динара Мухамеджановна

Предварительный просмотр:

«О музыкальном развитии ребенка»

Часто родители задают вопрос: «Каждого ли ребёнка нужно учить музыке?». На этот счёт у прогрессивной музыкальной педагогики нет разногласий. Учить музыке надо всех детей без исключения. Венгерский педагог Дьюлане Михайи говорит: «Нельзя терпеть потерю ни одного ребёнка для музыки». Наша известная пианистка и педагог А.Д. Артоболевская пишет: «Я считаю, что решительно всем детям надо дать начальное музыкальное образование».

 «Но стоит ли столько времени, сил и нервов тратить на обучение?», — это ещё один из часто задаваемых вопросов. По мнению многих родителей, занятия музыкой так мало дают ребёнку для жизни, ведь куда полезнее заниматься спортом, изучать иностранный язык. Так ли это?

 Ещё с древнейших времён известно об оздоровительном воздействии музыки на организм человека. Занятия музыкой, пением вызывают особую вибрацию внутренних органов, активизируют функции дыхания и кровообращения, являются эффективным способом психорегуляции. Не случайно музыка используется в медицине.

 Музыка – важнейшее средство эмоционального развития ребёнка. Задача родителей и педагогов – привлечь внимание детей к красоте музыки, помочь ощутить её в полной мере. Потому что, постигая красоту в музыке, ребёнок учится ценить её в жизни, в человеческих отношениях. С восприятия и познания красоты начинается воспитание эмоциональной культуры, воспитание чувств. Это понимали ещё древние греки, и поэтому музыкальные занятия (слушание музыки, игра на лире, флейте, хоровое пение) были обязательны в программе древнегреческой школы. Древнегреческие учителя, подбирая определённые музыкальные произведения, старались развить у молодых эллинов такие качества, как доброта, простота, мужество.

«Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце, — отмечал В.Сухомлинский, — важное место принадлежит музыке. Музыка и нравственность – это проблема, ожидающая глубокого изучения и решения. Я убеждён, что музыкальная культура является одним из важнейших условий воспитания нравственной культуры».

Развитие эмоциональной сферы в свою очередь стимулирует работу мозга. И.И. Павлов писал, что «…главный импульс для деятельности коры полушарий головного мозга идёт от подкорки. Если исключить … эмоции, то кора лишается главного источники силы».

Как показывают исследования, под влиянием музыкальных впечатлений начинают разговаривать даже инертные дети, с замедленным умственным развитием, которых, казалось, никакими усилиями не расшевелить.

Дети, занимающиеся музыкой, отмечают венгерские и немецкие учёные, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счёт, лучше ориентируются в пространстве.    Была отмечена также прямая связь между музыкальными и математическими способностями.

Известный венгерский педагог Тибор Шараи считает, что «…слушание музыки способствует усвоению познавательного материала других предметов, уменьшает чувство перегруженности».

Слушание музыки формирует эстетический вкус и приобщает детей к миру музыкальной культуры.

А какой простор предоставляет музыка для творческого самовыражения!

Занятия музыкой – это чаще всего коллективные занятия, поэтому они они становятся и уроками общения. Дети учатся слышать друг друга, взаимодействовать друг с другом.

 Музыка создаёт благоприятный фон и для общения в кругу семьи. Дети и родители становятся ближе и понятней друг другу.

Сам собой напрашивается вывод: музыка должна стать частью повседневной жизни каждого ребёнка. И кто как не родители могут поспособствовать этому! «Хорошие родители важнее хороших педагогов», — так считал известный пианист и педагог Г.Г. Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если равнодушны к музыке родители. Именно папы и мамы должны «заразить» ребёнка любовью к музыке, проявить интерес к его музыкальным занятиям, правильно организовать эти занятия, а при необходимости и отвести малыша в студию, кружок или музыкальную школу.

Как показали социологические исследования у нас и за рубежом, увлечение музыкой у большинства любителей и профессиональных музыкантов начиналось под влиянием семьи.

Иногда родители считают, что музыкальные задатки ребёнка развиваются сами собой. Надо только ни во что не вмешиваться и предоставить детям полную свободу. Но это не так. Если задатки специально не развивать, они увядают и гаснут. Задатки требуют развития. Они переходят в способности только в совместной деятельности со взрослыми, в общении с ними.

Многолетний опыт музыкального воспитания детей показывает, что начинать занятия с детьми следует в самом раннем возрасте. Память детства – самая драгоценная память: то, что узнал в детстве, остаётся на всю жизнь. В душе каждого ребёнка есть искра любви к прекрасному. От окружающих взрослых зависит, чтобы она не погасла, а разгорелась ярким пламенем. Если никто в семье не имеет музыкального образования, не поёт и не играет на каком-нибудь музыкальном инструменте, то решающим является отношение родителей к музыкальному воспитанию. Первое и самое важное, что требуется от семьи, — это создать атмосферу предельного уважения к хорошей музыке (инструментальной, симфонической, оперной, балетной, джазовой).

Семья может и должна быть первой ступенью музыкального воспитания. Помогите детям полюбить музыку, и она сделает вашу жизнь яркой, интересной, не оставит в трудную минуту.



Предварительный просмотр:

 «Организация досугов в разных возрастных группах»

I. Значение и содержание развлечений

Развлечения с использованием музыки (концерты, детские оперы, музыкальные игры-драматизации, кукольные спектакли, веселые соревнования, викторины и т.д.) являются важным средством углубления музыкальных представлений детей, совершенствования музыкального восприятия.

Вдумчивое использование развлечений расширяет сферу педагогического влияния на всестороннее развитие дошкольников, способствует проявлению положительных качеств личности.

Многие развлечения связаны с разнообразными видами искусства: изобразительным, музыкой, литературой, театром, кино. Их содержание отражается в конкретных темах, взятых из жизни (отношение к природе — «Осенние приметы», любовь к родному краю — «Ай да березка!», бережное отношение к игрушкам — «Кто виноват?» и т. д.), обнаруживая непосредственную связь с воспитательными и образовательными задачами детского сада.

Насыщенность развлечений эмоциональными и занимательными моментами повышает заинтересованность, а следовательно, и активность детей ко всему, что предлагается им в ходе развлечений. Коллективные сопереживания детей формируют у них зачатки социальный чувств и отношений.

Содержание развлечений складывается из специально подобранного художественного материала различного характера, в зависимости от поставленных целей. Этим материалом определяется смысловая направленность развлечений, их тематическое единство и жанровые особенности.

Содержание развлечений влияет на форму (концерт, композиция или игровое действие) и организацию их проведения. Развитие сюжета требует театрализации. Для передачи образа желательно разработать композицию. Загадки и аттракционы лучше подавать в форме концерта, соревнования и т. д.

II. Место музыки в развлечениях

Музыка в развлечениях используется по-разному: в одном случае она составляет основное содержание (музыкальные игры, концерты, детские оперы, хореографические миниатюры, хороводы), в другом — применяется частично (спектакли, игры-драматизации, музыкально-литературные композиции). Но во всех случаях необходимо, чтобы в использовании музыки соблюдалась целесообразность: либо как ведущего элемента, определяющего основу развлечения, либо как средства, обогащающего и дополняющего содержание. Правильное нахождение места музыки в развлечениях поможет точно отобрать музыкальные произведения и этим создать необходимое настроение, атмосферу и, следовательно, более целенаправленно осуществлять педагогическое воздействие на детей.

Не следует часто использовать новые музыкальные произведения. Узнавание детьми знакомых мелодий в несколько неожиданных для них ситуациях или необычной обстановке вызывает эмоциональный подъем, способствует расширению музыкальных представлений. Включение знакомых песен, танцев, игр, выученных ранее на занятиях, доставит им подлинное удовольствие и радость.

Как правило, в развлечениях музыка звучит либо в исполнении взрослых (песни, инструментальные пьесы), либо в исполнении детей (песни, танцы, игры и т. д.). При этом важно учитывать принцип доступности: в первом случае — для восприятия ее детьми, во втором — для исполнения ее детьми. Однако всегда это должна быть яркая, образная музыка, с простой, запоминающейся мелодией, с достаточно выразительной аранжировкой.

III. Виды и формы развлечений

В детском саду проводятся разнообразные развлечения. Виды их зависят от характера участия в них детей. С одной стороны, это развлечения, где дети выступают в роли слушателей или зрителей; такие развлечения обычно готовятся и проводятся взрослыми. Сценарий, как правило, включает более сложный репертуар (имеется в виду исполнительство, а не восприятие его детьми). Содержание чаще всего носит познавательный характер (знакомство с творчеством композитора, писателя, поэта, с жанровыми особенностями искусства, с различными сторонами общественной и социальной жизни).

С другой стороны, это развлечения, где дети — сами активные участники и исполнители (конечно, руководит их деятельностью взрослый). Репертуар при этом должен быть доступен возрастным возможностям детей, учитывать уровень их знаний, умений и навыков. Основная цель таких развлечений — активизировать, объединить творческие проявления ребят, выявить их инициативу, вызвать эмоциональный подъем и просто доставить радость.

В то же время проводятся и такие развлечения, в которых активное участие принимают и взрослые, и дети. Содержание этих развлечений должно быть разработано так, чтобы действия детей и взрослых логично объединялись.

Формы развлечений могут быть чрезвычайно многообразны и вариативны, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от жанровых особенностей используемого репертуара, от его тематической направленности и смысловой насыщенности. Композиции, концерты, спектакли, игры, соревнования, викторины, карнавальные театрализованные шествия и т. п. — все это формы развлечений, созданные воображением их организаторов, проявление их творческого и педагогического мастерства. Вместе с тем существуют некоторые общие моменты, свойственные этим развлечениям. Рассмотрим некоторые из них.

Концерты обычно включают различные виды (номера) деятельности: сольное, ансамблевое, хоровое исполнение песен, плясок, художественное чтение, игру на музыкальных инструментах, исполнение небольших сценок. Но можно организовать концерт, используя один из видов деятельности, например, выступление хора, оркестра детских инструментов и т. д. Концерты бывают тематическими и театрализованными (т.е. красочно оформленными, костюмированными, с использованием показа диапозитивов, грамзаписи). Участие в концертах доступно старшим дошкольникам. Они выступают, показывая свои умения товарищам, детям других групп. При этом проявляются исполнительские навыки, инициатива, творческая выдумка. В проведении детских концертов руководящая роль отводится взрослым. Воспитатели составляют программу концерта, учитывая заявки детей на участие в нем, следят за тем, чтобы соблюдалась последовательность чередования видов деятельности в номерах и нагрузка на его участников.

1. Музыкально-литературные композиции

Музыкально-литературные композиции создаются на основе монтажного соединения различных по жанру, стилю, ритму и содержанию художественных литературных произведений, предназначенных для коллективного исполнения их детьми или взрослыми (возможно и их совместное участие).

Музыка в композиции, с одной стороны, помогает соединять различные художественные тексты в одно целое самостоятельное произведение, с другой же стороны, она может выступать в ней как равный компонент с заранее предусмотренным эмоциональным воздействием.

Драматургия композиции требует стремительно развивающегося действия, что достигается за счет резкой, порой неожиданной смены ритмов, использования технических средств выразительности (свет, шумы, диапозитивы), лаконичных деталей оформления, условности их решения.

Композиция хороша своей массовостью, позволяющей занять практически всех желающих. Но не следует делать ее чрезмерно затянутой и громоздкой, лаконичность всегда облегчает восприятие и участие в ней детей.

2. Музыкальные игры и игры-забавы

Музыкальные игры и игры-забавы являются интересной формой развлечения и могут проводиться с детьми всех возрастов. Сюжетность и образность этих развлечений органически сочетаются с музыкой.

Игры-забавы с оттенком юмора, занимательности чаще всего проводятся с самыми маленькими детьми. Это «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока-белобока», различные варианты пряток, когда воспитатель ищет детей, или прячется сам и т.д. Сочетая музыку с игровыми шутливыми действиями, воспитатель создает непринужденную обстановку для детей.

Игры-забавы помогают собрать, переключить внимание детей, внести определенную разрядку, снять утомление и создать приподнятое настроение. С этой целью они проводятся со средними и старшими дошкольниками.

Различные ритмические попевки и приговаривания с одновременным похлопыванием, притопыванием, постукиванием интересны для ребят и могут выполняться вместе с воспитателем или самостоятельно. Например, народная прибаутка «Барашеньки» исполняется на одном звуке. Важно выдержать ритм, который сопровождает действия детей

Музыкальные игры более развернуты по содержанию, чем игры-забавы. В развлечениях они чаще всего театрализованы, дополнены новыми моментами по сравнению с занятиями, где они обычно разучиваются с детьми. Именно элементы новизны повышают интерес к ним у детей, активизируют детское исполнение и создают приподнятое, радостное настроение. Эти развлечения не являются зрелищными, поскольку дети сами участники. Поэтому перед началом воспитатель или музыкальный руководитель должен создать радостную, приподнятую атмосферу, настроить на возможную сюрпризность.

3. Новая игрушка

Одной из форм развлечений может быть внесение в группу новой игрушки. Новизна, ее внешняя привлекательность радует ребенка. Воспитатель действует с игрушкой, объясняет, как с ней играть, дает характеристику художественному образу. В руках увлеченного взрослого игрушка оживает, становится любимой, желанной для ребенка. Исполненная при этом пляска или песня сближает детей с игрушкой, помогает использовать ее в дальнейших самостоятельных играх.

Например, воспитатель показывает детям игрушечного зайца и читает стихотворение 3.Петровой:

Зайку сделали из плюша,

У него большие уши

И особенный талант

Этот зайка не зазнайка,

Этот зайка — музыкант!

Одновременно он поглаживает зайца, передвигает по полу (имитируя прыжки), затем сажает игрушку и поет песню «Заяц» С.Рустамова:

Серый заяц, погоди,

От меня не уходи. .

Пение воспитатель сопровождает действиями: гладит зайца, дает морковку. После этого предлагает поиграть с ним и детям. Все встают в круг, кладут морковки перед собой и пляшут под веселую мелодию. Воспитатель с зайцем в кругу наблюдает за пляской, заяц стучит по барабану. С окончанием музыки играющие быстро прячут морковки за спину, чтобы зайчик не успел их взять.

Игра повторяется. В заключение воспитатель предлагает собрать морковки, положить в корзинку, «подарить» зайчику и пригласить его остаться в группе.

Это развлечение для младших групп. Можно обыграть самые разные игрушки (зверюшек, кукол, машины), показывая всевозможные действия с ними. Умело подобранная музыка сделает игрушку более понятной и привлекательной для ребенка.

4. Инсценировки, игры-драматизации, спектакли кукол

Инсценировки, игры-драматизации, спектакли кукол — наиболее распространенные формы развлечений в детских садах. Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты. Кукольный театр превращается для них в настоящий праздник. Спектакли кукол чаще всего подготавливаются взрослыми или школьниками. Небольшие сценки с куклами могут показать для малышей ребята подготовительной к школе группы.

Участниками игр-драматизаций могут быть дети младших и старших групп. Возрастной состав исполнителей определяет степень сложности репертуара. Воспитатели, музыкальный руководитель помогают ребятам осваивать ту или иную роль, согласовывать свои действия с действиями других участников. Например, с детьми младшей группы хорошо провести инсценирование песни А.Филиппенко «Цыплята», с детьми средней группы — инсценировать песню «На лесной поляне» Б.Кравченко. Старшие дети могут разыграть несложную сказку, инсценировать стихотворение.

Музыка в играх-драматизациях, спектаклях звучит по ходу сюжета, когда персонажи поют, танцуют или просто слушают игру на скрипке, гармошке, свирели, фортепиано, арфе и т.д. Музыка вводится с целью создания определенного настроения, в качестве музыкального оформления.

Следует помнить, что музыка в спектаклях не должна звучать постоянно и быть лишь украшательством. Это нарушает восприятие содержания пьесы, отвлекает внимание зрителей от основного действия, лишает музыку ее функциональной значимости.

Для сопровождения можно включить в спектакль произведения в исполнении фортепиано, аккордеона, домры, а также в грамзаписи. Музыка, соответствующая содержанию развлечений, правильно характеризующая персонажей, обогащает представления ребенка, помогает развивать его эстетические чувства.

5. Танцевальные и оперные миниатюры

Танцевальные и оперные миниатюры могут быть также использованы в качестве развлечений. Это небольшие сольно-хоровые или хореографические театрализованные сценки: танец Волка и Красной Шапочки, Буратино и Мальвины, опера И.Сац «Золотое яичко», игровая сценка «Кто виноват?» Ю.Чичкова и др.

В других развлечениях, таких, как аттракционы, соревнования, музыка носит эпизодический характер.

IV. Принципы составления сценариев развлечений

Сценарий — это подробная литературная разработка того или иного вида зрелища. В сценарии последовательно излагаются все элементы действия, раскрывающие тему, дается конкретное описание выступлений, предусматриваются методы, повышающие активность всех участников. К сценарию может быть приложен и сценарный план, в котором перечисляются лишь основные моменты, составляющие сценарий, и указываются ответственные. Отдельно подготавливается перечень необходимого оборудования и атрибутов.

Итак, при разработке сценария прежде всего определяется тема и идея развлечения, отмечаются воспитательные задачи и цели его проведения.

Тема обычно задается с самого начала, а к идее, как к общему главному выводу, надо подвести зрителей всем ходом действия, развертывая сюжетную линию так, чтобы она развивалась от события к событию.

Перед началом какого-либо представления дается короткий рассказ или небольшое повествование о том, какое событие, явление будет сейчас показано.

Далее разворачивается основное действие сценария, которое подчиняется следующим требованиям:

  1. Каждый эпизод должен быть связан с предыдущим и последующим.
  2. Действие развивается по нарастающей линии от более слабых к эмоционально сильным эпизодам.
  3. Каждый эпизод должен иметь внутреннюю логику построения и заканчиваться прежде, чем начнется другой.

Идея всего сценария наиболее сконцентрирована в кульминации. Финал (заключение) должен стать проявлением активности всех участников развлечения.

V. Планирование развлечений

Разнообразные виды развлечений предполагают заблаговременное их планирование с целью лучшей организации работы с детьми при проведении и -подготовке развлечений, а также учета всей воспитательно-образовательной работы детского сада.

Музыкальный руководитель вместе с воспитателем группы составляет сначала тематический план на квартал, затем пишет сценарные планы на месяц и при необходимости разрабатывает более подробные сценарии отдельных видов развлечений. Если используется готовая разработка сценария, следует указать источник — откуда взят сценарий. Общий план на квартал утверждается заведующим или старшим воспитателем детского сада.

Следует помнить, что развлечения намечаются 1—2 раза в 2 недели во второй половине дня. Желательно установить определенный день для каждой возрастной группы. Для показа кукольного театра, массовой композиции, концертов самодеятельности можно объединить 2—3 группы. Этот момент должен быть отражен в плане. Необходимо обозначить и место проведения развлечения, указав основной принцип его оформления (если это требуется по замыслу).

Поквартальное планирование развлечений должно составляться с учетом сезона года и знаменательных событий и дат этого периода, с учетом воспитательно-образовательных задач и прохождения программного репертуара. К примеру, планирование развлечений на первый квартал учебного года (сентябрь, октябрь, ноябрь) в подготовительной к школе группе может включать в себя следующие виды развлечений:

  1. тематический концерт «Осенние приметы» (звучит инструментальная, вокальная музыка о природе в исполнении взрослых, дети исполняют стихи, песни об осени);
  2. показ диафильма с музыкальным сопровождением (организуют взрослые);
  3. музыкальную викторину (проводится музыкальным руководителем вместе с воспитателями, используются произведения, знакомые детям);
  4. «В гостях у детей бабушка Арина» (вечер шуток, загадок; организуют взрослые);
  5. показ кукольного спектакля (организаторы и исполнители — взрослые);
  6. «Наш веселый концерт» (программа концерта составляется из детских музыкальных и литературных произведений по предварительной заявке детей; организаторы — воспитатели; ведущими концерта могут быть 2—3 ребят);
  7. показ мультфильма (организуют взрослые);
  8. веселые соревнования, игры, аттракционы (проводят с детьми взрослые, помощниками могут быть дети);
  9. музыкальную игру-драматизацию (исполнители — дети);
  10. вечер юмора (организуют взрослые).

Каждый вид развлечений имеет свое содержание, свой репертуар и соответствующие воспитательные задачи.

Например, намечая для развлечений музыкальную игру-драматизацию «Кто виноват?» (музыка Ю.Чичкова, слова В.Викторова), согласно содержанию ставится задача — воспитывать у детей бережное отношение к своим игрушкам. Произведение это не программное, и потому следует учесть возможности детей, заблаговременно провести с ними индивидуальную подготовительную работу.



Предварительный просмотр:

«Целебные звуки музыки»

Исследования и практика показывают, что дошкольный период детства наиболее благоприятен для возникновения устойчивого интереса к музыке, развития оценочной деятельности и избирательного отношения к произведениям музыкального искусства. Реализация творческого, индивидуально-ориентировочного процесса музыкального воспитания предполагает становление музыкальной культуры. Процесс приобщения к музыкальному искусству обеспечивает большие возможности для формирования эмоциональной сферы, а также интеллекта, нравственности, эстетического вкуса. Психологические новообразования и достижения дошкольного периода в музыкальном развитии не теряют своего значения и не уходят в прошлое с детством. От того, какими были первые музыкальные впечатления, кто и как вёл ребёнка к музыкальному искусству, во многом зависит не только открытость музыки, но и мировосприятие человека в целом. Вот потому к педагогу-музыканту предъявляются достаточно высокие требования. Музыкальный руководитель, по моему мнению, обязан владеть не только классической методикой дошкольного музыкального воспитания, но и, осуществляя творческий поиск, координировать работу педагогов и участие родителей в музыкальном воспитании; обладать элементарной психолого-педагогической подготовкой, то есть знать возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребёнка, его музыкальных возможностей. Это позволило мне, как музыкальному руководителю, расширить собственный инструментарий музыкально-педагогических воздействий на ребёнка для реализации его потенциальных музыкальных способностей, влияющих на здоровье. История оставила не мало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времён терапевтических возможностей музыкального искусства. О целебных свойствах музыки человечество узнало ещё в Библии. Первым, кто научно объяснил лечебный эффект музыки, был Пифагор. В IIIв. до н.э. в Парфянском царстве был создан музыкально-медицинский центр, где с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств, сердечных заболеваний. Выдающейся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и предаёт физическую бодрость. В свою очередь западные учёные, провидя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии классических произведений действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка- анальгетик в мире звуков, то есть она облегчает боль. Самый большой эффект на человека, его интеллектуальную сферу деятельности, оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – «Эффект Моцарта». Данные факторы послужили основанием мне для поиска системы обучения и воспитания, которая наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития ребёнка способствовала бы формированию у него осознанной потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни обеспечивала бы практическое освоение навыков сохранения, укрепления и формирования физического, психического и духовного здоровья. Это и привело к созданию в нашем коллективе такой системы здоровьесберегающего взаимодействия, где укрепление здоровья происходит не только через обучения детей к элементарным приёмам ЗОЖ, но и через систему арттерапии (ароматерапии, изотерапии, песочной терапии, витаминотерапии, психогимнастики, музыкотерапии), которая направлена не на ликвидацию тех или иных симптомов и состояний, а на развитие своих отношений с самим собой и миром. Как музыкальный руководитель, я, работая над проблемой укрепления здоровья детей через элементы музыкотерапии, нахожусь в тесном взаимодействии с воспитателями всех групп, педагогом-психологом, учителем-логопедом, инструктором по физическому воспитанию, медсестрой. Любое из нарушений психического здоровья, таких как стресс, тревожность, утомление, неврозы не проходят бесследно для физического состояния ребёнка. Снижается дисциплинированность, поведение становится непредсказуемым, возрастает физическое и психическое напряжение, повышается тревожность, враждебность, появляется внутренний душевный дискомфорт. Обеспечить здоровье ребёнка, с моей точки зрения, можно благодаря психотерапевтическим возможностям, которые лежат в основе музыкотерапии. В нашем детском саду используется такой метод коррекции на музыкальных, физкультурных занятиях, бодрящей гимнастике после дневного сна, занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх и т.д. Каждый педагог использует элементы музыкотерапии в сочетании с другими играми и упражнениями, «конструирует» из отдельных композиций необходимую форму занятий. Происходит это только после ознакомления педагогами с основами музыкотерапии. Мною проводились консультации, семинары-практикумы («Полезная музыка», « Музыка лечит»). Участвуя в таких мероприятиях, они познавали элементы влияния музыки на психоэмоциональную сферу ребёнка. Все элементы упражнений в музыкотерапии служат не только средством развития музыкальных и двигательных способностей детей, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а также как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса и т.д. в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду. Зная основу музыкотерапии, педагог, взаимодействуя с музыкальным руководителем, за считанные минуты снимает умственную усталость, взбадривает, раскрепощает, повышает настроение, концентрирует внимание ребёнка. Таким образом, в процессе музыкотерапии происходит развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер, психических процессов; дети приобретают навык преодоления страхов и застенчивости, улучшается их эмоциональное состояние, снижается чувство тревожности, агрессивности, напряжения, улучшается психологический климат в коллективе. Дети приобретают такие качества, как терпимость, дружелюбие, чувство ответственности, повышается интенсивность в общении. Считаю, что наиболее продуктивным в использовании здоровье сберегающих образовательных технологий являются музыкальные виды деятельности в сочетании с психологическими упражнениями. Список «музыкальных рецептов» Учёные, провидя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом: - от неврозов и раздражительности избавляет бодрящая музыка П. Чайковского, «Кантата №2» И. Баха; - помогает снять стресс, сконцентрироваться, идеально подходить для индивидуальных занятий романтическая, создающая ощущение свободного пространства, музыка Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Листа; - для профилактики утомляемости необходимо слушать «Утро» Э. Грига, «Рассвет над Москвой-рекой» (фрагмент из оперы «Хованщина») М. Мусоргского, романс «Вечерний звон», «Времена года» П. Чайковского; - поднимают настроение, избавляют от депрессий, разряжают накал чувств – джаз, произведения Брамса, «Итальянская полька» Рахманинова; - творческую активность стимулирует «Марш» из кинофильма «Цирк» И. Дунаевского, «Болеро» М. Равеля, «Танец с саблями» А. Хачатуряна; - полное расслабление вы можете получить от «Вальса» Д. Шостаковича из кинофильма «Овод», романса из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» Г. Свиридова; - нормализует сон и работу мозга сюита «Пер Гюнт» Э. Грига, «Лунная соната» Л. Бетховена; - развитию умственных способностей у детей способствует музыка В. Моцарта



Предварительный просмотр:

"Работа музыкального руководителя с воспитателями в области музыкально-ритмических движений"


Положительное влияние музыки на обще функциональную деятельность организма доказано. Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо как можно раньше начинать развивать эти умения в доступной и интересной для детей дошкольного возраста форме: ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов.

Музыкальным воспитанием занимается как музыкальный руководитель, так и воспитатель каждой группы. Важно, чтобы воспитатель знал свою роль в каждом виде деятельности.

Он должен помочь детям лучше усвоить программный репертуар. При этом его активность зависит, прежде всего от возраста детей.

Наиболее активная роль принадлежит воспитателю младших групп. Дети  3го года жизни выполняют движения по показу воспитателя. Поэтому готовясь к занятию, я приглашаю воспитателя, чтобы разучить или повторить ту или иную пляску, игру, ритмическое движение. Как правило, на это у нас уходит мало времени, т.к. движения этого возраста саамы простейшие и тем более они все сопровождаются пением, в содержании которого указано выполнение движений. Часто я начинаю разучивание с показа знакомых движений. Почти все танцы, пляски включают в себя одинаковые танцевальные движения для лучшего их запоминания. Затем воспитатель показывает пример еще раз под музыку, а дети присоединяются.

Когда уже танец, упражнение, игра детьми хорошо усвоена, я всегда напоминаю воспитателю, чтобы он давал детям возможность самостоятельно начинать движения, у кого не получается воспитатель подходит и выполняет движения с этим ребенком.

В средних, старших группах воспитатель также помогает разучивать танец, помогает отрабатывать качество исполнения, применяя самые разнообразные приемы.

Например, дети средней группы в начале года затрудняются в соблюдении определенного расстояния между парами. Воспитатель должен постоянно следить за детьми и исправлять их ошибки.

Дети старшего возраста более самостоятельны в разучивании и исполнении ритмических движений. Воспитатель должен наблюдать за точностью и выразительностью исполнения. Но для этого воспитатель также должен знать, как исполняется то или иное упражнение, танец, пляска, игра и т.д. Воспитатель должен быть знаком  с образом того или иного произведения, знать музыку и уметь правильно показать танец. Воспитатель должен постоянно наблюдать, замечать, помогать.

Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя приводит к желаемым результатам в решении задач общего музыкального воспитания дошкольников.



Предварительный просмотр:

                                Консультация для воспитателей.

«Развитие музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста»

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие художественно-творческих способностей у детей  дошкольного возраста.
Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом, основой художественно-творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей. Общими  критериями творческих способностей являются: готовность к импровизации,  новизна, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особая чувствительность.
                   Понятие «творчество» и «творческие способности» 
  Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? 
Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления,
 приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. 
Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. 
Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.
           Характеристика особенностей в развитии творческих
                 
способностей в  дошкольном возрасте
Говоря о формировании музыкальных способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать музыкальные творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от
 полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать музыкально- творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. 
Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между
 ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и широчайших возможностей к  развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие.     
Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным. 
Однако возможности развития музыкальных способностей, достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития музыкально-творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей).  Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых формирования музыкальных творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития музыкальных творческих способностей. По мнению Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности музыкальных творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития музыкально-творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким музыкальным творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития музыкальных творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей музыкальной творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития музыкальных способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. 
Давно известно, что для музыкального творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому  условием успешного развития творческих способностей является – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для творческого поиска и собственных открытий ребенка. Важно постоянно стимулировать ребенка к музыкальному творчеству проявлять  сочувствие  к  его  неудачам, терпеливо  относиться  даже  к  странным  идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким музыкальным творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что музыкальное творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно само выражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения,  то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные  сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...