Педагогический проект "Использование современной технологии "Проектная деятельность" для формирования нравственно-патриотических ценностей у дошкольников
проект (старшая группа) на тему

В последнее время широко используются современные технологии. Реализуя метод проектов, мы воспитываем самостоятельную и ответственную личность, развиваем умственные и творческие способности детей. Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, помогают выстроить наиболее тесные взаимоотношения в семье. Нравственно-патриотическое воспитание - сложный педагогический процесс. Лишь в тесном сотрудничестве с родителями возможно заложить фундамент будущего патриота Родины. Мой педагогический проект направлен на вовлечение родителей в процесс нравственно-патриотического воспитания, создание совместных с детьми семейных творческих проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор проекта:

Александрова Галина Яковлевна, учитель марийского языка, высшей квалификационной категории МДОУ детского сада №3 «Теремок» п. Советский Республики Марий Эл

Исполнители:

  •  Учитель марийского языка
  • Воспитатели старшей группы
  • Музыкальный руководитель
  • Родители
  • Дети

Заказчик проекта:

Администрация МДОУ детского сада №3 «Теремок» п. Советский Республики Марий Эл

База экспериментальной работы:

МДОУ детский сад №3 «Теремок» п. Советский Республики Марий Эл

Сроки работы:

Апрель 2014 года — июнь  2016 года

I.  Обоснование актуальности проекта.

  Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остаётся воспитание патриотизма, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

       В последнее время как никогда очень остро встает вопрос о духовном и нравственном состоянии подрастающего поколения.  Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление социального опыта жизни в своей семье, в детском саду, в поселке, в своем родном крае.

Важно воспитывать детей на семейных традициях, показывать личный пример уважения к старшему поколению, чувство восхищения героизмом воинов, пример бережного отношения ко всему окружающему миру.

Нравственно-патриотическое воспитание - сложный педагогический процесс. Лишь в тесном сотрудничестве с родителями возможно заложить фундамент будущего патриота Родины.

В последнее время широко используются современные технологии. Реализуя метод проектов, мы воспитываем самостоятельную и ответственную личность, развиваем умственные и творческие способности детей. Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, помогают выстроить наиболее тесные взаимоотношения в семье.

 Итак как патриотизм начинается с любви к матери, отцу, бабушке, дедушке, близким людям, к родному дому, улице, поселку, я разработала и реализую проект «Использование современных технологий в формирования нравственно-патриотических ценностей у дошкольников».

Нормативно-правовая база:

Правовыми основами патриотического воспитания являются:

  • Конституция Российской Федерации
  • Закон РФ «Об образовании», «О днях воинской славы России», « О ветеранах», «Об увековечении победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 годов»
  • Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года №24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации»
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденный постановлением Правительства РФ от 25.10.2010 №795, ставшая продолжением предыдущих Государственных программ
  • Указ президента РФ от 01.06.2012 №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы
  • Устав ДОУ
  • Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС «Истоки», по которой работает наш детский сад.

Реализация основной общеобразовательной программы «Истоки» обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, общечеловеческое, социальное и эмоциональное развитие.

В образовательной области «Социализация» программа «Истоки» устанавливает:

  • создание условий для формирования нравственной основы первоначальных чувств патриотизма как общечеловеческой ценности (любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, окружающим)
  • воспитание доброжелательного отношения, доверие к близким взрослым и сверстникам
  • формирование элементарных представлений о родословной как об истории семьи и народной традиции.

В соответствии с вышесказанным, руководствуясь Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, был разработан данный проект.

Новизна: включает в себя вовлечение родителей в процесс нравственно-патриотического воспитания, создание совместных с детьми семейных творческих проектов, отражающих традиции (предпочтение, интересы, увлечения) семьи, истории и культуры родного края.

Цель проекта:

Используя современные технологии, формировать  нравственно-патриотические чувства у дошкольников

В процессе разработки проекта решаются следующие задачи:

  • Формировать чувство любви и привязанности к родителям, своей семье и близким людям и чувство гордости за них
  • Знакомить детей с традициями семьи, культурой и историей своей малой Родины
  • Побуждать родителей к изучению истории и культуры своего края
  • Приобщать родителей к созданию совместных с детьми творческих проектов

 Объект: дети старшего дошкольного возраста

Предмет: процесс формирования нравственно-патриотических чувств детей путем использования современных технологий.

Гипотеза исследования: в результате проектной деятельности возможно формирование у детей патриотических чувств и нравственных качеств.

 Методы исследования:

1. Теоретический анализ литературы по данной теме

2. Анкетирование родителей

3. Диагностика детей

4. Подборка произведений разных жанров устного марийского народного творчества

5. Разработка, обобщение, внедрение передового опыта

6. Консультирование родителей, музыкального руководителя и педагогов

Доказательства необходимости разработки данной темы:

  Нравственно-патриотическое воспитание детей является одним из приоритетных направлений ДОУ и важнейшим звеном системы воспитательной работы. Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями.      

Но взрослые, ссылаясь на постоянную занятость и современный ритм жизни, не всегда находят время побеседовать с малышом о поступках тех или иных людей, о проблемах и жизненных ситуациях, требующих принятия правильного решения.

 Компьютерные игры, примеры злых персонажей зарубежных мультфильмов заменили воспитательное значение произведений устного народного творчества. Недостаточное внимание со стороны взрослых, не знание своего ближнего окружения сделали детей жестокими ко всему: к людям, животным, растениям и т.д. Это и нацелило меня на работу по формированию нравственных чувств у дошкольников.

С целью определения уровня положительно-эмоционального восприятия членов семьи, личностного развития и социального поведения детей было проведено исследование в данной группе. Обследование проводилось по диагностическому материалу / под редакцией Ветохиной А.Я., Дмитриенко З.С. «ООО Издательство «Детство-Пресс», 2010.

Проанализировав результаты диагностики на начало реализации проекта выявлено, что показатель среднего уровня доминирует над высоким на 42%.

Далее сравнивая результаты в начале года и в конце,  можно отследить положительную динамику развития детей по нравственно-патриотическому воспитанию детей. Средний уровень снизился на 44%, а высокий уровень возрос на 44%.

С целью выявления семейного микроклимата были проведены беседы с родителями. Изучение отношения родителей к проблеме патриотического воспитания детей, выявление их положительного опыта, типичных трудностей и недостатков осуществлялось при помощи анкетирования. Родителям были заданы вопросы:

«Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание?»,

«Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?»,

 «Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?»,

 «Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления детей с родословной семьи?»,

«Есть ли в Вашей семье традиции?»,

«Хорошо ли Вы знаете историю своего края?»,

 «Знаете ли Вы произведения устного марийского народного творчества?»,

«Считаете ли Вы необходимым формирование патриотических чувств путем приобщения к национальной культуре?»

В анкетировании приняли участие 16 родителей. Результаты анкетирования показали, что под патриотическим воспитанием 75% родителей понимают любовь к Родине, к тому месту,  где ребенок родился и живет, 19% родителей не знают что относится к патриотическому воспитанию и 6% затруднились ответить на этот вопрос. 50% опрошенных ответили, что  ответственность за патриотическое воспитание детей несут родители, 44% - педагоги и родители, а 6% - педагоги. Все родители единогласно считают патриотическое воспитание в детском саду возможным и необходимым.

19% опрошенных родителей хорошо знают историю своего края, 25% - не достаточно, а у 56% - отсутствуют эти знания. Произведения устного марийского народного творчества знают 50% опрошенных, но не все родители знакомят детей с этими произведениями.

Из выше изложенного следует, что работа по формированию патриотических чувств необходима в тесном сотрудничестве с родителями и приобретает особое значение.

В образовательно-воспитательном пространстве участвуют учитель марийского языка, воспитатели, музыкальный руководитель, родители и дети. Следовательно, проводимые мероприятия должны быть ориентированы на всех участников.

Планируемые результаты:

  • Повысится ответственность родителей за нравственно-патриотическое воспитание в семье.
  • Возрастет активность родителей по подбору материала и подготовке творческих работ совместно со своими детьми.
  • У детей будут сформированы чувства привязанности и любви к своим родителям, к своему дому, к своей малой Родине.
  • Повысятся знания о родословной семьи, об истории и культуре родного края.
  • Дети научатся рассказывать о своей семье, о профессии родителей перед аудиторией (защита проектов)

II. Обоснование содержания проекта

Методологическая  и теоретическая обоснованность: Сегодня патриотическое воспитание подрастающего поколения перед обществом ставит важные задачи, поэтому идея воспитания патриотизма приобретет государственное значение.

В различных исторических эпохах в зависимости от социально-экономических условий жизни общества и идеологии в патриотическое воспитание  вкладывали различные аспекты. О патриотическом воспитании писали Н.М Карамзин, В.Г.Белинский, А.Н.Радищев, Н.А.Добролюбов.

Этнопедагогические основы патриотического воспитания К.Д.Ушинского, Л.Н. Толстого обосновывались на  принципе «народности» воспитания.

Важную роль патриотического воспитания дошкольников оценили Н.К. Крупская, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский. Они заложили фундамент теории и практики основ патриотического воспитания. Н.К.Крупская считала общественную среду окружения ребенка основополагающей в расширении его кругозора. А.С.Макаренко огромную роль в патриотическом воспитании детей отводил семье. В.А.Сухомлинский воспитание патриотических чувств детей связывал с родным краем.

В современной дошкольной педагогической науке вопросы патриотического воспитания затронуты в исследованиях А.М.Виноградовой, Р.И.Жуковской, С.А.Козловой. Они отмечают, что любой уголок нашей огромной страны неповторим, поэтому базой формирования патриотизма они считают воспитание  чувства любви к своей родной земле, определяют важную роль тесного сотрудничества воспитателей детского сада с членами семьи, а также подготовленность педагогов, родителей к решению проблем патриотического воспитания детей.

В.С. Мухина отмечает, что в  период старшего дошкольного возраста происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка. В.И.Логинова,  П.Г.Саморукова в своих работах раскрывают особенности развития старших дошкольников как предпосылки патриотического воспитания.

На принципах патриотического воспитания основаны и современные исследования педагогов. Н.А.Алешина важную роль в патриотическом воспитании отводит воспитанию любви к родному городу. И.Рыбалова, Г.Корняева также считают в образовании дошкольников необходимым краеведческий подход. Вопросами нравственно-патриотического воспитания детей занимается А.Я.Ветохина, З.С.Дмитриенко и др.

 Таким образом, анализ исследований сущности патриотического воспитания  свидетельствует: вопросы нравственно-патриотического воспитания всегда имели большое значение в воспитании детей.

Проблемы и потребности современного образования  

Нынешний период в общественном развитии нашей страны – переломный. Проблемы воспитания в современной России актуализированы духовным кризисом, охватившим общество. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов патриотизма. Вместо совершенствования собственных исторически сложившихся форм культуры, мы обратились к чужим образам и примерам. Возрос уровень информированности подрастающего поколения, к сожалению, не всегда положительной информацией. В этом случае наиболее незащищенными оказались дети, подростки, молодежь. В этой связи особого внимания требуют дети дошкольного возраста, так как они характеризуются высокой восприимчивостью к социальным воздействиям.

Исследования последних лет В.В.Абраменкова, М.В.Осориной свидетельствуют о том, что под влиянием современной «массовой культуры» уже в дошкольном возрасте происходит деформация ценностей ориентиров и картины мира.  Поэтому возникает необходимость осуществления патриотического воспитания на качественно новом уровне, что способствовало бы выработке у подрастающего поколения правильного понимания патриотизма, собственной позиции по данному вопросу. 

Актуальность определяется и недостаточной теоретической разработанностью проблемы в современных условиях. Как показывает анализ научно-педагогической литературы, нравственно-патриотическому воспитанию детей уделяется недостаточно внимания. Кроме того, богатый опыт, накопленный в советский период развития нашего общества по данному направлению воспитательной работы, не может быть использован в полном объеме в новых условиях, что обусловливает необходимость переосмысления философско-педагогического наследия по вопросам патриотического воспитания, разработки его современных теоретических основ. 

  Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 5. 10.2010 г №795, ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального.

 Новые государственные образовательные стандарты, изменения, происходящие в обществе, определили становление принципиально новых приоритетов в образовании. 

 В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Всестороннее развитие личности в соответствии с этими требованиями – главная задача дошкольного образования. А значит, деятельность педагогов ДОУ должна быть ориентирована на ФГОС

Приоритеты регионального образования

Сегодня патриотическое воспитание подрастающего поколения приобретает особо важное значение и в Республике Марий Эл. Приоритетным направлением молодежной политики является духовно-нравственное воспитание молодежи. Организация патриотической работы осуществляется в рамках Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 годы» и Республиканской целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Республики Марий Эл на 2011-2015 годы». На основе федеральной и республиканской программ на уровне муниципальных образований разработаны и реализуются комплексные программы патриотического воспитания детей.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» утверждена стратегия действий в интересах детей на 2013 - 2017 годы в Республике Марий Эл.

Меры, направленные на развитие воспитания и социализацию детей предусматривает внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование российской гражданской идентичности, культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности к защите Отечества, а также создание условий для повышения компетентности педагогов, родителей в области воспитания и социализации детей.

Поэтому и в нашем дошкольном учреждении приоритетным направлением деятельности ДОУ является нравственно-патриотическое воспитание детей.

III.  Психолого-педагогические основания

Дошкольный возраст является важнейшим этапом становления личности человека, формирования начал гражданственности и самосознания. В основе  всей работы лежит воспитание гуманных отношений, эмоциональной привязанности и доверия к близким людям и сверстникам, стремление к взаимопониманию, способности посочувствовать другому человеку, вместе порадоваться. Именно этот возраст имеет свои потенциальные возможности высших социальных чувств. Посредством чувств дети регулируют поступки, действия, свои желания.

Ребенок становится более самостоятельным, обогащается его социальный опыт. Это позволяет ему более полно осознать себя, оценивать свои личностные нравственные качества. Возрастает критичность детской оценки и самооценки.

Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать мир людей, необходимо эмоционально насыщенное общение взрослого с ребенком в разных видах деятельности. На данном этапе важно обеспечить условия для детской игры, полнее использовать художественно-литературное творчество, общение, средства эстетического воспитания.

Важным условием становления личности ребенка является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых:

  • обогащение представлений об окружающей действительности (посещение музея, выставки, памятных мест, прогулки, экскурсии)
  • просмотр диафильмов, фильмов, художественной литературы, содержащих полезный информационный материал о труде взрослых, о жизни людей в разных регионах страны
  • беседы с детьми о героях и их подвигах, о жизни инвалидов
  • создавать проблемные ситуации для активации самостоятельного осмысления детьми нравственных качеств, ставить творческие задачи, развивающие гибкое социальное поведение
  • побуждать родителей рассматривать семейные фотографии, беседовать с детьми о родственниках, участниках Великой Отечественной войны, их труде, об истории семьи и родословной
  • привлекать родителей к созданию совместных с детьми семейных проектов, отражающих традиции, жизнь людей с интересными судьбами и т.д.

 В ходе реализации проекта выявлены психолого-педагогические проблемы:

  • На практике сложно выбрать из множества методик и программ (С.А.Козлова, Р.И.Жуковская, Н.В.Алешина, А.Я.Ветохина и др.) ту, которая оптимально обеспечит формирование у дошкольников нравственных, патриотических, интернациональных чувств.
  • Наблюдается недостаточный уровень компетентности родителей по данной теме
  • Необходимо искать современные подходы взаимодействия ДОУ и семьи
  • Нет преемственности в работе учителей марийского языка, так как не во всех дошкольных учреждениях есть данные специалисты
  • Следует повышать профессиональную компетентность педагогов ДОУ и перестраивать свою работу по нравственно-патриотическому воспитанию в соответствии с ФГОС
  • Необходимо создавать условия преемственности детского сада, школы и социума путем проведения совместных мероприятий.

IV. Обоснование этапов и способов реализации проекта

Этапы реализации проекта:

1 этап:  апрель – сентябрь 2014 года – подготовительный: включение участников проекта в образовательную деятельность с целью обеспечения их готовности к освоению проблемы.

2 этап: октябрь 2014 – апрель 2016 года – основной (практический формирующий):  включение участников проекта в практическую деятельность по реализации мер и мероприятий в рамках проекта.

3 этап: май - июнь 2016 года – заключительный: проведение мониторинга усвоения знаний, умений, навыков в рамках патриотического воспитания, анализ проделанной работы участниками проекта и определение цели и задач дальнейших действий по формированию патриотических чувств.

Содержание проекта:

1 этап – подготовительный (сроки апрель – сентябрь 2014 года)

Цель: проведение методической работы по подготовке и организации проекта, сбор диагностической информации

Задачи:

  • Определить уровень актуального состояния и развития (ценностные представления, умения, отношения)  у детей старшего возраста
  • Определить направление образовательной деятельности, которое необходимо предусмотреть в ходе реализации проекта
  • Выявить потребности участников проекта в изучении данной проблемы.
  • Методическая разработка вспомогательных материалов: рекомендации для педагогов и родителей.

Ожидаемый результат – мотивационная, теоретическая и практическая готовность участников проекта к освоению проблемы

                           

На первом этапе была изучена психолого-педагогическая литература по данной теме, методические пособия по патриотическому воспитанию, осуществлен подбор диагностического материала, проведена диагностика детей старшей группы. По результатам  диагностики был составлен план мероприятий, способствующих развитию нравственно-патриотических чувств детей.

Проведено родительское собрание, где родители приняли участие в анкетировании с целью выявления отношения родителей к проблеме патриотического воспитания детей. Родителям было предложено в летнее время вместе с детьми заняться поисково-краеведческой исследовательской деятельностью, собирать интересный материал, справки, фотографии, делать зарисовки, снимки и т.д. и оформить свои мини-проекты и творческие работы. Родителям была предложена перечень разнообразной тематики для проектной деятельности. В группе был оформлен патриотический уголок, где дети могут знакомиться с государственными символами, художественной литературой, отражающей тематику патриотизма, предметы народно-прикладного творчества, тематические альбомы и иллюстрации.

2 этап – практический, сроки сентябрь 2014 – апрель 2016 года

Цель: обеспечить практическую реализацию содержательных идей и организационных механизмов проекта в рамках патриотического воспитания детей.

Задачи:

  • Включить всех участников проекта организационно-исполнительскую деятельность по решению поставленной проблемы;
  • Формировать у детей представление о своей малой Родине, интерес к своей родословной, к явлениям общественной жизни, к труду взрослых;
  • Воспитать у ребенка чувство любви и привязанности к семье, дому, детскому саду, к своей малой Родине;
  • Организовать совместную работу детского сада и семьи по формированию у детей патриотических чувств;
  • Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов и родителей

Ожидаемый результат – практическая готовность участников проекта к деятельности по решению поставленных задач, реализация плановых мероприятий проекта

Предлагаемые формы включения в деятельность на основном этапе:

  • Консультации для родителей;
  • Теоретический, практический семинар для воспитателей;
  • Праздники и развлечения для детей;
  • Защита детских проектов;  
  • Чтение произведений устного народного творчества детям по данной теме;
  • Развивающие занятия с детьми.

                                          2014-2015 учебный год

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Оформление патриотического уголка в данной группе

                     

Октябрь

Учитель марийского языка, воспитатели, родители

2.

Изобразительная деятельность «Красота родного края»

 «День Победы!»

Октябрь

Май

Учитель марийского языка,

Воспитатели, родители

3.

Чтение детям художественной литературы и произведений народного творчества

Октябрь - май

Учитель марийского языка,

воспитатели старшей группы

4.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание детей»

                 

                        

Ноябрь

Учитель марийского языка, воспитатели, музыкальный руководитель, родители

5.

 Праздник ко дню образования Республики Марий Эл «Моя республика!»

Защита детских проектов

Ноябрь

Учитель марийского языка, воспитатели, музыкальный руководитель,

родители

6.

  Подарок малышам. Изготовление поделки для подарка малышам

 

Декабрь

Учитель марийского языка, воспитатель, музыкальный руководитель

7.

Развлечение «Сторона моя неприметная!»

Защита детских проектов

 

          

Январь

Учитель марийского языка, родители, музыкальный руководитель

8.  

Подарок папе. Изготовление поделок из бросового материала

                     

Февраль

Учитель марийского языка. воспитатели

9.

Проведение мастер-класса для воспитателей  «Изготовление цветов из бумажных салфеток для подарка маме»

 

Март

Учитель марийского языка

10.

Развлечение - «День национального  героя!»

Защита детских проектов

Апрель

Учитель марийского языка,

Музыкальный руководитель,

родители

11.

Экскурсия к памятнику павшим воинам. Возложение цветка.

Май

Учитель марийского языка, воспитатели, воспитатели  

12.

Диагностика детей

Май

Учитель марийского языка

13.

Подбор материала и информации детьми и родителями (фотографии, зарисовки, исследования и т.д.)  

Июнь-август

Учитель марийского языка, родители

                                                     2015-2016 учебный год

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Чтение детям художественной литературы и произведений народного творчества

Сентябрь - май

Учитель марийского языка, воспитатели

2.

Выступление с музыкальными номерами на празднике, посвященному Дню инвалидов

Сентябрь

Учитель марийского языка, воспитатели

3.

Экскурсия в районный краеведческий музей                      

Октябрь

Учитель марийского языка, воспитатели, музыкальный руководитель

4.

Проведение праздника «Марий Эл - республика моя!»

Защита детских проектов

                   

Ноябрь

Учитель марийского языка, воспитатели, музыкальный руководитель, родители

5.

Выставка детских рисунков, посвященный дню Матери.                                         

Ноябрь

Учитель марийского языка

6.

Изготовление книжки своими руками для подарка малышам. 

Декабрь

Учитель марийского языка

7.

Встреча с интересными людьми. (Знакомство с творчеством марийской поэтессой Татьяной Пчелкиной)

  

Декабрь

Учитель марийского языка, воспитатели, музыкальный руководитель, родители

8.

 Оформление фотовыставки ко дню образования Советского района «Советский район – моя малая Родина!»                      

Январь

Учитель марийского языка,

родители

9.

Проведение праздника «Моя малая Родина»

Защита детских проектов

                         

 

Январь

Учитель марийского языка, воспитатели, музыкальный руководитель,

родители

10.

 Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в детском саду»

Февраль

Учитель марийского языка

11.

 Оформление стенда «Мой папа – защитник Отечества!»

Февраль

Учитель марийского языка,

родители

12.

Изготовление подарка маме на 8 Марта               

Март

Учитель марийского языка, воспитатели

13.

Проведение праздника «День национального героя»  Защита детских проектов                                      

Апрель

Учитель марийского языка.

родители

14.

Оформление выставки «Великой победе посвящается!»

Май

Учитель марийского языка,

родители

15.

Праздничная композиция  «День победы», возложение цветов к памятнику.

Участие в шествии Бессмертного полка.

Защита детских проектов «Я помню, я горжусь!»

Май

Учитель марийского языка, воспитатели,

музыкальный руководитель,

родители.

Описание второго этапа.

На втором этапе проводились развлечения и праздники, тематические занятия, при этом объем и содержание познавательного материала усложнялось в соответствии с возрастом детей. Отдельные темы творческих работ детей и родителей приурочивались к конкретным событиям и праздникам. На таких праздниках и развлечениях дети выступали с защитой своих проектов. Проведение календарных праздников и календарных тематических занятий обеспечивало связь с общественными событиями. Так, например, о достопримечательностях родного края дети рассказывали на праздниках, посвященных Дню образования района и республики. Про своих пап дети рассказывали на праздниках, посвященных Дню национального героя,  Дню защитника Отечества. В канун Международного женского дня рассказывали о своих мамах,  ко Дню матери дети готовили мамам подарки и с желанием рисовали мамин портрет.

С детьми проводили беседы о Великой Отечественной войне, где уточнялись представления детей о военных событиях, о жизни в военное время, о военном орудии и технике, о подвигах советских солдат во время войны. С детьми рисовали и готовили поделки на праздничную тематику. Организовали выставку «Великой победе посвящается!», где выставлялись совместные работы детей и родителей в различных техниках исполнения.  

На 9 мая проводили утренник, посвященный Дню Победы, где звучат стихи и песни в исполнении детей, а также дети выступают с презентацией «Я помню, я горжусь!», где рассказывают о своих родственниках, участниках Великой Отечественной войны.

 

Воспитатели данной группы знакомили детей с художественной литературой по тематике в рамках проекта, произведениями устного народного творчества, читали сказки, загадывали загадки, использовали марийские народные игры.

С детьми проводились экскурсии в районный краеведческий музей имени известного краеведа Энсая Макаровича Иванова. Здесь дети знакомились с настоящими орудиями и экспонатами времен Великой отечественной войны, узнали о героическом подвиге наших земляков, имели возможность прикоснуться к историческим корням марийского народа, знакомились с творчеством народных мастеров, с особенностями национальных костюмов, с традициями и обычаями народа мари.

Дети с удовольствием рисовали природу родного края, передавая в своем творчестве её красоту. Готовили открытку в подарок сотрудникам детского сада в благодарность за их труд и любовь, с желанием изготавливали поделки в подарок малышам и самым дорогим людям, тем самым показывая доброе, заботливое, внимательное, уважительное отношение к детям младшего возраста и людям старшего поколения.

В конце каждого учебного года проводилась диагностика, определяющая уровень развития ребенка по формированию нравственно-патриотических чувств.

 Были проведены просветительские, практические мероприятия со всеми участниками данного проекта.

3 этап - заключительный: сроки - апрель - июнь 2013 года

Цель: оценить степень реализации целей и задач проекта.

Задачи:

  • Включить участников проекта в аналитическую и диагностическую деятельность;
  • Проанализировать степень реализации целей и задач проекта;
  • Обобщить опыт работы по реализации проекта;
  • Определить перспективы дальнейшей деятельности.

Ожидаемый результат – положительный результат формирования патриотических чувств, нравственных качеств детей, повышенный уровень педагогической компетентности родителей по нравственно-патриотическому воспитанию, определение дальнейших перспектив работы.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Проведение диагностики по методике «Рисунок семьи»

             

Апрель

Учитель марийского языка

2.

Диагностика детей

Май

Учитель марийского языка

3.

Родительское собрание

                   

Май

Учитель марийского языка, воспитатели, муз. руководитель, родители

4.

Обобщение и распространение опыта проведенной работы:

Разработка и проведение консультаций для педагогов ДОУ, учителей марийского языка, родителей

Май - июнь

Учитель марийского языка

    Описание третьего этапа:

На заключительном этапе проводилось обследование детей по проективной методике «Рисунок семьи» на определение эмоционального благополучия ребенка в семье/ под редакцией  Зеленовой Н.Г., Осиповой Л.Е.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2011.  

Рисунки детей получились яркие, радостные, доброжелательные. В рисунках детьми отражены впечатления и представления о семье, положительный эмоциональный опыт семейных взаимоотношений. Этому способствовали полученные детьми знания, умения, навыки в рамках нравственно-патриотического воспитания при реализации проекта. Изучив работы детей, можно сделать вывод, что любовь и привязанность детей к родителям естественна, им важно любить свою семью и нам, взрослым, нужно стремиться сделать так, чтобы это чувство было постоянным и устойчивым.

В результате систематической работы к концу года дети стали больше проявлять любовь и привязанность к своей семье, родителям, близким людям, дому, детскому саду, поселку, своей малой Родине. У детей появился интерес к истории и культуре своего края, повысились знания о своем поселке, о деятельности родителей и узнали родословную семьи. У детей сформировались патриотические чувства, они проявляют чувство гордости за своих родственников – участников войны, за своих пап – защитников Отечества.

Благодаря проведенной работе, дети стали добрее и отзывчивее по отношению к сверстникам и взрослым,  стали бережнее к природе и всему живому, чему свидетельствуют отзывы педагогов и родителей.

На данном этапе был обобщен опыт среди участников проекта. На родительском собрании дети выступили с презентацией перед своими родителями. Дети держались свободно, выступали уверенно, так они получали первый опыт публичного выступления перед большой аудиторией. Также определены перспективы дальнейшей деятельности над проектом.

Технические и информационные ресурсы:

Во время реализации проекта были использованы информационные ресурсы: теоретическая литература по вопросам воспитания нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста, методические разработки по составлению детских проектов.

        Использовались технические ресурсы (компьютер, мультимедийное оборудование, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат) в качестве учебно-методического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.

Использование информационных и технических ресурсов, современной технологии (проектную деятельность) в работе с детьми, с педагогами и родителями дает возможность разнообразить образовательно-воспитательный процесс, позволяет сделать его более увлекательным и занимательным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня.

Материально-технические ресурсы:         

Схема расходов на реализацию проекта

Направления расходования средств

Виды расходов

Количество

Общая сумма расходов

1.

Научно-методическое информационное обеспечение

Приобретение научно-методической литературы

5 шт.

650

2

Оснащение дидактическими пособиями

Приобретение дидактического материала по патриотическому воспитанию (символы района, республики,  государства, карта, художественная литература и т.д.)  

7 шт.

400

3.

Распространение опыта работы среди педагогов, учителей марийского языка

Приобретение папок, файлов, бумаги, краски

350

4.

Оборудование патриотического уголка

Приобретение наглядных пособий  для патриотического уголка (флаги, символика, иллюстрированный альбом, открытки, куклы и т.д.)

6 шт.

1000

Итого

2400

        Система управления реализацией проектом

Координацию деятельности по реализации проекта осуществляют все участники проекта, которые определяют содержание конкретных мероприятий, организуют его выполнение, обсуждают предложения, направленные на повышение эффективности работы, осуществляют контроль за реализацией поставленных задач.

Одним из приоритетных направлений ДОУ является обеспечение равных возможностей для патриотического воспитания детей. Реализация данного проекта базируется на реальных потребностях нашего детского сада и будет максимально способствовать этому.

V. Обеспечение системы профессиональных коммуникаций

Исполнителями мероприятий проекта являются учитель марийского языка, воспитатели подготовительной группы, музыкальный руководитель, воспитанники, родители. Вся деятельность участников проекта выстроена на взаимодействии по реализации задач, направленных на ребенка, его развитие и воспитание. Каждый участник проекта выполняет свои функциональные обязанности.

Созданная система взаимодействия участников проекта дает возможность формировать патриотические чувства и нравственные качества у детей, обеспечивая максимальную по возможности самореализацию личности.

VI. Анализ и оценка результатов

На основании полученных результатов при исследовании детей возникла необходимость в разработке мероприятий, которые бы повысили уровень развития детей по патриотическому воспитанию.

Критерием реализации проекта будет профессиональное мастерство педагогов и достаточный уровень компетентности родителей по теме патриотического воспитания.

Созданная модель тесного взаимодействия учителя марийского языка с родителями, педагогами, музыкальным руководителем выступает как критерий результата проекта.

Проект будет сохраняться и реализовываться при положительных результатах.

Результаты успешности и эффективности реализации проекта.

В результате проведенных мероприятий по патриотическому воспитанию общий уровень развития детей данной группы составил:

-в первый год средний уровень на начало года – 71 %, высокий уровень – 29 % ,  на конец года средний -27%, высокий – 73%

 -во второй год средний уровень на начало года  –  76%, высокий уровень – 24 % , на конец года средний уровень – 23%, высокий -77%

Такие результаты были получены благодаря совместной работе педагогов, детей и родителей.

                                                      Диаграмма

Из данной диаграммы видна значительная динамика личностного развития, эмоционального восприятия, социального поведения, коммуникативности. Это свидетельствует о положительном влиянии целенаправленной работы по формированию патриотических чувств, проводимой с детьми данного старшего дошкольного возраста.

К концу учебного года у детей закрепились многие важные и полезные человеческие качества,  сформировалось чувство долга по отношению к другим людям, появились новые формы сопереживания, сочувствия.

Сформированные качества помогут детям успешно адаптироваться к школьной жизни и в социуме, потому что дети будут действовать на основе определённых правил, взаимоотношений, необходимых для совместной деятельности и общения, с чувством ответственности перед обществом, глубокой духовной привязанности к семье, дому, к своей Родине.

 Дальнейшее развитие проекта:

  • Всем педагогам, работающим со старшими дошкольниками, пересмотреть содержание перспективного планирования по нравственно-патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента;
  • Продолжить работу по преемственности между деятельностью учителя марийского языка ДОУ и учителями марийского языка и ИКН  школ  по  патриотическому воспитанию детей;
  • Широко использовать информационно-коммуникационные технологии в работе учителя марийского языка с детьми, родителями и педагогами;
  • Пополнить методический кабинет пособиями, художественной литературой, произведениями марийского устного народного творчества по патриотическому воспитанию;
  • Подобрать видео материалы по данной теме для просвещения родителей и педагогов;
  • Организовать проведение совместных мероприятий с детьми и их родителями;
  • Опубликовать опыт работы в методическом пособии и в сети Интернет

VII.  Перспективы развития и применения проекта в образовательной практике

Практическая значимость:

Практическая значимость заключается в разработке и подготовке программы по патриотическому воспитанию детей с чувства привязанности к своей семье и малой Родине. Это позволит профессионально и системно подойти к данной проблеме.

Разработка может быть рекомендована и использована в проведении работы по нравственно-патриотическому воспитанию педагогам старшего дошкольного возраста, учителям начальных классов, учителям марийского языка других детских садов.

Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в организации работы по данной теме с детьми старшего дошкольного возраста.

Распространение положительного опыта проведенной работы будет осуществляться через публикации, размещение на Интернет-ресурсах, консультирование учителей марийского языка района и республики.

Обобщенный опыт может быть использован широким кругом педагогических кадров.

Заключение

Гражданско-патриотическое воспитание – это одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. От эффективности воспитания зависит воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет все возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Целенаправленная разнообразная работа по данной теме, ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком в разных видах деятельности, в семье, в окружающей действительности – задача детского сада и родителей, так как в результате и посредством которого формируется чувство любви к Родине.

 В ходе проведенного исследования гипотеза полностью подтвердилась, цели и задачи достигнуты.

                           

Библиография:

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: Изд-во ЦГЛ, 2005. 

2. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной. Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2011.

3. Белая К.Ю. Проект «Родословная моей семьи» в семейном детском саду. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2012. №8

4. Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

4. Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Наша Родина: Пособие для воспитателей дет. – М.: Просвещение, 1984.

5. Егоров Ф.Е. Материалы по истории народа мари. Йошкар-Ола: Историко-литературный музей финно-угорских народов им. Валентина Колумба. 2012.

6.  Жуковская  Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., 1985.  

7. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2011.

8. Как научить детей любить Родину. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы.» М., 2003.

9. Марийские народные загадки / Сост. А. Е. Китиков. – Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2006.

10. Марийские народные сказки. – Йошкар-Ола: Марийское книжное М 26 издательство, 2003.

11. Микляева Н.В. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание как условие повышения качества дошкольного образования. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2011. №8

12. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2003.

13. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: Книга для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1990.

14. Петухова А.Н. Детский фольклор народа мари: Монография / Мар. гос. ун-т. – Йошкар-Ола, 2006.

15. Родина моя. Стихи.- Издательство «Детская литература», Москва 1970.

16. Смелова М.А. Проектная деятельность в семейном детском саду // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2012. №5

17. Пантелеева Н. История Отечества как фактор воспитания любви к родному краю и его защитников. // Дошкольное воспитание. 2011. №2

18. Поштарева Т. Патриотическое воспитание. // Дошкольное воспитание. 2010. №7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников к Родине, как к многонациональному государству"

проект посвящен актуальной проблеме профилактики конфликтных ситуаций в многонациональном государстве....

статья "Досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников"

В данной статье представлен один из подходов к работе  по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста; рассказано об эффективности такой формы работы как досуговая деят...

Технология проектной деятельности как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников.

Технология проектной деятельности как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников...

Доклад «Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»

«Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»...

Деловая игра к педагогическому совету "Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников"

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено сам...