Рабочая программа кружка "Гостиная природы" для детей младшей группы
рабочая программа (младшая группа) на тему
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Однако, исходя из ограниченности возможностей дошкольников в плане познания окружающего мира, деятельность эта осуществляется под руководством взрослого. Именно взрослый организует эту деятельность разрешения возникшей проблемы, руководит детской поисковой деятельностью и активностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 34 «Улыбка» г. Йошкар-Олы»
Принято на педагогическом совете Протокол № 1 от 27.08.2015 г. | Утверждаю |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
«ГОСТИНАЯ ПРИРОДЫ»
Разработала: воспитатель
высшей квалификационной категории
Крылова Инга Михайловна
Йошкар-Ола
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Прежде чем давать знания, надо
научить думать, воспринимать,
наблюдать.
В. Сухомлинский.
Мир детей – это удивительный мир, это мир почемучек. Мои дошколята самые активные, самые любознательные. У них очень много вопросов, на которые они тут же хотят услышать ответ. Поэтому я решила начать с ними исследовательскую работу, чтобы они сами могли найти ответы на свои многочисленные вопросы. Основой всей исследовательской работой явились материалы О.В. Дыбиной по книге «Неизведанное рядом»». Дети с большим желанием и интересом включились в работу.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Однако, исходя из ограниченности возможностей дошкольников в плане познания окружающего мира, деятельность эта осуществляется под руководством взрослого. Именно взрослый организует эту деятельность разрешения возникшей проблемы, руководит детской поисковой деятельностью и активностью.
Для исследовательской, кружковой работы была поставлена цель – совершенствование умений для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.
Были выделены следующие задачи:
1. Уточнение и конкретизация знаний детей о свойствах и качествах объектов природы.
2. формирование у детей старшего дошкольного возраста системы представлений об окружающей природе.
3. Развивать наблюдательность.
4. Развивать познавательный интерес детей и познавательную активность.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребёнка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.В процессе кружковой работы дети учатся:
- видеть и выделять проблему;
- принимать и ставить цель;
- решать проблему;
- анализировать объект или явление;
- выделять существенные признаки и связи;
- сопоставлять различные факты;
- выдвигать гипотезы, предположения;
- отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
- осуществлять эксперимент;
- делать выводы;
- фиксировать этапы действий и результаты графически.
Основные направления работы:
1.Познакомить со свойствами песка, глины, воды.
2. Познакомить с понятиями: тепло, свет, звук, воздух, цвет.
3. Учить выделять свойства и качества материалов: бумаги, древесины, ткани.
4. Побуждать к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявления творчества.
5. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность.
6. Развивать способность сравнивать, сопоставлять. Делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.
7.Развивать собственный познавательный опыт.
8. Воспитывать любовь к природе.
Условия реализации:
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.
Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.
Оборудование детской лаборатории:
- Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
- разные виды бумаги, ткани;
- медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр мерные ложки;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
Программа кружка рассчитана на детей среднего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей.
Режим занятий: 1 раз в неделю;
продолжительность – 25минут.
Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).
Игровые приёмы:
- моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
- повтор инструкций;
- выполнение действий по указанию детей;
- «намеренная ошибка»;
- проговаривание хода предстоящих действий;
- предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
- фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.
Ожидаемые результаты:
- Проявление интереса к исследовательской деятельности;
- Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
- Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
- Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
- Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
- Развитие коммуникативных навыков.
Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.
Сентябрь:
1 н.: Постройка из песка домика для зайчика.
Цель: Дать представление о сухом и влажном песке: сухой – сыплется, влажный – лепится.
Литература: Первые шаги. – С.150.
2 н.: Постройка из камней домика для зайчика.
Цель: Познакомить со свойствами камней: твёрдые, тяжёлые, ими можно украсить постройку из песка.
Литература: Первые шаги. – С.150.
3 н.: Занятие «Прозрачная вода».
Цель: Познакомить с водой, её свойствами: прозрачная, без запаха, льётся; сформировать умения и навыки по использованию воды.
Литература: Дошкольная педагогика. – 2010. - № 5 (62) . – С.12.
4 н.: Игра – экспериментирование «Чистящая вода».
Цель: Закрепить представления, что вода смачивает и очищает; сформировать умения мыть руки водой через практикование и экспериментирование с водой.
Литература: Дошкольная педагогика. – 2010. - № 5 (62) . – С.12.
Октябрь:
1 н.: Занятие «Аквариум – дом для рыбок».
Цель: Познакомить с устройством аквариума: дно засыпано песком, песок мокрый; камни утопают в песке, они тоже мокрые, тёмные, большие и маленькие.
Литература: Первые шаги. – С.150.
2 н.: Игра- экспериментирование «Мокрые рукава и полотенце».
Цель: Показать необходимость засучивать рукава и вытирать руки полотенцем насухо; сформировать умение мыть руки водой и правильно вытирать полотенцем через практикование и экспериментирование с водой.
Литература: Дошкольная педагогика. – 2010. - № 5 (62) . – С.12.
3 н.: Игра – экспериментирование «Грязные и чистые руки».
Цель: Закрепить представление, что вода очищает.
Литература: Дошкольная педагогика. – 2010. - № 5 (62) . – С.12.
4 н.: Опыт «Что в пакете».
Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.
Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.6.
Ноябрь:
1 н.: Игра – экспериментирование «Какой формы мыльце?»
Цель: Закрепить представление о мыле, его полезных свойствах.
Литература: Дошкольная педагогика. – 2010. - № 5 (62) . – С.12.
2 н.: Игра – экспериментирование «Делаем мыльные пузыри».
Цель: Познакомить со способом изготовления мыльных пузырей, со свойствами мыла: может растягиваться, образует плёночку, меняет цвет.
Литература: Дошкольная педагогика. – 2010. - № 5 (62) . – С.12.
3 н.: Игра с песком в центре песка и воды «Пирожки для куклы Кати».
Цель: Закрепить знания свойств песка: сухой песок пропускается через трубочки: сыплется, шуршит. Из мокрого песка можно испечь пирожки для куклы Кати.
Литература: Первые шаги. – С.150.
4 н.: Наблюдение за водой в фонтанчике.
Цель: Познакомить со свойствами воды: течёт, журчит, брызги летят, капельки капают. Обсудить вопрос о том, кому нужна вода.
Литература: Первые шаги. – С.150.
Декабрь:
1 н.: Игра – занятие с песком, водой, камнями «Домик для черепашки»
Цель: Закрепить умение манипулировать сухим и влажным песком; учить использовать разную форму камней, их сходство с чем – либо при постройке домика.
Литература: Первые шаги. – С.151.
2 н.: Рассматривание картины «Играем с песком».
Цель: Продолжать учить рассматривать картину; уточнить представления о свойствах песка.
Литература: Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. – С.112.
3 н.: Дидактическая игра «Снежинки в гостях у ребят».
Цель: Закрепить знания свойств снега: он лепится, из него можно скатать комок; в тёплых руках снег тает и превращается в воду.
Литература: Первые шаги. – С.151.
4 н.: Опыт «Изготовление цветных льдинок».
Цель: Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.
Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.5.
Январь:
1 н.: Игра – занятие «Снегопад».
Цель: Познакомить с сезонным явлением снегопад.
Литература: Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. – С.84.
2 н.: Игра – опыт «Чудесный мешочек».
Цель: Научить определять вещества и предметы на ощупь.
Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.12.
3 н.: Игра «Купание куклы Кати».
Цель: Закрепить знания свойств воды: чистая, тёплая, холодная; ещё раз повторить вопрос о том, кому нужна вода.
Литература: Первые шаги. – С.151.
4 н.: Иры с соломинкой.
Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.
Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.12.
Февраль:
1 н.: Игра – сказка «Про маленькую капельку».
Цель: Закрепить знания свойств воды: прозрачная, чистая, нужна человеку, животным, растениям.
Литература: Первые шаги. – С.151.
2 н.: Игра «Что звучит?»
Цель: Научить определять по издаваемому звуку предмет.
Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.11.
3 н.: Занятие «Снежинки».
Цель: Познакомить с сезонным явлением – снежинками, дать знания о снежинках.
Литература: Конспект занятия.
4 н.: Игра – опыт «Что в коробке?»
Цель: Познакомить со значением света, с источником света; показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.9.
Март:
1 н.: Опыт «Лёгкий – тяжёлый».
Цель: Показать, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые; научить определять вес предмета и группировать предметы по весу.
Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.10.
2 н.: Наблюдение за водой в природе.
Цель: Дать возможность детям убедиться в том, что вода в природе бывает в разном состоянии: ручей, лужица – это вода, сосулька – тоже вода.
Литература: Первые шаги. – С.152.
3 н.: Игра – опыт «Определи».
Цель: Определить путём обследования формы, цвета, величины, запаха, вкуса различных овощей и фруктов.
Литература: Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С.31.
4 н.: Занятие «Кругом вода».
Цель: Показать разнообразные действия с талым снегом.
Литература: Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. – С.95.
Апрель:
1 н.: Опыт «Кто играет ленточками?»
Цель: Учить устанавливать взаимосвязь: дует ветер – шуршат, шевелятся ленты на султанчиках.
Литература: Дошкольное воспитание. – 1994. - № 7.- С.43.
2 н.: Опыт «Кто нагрел предметы?»
Цель: Формировать представление о том, что солнышко стало греть сильнее и согревать всё вокруг.
Литература: Дошкольное воспитание. – 1994. - № 7.- С.43.
3 н.: Опыт «Горячо – холодно».
Цель: Научить определять температурные качества вещей и предметов.
Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.12.
4 н.: Игра «Ветер по морю гуляет»
Цель: Обнаружить воздух.
Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.8.
Май:
1 н.: Опыт с бумагой.
Цель: Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять её качества и свойства.
Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.16.
2 н.: Опыт с древесиной.
Цель: Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины, вычленять её качества и свойства.
Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.16.
3 н.: Опыт с тканью.
Цель: Научить узнавать вещи изткани, определять её качества и свойства.
Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.17.
4 н.: Опыт с глиной.
Цель: Научить узнавать вещи, из глины, определять её качества и свойства.
Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.19.
Литература:
- Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Младшая группа. – М.: ЦГЛ, 2004.– 192с.
- Деркунская В.А. Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности. // Дошкольная педагогика. – 2010. - № 5 (62) . – С.12
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192с.
- Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду // Дошкольное воспитание. – 1994.- № 7. – С.43.
- Комлева И. Дети экспериментируют? Да! // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С.31.
- Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» 2001-2002 года. – М.: Линка – Пресс, 2002. – 392с.
- Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гкманит. Изд. Центр ВДАДОС, 2002. – 160с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Презентация рабочей программы по развитию детей младшей группы МБДОУ д/с №18 "Аленка"
Уважаемые родители! Здесь вы можете познакомиться с рабочей программой развития ваших детей....

Рабочая программа по развитию детей младшей группы
Рабочая программа по развитию детей младшей группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой детского сада «От рождения до шк...

Рабочая программа воспитателя для детей второй группы младшей группы(3-4 года)
Рабочая программа разработана на основе примерной оббразовательной программы "От рождения до школы"...

Рабочая программа по развитию детей младшей группы
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характе...