Рабочая программа кружка "Гостиная природы" для детей младшей группы
рабочая программа (младшая группа) на тему

Крылова Инга Михайловна

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Однако, исходя из ограниченности возможностей дошкольников в плане познания окружающего мира, деятельность эта осуществляется под руководством взрослого. Именно взрослый организует эту деятельность разрешения возникшей проблемы, руководит детской поисковой деятельностью и активностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ra._progr._kruzhka_gostinaya_prirody_v_ml.gr_.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 34 «Улыбка» г. Йошкар-Олы»

 Принято

на педагогическом совете

Протокол № 1 от 27.08.2015 г.

       Утверждаю

image1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

«ГОСТИНАЯ ПРИРОДЫ»

Разработала: воспитатель

высшей квалификационной категории

 Крылова Инга Михайловна

Йошкар-Ола

2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Прежде чем давать знания, надо

научить думать, воспринимать,

наблюдать.

В. Сухомлинский.

          Мир детей – это удивительный мир, это мир почемучек. Мои дошколята самые активные, самые любознательные. У них очень много вопросов, на которые они тут же хотят услышать ответ. Поэтому я решила начать с ними исследовательскую работу, чтобы они сами могли найти ответы на свои многочисленные вопросы. Основой всей исследовательской работой явились материалы О.В. Дыбиной  по книге «Неизведанное рядом»». Дети с большим желанием и интересом включились в работу.

          Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры.

           Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Однако, исходя из ограниченности возможностей дошкольников в плане познания окружающего мира, деятельность эта осуществляется под руководством взрослого. Именно взрослый организует эту деятельность разрешения возникшей проблемы, руководит детской поисковой деятельностью и активностью.

           Для исследовательской, кружковой  работы была поставлена цель – совершенствование умений для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.

Были выделены следующие задачи:

1. Уточнение и конкретизация знаний детей о свойствах и качествах объектов природы.

2. формирование у детей старшего дошкольного возраста системы представлений об окружающей природе.

3. Развивать наблюдательность.

4. Развивать познавательный интерес детей и познавательную активность.

       К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребёнка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.В процессе кружковой работы дети учатся:

- видеть и выделять проблему;

- принимать и ставить цель;

- решать проблему;

- анализировать объект или явление;

- выделять существенные признаки и связи;

- сопоставлять различные факты;

- выдвигать гипотезы, предположения;

- отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;

- осуществлять эксперимент;

- делать выводы;

- фиксировать этапы действий и результаты графически.

 

Основные направления работы:

1.Познакомить со свойствами песка, глины, воды.

2. Познакомить с понятиями: тепло, свет, звук, воздух, цвет.

3. Учить выделять свойства и качества материалов: бумаги, древесины, ткани.

4. Побуждать к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявления творчества.

5. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность.

6. Развивать способность сравнивать, сопоставлять. Делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.

7.Развивать собственный познавательный опыт.

8. Воспитывать любовь к природе.

        Условия реализации:

        Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования,  наглядной агитации, консультаций.

        Для реализации поставленной цели и задач созданы  условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.
        Оборудование детской лаборатории:

  • Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  •  разные виды бумаги, ткани;
  •  медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр мерные ложки;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

        Программа кружка рассчитана на детей среднего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей.

        Режим занятий:         1 раз в неделю;

                        продолжительность – 25минут.

        Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).

         Игровые  приёмы:

  • моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
  • повтор инструкций;
  • выполнение действий по указанию детей;
  •  «намеренная ошибка»;
  • проговаривание хода предстоящих действий;
  • предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
  • фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме  для последующего повторения и закрепления.

Ожидаемые результаты:

  • Проявление интереса к исследовательской деятельности;
  • Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
  • Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
  • Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
  • Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
  • Развитие коммуникативных навыков.

Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

Сентябрь:

1 н.: Постройка из песка домика для зайчика.

Цель: Дать представление о сухом и влажном песке: сухой – сыплется, влажный – лепится.

Литература: Первые шаги. – С.150.

2 н.: Постройка из камней домика для зайчика.

Цель: Познакомить со свойствами камней: твёрдые, тяжёлые, ими можно украсить постройку из песка.

 Литература: Первые шаги. – С.150.

3 н.: Занятие «Прозрачная вода».

Цель: Познакомить с водой, её свойствами: прозрачная, без запаха, льётся; сформировать умения и навыки по использованию воды.

Литература: Дошкольная педагогика. – 2010. - № 5 (62) . – С.12.

4 н.: Игра – экспериментирование «Чистящая вода».

Цель: Закрепить представления, что вода смачивает и очищает; сформировать умения мыть руки водой через практикование и экспериментирование с водой.

Литература: Дошкольная педагогика. – 2010. - № 5 (62) . – С.12.

                                     Октябрь:

1 н.: Занятие «Аквариум – дом для рыбок».

Цель: Познакомить с устройством аквариума: дно засыпано песком, песок мокрый; камни утопают в песке, они тоже мокрые, тёмные, большие и маленькие.

Литература: Первые шаги. – С.150.

2 н.: Игра- экспериментирование «Мокрые рукава и полотенце».

Цель: Показать необходимость засучивать рукава и вытирать руки полотенцем насухо; сформировать умение мыть руки водой и правильно вытирать полотенцем через практикование и экспериментирование с водой.

Литература: Дошкольная педагогика. – 2010. - № 5 (62) . – С.12.

3 н.: Игра – экспериментирование «Грязные и чистые руки».

Цель: Закрепить представление, что вода очищает.

Литература: Дошкольная педагогика. – 2010. - № 5 (62) . – С.12.

4 н.: Опыт «Что в пакете».

Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.6.  

                                          Ноябрь:

1 н.: Игра – экспериментирование «Какой формы мыльце?»

Цель: Закрепить представление о мыле, его полезных свойствах.

Литература: Дошкольная педагогика. – 2010. - № 5 (62) . – С.12.

2 н.: Игра – экспериментирование «Делаем мыльные пузыри».

Цель: Познакомить со способом изготовления мыльных пузырей, со свойствами мыла: может растягиваться, образует плёночку, меняет цвет.

Литература: Дошкольная педагогика. – 2010. - № 5 (62) . – С.12.

3 н.: Игра с песком в центре песка и воды «Пирожки для куклы Кати».

Цель: Закрепить знания свойств песка: сухой песок пропускается через трубочки: сыплется, шуршит. Из мокрого песка можно испечь пирожки для куклы Кати.

Литература: Первые шаги. – С.150.

4 н.: Наблюдение за водой в фонтанчике.

Цель: Познакомить со свойствами воды: течёт, журчит, брызги летят, капельки капают. Обсудить вопрос о том, кому нужна вода.

Литература: Первые шаги. – С.150.

                                     Декабрь:

1 н.: Игра – занятие с песком, водой, камнями «Домик для черепашки»

Цель: Закрепить умение манипулировать сухим и влажным песком; учить использовать разную форму камней, их сходство с чем – либо при постройке домика.

Литература: Первые шаги. – С.151.

2 н.: Рассматривание картины «Играем с песком».

Цель: Продолжать учить рассматривать картину; уточнить представления о свойствах песка.

Литература: Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. – С.112.

3 н.: Дидактическая игра «Снежинки в гостях у ребят».

Цель: Закрепить знания свойств снега: он лепится, из него можно скатать комок; в тёплых руках снег тает и превращается в воду.

 Литература: Первые шаги. – С.151.

4 н.: Опыт «Изготовление цветных льдинок».

Цель: Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.

Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.5.  

                                        Январь:

1 н.: Игра – занятие «Снегопад».

Цель: Познакомить с сезонным явлением снегопад.

Литература: Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. – С.84.

2 н.: Игра – опыт «Чудесный мешочек».

Цель: Научить определять вещества и предметы на ощупь.

Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.12.  

3 н.: Игра «Купание куклы Кати».

Цель: Закрепить знания свойств воды: чистая, тёплая, холодная; ещё раз повторить вопрос о том, кому нужна вода.

 Литература: Первые шаги. – С.151.

4 н.: Иры с соломинкой.

Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.

 Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.12.

                                        Февраль:

1 н.: Игра – сказка «Про маленькую капельку».

Цель: Закрепить знания свойств воды: прозрачная, чистая, нужна человеку, животным, растениям.

Литература: Первые шаги. – С.151.

2 н.: Игра «Что звучит?»

Цель: Научить определять по издаваемому звуку предмет.

Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.11.

3 н.: Занятие «Снежинки».

Цель: Познакомить с сезонным явлением – снежинками, дать знания о снежинках.

Литература: Конспект занятия.

4 н.: Игра – опыт «Что в коробке?»

Цель: Познакомить со значением света, с источником света; показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.9.

                                           Март:

1 н.: Опыт «Лёгкий – тяжёлый».

Цель: Показать, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые; научить определять вес предмета и группировать предметы по весу.

Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.10.

2 н.: Наблюдение за водой в природе.

Цель: Дать возможность детям убедиться в том, что вода в природе бывает в разном состоянии: ручей, лужица – это вода, сосулька – тоже вода.

Литература: Первые шаги. – С.152.

3 н.: Игра – опыт «Определи».

Цель: Определить путём обследования формы, цвета, величины, запаха, вкуса различных овощей и фруктов.

Литература: Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С.31.

4 н.: Занятие «Кругом вода».

Цель: Показать разнообразные действия с талым снегом.

Литература: Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. – С.95.

                                         Апрель:

1 н.: Опыт «Кто играет ленточками?»

Цель: Учить устанавливать взаимосвязь: дует ветер – шуршат, шевелятся ленты на султанчиках.

Литература: Дошкольное воспитание. – 1994. - № 7.- С.43.

2 н.: Опыт «Кто нагрел предметы?»

Цель: Формировать представление о том, что солнышко стало греть сильнее и согревать всё вокруг.

 Литература: Дошкольное воспитание. – 1994. - № 7.- С.43.

3 н.: Опыт «Горячо – холодно».

Цель: Научить определять температурные качества вещей и предметов.

 Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.12.

4 н.: Игра «Ветер по морю гуляет»

Цель: Обнаружить воздух.

Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.8.

                                                  Май:

1 н.: Опыт с бумагой.

Цель: Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять её качества и свойства.

Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.16.

2 н.: Опыт с древесиной.

Цель: Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины, вычленять её качества и свойства.

Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.16.

3 н.: Опыт с тканью.

Цель: Научить узнавать вещи изткани, определять её качества и свойства.

Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.17.

4 н.: Опыт с глиной.

Цель: Научить узнавать вещи, из глины, определять её качества и свойства.

Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.19.

                                      Литература:

  1. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Младшая группа. – М.: ЦГЛ, 2004.– 192с.
  2. Деркунская В.А. Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности. // Дошкольная педагогика. – 2010. - № 5 (62) . – С.12
  3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192с.
  4. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду // Дошкольное воспитание. – 1994.- № 7. – С.43.
  5. Комлева И. Дети экспериментируют? Да! // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С.31.
  6. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» 2001-2002 года. – М.: Линка – Пресс, 2002. – 392с.
  7. Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гкманит. Изд. Центр ВДАДОС, 2002. – 160с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Презентация рабочей программы по развитию детей младшей группы МБДОУ д/с №18 "Аленка"

Уважаемые родители! Здесь вы можете познакомиться с рабочей программой развития ваших детей....

Рабочая программа по развитию детей младшей группы

Рабочая  программа по развитию детей  младшей группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой детского сада «От рождения до шк...

Рабочая программа воспитателя для детей второй группы младшей группы(3-4 года)

Рабочая программа разработана на основе примерной оббразовательной программы "От рождения до школы"...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ второй младшей группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От

Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...