Рабочая программа кружка "Гостиная природы" для детей младшей группы
рабочая программа (младшая группа) на тему

Крылова Инга Михайловна

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Однако, исходя из ограниченности возможностей дошкольников в плане познания окружающего мира, деятельность эта осуществляется под руководством взрослого. Именно взрослый организует эту деятельность разрешения возникшей проблемы, руководит детской поисковой деятельностью и активностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ra._progr._kruzhka_gostinaya_prirody_v_ml.gr_.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 34 «Улыбка» г. Йошкар-Олы»

 Принято

на педагогическом совете

Протокол № 1 от 27.08.2015 г.

       Утверждаю

image1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

«ГОСТИНАЯ ПРИРОДЫ»

Разработала: воспитатель

высшей квалификационной категории

 Крылова Инга Михайловна

Йошкар-Ола

2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Прежде чем давать знания, надо

научить думать, воспринимать,

наблюдать.

В. Сухомлинский.

          Мир детей – это удивительный мир, это мир почемучек. Мои дошколята самые активные, самые любознательные. У них очень много вопросов, на которые они тут же хотят услышать ответ. Поэтому я решила начать с ними исследовательскую работу, чтобы они сами могли найти ответы на свои многочисленные вопросы. Основой всей исследовательской работой явились материалы О.В. Дыбиной  по книге «Неизведанное рядом»». Дети с большим желанием и интересом включились в работу.

          Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры.

           Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Однако, исходя из ограниченности возможностей дошкольников в плане познания окружающего мира, деятельность эта осуществляется под руководством взрослого. Именно взрослый организует эту деятельность разрешения возникшей проблемы, руководит детской поисковой деятельностью и активностью.

           Для исследовательской, кружковой  работы была поставлена цель – совершенствование умений для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.

Были выделены следующие задачи:

1. Уточнение и конкретизация знаний детей о свойствах и качествах объектов природы.

2. формирование у детей старшего дошкольного возраста системы представлений об окружающей природе.

3. Развивать наблюдательность.

4. Развивать познавательный интерес детей и познавательную активность.

       К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребёнка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.В процессе кружковой работы дети учатся:

- видеть и выделять проблему;

- принимать и ставить цель;

- решать проблему;

- анализировать объект или явление;

- выделять существенные признаки и связи;

- сопоставлять различные факты;

- выдвигать гипотезы, предположения;

- отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;

- осуществлять эксперимент;

- делать выводы;

- фиксировать этапы действий и результаты графически.

 

Основные направления работы:

1.Познакомить со свойствами песка, глины, воды.

2. Познакомить с понятиями: тепло, свет, звук, воздух, цвет.

3. Учить выделять свойства и качества материалов: бумаги, древесины, ткани.

4. Побуждать к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявления творчества.

5. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность.

6. Развивать способность сравнивать, сопоставлять. Делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.

7.Развивать собственный познавательный опыт.

8. Воспитывать любовь к природе.

        Условия реализации:

        Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования,  наглядной агитации, консультаций.

        Для реализации поставленной цели и задач созданы  условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.
        Оборудование детской лаборатории:

  • Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  •  разные виды бумаги, ткани;
  •  медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр мерные ложки;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

        Программа кружка рассчитана на детей среднего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей.

        Режим занятий:         1 раз в неделю;

                        продолжительность – 25минут.

        Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).

         Игровые  приёмы:

  • моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
  • повтор инструкций;
  • выполнение действий по указанию детей;
  •  «намеренная ошибка»;
  • проговаривание хода предстоящих действий;
  • предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
  • фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме  для последующего повторения и закрепления.

Ожидаемые результаты:

  • Проявление интереса к исследовательской деятельности;
  • Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
  • Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
  • Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
  • Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
  • Развитие коммуникативных навыков.

Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

Сентябрь:

1 н.: Постройка из песка домика для зайчика.

Цель: Дать представление о сухом и влажном песке: сухой – сыплется, влажный – лепится.

Литература: Первые шаги. – С.150.

2 н.: Постройка из камней домика для зайчика.

Цель: Познакомить со свойствами камней: твёрдые, тяжёлые, ими можно украсить постройку из песка.

 Литература: Первые шаги. – С.150.

3 н.: Занятие «Прозрачная вода».

Цель: Познакомить с водой, её свойствами: прозрачная, без запаха, льётся; сформировать умения и навыки по использованию воды.

Литература: Дошкольная педагогика. – 2010. - № 5 (62) . – С.12.

4 н.: Игра – экспериментирование «Чистящая вода».

Цель: Закрепить представления, что вода смачивает и очищает; сформировать умения мыть руки водой через практикование и экспериментирование с водой.

Литература: Дошкольная педагогика. – 2010. - № 5 (62) . – С.12.

                                     Октябрь:

1 н.: Занятие «Аквариум – дом для рыбок».

Цель: Познакомить с устройством аквариума: дно засыпано песком, песок мокрый; камни утопают в песке, они тоже мокрые, тёмные, большие и маленькие.

Литература: Первые шаги. – С.150.

2 н.: Игра- экспериментирование «Мокрые рукава и полотенце».

Цель: Показать необходимость засучивать рукава и вытирать руки полотенцем насухо; сформировать умение мыть руки водой и правильно вытирать полотенцем через практикование и экспериментирование с водой.

Литература: Дошкольная педагогика. – 2010. - № 5 (62) . – С.12.

3 н.: Игра – экспериментирование «Грязные и чистые руки».

Цель: Закрепить представление, что вода очищает.

Литература: Дошкольная педагогика. – 2010. - № 5 (62) . – С.12.

4 н.: Опыт «Что в пакете».

Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.6.  

                                          Ноябрь:

1 н.: Игра – экспериментирование «Какой формы мыльце?»

Цель: Закрепить представление о мыле, его полезных свойствах.

Литература: Дошкольная педагогика. – 2010. - № 5 (62) . – С.12.

2 н.: Игра – экспериментирование «Делаем мыльные пузыри».

Цель: Познакомить со способом изготовления мыльных пузырей, со свойствами мыла: может растягиваться, образует плёночку, меняет цвет.

Литература: Дошкольная педагогика. – 2010. - № 5 (62) . – С.12.

3 н.: Игра с песком в центре песка и воды «Пирожки для куклы Кати».

Цель: Закрепить знания свойств песка: сухой песок пропускается через трубочки: сыплется, шуршит. Из мокрого песка можно испечь пирожки для куклы Кати.

Литература: Первые шаги. – С.150.

4 н.: Наблюдение за водой в фонтанчике.

Цель: Познакомить со свойствами воды: течёт, журчит, брызги летят, капельки капают. Обсудить вопрос о том, кому нужна вода.

Литература: Первые шаги. – С.150.

                                     Декабрь:

1 н.: Игра – занятие с песком, водой, камнями «Домик для черепашки»

Цель: Закрепить умение манипулировать сухим и влажным песком; учить использовать разную форму камней, их сходство с чем – либо при постройке домика.

Литература: Первые шаги. – С.151.

2 н.: Рассматривание картины «Играем с песком».

Цель: Продолжать учить рассматривать картину; уточнить представления о свойствах песка.

Литература: Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. – С.112.

3 н.: Дидактическая игра «Снежинки в гостях у ребят».

Цель: Закрепить знания свойств снега: он лепится, из него можно скатать комок; в тёплых руках снег тает и превращается в воду.

 Литература: Первые шаги. – С.151.

4 н.: Опыт «Изготовление цветных льдинок».

Цель: Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.

Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.5.  

                                        Январь:

1 н.: Игра – занятие «Снегопад».

Цель: Познакомить с сезонным явлением снегопад.

Литература: Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. – С.84.

2 н.: Игра – опыт «Чудесный мешочек».

Цель: Научить определять вещества и предметы на ощупь.

Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.12.  

3 н.: Игра «Купание куклы Кати».

Цель: Закрепить знания свойств воды: чистая, тёплая, холодная; ещё раз повторить вопрос о том, кому нужна вода.

 Литература: Первые шаги. – С.151.

4 н.: Иры с соломинкой.

Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.

 Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.12.

                                        Февраль:

1 н.: Игра – сказка «Про маленькую капельку».

Цель: Закрепить знания свойств воды: прозрачная, чистая, нужна человеку, животным, растениям.

Литература: Первые шаги. – С.151.

2 н.: Игра «Что звучит?»

Цель: Научить определять по издаваемому звуку предмет.

Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.11.

3 н.: Занятие «Снежинки».

Цель: Познакомить с сезонным явлением – снежинками, дать знания о снежинках.

Литература: Конспект занятия.

4 н.: Игра – опыт «Что в коробке?»

Цель: Познакомить со значением света, с источником света; показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.9.

                                           Март:

1 н.: Опыт «Лёгкий – тяжёлый».

Цель: Показать, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые; научить определять вес предмета и группировать предметы по весу.

Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.10.

2 н.: Наблюдение за водой в природе.

Цель: Дать возможность детям убедиться в том, что вода в природе бывает в разном состоянии: ручей, лужица – это вода, сосулька – тоже вода.

Литература: Первые шаги. – С.152.

3 н.: Игра – опыт «Определи».

Цель: Определить путём обследования формы, цвета, величины, запаха, вкуса различных овощей и фруктов.

Литература: Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С.31.

4 н.: Занятие «Кругом вода».

Цель: Показать разнообразные действия с талым снегом.

Литература: Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. – С.95.

                                         Апрель:

1 н.: Опыт «Кто играет ленточками?»

Цель: Учить устанавливать взаимосвязь: дует ветер – шуршат, шевелятся ленты на султанчиках.

Литература: Дошкольное воспитание. – 1994. - № 7.- С.43.

2 н.: Опыт «Кто нагрел предметы?»

Цель: Формировать представление о том, что солнышко стало греть сильнее и согревать всё вокруг.

 Литература: Дошкольное воспитание. – 1994. - № 7.- С.43.

3 н.: Опыт «Горячо – холодно».

Цель: Научить определять температурные качества вещей и предметов.

 Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.12.

4 н.: Игра «Ветер по морю гуляет»

Цель: Обнаружить воздух.

Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.8.

                                                  Май:

1 н.: Опыт с бумагой.

Цель: Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять её качества и свойства.

Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.16.

2 н.: Опыт с древесиной.

Цель: Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины, вычленять её качества и свойства.

Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.16.

3 н.: Опыт с тканью.

Цель: Научить узнавать вещи изткани, определять её качества и свойства.

Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.17.

4 н.: Опыт с глиной.

Цель: Научить узнавать вещи, из глины, определять её качества и свойства.

Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.19.

                                      Литература:

  1. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Младшая группа. – М.: ЦГЛ, 2004.– 192с.
  2. Деркунская В.А. Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности. // Дошкольная педагогика. – 2010. - № 5 (62) . – С.12
  3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192с.
  4. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду // Дошкольное воспитание. – 1994.- № 7. – С.43.
  5. Комлева И. Дети экспериментируют? Да! // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С.31.
  6. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» 2001-2002 года. – М.: Линка – Пресс, 2002. – 392с.
  7. Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гкманит. Изд. Центр ВДАДОС, 2002. – 160с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Презентация рабочей программы по развитию детей младшей группы МБДОУ д/с №18 "Аленка"

Уважаемые родители! Здесь вы можете познакомиться с рабочей программой развития ваших детей....

Рабочая программа по развитию детей младшей группы

Рабочая  программа по развитию детей  младшей группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой детского сада «От рождения до шк...

Рабочая программа воспитателя для детей второй группы младшей группы(3-4 года)

Рабочая программа разработана на основе примерной оббразовательной программы "От рождения до школы"...

Рабочая программа по развитию детей младшей группы

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характе...