Рабочая программа для второй младшей группы
рабочая программа (младшая группа) на тему

Рабочая программа для второй младшей группы по социально-коммуникативному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_sotsialno-kommunikativnoe_razvitie.doc249 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 8 «Аистенок»

г. Мичуринска Тамбовской области

Рассмотрена и рекомендована                               УТВЕРЖДАЮ:

к утверждению решением                                      Заведующий МБДОУ                

педагогического совета                                          Заведующий МБДОУ

«Детский сад»   к/в № 8                                          к/в №8   «Аистенок»

«Аистенок»        _______Е.А. Васильева

Протокол №_____ от_______2017 г.         Приказ № ____ от ________ 2017 г.

                                                                                           

                                                                           

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по  реализации образовательной  области

«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ  РАЗВИТИЕ»

группы общеразвивающей направленности

для детей младшего дошкольного возраста

 (от 3 до 4 лет)

№ 7  «Мечтатели»

Срок реализации – 1 учебный год

Разработчик:

Воспитатель:   Разводова Екатерина Константиновна

                         

           

Мичуринск - наукоград РФ

                                            2017-2018 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ:

  ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ …………………………………………………………..

 Пояснительная записка …………………………………………………………

 Цель и задачи реализации Программы ………………………………………

Принципы и подходы к формированию Программы ……………………….

Характеристики Программы

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики……..

 Возрастные психофизические особенности детей 3-4 лет………………….

Планируемые результаты освоения Программы. Целевые ориентиры. …….

 Педагогическая диагностика……………………………………………………

 Планируемые     результаты      освоения    содержания     Программы     в

соответствии с конкретными  задачами…………………………………………..

 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ  РАЗДЕЛ …………………………………………...

Обязательная часть

Содержание психолого-педагогической работы в соответствии с направлениями развития ребенка…………………………………………………

 Формы, методы и средства реализации Программы c учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников………………………..............

Способы и направления поддержки детской инициативы…………………………

Часть, формируемая участниками образовательных отношений ………...

 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Обязательная часть

  Организационно-педагогические условия реализации Программы……...

 Режим дня…………………………………………………………………….

 Учебный план по реализации Программы…………………………………  

 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий……….

Организация развивающей предметно-пространственной среды………..

 Расписание ООД……………………………………………………………..

 Перспективное  планирование образовательной  деятельности

 Программно-методическое обеспечение Программы…………………….

ЦЕЛЕВОЙ  РАЗДЕЛ

 Пояснительная записка

          Рабочая   программа   по  реализации  образовательной  области  «Социально-коммуникативное  развитие»  группы  общеразвивающей  направленности для детей от 3 до 4 лет № 7 «Мечтатели» разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией   Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,  М.А.Васильевой, в соответствии с ООП ДОУ.

           Программа по развитию детей младшей группы обеспечивает  разностороннее развитие дошкольников  с учѐтом их возрастных и индивидуальных особенностей.  

             Нормативной основой Программы являются:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26  "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".

        Программа построена на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с воспитанниками.

       Срок реализации Программы – 1 год.     

          Программа в области социально-коммуникативного развития определяет содержательную и организационную составляющие образовательного процесса по освоению воспитанниками Образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

       Социально-коммуникативное развитие направленно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

1.1.  Основные  цели   и задачи реализации  программы

         Ведущие цели программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

     Задачи  программы:

- усвоение норм  и ценностей, принятых  в  обществе;

- развитие  общения  и взаимодействия  ребенка  со  взрослыми  и сверстниками;

- формирование  готовности  детей  к  совместной  деятельности;

- воспитание  культурно-гигиенических  навыков;

1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

         Программа основана на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении, в основе которого лежит закономерность, согласно которой обучение - движущая сила целостного развития личности ребенка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирования способностей, интересов, склонностей.

     Принципы программы сочетаются с деятельностным и личностным подходами к развитию ребенка.

     Деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов) к проблеме развития ребенка рассматривается как движущая сила психического развития, в каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.

     Личностный подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) определяется непосредственными и широкими социальными мотивами поведения и деятельности ребенка. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.

2. Характеристики Программы

2.1. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

                     Комплектование группы на 01.09.2017 г.

            У детей группы общеразвивающей направленности № 7 «Мечтатели» для детей от 3 до 4 лет наблюдаются следующие индивидуальные особенности:

Количество детей

Мальчики

Девочки

Познавательная сфера

23 чел.

14чел.

9 чел.

Соответствует возрасту

     Содержание и реализация Программы зависит также и от контингента родителей. В зависимости от социального статуса, образования, возраста подбираются различные формы работы с родителями по реализации Программы.

Социальный паспорт группы на 01.09.2017 г.

Полная

(неполная) семья

Сколько детей в семье

Образование мамы

Образование папы

1.

полная –  

1 реб. -

высшее -

высшее-

2.

неполная –

2 реб. –

сред. - спец. -

сред. - спец

3.

-

3 реб.-

-

-

2.2. Возрастные психофизические особенности детей 3-4 лет

Характеристика социально-коммуникативного развития

         К трем годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. У ребенка возникают личные симпатии, которые проявляются в желании поделиться игрушкой, оказать помощь, утешить. Ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте со взрослыми, ярко выражает свои чувства - радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения. Осознает свою половую принадлежность («Я мальчик», «Я девочка»). Фундаментальная  характеристика ребенка трех лет  - самостоятельность («Я сам», «Я могу»). Он активно заявляет о своем желании быть, как взрослые (самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать, делать покупки и т.п.)». Взаимодействие и общение детей четвертого года жизни имеют поверхностный характер, отличаются ситуативностью, неустойчивостью, кратковременностью, чаще всего инициируются взрослым.

Для детей 3х летнего возраста характерна  игра рядом. В игре дети выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер. Роль осуществляется фактически, но не называется. Сюжет игры - цепочка из 2-х действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый. К 4-м годам дети могут объединяться по 2-3 человека, для разыгрывания простейших сюжетно-ролевых игр. Игровые действия взаимосвязаны, имеют четкий ролевой характер. Роль называется, по ходу игры дети могут менять роль. Игровая цепочка состоит из 3-4 взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.

  3. Планируемые результаты освоения Программы. Целевые ориентиры.

     Специфика дошкольного детства (гибкость,  пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность)  обуславливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

     Целевые ориентиры данной программы определены в соответствии с программой «От рождения до школы» и  не противоречат ФГОС ДО.

     Планируемые результаты освоения детьми Программы представлены в виде целевых ориентиров, которые являют собой социально-нормативные возрастные характеристики достижений ребенка.

Целевые ориентиры:

  • Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата с своих действий.
  • Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия. Знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
  • Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
  • Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома. На улице и старается соблюдать их.
  • Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
  • Стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру; предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
  • Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами
  • Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.
  • Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
  • С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
  • Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
  • У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

4. Педагогическая диагностика

При реализации данной Программы  проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используем исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

        Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

- социально-коммуникативного развития;

- познавательного развития;

- речевого развития;

- художественно-эстетического развития;

- физического развития.

          В ходе образовательной деятельности создаются диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику и возрастные способности детей и скорректировать свои действия.

     Описание инструментария педагогической диагностики в младшей группе.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

Критерий: Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе.

Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности.

Форма поведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: фиксировать на прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения и общения ребенка.

Критерий: Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений.

Методы: беседа, проблемная ситуация.

Материал: сказка «Теремок».

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Почему звери расстроились? Кто поступил правильно?  Кто  поступил нечестно? Почему?»

Методы: наблюдение за ребенком во время организованной деятельности: полив растений.

Содержание диагностического задания:

Предшествующая беседа.

- Чем поливают цветы? (Водой.)

- Из чего поливают цветы? (Из лейки.)

- Где мы будем брать воду?

- Сколько воды нужно наливать в лейку? (половину.)

Педагог предлагает ребенку полить цветы, при необходимости оказывает помощь.

Обращает внимание ребенка, что в горшок с растением необходимо наливать небольшое количество воды, стараясь  не проливать.

Критерий: Разыгрывает самостоятельно и по просьбе взрослого отрывки из знакомых сказок.

Методы: проблемная ситуация.

Материал: игрушки – герои сказок по количеству детей, фигурки настольного театра.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Давайте расскажем сказку «Колобок»», «Волк и семеро козлят», «Репка», «Теремок».

4.1. Планируемые результаты в соответствии с конкретными задачами

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

  • старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении с взрослыми и сверстниками, в природе;
  • понимает социальную оценку поступков сверстников или героев литературных произведений;
  • имитирует мимику, движения, интонацию героев литературных произведений;
  • принимает на себя роль, объединяет несколько игровых действий в единую сюжетную линию;
  • способен придерживаться игровых правил в дидактических играх;
  • разыгрывает самостоятельно и по просьбе взрослого отрывки из знакомых сказок.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ  РАЗДЕЛ

Обязательная часть

2.1.Содержание    психолого-педагогической   работы   в   соответствии  с направлениями развития

     ОО «Социально-коммуникативное развитие»

     Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

         Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Поощрять попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Приучать детей общаться спокойно, без крика. Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Учить жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу. Приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь).

     Ребенок в семье и сообществе

     Образ Я. Постепенно формировать образ Я. Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения (ты мальчик, у тебя серые глаза, ты любишь играть и т.п.), в том числе сведения о прошлом (не умел ходить, говорить; ел из бутылочки) и о происшедших сними изменениях (сейчас правильно умеешь вести себя за столом, рисовать, танцевать; знаешь «вежливые» слова).

Семья. Беседовать с ребенком о членах его семьи (как зовут, чем занимаются, как играют с ребенком и пр.).

Детский сад.  Формировать у детей положительное отношение к детскому саду. Обращать их внимание на красоту и удобство оформления групповой комнаты. Раздевалки (светлые стены, красивые занавески, удобная мебель, новые игрушки, в книжном уголке аккуратно расставлены книги с яркими картинками).

Знакомить детей с оборудованием и оформлением участка для игр и занятий, подчеркивая его красоту, удобство. Веселую. Разноцветную окраску строений.

Обращать внимание детей на различные растения, на их разнообразие и красоту.

Вовлекать детей в жизнь группы, воспитывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, формировать бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам и пр. Формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях и на участке детского сада. Формировать уважительное отношение к сотрудникам детского сада (музыкальный руководитель, медицинская сестра, заведующая, старший воспитатель и др.), их труду; напоминать их имена и отчества.  

      Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

     Культурно-гигиенические навыки. Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.

Приучать детей следить за своим внешним видом; учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.

Формировать элементарные навыки поведения за столом: умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Самообслуживание. Учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и расстегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.п.). Воспитывать навыки опрятности, умение замечать неопрядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

Общественно-полезный труд. Формировать желание участвовать в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), после игры убирать на место игрушки, строительный материал.

Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.

Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые  при дежурстве по столовой (помогать накрывать стол к обеду: раскладывать ложки, расставлять хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки, и т.п.).

Труд в природе. Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке: с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек.

Уважение к труду взрослых. Формировать положительное отношение к труду взрослых. Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда. Воспитывать уважение к людям знакомых профессий. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.

     Формирование основ безопасности.

     Безопасное поведение в природе. Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

Безопасность на дорогах. Расширять ориентировку в окружающем пространстве. Знакомить детей с правилами дорожного движения.

Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора.

Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого). Знакомить с работой водителя.

Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.).

Формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила; открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку).

Формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот).

Развивать умение обращаться за помощью к взрослым.

      Формировать навыки безопасного поведения в играх с песком, водой, снегом.   

      Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» интегрирована во все виды  детской деятельности, режимные моменты.

2.2. Формы,   методы   и   средства   реализации   Программы   c     учетом возрастных    и        индивидуальных        особенностей       воспитанников

Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов и специально организованных мероприятий

Свободная (нерегламентированная) деятельность воспитанников

Занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые).

Занятия комплексные, интегрированные. Целевая прогулка, экскурсии, тематические встречи (гостиные).

Дежурства, коллективный труд, игры, где замысел или организация принадлежит педагогу (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные и др.).Чтение художественной литературы.

Спонтанная игровая деятельность.

Свободная творческая,

Продуктивная деятельность. Рассматривание книг, иллюстраций и т.п.

Самостоятельная двигательная активность.

Викторины. Конкурсы. Презентации. Спортивные и интеллектуальные   марафоны, олимпиады

Фестивали. Концерты.

Тематические досуги. Театрализованные представления.

Методы и средства реализации Программы

Название метода

Определение метода

Методы по источнику знаний

Словесные:

рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, поручение, анализ ситуаций, обсуждение, увещевание, работа с книгой

СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ

устное или печатное слово:

фольклор: песни, потешки, заклички, сказки, пословицы, былины;

поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, рассказы, повести и др.); скороговорки, загадки и др.

Наглядные:

метод иллюстраций и метод демонстраций

ребенок получает информацию, с помощью  наглядных пособий, технических средств, наблюдаемых  объектов,  предметов,  явлений.

Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения

Практические

Практические методы обучения основаны на практической деятельности детей и формируют практические умения и навыки.

Методы по характеру образовательной  

Информационно-рецептивный

Воспитатель сообщает  детям готовую информацию, а они ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.

Репродуктивный

(метод показа)

   Суть метода состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию воспитателя.

Проблемное изложение

    Воспитатель ставит перед детьми проблему – сложный теоретический или практический вопрос, требующий исследования, разрешения, и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода – показать образцы научного познания, научного решения проблем.

    Рассказы, содержащие проблемный компонент; объекты и явления окружающего мира; различный дидактический материал; материал для экспериментирования.

Частично-поисковый

Суть его состоит в том, что воспитатель делит проблемную задачу на подпроблемы, а дети осуществляют отдельные шаги поиска ее решения.

Исследовательский

Этот метод призван обеспечить творческое применение знаний.

Активные методы

Активные методы предоставляют дошкольникам  возможность обучаться на собственном опыте, приобретать разнообразный субъективный опыт.


2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы 

     Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС ДО является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка  инициативы  детей в различных видах деятельности.

     Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами. Детская инициатива  выражается не в том, что ребенок захотел  помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений. 

     Приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность. Для поддержания инициативы ребенка 3-4 лет взрослым необходимо:

  • создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка;
  • рассказывать детям о их реальных, а также возможных в будущем достижениях;
  • отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
  • всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;
  • помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей;
  • способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;
  • в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относится к затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе;
  • не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих, ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи;
  • учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
  • уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;
  • создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплые слова для выражения своего отношения к каждому ребенку, проявлять деликатность и терпимость;
  • всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности.

Поддержка детской инициативы

Направления

Способы

Поддержка детской автономии:

  • самостоятельность в замыслах и их воплощении;
  • индивидуальная свобода деятельности; самоопределение

Создание условий для самовыражения в различных видах деятельности и различными средствами (игровой, конструктивной, продуктивной,

художественно-эстетической, общении, двигательной и др.)

Поддержка инициативных высказываний. Применение методов проблемного обучения, а также использование интерактивных форм обучения.

Поддержка спонтанной игровой деятельности (индивидуальной или коллективной), где замысел, воплощение сюжета, выбор партнеров осуществляется детьми без вмешательства педагога

Создание условий для развития и развертывания спонтанной детской игры:

  • выбор оптимальной тактики поведения педагога;
  • наличие времени в режиме дня, отведенного на спонтанную свободную игру (не менее 1,5 часов в день, непрерывность каждого из временных промежутков должна составлять по возможности не менее 30 минут, один из таких промежутков отводится на прогулку);

              наличие разнообразных игровых материалов

Развитие ответственной инициативы

Давать посильные задания поручения; снимать страх "я не справлюсь".

Давать задания интересные, когда у ребенка есть личный интерес что-то делать (желание помочь, поддержать, быть не хуже или лучше остальных). Учить объективно смотреть на возможные ошибки и неудачи, адекватно реагировать на них.

       Часть, формируемая участниками образовательных отношений

     Часть, формируемая участниками образовательных отношений, направлена на всестороннее развитие детей, с учетом  образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, и составлена с учетом парциальных и разработанных самостоятельно авторских разработок.

     Организация образовательного процесса  строится с учетом национально-культурных, демографических, климатических особенностей. В процессе организации различных видов детской деятельности дети получают информацию о климатических особенностях, особенностях растительного и животного мира, знакомятся с традициями и обычаями, историей родного края.

     Содержательный аспект образовательной деятельности, отражающий специфику  национально-культурных,  демографических,  климатических особенностей  реализуется посредством внедрения парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой.

     Программа определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре. Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» способствует познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому, социально – коммуникативному развитию детей. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.

     Особенностью    организации    образовательной   деятельности    является

ситуационный подход.   Основной   единицей    образовательного     процесса

выступает  образовательная   ситуация,     т. е.     такая    форма     совместной

деятельности   педагога  и   детей,    которая   планируется и целенаправленно

организуется   педагогом   с    целью   решения определенных задач развития,

воспитания и обучения. Образовательная   ситуация   протекает в конкретный

временной     период       образовательной       деятельности.      Особенностью

образовательной   ситуации  является появление образовательного результата

(продукта)  в  ходе специально организованного взаимодействия воспитателя

и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок,

поделка, коллаж, экспонат для выставки),   так   и   нематериальными  (новое

знание, образ, идея, отношение, переживание).    Ориентация    на    конечный

продукт    определяет   технологию    создания    образовательных   ситуаций.

Преимущественно  образовательные  ситуации  носят  комплексный характер

и включают задачи,   реализуемые   в    разных   видах деятельности на одном

тематическом   содержании.    Образовательные   ситуации   используются   в

процессе организованной образовательной деятельности. Главными задачами

таких образовательных ситуаций является развитие способности рассуждать

и делать выводы.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Обязательная часть

3.1.    Организационно-педагогические условия реализации Программы

3.1.1.

Режим дня для воспитанников младшей группы

(3-4 года)

Режимные моменты

Время

Прием детей, взаимодействие с родителями, самостоятельная деятельность, свободная игра ’

7.00-8.20

Подготовка к завтраку, завтрак

8.20-8.50

Самостоятельная деятельность, игры, подготовка к образовательной деятельности. Организованная образовательная деятельность.

8.50-10.00

Подготовка к прогулке, прогулка.

10.00-11.50

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, гигиенические процедуры

11.50-12.00

Подготовка к обеду. Обед.

12.00-12.30

Подготовка ко сну. Дневной сон.

12.30-15.00

Постепенный подъем, закаливающие процедуры, самостоятельная деятельность

15.00-15.15

Подготовка к полднику. Уплотненный полдник.

15.15-15.40

Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность, чтение книг.

15.40-16.20

Подготовка к прогулке. Прогулка, самостоятельная деятельность, уход детей домой.

16.20-17.30

3.1.2. Учебный план по реализации Программы

УЧЕБНЫЙ  ПЛАН

по реализации рабочей программы в группе

общеразвивающей направленности

для детей от 3 до 4 лет № 7  «Мечтатели»

на 2017-2018 учебный год

ОО/ООД                                                                                            

Образовательная нагрузка в месяц

Всего в учебном году

(36 учебных недель)

1 нед.

2 нед.

3 нед.

4 нед.

Обязательная часть

ОО «Физическое развитие»

Физическая культура

3

3

3

3

108

ОО «Познавательное развитие»

Познание

1

1

1

1

36

ФЭМП

1

1

1

1

36

ОО «Речевое развитие»

Развитие речи

1

1

1

1

36

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование

1

1

1

1

36

Лепка

1

-

1

-

18

Аппликация

-

1

-

1

18

Музыка

2

2

2

2

72

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Интегрировано в различных видах деятельности и режимных моментах

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание

Интегрировано в различных видах деятельности и режимных моментах

Трудовое воспитание, самообслуживание

Интегрировано в различных видах деятельности и режимных моментах

Формирование основ безопасности

Интегрировано в различных видах деятельности и режимных моментах

ОО «Речевое развитие»

Чтение художественной литературы

Интегрировано в различных видах деятельности и режимных моментах

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Конструктивно-модельная деятельность

Интегрировано в различных видах деятельности и режимных моментах

ИТОГО по обязательной части

10

10

10

10

360

Условные обозначения:  ОО – образовательная область

                                         ООД – организованная образовательная деятельность

3.1.3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

     Построение образовательного процесса в детском саду основывается на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей, что обеспечивает единство и решение воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».

     Основой реализации комплексно-тематического принципа проектирования образовательного процесса является циклограмма традиционных событий, праздников, мероприятий (приложение №9) Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей.

3.1.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды

     Основой реализации Программы является развивающая предметная среда детства, необходимая для развития всех специфических видов деятельности. В группе она строится так, чтобы обеспечить полноценное физическое, эстетическое, познавательное и социальное развитие ребѐнка.

     Сюда   относятся  природные средства и объекты, физкультурно-игровое и

спортивное оборудование, предметно-игровая среда, музыкально-театральная, предметно-развивающая среда для занятий и др.

     Развивающая предметно-пространственная группы предусматривает создание  условий для упражнений в практической деятельности,  сенсорного

развития, развития речи, математических представлений, знакомство с окружающим миром,  природой.   Наполнение   игр,   занятий,    упражнений,

сенсорным   дидактическим   материалом     способствует   развитию   у детей

восприятия   размеров,   форм,   цвета, математическому и речевому развитию.


Описание  предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещении группы общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет №7 «Мечтатели»

Зона для приема пищи и занятий

Зона двигательной активности

Зона речевого развития

Зона художественно - эстетического  развития

Зона

сюжетных

игр

Зона для развития предметной деятельности

Зона познавательного развития

Столики со стульчиками

Мячи

средние

разных

цветов.

Мячи малые

разных

цветов.

Скакалки,

кегли,

кубики, мешочки с песком, ленточки.

Дорожка здоровья.

Открытая витрина для книг. Детские книги по программе и любимые книги детей.

Книги, знакомящие с культурой русского народа: потешки, загадки,

прибаутки.

Флеш - носители с записями детских песен, сказок.

Наборы сюжетных картинок

 Для музыкального развития:

игрушечные

музыкальные

инструменты

( погремушки,

бубен, дудки, ложки),

музыкальные игрушки, неваляшки.

Для театрализованной деятельности:

атрибуты для обыгрывания сказок, кукольный театр

Для изобразительной деятельности:

Столик и стульчик, наборы цветных карандашей, красок, емкости для воды, бумага разных форматов и цветов, пластилин, мольберт, книжки-раскраски

 Игрушки - персонажи:

куклы разных

размеров в одежде, которую можно снимать и надевать, куклы голыши.

Игрушки для разыгрывания различных сюжетов: атрибуты для сюжетно-ролевых игр

 («Дочки-матери»,

«Хозяюшки»,

«Парикмахерская» «Больница», «Маленький строитель»).

Транспорт:

(Мелкий, средний, крупный).

Машины легковые и грузовые

(самосвалы, специальный транспорт)

Конструкторы « Лего», кубики с картинками, пирамидки, разрезные картинки  и пазлы, логико-математические игры «Логический домик», «Домик с фигурками», « Шнур- затейник»,

крупная и средняя мозаики, игрушки-шнуровки, набор объемных геометрических фигур, игрушки-вкладыши

Материалы для пересыпания и переливания ( лопатки, ситечки, леечки).Природный материал (камешки, ракушки, шишки) Календарь природы. Игрушки-зверушки из разных материалов. Мыльные пузыри.


3.1.5. Расписание ООД

РАСПИСАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Группа  общеразвивающей направленности № 7«Мечтатели»  

для детей от 3 до 4 лет

День  недели

Время

Базовые виды деятельности

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

3.2. Перспективное планирование по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для детей

группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет «Мечтатели»

Направления

Программное содержание

Пути достижения цели

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание. Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.

   

             

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Формирование основ безопасности. Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.

Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил. Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил

Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо.

Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Поощрять попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Приучать детей общаться спокойно, без крика.

Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Учить жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу.

Приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь).

         

Образ Я. Постепенно формировать образ Я. Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения (ты мальчик, у тебя серые глаза, ты любишь играть и т. п.), в том числе сведения о прошлом (не умел ходить, говорить; ел из бутылочки) и о происшедших с ними изменениях (сейчас умеешь правильно вести себя за столом, рисовать, танцевать; знаешь «вежливые» слова).

Семья. Беседовать с ребенком о членах его семьи (как зовут, чем занимаются, как играют с ребенком и пр.).

Детский сад. Формировать у детей положительное отношение к детскому саду. Обращать их внимание на красоту и удобство оформления групповой комнаты, раздевалки (светлые стены, красивые занавески, удобная мебель, новые игрушки, в книжном уголке аккуратно расставлены книги с яркими картинками).

Знакомить детей с оборудованием и оформлением участка для игр и занятий, подчеркивая его красоту, удобство, веселую, разноцветную окраску строений.

Обращать внимание детей на различные растения, на их разнообразие и красоту.

Вовлекать детей в жизнь группы, воспитывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, формировать бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам и пр. Формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада.

Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях и на участке детского сада.

Формировать уважительное отношение к сотрудникам детского сада (музыкальный руководитель, медицинская сестра, заведующая, старший воспитатель и др.), их труду; напоминать их имена и отчества.

Родная страна. Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города (поселка), в котором они живут; побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке) и пр.

 

     

Культурно-гигиенические навыки. Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.

Приучать детей следить за своим внешним видом; учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.

Формировать элементарные навыки поведения за столом: умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Самообслуживание. Учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.). Воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

Общественно-полезный труд. Формировать желание участвовать в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), после игры убирать на место игрушки, строительный материал.

Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.

Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой (помогать накрывать стол к обеду: раскладывать ложки, расставлять хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки и т.п.).

Труд в природе. Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке: с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек.

Уважение к труду взрослых. Формировать положительное отношение к труду взрослых. Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.

Воспитывать уважение к людям знакомых профессий. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.

Безопасное поведение в природе. Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

Безопасность на дорогах. Расширять ориентировку в окружающем пространстве. Знакомить детей с правилами дорожного движения.

Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора.

Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого).

Знакомить с работой водителя.

Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.).

Формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила; открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку).

Формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот).

Развивать умение обращаться за помощью к взрослым.

Развивать умение соблюдать правила безопасности в играх с песком, водой, снегом.

Рассказ воспитателя «Что такое детский сад?»

Ситуативный разговор «Как вести себя в детском саду».

Учить детей общаться во время игры: не ссориться, не отбирать игрушки, уступать игрушку товарищу

С/р игра «Детский сад»-учить играть дружно, уступать друг другу

Игра « Назови ласково товарища по имени»-учить называть детей ласково по имени.

Рассказ воспитателя « Где живут наши игрушки?»

Игры детей с любимыми игрушками

Игра «Кто спрятался?»-учить играть в совместные игры»

С/р игры «Дочки-матери», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница»-способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия, учить пользоваться атрибутами по назначению

Ситуативный разговор «Кукла плачет»-развивать чувство сострадания.

Д/игра « Поможем зайке».

Разобрать ситуацию «Умение правильно разговаривать».

Беседа по вопросам « Я люблю когда…», «Я боюсь , когда..»-воспитание нравственных качеств ребенка.

Игра « Назови ласково».

Беседа « Каждый при деле» -учить детей называть домашние обязанности членов семьи.

Беседы « С кем я дружу», «Уроки доброты»

Игра «Вежливые слова».
Чтение сказки « Крошка Енот».

Беседа «В группе дружно мы живем»-воспитание дружеских отношений в группе.

Разыгрывание ситуации «Помогаем няне»- учить быть добрыми, милосердными по отношению к людям окружающим детей

Коллективная работа по рисованию « Наши дружные ладошки – большое солнышко»

Беседа «Мы уже большие». Формирование  правил поведения в определенных ситуациях.

 Ситуация «Поделимся игрушками»- развивать дружеские чувства

Д/игра «Чей голос громче?»-учить различать звуковые команды товарищей

Развивающая игра «Кто ушёл?»-развивать внимание, зрительную память.

Беседа  « Забота о друге»-продолжать воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.

Беседа «Какими вы были и какими стали» -рассматривание фотографий « Мы маленькие».

С/р игра «Автобус»-учить уступать место друг другу.

С/р игра «Мастерская»-учить правильно называть и находить нужные инструменты.

С/р игра « Семья»-учить детей культуре общения между членами семьи

Разговор с детьми о том , кто живет в их семье.

Игра « Как зовут твоих родителей?»

Игра « Угадай кто это?»-учить по фотографиям определять и называть членов семьи.

Рассматривание картины «Семья на прогулке»

Рассматривание домашних фотографий - побуждать детей к диалогу, закрепить имена родителей.

Беседа с детьми о том, кто по профессии  их родители.

Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

Разговор с детьми на тему « Дома маме помогаем»

С/р игра «День рождения мамы»-учить детей подбирать подарок маме.

Беседа с детьми о том, какие у них красивые мамы- учить детей любить своих мам.

Беседа с детьми об их бабушках- научить называть своих бабушек ласковыми словами.

Чтение стихов о мамах.

Рассматривание иллюстраций с изображением женских профессий.

Рассматривание картины « Праздник мам»

Чтение стихов о мамах.

Словесная игра « назови ласково свою маму».

С/р игра «Выбираем подарок для любимых мам».

Игра «Мы- мальчики и девочки»-предложить детям рассмотреть мальчиков и девочек. Найти сходства и отличия.

Д/игра «Угадай, чья это одежда?»-учить различать  одежду по половому признаку.

Разговор с детьми о том, как можно ласково назвать товарища.

Рассматривание иллюстраций с изображением нашей Родины- дать  детям начальное представление о родине, закрепить умение называть нашу Родину правильно- Россия.

Словесная игра « Повтори за мной».

Чтение стихов о нашей Родине- показать ее величие и красоту.

Рассматривание иллюстраций с изображением флага России.

Разговор с детьми о том , как называется наша Родина.

Показ иллюстраций с изображением кремля, флага.

Рассматривание фотографий родного города. Словесная игра «Повтори за мной»-закрепить умение называть наш город правильно.

Рассматривание иллюстраций с изображением любимых мест посещения детьми вместе с родителями.

Беседа с детьми по теме «Наш город»-учить детей любить свой город.

Рассматривание картины « Солдат на посту».Ситуативный разговор « Мой папа»-воспитывать в детях чувство гордости за своих родителей, патриотические чувства.

Беседа о моряках, показ иллюстраций.

Чтение произведений о защитниках Отечества.

Рассматривание картин с военными машинами.

Беседа с детьми о том, какие виды оружия они знают.

Рассматривание иллюстраций с изображением военной техники- воспитание гордости за свою страну, за ее мощь и силу.

   Беседа с детьми «Вежливые слова»

  Беседа с детьми о культуре поведения во время приема пищи.

Формирование КГН: закрепить умение самостоятельно мыть руки перед едой,  насухо вытирать лицо и руки перед едой, пользоваться своим полотенцем, носовым платком, опрятно есть , тщательно пережевывая пищу, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой; учить проявлять аккуратность :не мочить одежду, не разбрызгивать воду.

Индивидуальная работа с детьми по привитию КГН.

Ситуативный разговор во время умывания

( вспомнить произведение К.Чуковского

 « Мойдодыр».)

Сформировать умение выполнять элементарные правила культурного поведения не выходить из-за стола, не закончив прием пищи, говорить «спасибо».

 Ситуативный разговор «Умение вежливо разговаривать», «Как вести себя за столом во время еды».

Разыгрывание ситуации «Куклы пришли в гости»-учить вежливости,аккуратности.

Чтение потешек « Водичка, водичка»,  «Люли-люли-люленьки»,«Потягушки, потягушки».

Привитие у детей навыков самообслуживания: учить самостоятельно одеваться, обуваться, ставить стульчики за столы, собирать игрушки, расставлять красиво стульчики

Беседа « Какие мы ?»- учить детей быть всегда аккуратными , устранять недочеты внешнего вида.

Разговор «Ах,какие мы красивые»-напомнить детям о необходимости следить за своим внешним видом.

Игра «Зубная щетка в гостях у Тюбика».Закрепить умение правильно чистить зубы.

Разговор о самообслуживании « Мой внешний вид».

Ситуативный разговор о поведении в общественных местах.

Беседа о труде взрослых ( на примере мл. воспитателя, дворника)

Наблюдение «Как мл.воспитатель накрывает на стол»-учить детей уважать труд взрослых

Игровая Ситуация « Накроем стол для кукол»

Игра « Соберем листочки»

« Кто поможет дворнику?»-оказание посильной помощи по уборке своего участка.

Трудовые поручения «Убери за собой игрушку»

Разговор с детьми на тему «Дома маме помогаем»

Трудовые поручения –вместе с воспитателем полить комнатные растения

Индивидуальные поручения детям- мальчикам  красиво расставить машинки, девочкам- посудку.

Ситуативный разговор во время наведения порядка в игровых зонах- прививать привычку убирать игрушки после игры.

Выполнение поручений на прогулке( принеси лейку, лопатку, мяч ит.д.)

Ситуативный разговор «Как себя вести в детском саду»-рассмотреть с детьми различные ситуации.

Ситуативный разговор «Умение вежливо разговаривать»

С/р игра «Строители»-учить детей самостоятельно создавать игровой замысел.

         

Разговор с детьми о том , что за столом нужно кушать молча, не разговаривая и не торопясь- учить правилам безопасности во время еды.

Предлагать детям для игр безопасные игрушки.

Подвижные игры- учить правилам безопасности во время движения детей.

Игры в крупный строительный материал- учить правилам безопасности во время игры.

Учить правильно держать карандаш,  кисточку не размахивая ими .

 Д/игра « Куда положить предмет»-продолжать объяснять детям, что нельзя брать в рот различные предметы, засовывать их в уши и нос.

Ситуативный разговор « Встреча с незнакомым человеком»

 Чтение произведения С. Маршака «Кошкин дом» Ситуативный разговор « Что такое пожар?»- познакомить с ситуациями , при которых возникает пожар

Беседа «Мы идем гулять в парк»- знакомить с правилами безопасного поведения в природе( не рвать незнакомые растения, не ломать ветки, не трогать животных).

Ситуативный разговор «Что нужно делать, если ребенок потерялся в лесу»

Беседа с детьми « Ядовитые растения и грибы»- показать иллюстрации и сказать на сколько они опасны для человека.

Рассматривание картин: «Осторожно- ядовитые грибы!», «Осторожно ядовитые растения

Беседа о соблюдении правил безопасности на дорогах.

Беседа «Опасность на дорогах»- расширять представления детей о правилах дорожного движения.

Ситуативный разговор «Как нужно себя вести в общественном транспорте»

Беседа «Осторожно, спички».

Интеграция образовательной области « Социально-коммуникативное развитие осуществляется через:

  • образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности ( игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения);
  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборе инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений( из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;
  • самостоятельную деятельность детей: индивидуальные игры , совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками.

3.3. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

Методическое   обеспечение    образовательной    области        «Социально-

коммуникативное развитие»

Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Младшая группа (3-4 года).  - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

Теплюк С.Н. Игры-занятия на прогулке с малышами: Для занятий с детьми 2-4 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения: Для занятий с детьми 3-7 лет.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя второй младшей группы (на основе программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы)

Рабочая  программа по развитию детей второй младшей  группы  разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад № 14 г.Красноармейска», в соот...

Рабочая программа воспитателя второй младшей группы. По программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой

  Программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.Рабочая программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических,...

Рабочая программа во второй младшей группе по программе «Детство» в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2014/2015 учебный год)

Рабочая программа во второй младшей группе по программе «Детство» в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования(2014/2015 учебный год)...

рабочая программа во второй младшей группе 3-4 года на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста в возрасте от 3 до 4 лет и направлена на формирование общей культуры, развитие физических...

Рабочая программа воспитателя второй младшей группы с использованием программы 2100

Рабочая программавоспитателявторой младшей группы «Радуга» Санкт-Петербургана 2018-2019 г.     Воспитатели:Ник...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Для второй младшей группы (от 3 до 4 лет) Группа № 15, «Семицветик» Сроки реализации программы 2018 – 2019 учебный год

Рабочая    программа второй младшей  группы № 15 разработана в соответствии с основной образовательной   программой   дошкольного  образования  МКДОУ ...