«Использование мнемотехники в театрализованной деятельности»
материал (старшая группа) на тему

Макайкина Ольга
Выступление на районном семинаре.
«Использование мнемотехники в театрализованной деятельности»
Воспитатель Макайкина О.Н.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на районном семинаре.

«Использование мнемотехники в театрализованной деятельности»

Воспитатель Макайкина О.Н.

Слайд 1. Знакомство детей с различными видами театров начинается уже с ясельной группы. И замечено, что встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу. Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с героем, позволило отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки ("Курочка Ряба", "Колобок", "Репка".)

Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развивать внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с младшего возраста показывать детям примеры дружбы, справедливости, отзывчивости, находчивости, храбрости.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я обнаружила, что при пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, “теряют” действующих лиц. Часть детей оказывается способной лишь отвечать на вопросы. Поэтому я в своей работе решила применить мнемотехнику.

Слайд 2.ЧТО ЖЕ ТАКОЕ МНЕМОТЕХНИКА? «Мнемотехника» – это техника развития памяти. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.). Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н. э. Владели этим искусством в совершенстве А. Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт.

Слайд 3. Мнемотехнику в дошкольной педагогике применяют давно и называют по – разному. Валентина Константиновна Воробьева для развития связной речи предлагает использовать сенсорно – графические схемы, Татьяна Александровна Ткаченко – предметно – схематические модели, Василий Павлович Глухов – блоки – квадраты.

Взяв за основу мнение великих педагогов, мы убедились в том, что именно использование приёмов мнемотехники поможет решить проблему.”  Мнемотехника играет особую роль в развитии речи через театральную деятельность. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. К.Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.

Слайд 4. Применение мнемотехники. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Ребёнок начинает знакомиться с художественной литературой в раннем детстве. Но далеко не каждый может понять авторскую мысль и ответить на вопросы по содержанию прочитанного произведения. Свою работу я начала с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам.

Слайд 5. Мнемоквадрат — структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы. Это отдельный схематичный несложный рисунок с определенной информацией. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение. Данные схемы помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащать словарный запас.

Слайд 6. Дети легче запоминают образы, если цвет соответствовал герою: лиса рыжая, ягода красная. Позже усложняем или заменяем другой заставкой: изображаем персонажа в графическом виде: лиса состояла из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д.

Для того чтобы понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти, знакомлю детей с мнемодорожкой.

Слайд 7. Мнемодорожки — коллаж, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории.

Слайд 8. Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивают мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Слайд 9. Работу с мнемотаблицами рекомендуется начинать уже с детьми младшего и среднего возраста – на этом этапе лучше рисовать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, не привлекать внимание на яркость символических изображений
Слайд 10. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели вместе с детьми, где дошкольники могут сами участвовать в рисовании и раскрашивании мнемотаблиц, самостоятельно подбирая образы или символы.

В своей работе я использую мнемотаблицы для запоминания сказок и их пересказа, при обучении составлению рассказов.

Слайд 11. Этапы работы с мнемотаблицей рассмотрим на примере сказки «Теремок».

1. Рассмотрим таблицу и разберем изображения (символы) на ней.
2. Перекодируем информацию (символы в образы), т.е. расшифруем, например:
Что у нас получилось: домик, мышь, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь, крыша, развалился.

3. Перекодируем сказку по образам (дополнительно происходит отработка методов запоминания), например:

Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нем мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-длинные уши, лиса-краса, волк-зубами щелк, затем пришел медведь, но он был большой и не поместился в теремок. Теремок развалился.

4. Зарисуем мнемотаблицу. Опорными в таблице являются изображения

персонажей (главных героев), через которых происходит осознание происходящего в сказке, понимание самой сказки. Также можно изобразить явления природы, некоторые действия.

5. Воспроизведем сказку по таблице.

Можно задать вопросы к сказке, например:

Какая сказка спряталась в таблице?

Про кого сказка?

Кто является главным героем сказки?

Мнемотаблицы при заучиванию стихов.

Слайд 12. Стихи очень нравятся детям. Они любят их слушать и рассказывать, но у некоторых из детей интерес к заучиванию стихов вызывает большие трудности. Чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов, на помощь приходят как мнемодорожки, так и мнемотаблицы. 

Слайд 13. Для запоминания стихотворения его представляют в виде таблицы. Каждая ячейка — одно слово или целая фраза из стихотворения. На начальном этапе предлагают готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений повышает интерес ребенка к произведению, также облегчает и ускоряет процесс усвоения и запоминания текстов. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Размеры мнемотаблицы

1. для младших дошкольников — 4 клетки (2х2), 9 клеток (3х3),

2. для дошкольников среднего возраста — 9 клеток (3х3), 16 клеток (4х4),

3. для дошкольников старшего возраста — 16 клеток (4х4), 25 клеток (5х5).

В результате при использовании технологии мнемотехника в театрализованной деятельности:

у детей:

-расширяется круг знаний об окружающем мире;

-развивается наглядно-образное и логическое мышление;

-совершенствуется связная речь в ходе рассказывания по таблице;

-снимаются внутренние зажимы и комплексы.

Технология мнемотехники универсальна и эффективна, способствует всестороннему развитию личности ребенка, в нашем случае через театрализованную деятельность.

Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:

– Я тоже двигаться хочу!

Я бы многого хотела:

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать,

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул ко мне.

– Ничего, – шепнул он будто, –

Посидим и в тишине!..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование мнемотехники в танцевальной деятельности"

Использование мнемотехники в танцевальной деятельности.  Мнемотехника - это система правил и приемов, которые облегчают процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации путем обр...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Необходимо использовать эффективные научно-обоснованные пути речевого развития у детей дошкольного возраста, совершенствовать методы и приёмы. Одним из таких методов является метод мнемотехники. Данна...

Выступление на районном семинаре. «Использование мнемотехники в театрализованной деятельности» Воспитатель Макайкина О.Н. презентация

Презентация по использования мнемотехники в театрализованной деятельности. Из опыта работы...

Презентация Использование мнемотехники в речевой деятельности детей дошкольного возраста

Использование мнемотехники в речевой деятельности детей дошкольного возраста...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ull;Мнемотехника, или мнемоника,•         в переводе с греческого  - «искусство запоминания».••Мнемотехника - это система мето...

Использование мнемотехники в театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста

Использование мнемотехники в театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста...

Презентация «Использование мнемотехники в театрализованной деятельности дошкольников»

Презентация опыта работы на зональном семинаре – практикуме «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста с ОВЗ»,  для педагогов дошкольных образователь...