Детские обиды
статья на тему
Предварительный просмотр:
Среди всех проблемных форм межличностных отношений особое место занимает такое тяжелое переживание, как обида на других. Обидчивость отравляет жизнь и самому человеку, и его близким. Справиться с этой болезненной реакцией непросто. Непрощенные обиды разрушают дружбу, приводят к накоплению как явных, так и скрытых конфликтов в семье и в конечном счете деформируют личность человека.
В общих чертах обиду можно понимать как болезненное переживание человеком собственного игнорирования или отвержения со стороны партнеров по общению. Это переживание всегда направлено на другого. Явление обиды возникает в дошкольном возрасте. Маленькие дети могут расстраиваться из-за отрицательной оценки, требовать внимания к себе, жаловаться на сверстников, но все эти формы детской обиды носят непосредственный, ситуативный характер – малыши не «застревают» на своих переживаниях и быстро забывают их. Феномен обиды во всей полноте заявляет о себе после 4 – 5 лет в связи с появлением в этом возрасте потребностей потребности в признании и уважении – сначала взрослого, а потом и сверстника. Именно в возрасте 4 – 5 лет главным предметом обиды у детей начинает выступать сверстник, а не взрослый.
Обида на другого возникает в тех случаях, когда ребенок остро переживает ущемленность своего «я», свою непризнанность, незамеченность ровесниками. К этим ситуациям относятся игнорирование партнера, недостаточное внимание с его стороны, отказ в чем – то нужном и желанном. Например, малышу не дают обещанной игрушки, отказывают в угощении или подарке, проявляют неуважительное отношение к нему, не хвалят его. Для проявления обиды характерна подчеркнутая демонстрация своей «обиженности». Обиженный всем своим поведением показывает обидчику, что он виноват и ему следует просить прощения или как – то исправляться. Он отворачивается, перестав разговаривать с партнером, демонстративно показывает ему свои «страдания». Поведение детей в состоянии обиды имеет интересную и парадоксальную особенность. С одной стороны, это поведение носит явно демонстративный характер и направлено на привлечение внимания к себе. С другой стороны, дети отказываются от общения с обидчиком – молчат, отворачиваются, уходят в сторону. Но и отказ от общения используется как средство привлечения внимания к себе, как способ вызывания чувства вины и раскаяния у того, кто обидел.
В той или иной мере чувство обиды в определенных ситуациях переживает каждый человек. Однако «порог» обидчивости у всех различный. В одних и тех же ситуациях одни дети чувствуют себя уязвленными и обиженными, другие же не испытывают подобных переживаний.
Можно наблюдать случаи проявления обиды в ситуациях вполне нейтрального характера. Например, девочка обижается, что подруги играют без нее, при этом она не предпринимает никаких попыток присоединиться к их занятию, а демонстративно отворачивается и со злостью поглядывает на них. Или мальчик обижается, когда воспитатель занимается с другим ребенком. Очевидно, что в этих случаях ребенок приписывает другим неуважительное отношение к себе, видит то, чего на самом деле нет.
Таким образом, нужно различать адекватный и неадекватный повод для обиды. Адекватным принято считать повод, когда действительно имеет место сознательное отверждение ребенка стороны других, его игнорирование или неуважительное к нему отношение. А вот если партнер вовсе не проявляет неуважения или отвержения, повод для обиды можно считать неадекватным. В этом случае ребенок реагирует не на реальное к нему отношение, а на свои собственные неоправданные ожидания, на то, что он сам воспринимает и приписывает окружающим.
Адекватность и неадекватность источника обиды и есть тот критерий, по которому следует различать обиду как закономерную и неизбежную реакцию, а обидчивость как устойчивую и деструктивную черту личности. Закономерное следствие обидчивости – повышенная частота проявлений обиды.
Характерной особенностей обидчивых детей является ярко выраженная установка на оценочное отношение к себе и постоянное ожидание положительной оценки, отсутствие которой воспринимается как отрицание себя. Обидчивые дети как будто не замечают окружающих. Они выдумывают несуществующих друзей и истории, не обращая внимания на своих реальных партнеров. Собственные фантазии, в которых ребенок обладает всеми мыслимыми достоинствами, оценка себя и отношение к себе закрывают от него реальность и замещают непосредственное восприятие сверстников и действительные отношения с ними. Окружающие обидчивого ребенка реальные сверстники воспринимаются им как источник отрицательного отношения.
Обидчивым детям свойственно ощущение собственной недооценки, непризнанности их достоинств и отверженности. Однако это ощущение не соответствует реальности. Как показывают данные исследований, обидчивые дети, несмотря на их конфликтность, не принадлежат к числу непопулярных или отвергаемых. Следовательно, заниженная оценка обидчивых детей – результат исключительно собственных их представлений.
Данный факт указывает на еще одну парадоксальную особенность обидчивых детей. С одной стороны, они явно ориентированы на положительное отношение к себе всех окружающих и всем своим поведением требуют от них постоянной демонстрации уважения, одобрения, признания. С другой стороны, согласно сложившимся у них представлениям, окружающие люди их недооценивают, и они ожидают от своего окружения, и главным образом от сверстников, негативной оценки себя. В некоторых же случаях обидчивые дети сами инициируют ситуации, в которых они могли бы почувствовать себя отверженными, непризнанными, и, обижаясь на сверстников, получают от этого своеобразное удовлетворение.
Итак, характерные особенности личности обидчивых детей свидетельствуют о том, в основе повышенной обидчивости лежит напряженно – болезненное отношение к себе и оценка себя, которое порождает острую и ненасыщаемую потребность в признании и уважении. Ребенку необходимо непрерывное подтверждение собственной ценности, значимости, «любимости». В то же время он приписывает окружающим пренебрежение и неуважение к себе, что дает ему мнимые основания для обиды и обвинения других. Этот порочный круг чрезвычайно трудно разорвать. Маленький ребенок постоянно смотрит на себя глазами других и оценивает себя этими глазами, находясь как бы в системе зеркал. Все это приносит ребенку острые болезненные переживания и препятствует нормальному развитию личности. Поэтому повышенную обидчивость детей можно рассматривать как одну из конфликтных форм межличностных отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/20/picture-534575-1416514676.jpg)
Детские обиды и как на них реагировать
Жалоба №1. На усталостьВарианты: «Я устал», «Я больше не могу» - и так целый день, независимо от того, сколько времени прошло после отдыха.Тайный смысл жалобы: Жалуясь на усталость, ребенок констатиру...
Детские обиды
Чувство обиды способно усложнить жизнь даже взрослому человеку. Что уж говорить о ребенке, психика которого, хрупка и ранима.Обида – это болезненные переживания, которые ощущает человек, когда его отв...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/18/picture-711446-1447835753.jpg)
7 поводов для детской обиды
Малышу не так страшны серьезные трудности, когда в своей семье он может найти защиту от внешнего мира, удовлетворить потребность в ласке, любви и заботе. Тем страшнее и обиднее для него ситуации...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/07/picture-735712-1454872233.jpg)
СЕМЬ ПОВОДОВ ДЛЯ ДЕТСКОЙ ОБИДЫ
Малышу не так страшны серьезные трудности, когда в своей семье он может найти защиту от внешнего мира, удовлетворить потребность в ласке, любви и заботе. Тем страшнее и обиднее для него ситуации, когд...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/16/picture-804358-1510810423.jpg)
Семь самых распространённых детских обид. Как на них реагировать?
Мы все знаем, как правильно. Но не всегда есть силы поступить так. Эти советы могут помочь неравнодушным родителям. Источник: https://m.vk.com/modernparent...