Детские обиды
статья на тему

Шипилова Наталия Васильевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kniga.docx16.87 КБ

Предварительный просмотр:

Среди всех проблемных форм межличностных отношений особое место занимает такое тяжелое переживание, как обида на других. Обидчивость отравляет жизнь и самому человеку, и его близким. Справиться с этой болезненной реакцией непросто. Непрощенные обиды разрушают дружбу, приводят к накоплению как явных, так и скрытых конфликтов в семье и в конечном  счете деформируют личность человека.

В общих чертах обиду можно понимать как болезненное переживание человеком собственного игнорирования или отвержения со стороны партнеров по общению. Это переживание всегда направлено на другого. Явление обиды возникает в дошкольном возрасте. Маленькие дети могут расстраиваться из-за отрицательной оценки, требовать внимания к себе, жаловаться на сверстников, но все эти формы детской обиды носят непосредственный, ситуативный характер – малыши не «застревают» на своих переживаниях и быстро забывают их. Феномен обиды во всей полноте заявляет о себе после 4 – 5 лет в связи с появлением в этом возрасте потребностей потребности в признании и уважении – сначала взрослого, а потом и сверстника. Именно в возрасте 4 – 5 лет главным предметом обиды у детей начинает выступать сверстник, а не взрослый.

Обида на другого возникает в тех случаях, когда ребенок остро переживает ущемленность своего «я», свою непризнанность, незамеченность ровесниками. К этим ситуациям относятся игнорирование партнера, недостаточное внимание с его стороны, отказ в чем – то нужном и желанном. Например, малышу не дают обещанной игрушки, отказывают в угощении или подарке, проявляют неуважительное отношение к нему, не хвалят его. Для проявления обиды характерна подчеркнутая демонстрация своей «обиженности». Обиженный всем своим поведением показывает обидчику, что он виноват и ему следует просить прощения или как – то исправляться. Он отворачивается, перестав разговаривать с партнером, демонстративно показывает ему свои «страдания». Поведение детей в состоянии обиды имеет интересную и парадоксальную особенность.  С одной стороны, это поведение носит явно демонстративный характер и направлено на привлечение внимания к себе. С другой стороны, дети отказываются от общения с обидчиком – молчат, отворачиваются, уходят в сторону. Но и отказ от общения используется как средство привлечения внимания к себе, как способ вызывания чувства вины и раскаяния у того, кто обидел.

В той или иной мере чувство обиды в определенных ситуациях переживает каждый человек. Однако «порог» обидчивости у всех различный. В одних и тех же ситуациях одни дети чувствуют себя уязвленными и обиженными, другие же не испытывают подобных переживаний.

Можно наблюдать случаи проявления обиды в ситуациях вполне нейтрального характера. Например, девочка обижается, что подруги играют без нее, при этом она не предпринимает никаких попыток присоединиться к их занятию, а демонстративно отворачивается и со злостью поглядывает на них. Или мальчик обижается, когда воспитатель занимается с другим ребенком. Очевидно, что в этих случаях ребенок приписывает другим неуважительное отношение к себе, видит то, чего на самом деле нет.

Таким образом, нужно различать адекватный и неадекватный повод для обиды. Адекватным принято считать повод, когда действительно имеет место сознательное отверждение ребенка стороны других, его игнорирование или неуважительное к нему отношение. А вот если партнер вовсе не проявляет неуважения или отвержения, повод для обиды можно считать неадекватным. В этом случае ребенок реагирует не на реальное к нему отношение, а на свои собственные неоправданные ожидания, на то, что он сам воспринимает и приписывает окружающим.

Адекватность и неадекватность источника обиды и есть тот критерий, по которому следует различать обиду как закономерную и неизбежную реакцию, а обидчивость как устойчивую и деструктивную черту личности. Закономерное следствие обидчивости – повышенная частота проявлений обиды.

Характерной особенностей обидчивых детей является ярко выраженная установка на оценочное отношение к себе и постоянное ожидание положительной оценки, отсутствие которой воспринимается как отрицание себя. Обидчивые дети как будто не замечают окружающих. Они выдумывают несуществующих друзей и истории, не обращая внимания на своих реальных партнеров. Собственные фантазии, в которых ребенок обладает всеми мыслимыми достоинствами, оценка себя и отношение к себе закрывают от него реальность и замещают непосредственное восприятие сверстников и действительные отношения с ними. Окружающие обидчивого ребенка реальные сверстники воспринимаются им как источник отрицательного отношения.

Обидчивым детям свойственно ощущение собственной недооценки, непризнанности их достоинств и отверженности. Однако это ощущение не соответствует реальности. Как показывают данные исследований, обидчивые дети, несмотря на их конфликтность, не принадлежат к числу непопулярных или отвергаемых. Следовательно, заниженная оценка обидчивых детей – результат исключительно собственных их представлений.

Данный факт указывает на еще одну парадоксальную особенность обидчивых детей. С одной стороны, они явно ориентированы на положительное отношение к себе всех окружающих и всем своим поведением  требуют от них постоянной демонстрации уважения, одобрения, признания. С другой стороны, согласно сложившимся у них представлениям, окружающие люди их недооценивают, и они ожидают от своего окружения, и главным образом от сверстников, негативной оценки себя. В некоторых же случаях обидчивые дети сами инициируют ситуации, в которых они могли бы почувствовать себя отверженными, непризнанными, и, обижаясь на сверстников, получают от этого своеобразное удовлетворение.

Итак, характерные особенности личности обидчивых детей свидетельствуют о том, в основе повышенной обидчивости лежит напряженно – болезненное отношение к себе и оценка себя, которое порождает острую и ненасыщаемую потребность в признании и уважении. Ребенку необходимо непрерывное подтверждение собственной ценности, значимости, «любимости». В  то же время он приписывает окружающим пренебрежение и неуважение к себе, что дает ему мнимые основания для обиды и обвинения других. Этот порочный круг чрезвычайно трудно разорвать. Маленький ребенок постоянно смотрит на себя глазами других и оценивает себя этими глазами, находясь как бы в системе зеркал. Все это приносит ребенку острые болезненные переживания и препятствует нормальному развитию личности. Поэтому повышенную обидчивость детей можно рассматривать как одну из конфликтных форм межличностных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕТСКИЕ ОБИДЫ

Консультация для родителей...

Детские обиды и как на них реагировать

Жалоба №1. На усталостьВарианты: «Я устал», «Я больше не могу» - и так целый день, независимо от того, сколько времени прошло после отдыха.Тайный смысл жалобы: Жалуясь на усталость, ребенок констатиру...

Детские обиды

Чувство обиды способно усложнить жизнь даже взрослому человеку. Что уж говорить о ребенке, психика которого, хрупка и ранима.Обида – это болезненные переживания, которые ощущает человек, когда его отв...

7 поводов для детской обиды

Малышу не так страшны серьезные трудности, когда в своей семье он может найти защиту от внешнего мира, удовлетворить потребность в ласке, любви и заботе. Тем страшнее и обиднее для него ситуации...

СЕМЬ ПОВОДОВ ДЛЯ ДЕТСКОЙ ОБИДЫ

Малышу не так страшны серьезные трудности, когда в своей семье он может найти защиту от внешнего мира, удовлетворить потребность в ласке, любви и заботе. Тем страшнее и обиднее для него ситуации, когд...

Детские обиды

Консультация для родителей...

Семь самых распространённых детских обид. Как на них реагировать?

Мы все знаем, как правильно. Но не всегда есть силы поступить так. Эти советы могут помочь неравнодушным родителям. Источник: https://m.vk.com/modernparent...