Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Игры детей с предметами-орудиями"
консультация (младшая группа) на тему

Лыкова Татьяна Николаевна_Родничок

В статье представлен опыт работы воспитателя Т.Н.Лыковой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2016.11.17_kv_igry_detey_s_predmetami-orudiyami.docx368.57 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей групп раннего возраста

 «Игры детей с предметами-орудиями»

Воспитатель: Лыкова Татьяна Николаевна

2016-2017 учебный год

17 ноября 2016 г.

Игры-занятия с предметами-орудиями являются одним из увлекательнейших разделов педагогики раннего детства. Такие игры не только забава - занятия с предметами-орудиями оказывают существенное воздействие на умственное развитие ребенка. Он учится выполнять на какую-либо практическую задачу, используя подручные средства (палочка, молоточек, рычажок, сачок, совочек и пр.), воздействуя одним предметом на другой. Например, придвигать к себе игрушку палочкой, достать из воды рыбку сачком, насыпать песок в формочку совочком.

"Так что же здесь трудного?" - спросят озадаченные родители. Ответ и прост, и сложен одновременно: орудийные действия доступны только человеческому интеллекту. Орудийные предметы используются в том случае, если выполнить действие рукой невозможно, неудобно или если этого требуют общепринятые нормы поведения, например брать еду из тарелки не рукой, а ложной. Ложка  является одним из первых орудийных предметов, с которым знакомится ребенок. С помощью взрослого он усваивает способ ее употребления, т.е. приобретает опыт функционального использования конкретного предмета-орудия как части материальной культуры общества.

Почему же этот вид деятельности так необходим для развития интеллекта ребенка?

Психологи отвечают: ребенок, который при выполнении различных практических задач использует предметы-орудия целесообразно, не только совершенствует "ручную" умелость, но и расширяет возможности мышления, памяти и восприятия. А орудия становятся средством достижения положительного результата.

Итак, для мышления и развития деятельности детей с предметами большое значение имеет использование вспомогательных предметов-орудий. Эти вспомогательные предметы используются для выполнения тех действий, которые рукой выполнять либо трудно, либо не принято. Так, из гигиенических соображений важно научить ребенка брать еду из тарелки не рукой, а ложкой.

Для полноценного психического развития маленького ребенка нужно помочь ему овладеть уже выработанными в быту способами использования простейших предметов, применяемых при выполнении тех или иных целенаправленных действий. Вспомогательным предметом можно приблизить к себе другой предмет, изменить его форму, передвинуть, закрепить и т.д. Например, ребенок может деревянным молоточком забить втулочку, сачком выловить из таза с водой игрушечную рыбку и т.д.

Маленький ребенок под руководством воспитателя в игре овладевает простейшими способами использования вспомогательных предметов. Этим подготавливается основа для воспитания у детей умения выполнять действия с помощью простейших орудий.

Игры с применением вспомогательных предметов развивают целенаправленность действий: с помощью вспомогательного предмета надо действовать в определенном направлении, добиваясь результата. У детей вырабатывается координация движения рук, умение зрительно контролировать свои действия, формируются пространственные ориентировки. Действия с предметами-орудиями обогащают чувственный опыт ребенка, развивают его мышление; таким образом, они очень важны для умственного воспитания. Эти занятия имеют определенное нравственное значение, так как приучают ребенка самостоятельно достигать несложной цели. У него возникают приятные переживания, связанные с ощущением своей умелости, он познает радость самостоятельного достижения, а это является залогом формирования в старшем возрасте положительного отношения к учению и труду.

Усилия воспитателей должны быть направлены на то, чтобы у ребенка в результате участия в занятиях и самостоятельных играх формировалось чувственное познание свойств вспомогательных предметов-орудий. Ребенок, накопив положительный опыт использования вспомогательных предметов, уже не просто бездумно колотит палкой по столу, на котором лежат цветные колечки, наслаждаясь производимым шумом, а придвигает ею колечки к себе. В результате овладения под руководством воспитателя необходимыми целенаправленными действиями ребенок постепенно начинает практически понимать связь между действием, производимым с помощью палочки, и результатом этого действия — придвиганием к себе колечка. Как правило, он стремится к повторению удачных действий, самостоятельно добивается нужного результата. Такое практическое установление связи между действием и его результатом также способствует умственному развитию ребенка. Игра с использованием предметов-орудий всегда носит характер решения той или иной целевой задачи: вынуть шарик черпачком, подтянуть с помощью палки с петлей тележку с куклой, насыпать совком песок в ведерко и т.д. Ребенок, играя, учится необходимым способам действия со вспомогательными предметами.

Использование вспомогательных предметов в играх с водой, с песком способствует познанию ребенком окружающего. Он на собственном опыте узнает различные свойства предметов. В процессе выполнения всех этих действий активизируется также и речь детей, так как они слышат произносимые воспитательницей новые слова: «достань», «придвинь», «сделай», «лови», «палочка», «совок», «сачок», «черпачок», «молоток», «таз», «банка» и др.; закрепляется знание и произнесение уже знакомых слов: «кукла», «кольцо», «тележка», «автомобиль», «шарик», «рыбка», «вода» и др. Дети начинают понимать простые предложения: «Достань кольцо палочкой», «Придвинь к себе коляску», «Лови рыбку». Обогащение их словаря во многом зависит от воспитательницы, проводящей занятия. Язык воспитательницы, дающей словесные пояснения по ходу проведения игр-занятий, должен быть четок и прост. Показывая детям палочки, черпачки, игрушечный молоток и другие предметы, она должна называть их.

Показав способ употребления того или иного предмета, воспитательница следит, чтобы все дети научились самостоятельно пользоваться им. Если в основном дети правильно выполняют действия со вспомогательными предметами-орудиями, но делают это по-своему, не точно так, как им было показано, то поправлять их не нужно. Важно, чтобы каждый ребенок научился правильно употреблять предмет, понял бы, что палочкой или иным подходящим предметом можно достать другой, отдаленный или труднодоступный. Нужно создать условия для проявления самостоятельности ребенка, его смекалки и умелости.

Воспитательница, направляя по заранее продуманному пути деятельность ребенка, не должна его натаскивать, формировать у него механический навык. Ребенок, самостоятельно достигая результата, испытывает радость. Иногда этот желаемый результат не сразу дается малышу, и он с видимым напряжением несколько раз повторяет свои попытки. Например, он пытается достать черпачком шарик из банки с водой. Шарик все время соскальзывает, на лице ребенка сосредоточенное выражение, он внимательно следит глазами за ускользающим предметом, действия его руки становятся все более осторожными, и наконец шарик в черпачке! Ребенок поднимает черпачок и берет шарик. В воспитательном отношении это очень важный момент — ощущение своей умелости, радость достижения.

Надо иметь в виду, что чувства маленького ребенка проявляются не только в радостном смехе или плаче. Существуют и другие выражения эмоций, связанных с умственной деятельностью ребенка. Если ребенок не смеется, это еще не значит, что ему скучно. Он может внешне совершению спокойно, но с большим внутренним интересом выполнять предложенное действие. Малыш, научившись с помощью воспитательницы целенаправленно использовать тот или иной предмет, испытывает радость от достижения результата, стремится повторить успешные действия.

Деятельность со вспомогательными предметами формирует координацию движений; дети оценивают зрительно пространственные соотношения предметов и в соответствии с этим начинают действовать с помощью предмета-орудия; движения их становятся более четкими; развивается глазомер. Игры-занятия со вспомогательными предметами способствуют умственному развитию детей раннего возраста, формируют у них ряд новых полезных навыков, воспитывают настойчивость, направленность деятельности, способствуют обогащению словаря, стимулируют общение детей друг с другом и со взрослыми, обогащают чувства, подготавливают базу для воспитания трудовых навыков.

Игры-занятия с предметами-орудиями, которые даны в настоящем пособии, проводятся на протяжении всего года. Предлагаемые игры-занятия расположены в порядке их нарастающей сложности, а также с учетом того опыта, который дети приобрели, участвуя в предыдущих занятиях.

С детьми в возрасте старше 1 года 6 месяцев нужно проводить игры-занятия с простейшими вспомогательными предметами: «Достань колечко», «Что в трубке лежит?», «Поехала куколка в гости», «Ловись, рыбка», «Достань шарик», игры с песком.

В играх с деревянным молотком, втулочками, деревянными винтами и отверткой дети учатся производить простейшие действия с помощью предметов-орудий, имитирующих орудия труда взрослых. Эти игры предназначены для детей старше 2 лет.

Обстановка игры, форма игрушек, их размещение в сочетании с необходимым показом и объяснениями должны способствовать формированию у детей умения правильно использовать необходимый вспомогательный предмет.

Большое значение могут иметь не только указания воспитателя, но и пример более умелых детей. Это обстоятельство нужно учитывать при объединении детей в группы для проведения занятий.

Предложенная в пособии последовательность проведения игр-занятий с использованием приспособлений и вспомогательных предметов-орудий является обязательной.

Однако из этого вовсе не следует, что отдельные игры, предназначенные для детей младшего возраста, нельзя проводить с более старшими, если эти занятия их радуют и они с охотой к ним возвращаются.

Проводить игры-занятия с использованием любых вспомогательных предметов-орудий можно только под наблюдением взрослых. Это необходимо, так как дети, неправильно пользуясь этими предметами, могут ушибить друг друга.

Для закрепления полученных навыков, активизации речи и для того, чтобы заинтересовать детей какими-либо новыми действиями с игрушками, рекомендуется периодически показывать им художественно выполненные подвижные игрушки: Петрушку, медведя и кузнеца, рыбака, обезьяну-акробата и другие.

 Демонстрация этих игрушек позабавит малышей и вместе с тем поможет воспитательнице связать воедино целый ряд впечатлений, полученных детьми.

Тема занятия

Пособия к занятию

2 г. жизни

3 г. жизни

«Звени колокольчик»

Колокольчик или бубенчик, укреплённый на подставке, к языку колокольчика привязана верёвка.

«Автомобиль за тесёмку»

Большая машина с верёвкой.

Машины средних размеров, концы тесёмки в разные стороны, на конце одной тесёмки узел.

«Достань колечко»

Палочки, колечки 2-х размеров: большие и маленькие; 2-х цветов: красные и синие.

«Достань шарик из банки»

Шарики 2-х цветов: красные и синие.

Для 1 подгруппы ложка, для 2 подгруппы черпачок и коробочки: красные, синие, разложить по цвету.

Шарики 4-х цветов, коробочки 4-х цветов, черпачки. Достать и разложить по цвету.

«Достань игрушку»

Игрушки средних размеров: зайчики, собачки. Палочка с кольцом.

«Поехала куколка в гости»

Тележка с куклой, на тележке имеется стержень. Палочка, на конце кольцо.

«Что в трубке лежит»

Прозрачная трубка из органического стекла, игрушки, палочки.

Прозрачная трубка из органического стекла, игрушки, завёрнутые в тряпочку, палочки.

«Ловись рыбка» или «Поймай утёнка»

Плавающие игрушки 2-х размеров (большие и маленькие), 2-х цветов, сачки.

Плавающие игрушки 3-х размеров, 4-х цветов, сачки.

«Игры с деревянным молотком»

Верстачок с молоточками.

Верстачок со вставными втулками, молоточек.

«Что наденем на иголочку»

Две иглы с красными и синими лентами. Кольца: красные, синие, большие, малые, шарики.

4 иглы с ленточками: красные, синие, жёлтые, зелёные, кубики, шарики, колечки.

«Передвинь колечко»

Передвигать колечки на счётах палочкой.

«Достань игрушку»

Стакан из органического стекла, внутри лопатка, сбоку прорезь. Повернуть лопатку так, чтобы достать игрушку.

«Игры с деревянными винтами»

Дощечка, деревянные винты.

Дощечка, деревянные винты, отвёртка.

«Ловись рыбка»

Рыбки с магнитом, удочка с магнитом.

Рыбки, удочка с крючком.

«Игра с воздушным шаром»

Воздушные шары с верёвочкой.

Игры с песком

«Заколачивание деревянным молоточком деревянные колышки в сырой песок»

Деревянные молоточки, деревянные колышки.

Деревянные молоточки, деревянные колышки.

«Насыпание песка совком в ведёрки, в формочки»

Совки, ведёрки, формочки.

Использование формочек, утромбование песка, переворачивание формочки, снимание формочки.

«Перевозка сухого и сырого песка, накладывание совком на тележку, машину»

Грузовая машина, тележка, совки.

Переноска песка в носилках.

«Рисуем на песке»

Карандаши: длина 15-18 см., конец не заострён.

Карандаш, назвать свой рисунок.

«Садим деревья в песок»

Делаем ямки, воспитатель садит деревья, сюжетные игрушки.

Делаем ямки, сажаем деревья (в виде султанчиков, из зелёной гофрированной бумаги». Сюжетные игрушки.

«Насыпание песка в воронку ветряной мельницы»

Ветряная мельница, совки.

Игры со снегом

«Печатание на снегу»

Печатки: зайка, мишка, кошка, собачка.

Печатки дополнительные» белка, лиса, баран и т.д.

«Забивание колышек в снег»

Молоток, деревянные колышки.

Молоток, деревянные колышки.

«Стряпаем из снега»

Большие формочки для песка, совочки, ведёрки.

Формочки для песка, совки, ведёрки.

«Рисование на снегу»

Деревянные палочки.

Деревянные палочки, назвать свой рисунок.

«Чистим дорожки»

Лопатки, метёлки.

Игры с листьями

«Сгребание листьев граблями»

Маленькие грабли, сгребание сухих листьев в кучу, воспитывать аккуратность.

Грабли.

«Нанизывание листьев на прутики»

Делаем гирлянду: листья, палочка, веточка.

«Игры с гальками»

«Найди гальку»

Найти гальку среди грибов, шишек, ложка, черпачок.

Гальки, грибы, шишки, шарики, черпачок.

Игры с водой

«Вылавливание плавающих игрушек»

Рыбки, уточки, шарики, кораблики парафированные, резиновые мячи.

Рыбки, уточки, резиновые шары, кораблики парафированные

«Переливание воды из ведёрка в ведёрко»

Ведёрки, черпачки.

«Поливка цветов из леек»

Лейки.

«Переливание из кружки в кружку»

Кружка, 2 шт., воронка.

«Мытье игрушек»

Моем посуду у куколки.

Литература:

  1. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. / под редакцией С.Л. Новоселовой – М. Просвещение, 1977 г.
  2. Журнал «Дошкольное воспитание №8», 2004 г.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка (2)\DSC02213.JPG

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка (2)\DSC02219.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка (2)\DSC02223.JPG

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка (2)\DSC02215.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка (2)\DSC02217.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей групп раннего возраста на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"

В консультации дан материал на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических наыков у детей раннего возраста."...

Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Развитие речи детей раннего возраста через театральную деятельность"

В консультации помещён материал о развитии речи детей через театральную деятельность детей раннего возраста"....

Консультация для воспитателей групп раннего возраста «Формирование компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и обучения детей раннего возраста».

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками...

Консультация для воспитателей групп раннего возраста. Тема:,, Развитие игровой деятельности в раннем возрасте. Обучение детей игре”

На вопрос, что больше всего любят дети, каждый ответит не сомневаясь-играть. А вот почему ребенок играет и почему это нужно делать, сможетобъяснить не каждый. По мнению ученых, игра – это не пус...

Консультация для воспитателей групп раннего возраста. тема: Развитие игровой деятельности в раннем возрасте. Обучение детей игре

Игра – доступная и привлекательная для ребенка деятельность. Она способствует сохранению его душевного равновесия, дает ощущение психологического комфорта, доставляет радость и удовольствие. Одн...