консультация для родителей " Когда важно быть рядом"
консультация на тему

Шапкина Ирина Владимировна

Многих родителей интересует вопрос, какая степень близости оптимальна в разные периоды жизни ребенка. 

Ответы на эти вопросы зависят от возраста ребенка и потребностей, которые меняются в зависимости от развития детской  личности.  В данной статье рассматриваются  важные этапы взросления и тактика родителей в эти периоды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kogda_vazhno_byt_ryadom.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Когда важно быть рядом.

Многих родителей интересует вопрос, какая степень близости оптимальна в разные периоды жизни ребенка.

Нужно ли все время стараться быть как можно ближе к ребенку?  Или лучше сохранять дистанцию, чтобы ребенок был более независимым?

Когда близость родителей критически важна, а в какие моменты можно и даже нужно увеличить расстояние между собой и ребенком?

Проявлять ли инициативу в том ,чтобы увеличить дистанцию с ребенком? Или ждать, когда ребенок сам проявит желание стать более « отдельным»?

Ответы на эти вопросы зависят от возраста ребенка и потребностей, которые меняются в зависимости от развития его личности. Рассмотрим важные этапы взросления и тактику родителей в эти периоды.

Младенчество. Первый год жизни.

В это время ребенку остро необходимо присутствие родителей( обычно матерей) как для удовлетворения физических потребностей, так и для формирования чувства уверенности и защищенности в мире. Эмоциональный контакт  с родителями необходим , и его невозможно заменить даже самым качественным уходом чужого человека. Многочисленные психологические эксперименты доказывают, что отсутствие близкой фигуры в первый год жизни оказывает непоправимое влияние на физическое, умственное и психологическое развитие ребенка.

 Итак, возраст до одного года – это период, когда ,когда физическая близость матери необходима. Малыша надо чаще брать на руки, обеспечивая ему физический контакт. С малышом нужно часто говорить,  эмоциональный контакт с близким человеком - основа для развития в этот период жизни. Не смотря на то, что дети не в полной мери понимают речь в младенчестве, общение со взрослым ( а не только уход за ребенком) – главная составляющая  его благополучного развития.

 Малыш от года до трех.

В этом периоде , не смотря на то, что привязанность ребенка еще очень и  очень сильная, начинается физическое и психологическое отделение малыша. Ребенок активно осваивает мир, отходит от родителей, но  постоянно возвращается к нему, чтобы почувствовать уверенность. Сначала это вылазки совсем  короткие (в другую комнату, на пять минут), а потом все длиннее. Ребенку очень важно понимать что мама и папа уверенные и надежные существа, к которым можно вернуться после очередного исследования окружающей действительности.

Несмотря на то, что большая привязанность сохраняется, уже нет никакой необходимости быть все время при нем. Ребенок в этом возрасте  должен получить первый опыт пребывания  самим с собой, и осмысленного пребывания с кем – то, кроме родителей.

Часто малыши ведут себя настойчиво и не хотят, чтобы мама уходила. Они ползают за ней , куда бы она ни направлялась в квартире или громко рыдают, если она уходит из дома. Это не приятное, но в целом нормальное явление в возрасте от 9 месяцев до 2,5 лет ребенок формирует чувство привязанности к близкому человеку.

 Чувство привязанности не является у человека врожденным, оно возникает под влиянием эмоционального контакта с близкими людьми. Для его формирования требуется  определенное время. Около 9 месяцев ребенок начинает различать « своих» и « чужих» предпочитая при этом быть рядом со  «своими», то есть с теми, которых он знает лучше всего. Выглядит это несколько неожиданно для многих родителей: около девяти месяцев контактный и улыбчивый младенец вдруг начинает бояться чужих и громко плакать, как только мать выпадает из поля его зрения. Интересно, что в список условно «чужих» могут попасть  в семье и самые близкие родственники. Так ребенок может негативно реагировать на бабушку с дедушкой, если он их редко видит. Множество детей демонстрируют недовольство,  даже оставаясь с отцом , и предпочитают общество матери. Это происходит тогда, когда мать проводит с ребенком большую часть времени.

И так, на уход матери малыш в возрасте 1- 3 лет малыш может реагировать очень бурно: плакать и протестовать. Причина этого заключается в том, что маленький ребенок развит не достаточно, чтобы понимать, что мама обязательно вернется, она пропадает не навсегда. Взрослым трудно до конца осознать этот факт, им кажется , что их увещеваний  о том, что мама вернется, должно быть достаточно, чтобы успокоить малыша. Однако малыш продолжает плакать! Дело в том, что ребенку требуется целая серия опытов , чтобы окончательно убедиться что мама всегда возвращается и никуда не пропадает. Реакция протеста ребенка может длиться долго и даже нарастать, как правило, дети очень остро реагируют  на уход мамы до 1,5 лет, потом острота реакции притупляется.

Многие родители на основании того, что ребенок плачет, решают, что оставлять его нельзя и неотступно сидят при ребенке.

Однако  чем меньше ребенка окружает людей в повседневной жизни, тем меньше у него возможности привыкнуть  к разным людям и разному стилю общения и чувствовать себя спокойно в разнообразных ситуациях. Обычно , если мать находится большую часть времени с ребенком одна, ребенок особо остро реагирует на разлуку с ней. Ребенок привыкает к  присутствию одного  человека и чувствует себя спокойно только  с ним.

Несмотря на то, что дети от 1 до 3 лет  часто ведут себя беспокойно при расставании с родителями, им необходим этот опыт. Временная разлука  с матерью, при условии, что ребенок остается с хорошо знакомым ему человеком, принесет ему только пользу. Ребенок не может привыкнуть, что отсутствие матери является нормальным явлением, принять этот факт и переключиться на других людей, если не предоставлять ему нужного опыта.  Если ребенок не отпускает от себя мать, ведет себя слишком беспокойно, это возможно, повод задуматься о  том, что он чрезмерно тревожен, обратиться за помощью. Однако это не повод не уходить от ребенка, подкрепляя его зависимость.

Около трех лет дети осознают свою отдельность от родителей, формируют чувство собственной личности. Это сопровождается так называемым кризисом трех лет, когда ребенок отстаивает свою независимость от взрослого. В этом же приблизительно возрасте  ребенок осознает, что он не центр жизни матери. Существует еще отец, друзья и другие близкие матери, дела не связанные с ним. Это неприятное , не необходимое открытие для здорового взросления ребенка. Нездоровая ситуация возникает, если  у ребенка складывается впечатление, что он центр жизни родителей, и их  основной  смысл существования.

Понимание того, что родители отдельные независимые люди со своими интересами позволяет взрослеть , дает и ему право  постепенно отделятся, заводить привязанности вне семьи. Даже в неполной семье, где нет второго родителя , желательно чтобы у ребенка не создавалось впечатление, что интересы матери полностью подчинены ему.

Ребенок от трех до семи лет.

Ребенок от трех до семи лет уже не так  тесно привязан к родителям. Он гораздо лучше может удовлетворять свои бытовые, эмоциональные , интеллектуальные потребности с помощью других людей  и самостоятельных занятий. Он активно интересуется миром и людьми в этом мире.. Это возраст, когда нужно выпускать за пределы семьи. Различные занятия и детские дошкольные учреждения предоставляют такую возможность.

Несмотря на огромную потребность во внимании и близости родителей в этом возрасте, никакой необходимости быть при ребенке постоянно не существует, родитель может спокойно работать или заниматься другими интересующими его вещами, не опасаясь, что забросил ребенка.

Существуют дети, которые по – видимому , еще до наступления трех готовы к посещению детского сада. Это дети с особенными склонностями, очень ориентированы на общение.

Часто перед первым посещением детского сада родители волнуются гораздо больше, чем сам ребенок. И родители могут своей тревогой усилить или даже порождать беспокойство ребенка. Эмоциональное состояние родителей очень важно для ребенка. Оно бессознательно считывается  ребенком, является ориентиром и информацией о мире. И если родитель транслирует ребенку ( часто без слов, просто в мимике, пластике, интонациях, ритме дыхания) острую тревогу, то ребенок обязательно будет так же тревожится. Ребенок обладает мощным механизмом считывания эмоций окружающих, всегда реагируют на них , часто повышенной возбудимостью или трудностями в поведении.

Собираясь в детский сад, родителям имеет смысл проанализировать свое эмоциональное состояние, оно влияет на настроение ребенка и может сказаться на том, как ребенок будет адаптироваться в новом месте.

Ребенок от семи до двенадцати лет.

Около семи лет наступает очередной кризисный этап для ребенка и для всей семьи. Ребенок входит в другую фазу развития и в большую социальную систему образования. Это возраст, когда ребенку особенно важна эмоциональная поддержка взрослого. Однако, не обязательно на фоне поступления в школу бросать работу и засесть с ребенком за уроки.

Вопрос о том, насколько родителям стоит включаться в школьные занятия вместе с ребенком неоднозначный. Это всегда зависит от текущей ситуации, иногда, действительно, только родители могут помочь ребенку, подтянуть его знания, обучить правильным приемам работы с информацией. Но в целом учеба это дело ребенка, а постоянный родительский контроль и большая включенность в школьные дела скорее обслуживают психологические потребности родителей, нежели требуется ребенку.

Для ребенка большая включенность родителей в школьные дела обычно оборачивается ослаблением его возможностей, ведет к формированию пассивности и низкой мотивации к достижениям. Получается замкнутый круг: тем активнее родитель, тем пассивнее ребенок. Родитель, видя такие дела, начинает еще больше напирать, пытаясь ребенка расшевелить. Ребенок же реагирует еще большей отстраненностью, безответственностью и безразличием., при этом родитель убеждается, что ситуацию надо держать под жестким контролем, иначе все рухнет. Круг замыкается.

Несмотря на описанные выше опасные грани родительской заботы, в начальной школе, в первый год обучения, ребенку нужна включенность родителей, их поддержка, помощь, психологическая опора. Это должно быть в фокусе внимания родителей, не переходя в неестественные формы замещения активности ребенка, подмены его деятельности, своей деятельностью.

Ребенок от двенадцати до восемнадцати лет.

Детско – родительские отношения необычны тем, что судить о их качестве можно часто именно тогда, когда они закончены. То есть , закончены именно как отношения взрослого и ребенка. И начались отношения двух взрослых людей. Тут существует множество вариантов, самые печальные из которых , пожалуй:

- отсутствие, каких бы – то ни было контактов с родителями;

- чрезмерный контакт с родителями, и отсутствие у человека привязанностей вне семьи, слишком тесные взаимозависимые отношения;

- острый конфликт с родителями.

Любой исход предопределен историей отношений с ребенком. Важно помнить, что отношения с ребенком всегда трансформируются, они никогда не стоят на месте, и нельзя предполагать с подростком ту же степень близости, что и с трехлетним малышом.

Подростковый возраст самый , пожалуй, сложный, как для окружающих, так и для самих детей. О подростковом кризисе написаны тонны литературы, остановимся здесь на двух существенных моментах.

Во – первых, подросткам действительно нужна свобода, в том числе свобода духовная, свобода в самоопределении. Но, часто родители видят главную опасность возраста именно в стремлении к свободе, они хотят любой ценой эту свободу ограничить. Ограничивать свободу можно как физически ( например, не разрешать подростку надолго уходить из дома или общаться в социальных сетях), так и на внутреннем уровне( резко критикуя или дискредитируя музыку, одежду, друзей и ценности, которые начинает разделять подросток). Эти тактики ведут к нарастанию напряжения между подростками и родителями.

Но , подростку нужна не только свобода, ему так же важно тепло, защита семьи и внимание. И это второй фактор, о котором необходимо помнить. Баланс между потребностью в свободе и потребностью в принадлежности к семье трудно найти. Но именно это можно считать целью отношений с ребенком на этапе подросткового кризиса.

Душевная близость с родителями – необходимое условие нормального развития человека, она требуется ему во все периоды жизни. Однако, меняется содержание и интенсивность этой близости, она развивается вместе с развитием человека. Чтобы оказывать поддержку нашим детям, мы должны чутко реагировать на их меняющиеся запросы, потребности, ведь отношения похожи на живой организм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему:"Если рядом нет врача"

Консультация для родителей (законных представителей)...

Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?» (Консультация для родителей)

Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?»(Консультация для родителей) Сказка устно создавалась и передавалась из поколения в  поколение. Сказка...

Консультация для родителей на тему: «Быть в движении – значит быть здоровым!»

 Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждение...

Консультация для родителей «Мудрое присутствие взрослого рядом»

Консультация для родителей «Мудрое присутствие взрослого рядом»...

Конспект досугового мероприятия с родителями «Как хорошо быть рядом!».

Конспект досугового мероприятия  с родителями«Как хорошо быть рядом!»....