Игра в жизни общества и ребенка
статья на тему

Корсун Лидия Владимировна
Игра — особая, суверенная сфера жизни ребенка, которая компенсирует ему все ограничения и запреты, становясь фактором подготовки к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье, разносторонность воспитания ребенка.
Игра одновременно — развивающая деятельность, принцип, метод и форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества со взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_v_zhizni_obshchestva_i_rebenka.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Игра в жизни общества и

ребенка

Выполнила:

Корсун Лидия Владимировна,

воспитатель МАДОУ д/c № 53 г. Новосибирск

Игра в жизни общества

Игра присутствует и во всех сферах материальной культуры и определяет содержание ее форм.

Проблема игры возникла как проблема свободного времени и досуга людей в силу многих тенденций религиозного социально- экономического и культурного развития общества. В древнем мире играм придавалось религиозно-политическое значение. Древние греки считали, что боги покровительствуют играм, в Древнем Китае праздничные игры открывал император и сам в них участвовал.

Многие исследователи игры связывают ее происхождение с религиозной культурой, к примеру, народные и праздничные игры, сохранившиеся в духовной жизни людей, возникшие из языческих религиозных обрядов.

Современное общество проявляет особое игровое сознание: игровые раунды разыгрываются как на политической арене, так и в повседневной жизни.

Игра — реальная и вечная ценность культуры досуга, социальной практики людей в целом. Она на равных стоит рядом с трудом, познанием, общением, творчеством, являясь их корреспондентом.

Игра в жизни детей

Существует высокая правда Л.С. Выготского, который считал, что игра вырастает из противоречия между социальными потребностями и практическими возможностями ребенка, и видел в ней ведущее средство развития детского сознания и его функций.

Игра — прерогатива детства. Дети играют, как дышат.

Игра — особая, суверенная сфера жизни ребенка, которая компенсирует ему все ограничения и запреты, становясь фактором подготовки к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье, разносторонность воспитания ребенка.

Игра одновременно — развивающая деятельность, принцип, метод и форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества со взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого.

В игре ребенок — автор и исполнитель и практически всегда творец, испытывающий чувства восхищения, удовольствия, которые освобождают его от дисгармонии. Игры бескорыстны, через них идет нескончаемый поток информации, которую дети в игре обогащают, и потому их фантазия становится более насыщенной, содержательной, интересной.

Игры учат детей философии осмысления сложностей, противоречий, трагедий жизни, учат не уступая им, видеть светлое и радостное, подниматься над неурядицами, жить с пользой и празднично, "играючи".

Проблемы развития современной детской игры

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования опирается на положения концепции амплификации детского развития и задает ориентир на развитие, максимально широко определяя условия, которые будут способствовать полноценному развитию ребенка в условиях дошкольной образовательной организации.

Однако ряд важных положений Стандарта не всегда понимается практикой однозначно. Так, уже в первой части Стандарта говорится о том, что Программа должна реализовываться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности…».

Этот тезис может пониматься крайне прямолинейно, выливаясь в практическую реализацию известного лозунга «Учимся играя», когда практически все образовательные задачи начинают решаться «через игру».

Проблемы развития современной детской игры

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования опирается на положения концепции амплификации детского развития и задает ориентир на развитие, максимально широко определяя условия, которые будут способствовать полноценному развитию ребенка в условиях дошкольной образовательной организации.

Однако ряд важных положений Стандарта не всегда понимается практикой однозначно. Так, уже в первой части Стандарта говорится о том, что Программа должна реализовываться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности…».

Этот тезис может пониматься крайне прямолинейно, выливаясь в практическую реализацию известного лозунга «Учимся играя», когда практически все образовательные задачи начинают решаться «через игру».

Использование игры исключительно как удобной образовательной формы создает реальную опасность порождения ситуации депривации игры как ведущей деятельности на фоне ее тотальной эксплуатации, что, к сожалению, нередко приходится наблюдать на практике, когда игровую форму педагоги начинают считать игрой.

В Стандарте в качестве одного из обязательных условий, которое должно

быть создано в дошкольной образовательной организации, отмечается

«поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства».

Стремление активно «использовать» игру для решения образовательных задач прослеживается на протяжении всего ХХ века:

  • в 30-е годы - засилье «стимулированных» игр;
  • в период с 1960-х гг. детская игра вынужденно утратила характеристику«творческая», когда происходила массовая подмена детских самодеятельных игр организованными - период тотальной организации игровой деятельности;
  • в 1990-е гг. педагоги вовсе перестали вмешиваться в детскую игру, реализуя принцип «дайте детям наиграться», но одновременно лишая их единственного оставшегося к тому времени канала передачи игрового опыта, что также оказалась губительным для становления детской игры.

В этих условиях дети не перестали играть, но их игра стала примитивизироваться, что наблюдалась в отношении как сюжетных, так и народных игр.

По сей день сохраняется ситуация: «Сегодня не игра исчезает из культуры, а скорее — культура из игры».

Развитие «в игре» - это становление возрастных новообразований, не зависящее от конкретного содержания игры и формирующихся только в условиях деятельности, возникающей и реализуемой по инициативе самого ребенка.

Возрастные новообразования, т.е. те психологические механизмы, которые позволяют решать задачи деятельности на совершенно новом уровне, формируются в ходе реализации ведущей деятельности, поэтому вне самодеятельной игры они в полной мере сформированы быть не могут.

Возрастные        новообразования развития дошкольника:

  • формирование внутреннего плана деятельности;

  • развитие знаковой функции сознания (знаковой деятельности);

  • развитие произвольности поведения;

  • становление познавательного мотива как основы будущего учебного мотива.

Поэтому        самое        главное        для        педагога:        помнить,        что        игровая форма обучения — это не детская игра и не ведущая деятельность!

Дошкольное образовательное учреждение должно стать «территорией свободной игры».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями.

Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и мир природы, чувств и взаимоотношений и способсмтвует развитию мышления, воображения ребенка, обогащают эмоции....

ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА

Игра словно волшебная палочка, может изменить отношение ребенка ко всему, поможет включить в активную деятельность, а так же в ходе игры развивается речь....

Из опыта работы «Сюжетно-ролевые игры как способ всестороннего развития ребенка и его социализации в обществе как личности в целом»

Из опыта работы презентация на тему: «Сюжетно-ролевые игры как способ всестороннего развития ребенка и его социализации в обществе как личности в целом»...

Значение художественной литературы в жизни наших детейХудожественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает пре

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает пр...