Проект "Цветы"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Склярова Наталия Вадимовна

Экологический проект «Цветы».

Проблема: незнание детьми дошкольного возраста классификации и роли цветов в природе.

Цель: знакомство с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания.

Задачи:

  • формировать осознанно-правильного отношения к представителям растительного мира, развитие творческих способностей детей;
  •  углублять знания детей о цветах и их разнообразии;
  • учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения;
  • упражнять в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные растения, садовые, луговые, лесные цветы;
  • закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах;
  • формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами;
  •  воспитывать любовь к прекрасному, к красоте окружающего мира.

 

Актуальность: Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Цветы – это не только красота, но часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Ребята познакомятся с многообразием цветов, их внешним видом, особенностями, целебными свойствами, их строением.

 

Тип проекта: исследовательский, познавательно-творческий.

 

Участники: педагоги, дети 6-7лет, родители.

 

Срок реализации проекта: 2 недели.

 

Игровая мотивация: «Путешествие в страну цветов».

 

Этапы проекта.

1 этап. Подготовительный. (2 дня).

- выявление проблемы;

- сбор и анализ информации;

- разработка проекта.

 

 

2 этап. Основной. (7 дней)

Выполнение проекта (организация совместной работы детей, педагогов и родителей над проектом).

Содержание.

1. Комнатные цветы. «Путешествие в царство комнатных растений». Лепка.

2. Полевые цветы. «Одуванчик и полевые цветы». Рисование тычком.

3. Садовые цветы. «Астры в вазе». Аппликация.

4. Лекарственные растения. Беседа и рассматривание иллюстраций.

5. Создание лэпбука и создание моделей: «Берегите природу».

6. Развлечение.

 

«Путешествие в царство комнатных растений».

Цель: закрепить знания названий комнатных растений; уметь отмечать различие и сходство между ними, характерные признаки; развивать речь, мышление; поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Уголок природы. Уход за растениями.

Задачи:

- обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями;

- закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, дать сведения о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностях;

- обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, удаление пыли, рыхление);

- развивать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях строения растений, о выполнении своих действий с учетом структуры трудового процесса;

- развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний;

-  познакомить с новым видом ухода за цветами – подкормкой;

- воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как живым организмом.

Составление модели условной жизни комнатных растений, с помощью знаков-символов (свет, вода, тепло, почва).

 

«Одуванчик и полевые цветы».

Цель: воспитывать бережное отношение к одуванчику и полевым цветам.

Задачи:

- закреплять знания о строении цветов, их названия;

- развивать наблюдательность, речь детей;

- уточнить представления о последовательности роста и развития растения. Упражнение «Волшебные цветы».

Фея говорит детям, что из семени они выросли и стали прекрасными цветами. Вокруг которых летают бабочки. Стрекозы. Дети – необычные цветы. Которые умеют двигаться. Предлагает встать в круг, сплести их цветов венок. Слушание песни «Полевые цветы».

Дидактические игры и упражнения. «Назови ласково цветок», «Я знаю пять названий цветов…», «Кто больше назовёт цветов?», «Из каких цветов венок?», «Закончи слово» с целью развивать умение детей делить слова на слоги.

Словесные игры.

«Посчитаем цветы», «Назови какое» (Поле, где растут ромашки – ромашковое), «Опиши цветок».

Гимнастика для глаз «Рисуем цветы».

Дыхательная гимнастика «Вдыхаем ароматы цветов», «Подуй на одуванчик».

Сюжетно - ролевая игра «Магазин цветов».

Настольно- печатные игры: «Собери цветок из геометрических фигур», «Четвёртый лишний» (садовые и полевые цветы).

 

Продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация.

Цель: вызывать у детей интерес к художественно-творческой деятельности.

Задачи: развивать эстетический вкус, воображение и творческое мышление; ориентироваться на листе бумаги; упражнять в занятии коллективной деятельностью; закрепить способ рисования «тычком».

 

«Астра и садовые цветы».

Беседа о садовых цветах. Просмотр презентации. Аппликация «Астры в вазе».

Пальчиковые игры. Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, чувство ритма. «Наши алые цветы», «Цветы», «Мак», «Растения».

 

Музыкально – ритмические движения: «Не рвите цветы» Ю.Антонов

Задачи: развитие музыкального слуха, чувство ритма, умение сочетать движения со словами, выразительность, певческие навыки. развитие умения двигаться под музыку, выразительно выполнять движения; развивать воображение.

Беседа «Лекарственным растения». Цель: уточнение знаний свойствах лекарственных растений, их особенностях;

Трудовая деятельность.

Цель: воспитание экологической культуры и бережного отношения к окружающей природе.

Задачи: воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы; расширение кругозора детей, их знаний о комнатных растениях и по уходу за ними, обогащение словарного запаса, ознакомление с правилами поливки комнатных растений; умение удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки, опрыскивать из пульверизатора; определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения, устанавливать связь между особенностями листьев и способами ухода за ними; обогащать словарь путем введения слов: опрыскивать, пульверизатор;

  • Поливка комнатных растений.
  • Мытье комнатных растений.
  • Поливка клумб с многолетниками.
  • Посадка рассады цветов.
  • Черенкование комнатных растений.
  • Пересадка комнатных растений.

 

Чтение художественной литературы.

Цель: развивать интерес к литературе, сказкам, рассказам;

В. Катаев «Цветик - семицветик»

С. Аксаков «Аленький цветочек»

М. Пришвин «Золотой луг»

А. Толстой «Колокольчики», Е. Благинина «Ромашка», Е. Трутнева «Цветы».

 

Создание лэпбука «Цветы» совместно с детьми.

 

 3 этап. Итоговый. (1 день)

Беседа «Что мне больше всего запомнилось и понравилось?» с целью систематизировать знания детей, полученные за 2 недели; активизировать память.

Развлечение.

Цель: закрепить знания детей о цветах в весёлых соревнованиях и эстафетах.

  • Конкурс «Кто быстрее соберет и красивее составит букет из искусственных цветов»;
  • Конкурс «Кто интереснее и необычнее составит композицию из цветов на полу»;
  • Чтение стихов о цветах;
  • Складывание цветов из элементов;
  • Соревнование «Кто быстрее посадит цветы луговые и садовые».

 

Самостоятельная игровая деятельность детей.

  • Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с комнатными растениями, цветами.
  • Раскрашивание цветов в раскрасках.
  • Продуктивные виды деятельности.
  • Настольные, дидактические, пальчиковые, подвижные игры.
  • Составление рассказов о цветах, сочинение стихов, загадок.
  • Настольные игры: «Выложи цветы» (мозаика)», «Собери комнатное растение», «Собери букет», «Цветочное лото», Домино – «Наш сад».

 

 Совместная деятельность с родителями.

Цель: создание единого образовательного пространства «детский сад – семья».

  • Разучивание стихов о цветах.
  • Придумать загадку или сказку о цветах.
  • Участие в выставке работ «Цветочная фантазия».
  • Нарисовать с родителями плакат на тему «Берегите природу».

Ожидаемые результаты:

  • У детей формируется необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека. 
  • Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту. 
  •  Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе). 
  • Родители становятся активными участниками педагогического процесса.

 

Оценка рисков:

  • не взошли цветы для наблюдения в группе вследствие не правильного ухода за ними;
  • сильный ветер и град уничтожили цветы на клумбе;
  • карантинные мероприятия в дошкольном учреждении.

 

Рефлексия:

         Анализ отдельных заданий позволяет улучшить будущие проекты. Воспитатель, дети и родители должны ответить на ряд вопросов о закончившемся проекте:

- Какая часть проекта оказалась наиболее удачной?

- Что не удалось?

- Что вас удивило?

- Что нужно учесть в следующий раз?