Как проводить артикуляционную гимнастику
консультация на тему

Взрослый правильно произносит различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляционного аппарата, к  которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо. У ребенка точность, сила и дифференцированность  движений этих органов развиваются постепенно, в процессе речевой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon консультация для педагогов ДОУ32 КБ

Предварительный просмотр:

Как проводить артикуляционную гимнастику

Взрослый правильно произносит различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляционного аппарата, к  которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо. У ребенка точность, сила и дифференцированность  движений этих органов развиваются постепенно, в процессе речевой деятельности. Чтобы руки и ноги малыша стали сильными и ловкими, он каждый день делает гимнастику. Такая же гимнастика нужна и языку ребенка. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения мешают ребенку развиваться, общаться со сверстниками, оказывают влияние на психо - эмоциональное состояние малыша. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Артикуляционная  гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных  на  укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие подвижности, точности выполнения движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционные упражнения бывают статические (язык неподвижно фиксируется в определённом положении) и динамические (участвуют все органы речевого аппарата).

Статические упражнения. При их выполнении важно не только показать положение языка, но и удержать позу около 7 – 10 секунд.

«Лопатка». Широко открываем рот, «укладываем» расслабленный язычок на нижнюю губу.

«Грибочек». Присасываем к нёбу язык и насколько возможно открываем рот.

«Хоботок». Сомкнутые губы максимально вытягиваем вперед «трубочкой» и удерживаем в течение 5 – 10 секунд.

Динамические упражнения. Выполнение упражнений происходит под счет, где ритмично меняется положение органов речи.

«Часики». Приоткрываем рот и улыбаемся. Делаем язычок узким, его кончиком тянемся к уголкам рта.

«Качели». Открываем рот и тянемся язычком то к подбородку, то к носу.

«Где конфетка». Губы сомкнуты, поочередно упираемся языком в каждую щеку.

«Лошадка». Фиксируем язычок, как в упражнении «грибочек», и сильно цокаем.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно и лучше в виде сказки, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.


Лучше всего выполнять упражнения несколько раз в день по 3-5 минут. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. Работа организуется следующим образом: взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Показывает его выполнение, затем упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых движений: точность движения, плавность, темп, устойчивость, переход от одного движения к другому. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неправильно, — это может привести к отказу выполнять данное упражнение. Лучше показать ребенку его достижения, подбодрить его, похвалить. Для ребенка артикуляционная гимнастика – это трудная работа: давайте язычку отдохнуть и не забывайте хвалить ребенка. Если у ребенка не получается какое-то движение, необходимо помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, позитивное настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной удаче!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как проводить артикуляционную гимнастику? Рекомендации.

Выработка полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады. Необходимо вырабатывать следующ...

Консультация для родителей "Как правильно проводить артикуляционную гимнастику"

Консультация для родителей "Как правильно проводить артикуляционную гимнастику"...

Памятка для родителей "Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома"

В памятке для родителей отражены правила проведения артикуляционной гимнастики дома. А именно: время и способы выполнения упражнений, условия проведения артикуляционной гимнастики, количество выполняе...

Как проводить артикуляционную гимнастику дома

Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать занимат...