Занятие-размышление
методическая разработка на тему

Косенкова Елизавета Евгеньевна

Данная методическая разработка будет полезна педагогам дополнительного образования, методистам, а также родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»

отдел предшкольного образования

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 учебного занятия

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

 «Художественное слово»

Тема: «Мама» А. Барто

Форма: занятие-размышление

Возраст учащихся: 6 лет

Санкт-Петербург

2017

Тема занятия:

«Мама» А. Барто

Возраст учащихся:  6 лет.

Образовательная  программа:  «Художественное слово»

Цель занятия: знакомство детей с новым литературным материалом (стихотворением)

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с новым стихотворением,
  • активизировать навыки сюжетного анализа литературного текста,
  • формировать представление об особенностях интонационно-выразительного чтения литературного материала (передача трогательного отношения к близкому человеку).

Развивающие:

  • пробудить интерес к слову через знакомство с художественной литературой, стихотворным творчеством,
  • развивать слуховое внимание,
  • совершенствовать четкость дикции,
  • активизировать словарный запас,
  • упражнять память,
  • тренировать навыки самоконтроля и саморегуляции.

Воспитательные:

  • вызвать у детей ассоциативное отношение между близким человеком (мамой) и конкретным литературным материалом,
  • воспитывать культуру поведения на занятии (соблюдение правил приветствия, прощания и т. д.).

Материально-техническое оснащение занятия, учебно-методический комплекс:

Круглый стол для занятий, детские стулья, стулья в другой части кабинета, цветные карандаши, раздаточный материал для выполнения домашнего задания, индивидуальные детские папки для занятия.

Форма занятия: занятие-размышление

          Этап занятия

Ход и содержание занятия. Речь педагога

Деятельность учащихся

Организация начала занятия

Игра «Снежный ком»

- Проходите. Кладите свои папочки на столик. Садитесь за стол.

- Здравствуйте.

- Играем в «Снежный ком». В одну сторону по очереди называем имена. Я начинаю первая.

Теперь называем имена в другую сторону.

Ребята складывают свои папки для занятий на отдельно стоящий стол и садятся за стол для занятий.

- Здравствуйте.

Ребята уже знакомы с правилами игры.

По кругу выполняют задание.

Педагог помогает ребятам, если возникают трудности.

Артикуляторная разминка

Пальчиковая гимнастика

Чистоговорки + пальчиковая гимнастика

Скороговорки

- Сейчас делаем разминку. Сели ровно, убрали руки вниз, глазки на меня:

  • удивились-нахмурились
  • улыбнулись-трубочка
  • улыбнулись-обиделись
  • покусали нижнюю губу, верхнюю
  • покусали то верхнюю, то нижнюю
  • погладили языком верхнюю губу, нижнюю
  • язык «на качелях» вверх-вниз
  • языком делаем «часики»
  • языком погладили верхние зубы, нижние
  • языком делаем «киску»
  • языком делаем «трубочку»
  • языком «прокалываем» щеки
  • цокать языком с помощью губ
  • «побрюмчать»,
  • «пулеметик», тихий «пулеметик»
  • «поцелуйчики»

- Положите руки на стол. Ладошки приклеились. Поднимаем пальчики.

  • Ладошки на столе, пальчики поднимаются.
  • Ладошки вместе, пальчики здороваются.
  • Две руки в разные стороны, каждый пальчик по очереди встречается с большим.

- Приготовьте руки и «полетели».

Прилетала к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.

- Приготовьте руки и «моем» посуду.

Раз, два, три, четыре.

Мы посуду перемыли.

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварежку.

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали

- Давайте повторим все наши скороговорки (Педагог исправляет ошибки, которые ребята могут допустить, рассказывая скороговорки).

  • От топота копыт пыль по полю летит
  • Не любила Мила мыло, мама Милу с мылом мыла

Ребята все вместе выполняют разминку.

Педагог делает разминку вместе с ребятами.

Педагог помогает ребятам правильно выполнять упражнения.

Педагог поочереди называет пальчики.

Если у кого-то не получается, педагог помогает и исправляет.

Ребята вместе с педагогом рассказывают стихотворение и выполняют пальчиковую гимнастику.

Ребята по одному рассказывают скороговорки.

Педагог оценивает работу каждого ребенка.

Игра «Придумай слово»

- Придумайте, пожалуйста, и назовите по очереди что-нибудь сладкое, вкусное. Кто придумает, не кричит, а поднимает руку.

Ребята придумывают слова. Слова не должны повторяться. Педагог следит, чтобы ребята не выкрикивали слова, а поднимали ручки. Если возникают трудности, педагог просит, чтобы дети помогли придумать слово. После ответа, ребята пересаживаются на стульчики в другой части кабинета.

Прослушивание самого стихотворения

Работа по содержанию

Повторное чтение стихотворения

- Ребята, я вам сейчас прочитаю стихотворение. Послушайте внимательно, а потом скажите мне, про кого это стихотворение?

- О ком это стихотворение?

- Кто рассказывает это стихотворение?

- Почему вы решили, что это именно девочка рассказывает стихотворение, а не мальчик?

- Что делала девочка?

- Чем девочка писала на ладошке мамино имя?

- Как вы думаете, почему сначала в доме было тихо, а потом стало шумно?

- Почему девочка сказала, что держит в ладошке счастье?

- Почему мама – это счастье?

- А для вас ваша мама – это счастье?

- А у вас есть мама?

- Как зовут ваших мам?

- Закройте глазки. Я вам сейчас еще раз прочитаю стихотворение, а вы представьте себе свою маму.

- Давайте тоже напишем пальчиком на ладошках имена ваших мам. Или «назовем» в ладошку их имена.

Ребята сидя слушают стихотворение.

Ребята отвечают на вопросы педагога. Если правильного ответа дети не дают, педагог подводит их к нужному ответу.

Педагог помогает ребятам сформулировать свои ответы

Дети по очереди называют имена своих мам.

Ребята слушают стихотворение с закрытыми глазами.

Дети вместе с педагогом пишут или называют имена своих мам (в зависимости от умения ребенка)

Запоминание стихотворения

- Давайте вместе расскажем стихотворение. Приготовили ладошки

- Скажите мне, пожалуйста, за что вы любите свою маму.

Педагог рассказывает стихотворение. Дети повторяют его вместе с педагогом, используя специальный прием запоминания.

Ребята по очереди отвечают и пересаживаются обратно за круглый стол на свои места

Творческое задание

- Я раздаю вам листочки со стихотворением. Посмотрите, пожалуйста, на листе есть свободное место. Вы должны будете сейчас нарисовать свое счастье.

- Что вы сейчас будете рисовать?

- У вас получились замечательные и очень красивые мамы!

Педагог раздает каждому ребенку листок со стихотворением и цветные карандаши.

Дети отвечают на вопрос. Пока ребята рисуют, педагог третий раз рассказывает стихотворение.

Домашнее задание

- Ваше домашнее задание. Поднесите ладошки ко рту. Говорим вместе: дома надо выучить стихотворение про маму. Повторяем еще раз: дома надо выучить стихотворение про маму. Кто не успел дорисовать, закончите, пожалуйста, рисунок дома.

Педагог вкладывает листки со стихотворением в индивидуальные папочки детей.

Ребята вместе с педагогом повторяют домашнее задание, используя специальный прием для запоминания.

Каждый ребенок по очереди повторяет свое домашнее задание.

Окончание занятия

- Вы сегодня хорошо занимались. Дома выучите, пожалуйста, стихотворение.

- На сегодня наше занятие Художественным словом заканчивается. До свидания!

Ребята забирают свои папочки.

Прощаются и уходят.

А. Барто

Мама.

Было утром тихо в доме,

Я писала на ладони

Имя мамино.

Не в тетрадке, на листке,

Не на стенке каменной,

Я писала на руке

Имя мамино.

Было утром тихо в доме,

Стало шумно среди дня.

- Что ты спрятала в ладони? –

Стали спрашивать меня.

Я ладонь разжала:

Счастье я держала!