Проект "Игровая среда в детском саду" (средний дошкольный возраст)
материал на тему

Сарычева Юлия Анатольевна

Актуальность проекта

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой происходит воспитательный процесс.

В настоящее время остро встаёт проблема построения образовательной среды в дошкольных учреждениях, прежде всего меняются требования общества к подрастающей личности, на смену авторитарной педагогике пришла личностно-ориентированная модель воспитания детей, и это требует организационных изменений.

Введение нового Федерального государственного стандарта (ФГОС) к структуре основной образовательной программы дошкольного образования предлагает иные требования по организации предметно-развивающей и игровой среды в учреждениях.

Основной целью ФГОС-создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждого ребёнка, позволяя ему реализовать собственные возможности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте чётко прописаны принципы развивающей среды, она должна быть:

-социально-насыщенной;

-трансформируемой;

-полифункциональной;

-вариативной;

-доступной;

-безопасной;

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому у воспитателей возникает интерес к обновлению предметно-развивающей и игровой среды ДОУ.

Цели проекта:

-Развитие игры, как основной деятельности детей;

-Привлечь внимание родителей к совместной игровой деятельности детей;

-Развитие игрового опыта воспитанников;

-Использование игры в воспитательных целях;

Задачи проекта:

1 Развитие и обогащение игровых действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых действий;

2 Развитие и обогащение сюжетов игры;

3 Формирование коммуникативных навыков при распределении ролей и ролевых диалогах;

4 Воспитание доброжелательных отношений между детьми, интереса к общему замыслу и согласованию действий.

Предполагаемые результаты.

-Расширение представлений детей о многообразии способов использования игрушек, предметов заместителей и игровых действий:

-Формирование навыков самостоятельной организации игры, распределении ролей, творческого развития сюжета игры;

-Умение воспитанников организованно играть небольшими группами, включать в игру и выходить из неё.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта: средне-срочный.

Вид проекта: игровой, творческий

Этапы реализации проекта.

1 этап-организационный

-изучение проблемы и постановка цели проекта;

-проведение наблюдений за самостоятельными играми детей;

-изучение литературы по теме проекта.

2 этап-основной

Непосредственная реализация проекта в группе : беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, дидактические игры, продуктивная деятельность. Театрализованные игры: организация совместной с воспитателем, либо самостоятельной игровой деятельности.

Первый этап. Обогащение представлений о той сфере деятельности, которую ребёнок будет отображать в игре (наблюдения, рассказы, беседы и впечатления). Знакомство детей с людьми их деятельностью.(кто, чем, почему занимается).

Сюжетно-ролевая игра "Семья" предварительная работа : рассматривание иллюстраций, беседы "Как надо встречать гостей, "Мой день рождения". Дидактические игры "Расскажем Винни-Пуху, как надо встречать гостей", "Угостим куклу чаем". Чтение стихов о маме и бабушке. Продуктивная деятельность : "Печенье к чаю", "Красивая салфеточка для чаепития", "Подарки для мамы и бабушки".

Сюжетно-ролевая игра "Транспорт". Предварительная работа: целевая прогулка на улицу, наблюдение за транспортом, рассматривание иллюстраций. Беседы "Разные машины ездят по городу", "Наш друг светофор", "Что возят и как работают разные машины". Продуктивная деятельность "Машина с грузом".

Сюжетно-ролевая игра "Магазин". Предварительная работа : целевая прогулка в магазин. Беседы: "В новом магазине много разных отделов", "Как работает продавец", "Вежливые покупатели". Дидактические игры "Поучим зайку правильно разговаривать с продавцом, "Что лишнее". Продуктивная деятельность "Витрина магазина".

Сюжетно-ролевая игра "Театр". Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя "Как я ходила в театр". Разучивание стихов, повторение песен, стихов, танцев. Продуктивная деятельность "Билеты в театр".

Сюжетно-ролевая игра "Детский сад". Предварительная работа: наблюдение за играми старших детей, за работой взрослых, посильный совместный труд на участке. Беседы:" Как мы играем и занимаемся в детском саду", "Наш красивый участок".

Сюжетно-ролевая игра "Поликлинника". Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседы "Как мы ходили в кабинет медсестры", "Как нам измеряли рост и вес", "что делать если поранился" . Чтение А. Барто "Мы с Тамарой". продуктивная деятельность "Рецепты врача".

Сюжетно-ролевая игра "Парикмахерская" Предварительная работа: показ приёмов работы парикмахера, беседы: "как ходили в парикмахерскую", дидактические игры "Красивые причёски для куклы", "Поучимся завязывать бантики", "Подбери бант для куклы". Продуктивная деятельность "Расчёска для Шарика".

Второй этап. Организация сюжетно-ролевой игры.

1.Определение ситуаций взаимодействия людей, продумывания и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры;

2.Создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования;

3.Совместная игровая деятельность воспитателя и детей.

Третий этап

Коллективная и самостоятельная игровая деятельность детей, организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает.

Детьми были обыграны сюжетно-ролевые игры:" Семья", "Транспорт", "Поликлинника", "Магазин", "Театр", "Детский сад", "Парикмахерская".

Работа с родителями

Изготовление памятки для родителей с советами по проведению игр.

Папка-передвижка с консультацией "Играем вместе с ребёнком".

Организовать выставку "Игрушки наших мам, пап, бабушек и дедушек".

Организовать семейную выставку "Наша любимая игра".

Подготовить презентации "Мы играем", "Угадайте, какую игрушку выбрал ваш ребёнок", "Игра в жизни ребёнка".

Организовать выставку книг, журналов на тему "Игровая деятельность".

Провести семинар-практикум для родителей "Поиграйте с детьми".

Семинар-практикум для родителей " Поиграйте с детьми"

 

Цель: дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры на развитие коммуникативных способностей у детей; подвести родителей к осознанию важности игры в жизни ребёнка; дать родителям некоторые образцы семейных игр с ребёнком; вовлечь родителей в игровую деятельность.

План семинара - практикума.

1. Теоретическая часть. Консультация для родителей «Игра – это ведущий

вид деятельности ребенка».

2. Практическая часть.

3. Итог.

Теоретическая часть.

1.Консультация для родителей «Игра – это ведущий вид деятельности ребенка»

Здравствуйте, уважаемые родители! Нашу встречу хочу начать со слов Макаренко А. С.

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».

Детские игры вообще - это единственный естественный труд ребенка, за который он берется без принуждения и внешнего воздействия. Одновременно они являются прекрасным способом привития практически всех качеств характера, которые мы ценим в людях, но которые часто пытаемся прививать вербальными, т.е. словесными, методами или простым приучением, обучением или упражнением.

Играя, ребенок учится жить. Никакая другая деятельность не способна ребенку дошкольного возраста дать столько положительных эмоций, которые так нужны ему для здорового психического и физического развития. Не меньшую пользу приносят игры и в старшем возрасте, но при условии углубления их социального содержания.

Главное - не допускать (особенно в возрасте до 3-х лет) резкого, быстрого перехода с одного вида деятельности на другой, не имеющий с предыдущим никакого логической связи, тем более, если он мало известен или совсем неизвестен ребенку. Это вызывает протест, нежелание, даже болезненный страх перед тем новым, что предлагают. Вот почему дети болезненно реагируют на то, что их отвлекают от игрушки или игры, которая их полностью захватывает.

Безапелляционно вмешиваясь в мир детской игры, взрослые травмируют и разрушают мир фантазий, травмируют психику ребенка, деформируют его воображение или, наконец, дают ложные образцы поведения с чувствами других и отношением к результатам их труда. Поэтому так важно быть тактичными с детьми, занятыми играми и игрушками. Не спешите их останавливать, даже если у вас есть свои планы - наоборот, найдите время, поинтересоваться, какой игрой увлечён ваш ребенок и в чём её смысл. Ненавязчиво присоединитесь - подыграйте, и вы почувствуете особую признательность ребенка, его заинтересованность вами.

Благодаря игровой ситуации вы сможете научить ребенка чему-то познавательному и полезному. Как свидетельствуют наблюдения, дошкольники очень любят играть в такие игры, как "Дочки - матери", "Дом", "В гостях" и другие. Их сюжеты родители всегда могут направить на усвоение определенных правил жизни в семье, исполнения обязанностей и соблюдения этики поведения и взаимоотношений.

Положительный воспитательный эффект имеют такие игры, как "Волшебное слово" (когда каждую просьбу и действие необходимо сопровождать надлежащим отбором и употреблением вежливых, приятных слов); "Магазин одной покупки" (когда ребенок мысленно попадает в ситуацию выбора, при которой из большого предложения различных возможных желаний имеет право выбрать только одно.

Кстати, подобную ситуацию "в магазине" можно использовать для того, чтобы дети ориентировались в возможностях семейного бюджета, в полезности или излишке отдельных вещей; учились делать осознанный выбор, за который им самим придется отвечать в случае неудачи); "Хорошо - плохо" (когда в игровой ситуации ребенку раскрывается сущность хорошего и плохого, и у него формируется система представлений о причинно-следственные связи различных действий, поступков и поведения в целом) и другие.

Подобные игры всегда будут способствовать формированию представлений ребенка о вежливости, о первоочередности желаний и потребностей, о возможности их удовлетворения и развивать и обогащать его язык, даже если вы и не будете четко ставить перед собой подобную цель воспитания.

Итак, какие существуют правила выбора детских игрушек?

Игрушки для детей 3–4лет в первую очередь должны способствовать развитию бега, крупной и мелкой моторики и речи. Для развития бега подойдут мячи или шары средних размеров, различные игрушки на колесиках, где можно привязать веревочку – чтобы ребенок бегал с ними и оглядывался назад.

– Для развития крупной и мелкой моторики будут полезны строительные кубики, мячи средних размеров, пирамидки, матрешки, баночки и мисочки. Развитию речи способствуют сюжетно-образные игрушки: куклы, игрушечные животные (мягкие или резиновые), кукольная мебель, машинки, а также игрушки-заместители, то есть те игровые материалы, которые могут заменить ребенку знакомые предметы. К ним относятся бруски различных размеров, большие и маленькие коробки, разнообразные по форме дощечки, полоски бумаги, разноцветные лоскутки и пр. Примерно с двухлетнего возраста дети могут проводить время с настольными играми, многие из которых также способствуют развитию речи.

Выбирая игрушку малышу, следует учитывать его возрастные особенности. Размер игрушки не должен быть ни слишком большим, ни слишком маленьким. Ребенку будет неудобно, а иногда и невозможно, держать в руках, например, огромного мехового медведя, и он может почувствовать себя неуспешным. А ведь нам, взрослым, иногда кажется, что чем крупнее игрушка, тем больше она поразит воображение нашего ребенка. Слишком маленькие игрушки (мелкая мозаика, маленькие шарики, игрушки из “Киндер-сюрпризов” и др.) также не рекомендуется давать маленьким детям, так как малыш может проглотить их

– Прежде всего, игрушка должна быть прочной и безопасной (без остры углов, без вредных химических покрытий). Хорошо, если она будет обращена сразу к нескольким органам чувств ребенка: например, меховой мячик, приятный на ощупь, внутри которого находится твердый пластмассовый шарик, наполненный множеством мелких предметов, гремящих при манипуляциях с мячиком.

Желательно, чтобы ребенку было приятно не только смотреть на игрушку, но и захотелось бы использовать ее в играх.

– Игрушка может быть многофункциональной: например, тот же меховой мячик может быть сшит из кусочков меха разно цвета, и тогда его можно использовать для развития восприятия цвета, моторики, сенсорного восприятия.

Наши исследования, проведенные на основе опроса родителей, показали, что наибольшей популярностью у детей младшего возраста пользуются машинки, на втором месте стоят кубы мячи, затем – куклы, меховые и резиновые игрушки, игрушки на веревочке. Многие родители отмечают, что дети очень любят в своих играх использовать воду, крупу, безопасные предметы, мамину косметику и папины инструменты.

Купленная в магазине игрушка редко бывает многофункциональной, то есть она, как правило, предназначена для отработки только одной функции (памяти, внимания и т. д.) или только одного навыка. А можно использовать игрушки, сделанные руками родителей и детей или использовать различный бросовый материал или предметы заместители. Если ребенок принимал участие в изготовлении игрушки, он, как правило, не бросит ее, поиграв один раз. Ведь она станет результатом вашего совместного труда, будет любима ребенком и принесет ему радость и пользу.

Сделать игрушку можно из любого “бросового” материала: из пробок, пластиковых бутылок, картонных коробок и др. (для этого проведем отдельный мастер-класс)

Покажите малышу, как можно играть с новой игрушкой, и вскоре он не только повторит предложенную вами игру, но и придумает много новых развлечений.

Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре (постоянно необходимо иметь под рукой кусочек меха, ткани, картона, проволоки, коробочки и др.) Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимопонимания, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

2. Практическая часть.

Ведь игра - самое главное в жизни ребёнка.

Милые родители! Послушать не хотите ли наш занимательный рассказ о том как много игр у нас! Пришли с работы и забот уже домашних полон рот! В кастрюле пусто значит ужин ещё вам приготовить нужно. И карапузы под ногами снуют, мешая папе, маме. Ну, как же всю семью занять? Да просто надо поиграть! Давайте вместе веселиться и всё само собой решится!

Сказка для всех «Репка»

Выбрать из присутствующих исполнителей ролей Репки, Деда, Бабки, Жучки, Кошки и Мышки.

У каждого персонажа свои реплики:

Репка: Охохонюшки мои !

Дед: Эх, ухнем!

Бабка: Бегу, помогаю!

Внучка: А вот и рабочая сила подоспела!

Жучка: А репки парной дадите?

Кошка: Не кошачье это дело!

Мышка: Куда вы без меня?!

Ведущий рассказывает сказку с самого начала. При упоминании о каждом персонаже, тот подаёт голос, произнося свою реплику.

Например: Посадил дед (Эх, ухнем!) репку (Охохонюшки мои). Выросла репка (Охохонюшки мои!) большая-пребольшая...

Игра "Ох уж эти скороговорки"

Задача: Произнести без ошибок скороговорку быстрее всех.

-Шел Фёдор по шоссе к Саше в шашки играть.

-Рапортовал, да не до рапортовал, а стал до рапортовывать - зарапортовался.

-Зачем ты к нам пришёл- за пересмешкой или за выпересмешкой?

- Враль клал в ларь, а Враля брала из ларя.

-Три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Игра "Мой дом- моя крепость"

У каждого живого существа есть место, где можно спрятаться в случае опасности и непогоды, где можно отдохнуть и расслабиться. Люди живут в домах, а звери?

Для начала вспомним и перечислим разновидности звериных и птичьих жилищ: норы, хатки, берлоги, гнёзда, дупла. Напомню, дом белки называется гайно.

В зале расставляются картинки "звериных домиков": нора, хатка, берлога, гнездо, дупло. Дети, получив картинки с изображением животных ,"расселяют их по домикам.

Задание: "Расселит" зверей среднеевропейского леса-медведь, белка, ондатра, заяц, дятел, барсук, мышь-соня- по их "домам".

Копилка идей-родители делятся своими семейными играми.

3.Итог. Вручаются родителям буклеты «Домашняя игротека» (приложение1).

Именно совместная игра - главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила. Так давайте же играть вместе с нашими детьми! До свидания! До новых встреч!

Приложение 1

ДОМАШНЯЯ ИГРОТЕКА

Доставьте радость своему ребенку и себе заодно - поиграйте вместе.

Не знаете, во что? Посмотрите ниже, предлагаемые игры не просто интересные, но и полезные.

1. Солнце. Нарисовать на бумаге большой желтый круг. Затем поочередно (один штрих делает ребенок, следующий - мама или папа и т.д.) пририсовать к солнцу как можно больше лучей .

2. Змея. Нарисовать большую змею. Теперь нужно разрисовать змеиную кожу, поочередно нанося разноцветными фломастерами узор из звездочек, точек, волнистых и зигзагообразных линий и т.д.

3. Вылепить ежика. В парке или лесу насобирать коротких тонких палочек. Сделать из пластилина короткую толстую колбаску и воткнуть в нее собранные палочки: получится ежик .

4. Тренировка памяти. На подносе укладываются шесть различных небольших предметов, например игрушечный автомобиль, конфетка, карандаш, точилка, расческа, ложка... В течение короткого времени ребенок запоминает, что лежит, потом поднос чем-нибудь накрывают. Что под покрывалом? Затем поменяться ролями .

5. Ветеринарная больница. Мягкие игрушки укладываем в постель и лечим: перевязываем, даем лекарства, измеряем температуру, ставим компрессы и т.д.

6. Картинки-кляксы. Брызнуть тушь на бумагу. Бумагу сложить кляксой внутрь, затем снова развернуть. Из отпечатков нарисовать картинку.

7. Фигура-коврик. Из брюк, рубашки и ботинок выкладываем на полу фигуру. Рисуем на бумаге подходящее по размеру лицо, вырезаем и прикладываем.

Итог проекта

Игровая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подхоов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а также развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.

Список литературы:

Н.С. Голицына "Годовое комплексно-тематическое планирование в детском саду. Занятия. Деятельность в режиме дня." Москва "Скрипторий 2003" 2016г.

В.А. Деркунская, А.Н. Харчевникова "Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 5-7 лет"  Учебно-методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2015.

Т.Н. Зенина "Играем вместе играем всей семьёй!" Методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования,2016.

 

Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду: методическое пособие / Е.О. Смирнова(руководитель проекта), Е.А. Абдулаева, И.А. Рябкова и др. -М.: ООО "Русское слово- учебник", 2016.

 

Игры и игрушки вашего ребёнка : методическое пособие / Е.О. Смирнова (руководитель проекта), Е.А. Абдулаева, А.Ю. Кремлёва и др. - М.:ООО "Русское слово - учебник", 2016.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей и родителей « Создание предметно – развивающей среды для гармоничного развития детей дошкольного возраста в детском саду и дома».

Моя консультация предназначена прежде всего тем  родителям и педагогам, которые  интересуются методиками, помогающими гармонично, интересно, познавательно – развлекательно развивать логическ...

Хороводные игры в детском саду.Практический материал для всех возрастов детского сада (средний, старший, подготовительный)

Хороводные игры для развития коммуникативных навыков, певчевских и танцевальных....

Проект на тему: «Создание развивающей среды для образования детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

В предлагаемом проекте говорится о создании развивающей среды для образования детей старшего дошкольного возраста в условия детского сада.  Окружающая детей  среда должна обеспечивать им физ...

Статья « Нравственное воспитание в детском саду» Средний дошкольный возраст.

ВведениеПроблема формирования нравственных качеств личности дошкольников, привычек нравственного поведения стояла перед педагогами всегда. Доминирующими ориентирами в определении содержания нравственн...

Экскурсия по территории детского сада среднего дошкольного возраста

Образовательные задачи: Продолжать знакомить с территорией детского сада, участками. Коррекционно-развивающие задачи:Развивать наблюдательность, коммуникативные способности ,желание беречь и...

Календарно-тематическое планирование по физической культуре в детском саду. Средний дошкольный возраст

  Планирование осуществлено на основе Образовательной программы ДОУ и с учетом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н...

1. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада. (средняя группа)

Гендерное  воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателе...