Система работы по развитию активной речи дошкольников 4-5 лет посредством фольклора
методическая разработка (средняя группа) на тему

Пронина Олеся Николаевна

Влияние русского народного фольклора на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики речевого развития. Проанализировав уровень речевого развития детей своей группы, поставила перед собой задачу систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества для формирования у малышей речевой активности, интереса и любви к фольклору.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы

по развитию активной речи дошкольников 4-5 лет

посредством фольклора.

Влияние русского народного фольклора на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики речевого развития. Проанализировав уровень речевого развития детей своей группы, поставила перед собой задачу систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества для формирования у малышей речевой активности, интереса и любви к фольклору.

Свою работу начала с изучения методической литературы. Наиболее интересными мне показались следующие пособия:

  • Л.Н.Павлова «Раннее  детство: развитие речи и мышления».
  • К.Белая «Занятия с малышами в детском саду».

В основу работы были положены научные достижения А.П.Усовой «Русское народное творчество в детском саду», Е.А.Флериной «Эстетическое воспитание дошкольников». Выбрать наиболее удачные приёмы воздействия на детей помогли статьи кандидата психологических наук Л.Н.Павловой «Фольклор для малышей».

В своей работе опираюсь на комплексные занятия Т.М.Бондаренко, так как они включают большое содержание фольклорного материала. Дополнительно составила перспективный план проведения фольклорно игровых занятий. Разбив фольклорный материал по специфике, составила перспективный план использования произведений устного народного творчества вне занятий.

При разработке плана ориентировалась на то, что для обеспечения необходимого уровня  речевого развития детей требуется расширить круг предметов и явлений их ближайшего окружения, создать развивающую речевую среду.

В своей работе по развитию речи детей посредством произведений народного творчества  выбрала следующие направления:

-использование фольклорных произведений на занятиях;

-в играх (дидактические игры, игры-забавы, пальчиковые игры, хороводные игры, подвижные народные игры, игры инсценировки);

-чтение сказок и потешек, рассматривание к ним иллюстраций;

-использование фольклора в режимных моментах;

-работа с родителями.

Детский фольклор обширная область устного народного  творчества, несёт в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для   речевого развития.   Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями, назначение которых убаюкивать, усыпить младенца.

Развитие речи детей посредством фольклорных произведений, безусловно, не проявляется само собой. В этом важную роль играет воспитатель, умело направляющий этот процесс. Поэтому в своей работе с детьми я перед собой поставила:

Цель: использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей раннего возаста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.

Задачи:

  • освоение разговорной речи;
  • расширение словарного запаса;
  • воспитание звуковой культуры речи;
  • формирование связной речи;
  • расширять представлении детей о разных формах фольклора (потешки,  пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни);
  • воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;
  • обеспечить формирование открытости, доброжелательности,    коммуникативности;
  • доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.

Художественная литература является мощным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Однако в программе художественное произведение рассматривается как самоценность, и материал по приобщению детей к художественной литературе выделяется в отдельный раздел. В средней группе следует ежедневно читать детям знакомые и новые произведения: на занятиях и вне их (перед выходом на прогулку, на прогулке, перед сном и т. д.).

Ребенок четырех лет – это уже "потребитель" всевозможной информации, фантазер и мастер потрясающих выводов и обобщений, любознательный слушатель.

Литературный репертуар для детей этого возраста отличается разнообразием жанров, тем, сюжетов. Значительное место занимают произведения малых фольклорных форм. Объемнее стали песенки, потешки, сложнее их язык: "Дед хотел уху сварить…", "Барашеньки крутороженьки…", "Лень-потягота…" и т.д. В программный репертуар включены заклички ("Иди, весна, иди, красна"), считалки, загадки, скороговорки. Отгадывать загадки дети ещё плохо умеют, но старательно запоминают и проговаривают их.

Выбирать ведущего с помощью считалки (это новое приобретение возраста) дети могут только при участии взрослого. Ребенок вместе с педагогом медленно проговаривает текст, а воспитатель в такт каждого воспроизведенного слова слегка касается рукой очередного игрока.

Умение проговаривать скороговорки только начинает формироваться. Неудачи пока не огорчают, а веселят детей, потому что воспроизвести скороговорку, не сбившись, не исказив ее слова, не получается.

Объемнее и сложнее стали сказки. В этом возрасте детям доступны сказки о животных, которые выступают носителями определенных качеств: лиса умна, хитра и артистична; заяц бахвал и воображала. Но эти качества характеризуют и людей: "Сказка ложь, да в ней намек!". Постепенно дети начинают понимать, что сказка не только развлекает, но и учит, наставляет, убеждает в том, что зло наказывается, а за правду надо бороться. Известно, что дети воспринимают сказку как реальность. Именно поэтому она оказывает огромное влияние на формирование нравственности.

Для чтения и рассказывания детям рекомендованы, как русские народные сказки о животных (в обработке М. Булатова, О. Капицы, И. Карнауховой, В. Даля, И. Соколова-Микитова и др.), так и зарубежные ("Три поросенка", английская; "Бременские музыканты" (из сказок братьев Гримм, немецкая); "Колосок", украинская; "Хитрая лиса", корякская; "Травкин хвост", эскимосская и т. д.).

Среди программных произведений есть басни Л. Толстого (по Эзопу).

Достойную репертуарную нишу занимают литературные сказки отечественных и зарубежных авторов: "Воробьишко" М. Горького, "Сказка про Комара Комаровича…" Д. Мамина-Сибиряка, "Огниво", "Стойкий оловянный солдатик" X.К. Андерсена и т.д.

Детям рекомендуется читать главы из "толстых" книг: "В медвежачий час" Г. Цыферова, "Винни-Пух и все-все-все" А. Милна, "Мафин и его веселые друзья" Э. Хогарт, "Приключения в лесу Елки-на-Горке" М. Эгнера и других авторов.

В репертуаре много интересных рассказов – о животных (В. Вересаев "Братишка"; С. Воронин "Воинственный Жако"; Е. Чарушин "Лисята", "Воробей") и о детях (М. Зощенко "Показательный ребенок"; Л. Пантелеев "На море"; С. Георгиев "Бабушкин садик" и др.).

Специально предусмотрено знакомство дошкольников с историями о маленьких человечках (гномик, домовенок), похожих на самих детей, но менее самостоятельных и знающих, а потому нуждающихся в сочувствии умных и находчивых ребят (А. Балинт "Гном Гномыч и Изюмка"; Н. Носов "Приключения Незнайки и его друзей").

Воспитателям предлагается широкий выбор художественных произведений для чтения на занятиях, в повседневной жизни, для проведения спектаклей, праздников.

В ходе работы с детьми средней группы особое внимание следует обратить на задачу формирования у них способности сопереживать при восприятии литературного произведения и личностного отношения к нему. Этому способствует точное и выразительное прочтение произведения воспитателем. Но прежде чем знакомить детей с произведением, педагог должен проанализировать его.

Вся работа по данной теме проходила поэтапно:

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап (непосредственно обучение):

- на занятиях;

- в повседневной жизни.

Мы рекомендуем завести альбом и записать туда уже известные детям выражения народной мудрости. Затем сделать альбом - передвижку, в которой записывать только новые пословицы и поговорки. Дети узнают их от родителей, из книг. В результате почти каждый ребенок получает право взять альбом – передвижку, с помощью родителей записать новую пословицу, нарисовать к ней картинку.

В своей работе, следуя этой системе, в первый альбом записали не только пословицы и поговорки, но и все малые формы фольклора, которые дети знали.

Альбом – передвижку сделали по пословицам и поговоркам. Дети с удовольствием рисовали рисунки к этим формам фольклора и поясняли, что они означают и в каких случаях их употребляют. Родители тоже заинтересовались данным вопросом, и сами, если узнавали какие-то новые пословицы и поговорки, просили альбом домой и вместе со своими детьми записывали их.

На втором этапе, прежде всего, организовали работу на занятиях. Мы использовали  пословицы и поговорки на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, предлагая такие методы и приемы как:

- разбор пословицы или поговорки предваряет чтение художественных произведений, подводя детей к осознанию его идеи;

- правильное понимание идеи произведения, значения пословицы дети могут проявить при обсуждении его названия;

- когда у дошкольников уже накопится некоторый запас пословиц и поговорок, им можно предложить подобрать соответствующую содержанию и идее определенной сказки.

Новизна опыта состоит в систематизации средств и методов игровой деятельности, обосновании использования различных видов фольклора в процессе занятий , режимных моментов, игр, прогулок и.т.д., играющих огромную роль для развития связной речи дошкольников. 

Ожидаемые результаты:

Дети.

  • Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической, связной, грамматической, лексической  речи (ответы на вопросы, беседы).
  • Умение пересказывать  и показывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок, пословиц, песенок, закличек.
  • Драматизировать (инсценировать) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок);
  • В самостоятельных играх обустраивать место для игры (драматизации), воплощаться в роли, используя  русский народный фольклор, художественные выразительные средства (движение, интонация, мимика), атрибуты, реквизит;
  • Иметь простейшие представления о русских традициях, праздниках,  обычаях.

Родители.

  • Поддерживать интерес ребенка к фольклору. По мере  возможности стараться присутствовать на детских мероприятиях.  Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования. Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, обыгрывать потешки, пословицы и пр.

     Использование фольклора на занятиях, в режимных моментах, на прогулках, в играх в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – кропотливая и очень интересная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.

     Важно участие родителей в таких вечерах и в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

     Опыт работы по теме «Влияние фольклора на развитие речи дошкольного возраста» реализовывался в средней группе по направлениям: совместная деятельность с детьми, взаимодействие с родителями.

Результаты работы

Проделанная нами работа позволяет сделать следующие выводы: народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности детей, должно найти более широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми.

Наша работа показала, что предложенный художественный материал понятен и доступен детям. Им понятен мягкий юмор потешек, мудрость пословиц и поговорок, способствующих повышению образности и мелодике родной речи. Дети охотно включают пословицы и поговорки в свою речь, используют их в играх-драматизациях, при придумывании сказок.

Дети с большим удовольствием откликались на предложение выполнить рисунок к потешке, сказке, исполнить частушку, закличку, народную песню.

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

  1. У многих детей улучшилась грамматика;
  2. Увеличился словарный запас;
  3. Повысилась общая звуковая культура речи;
  4. Улучшилась связная речь.

Заключение

Художественное слово играет важную роль в развитии личности человека, формировании его мировоззрения. Очень важно уже в дошкольном детстве вызвать у детей интерес и любовь к литературным произведениям.

Художественные литературные произведения становятся эффективным воспитательным средством при условии, если они содействуют повышению уровня познавательной, художественной деятельности детей, их нравственному воспитанию.

В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются постепенно усложняющиеся задачи, выполнение которых обусловливает положительные результаты воздействия на детей художественной литературы. Эти задачи направляются к постепенному повышению уровня восприятия детьми литературных произведений, что неотделимо от развития деятельности мышления, воображения, от обогащения и углубления чувств, переживаний.

С течением времени при активном воспитательном воздействии у детей появляется осознанный интерес к литературным произведениям, к тому, о чем в них рассказывается, возникает потребность слушать их, испытывать от этого большое удовлетворение. Сказки, рассказы, стихи становятся для детей источником познания мира, возникновения чувств.

В русской народной сказке заключено богатое содержание и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и другими), например: красна девица; ясный сокол; конь-волчья сыть, травяной мешок; встань передо мной, как лист перед травой и тому подобное, которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию ее образности, ее обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников.

Отгадывание и придумывание загадок оказывают влияние на разностороннее развитие речи детей, употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствует формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Колыбельные песни благодаря своему содержанию и жанровым особенностям (простым рифмам, звукосочетаниям типа "люли-люли-люленьки", "баю-баю-баеньки" и т.п., напевности, спокойным интонациям, плавному повествованию, использованию приема уменьшения) способствуют формированию умения видеть и понимать красоту родного языка.

Колыбельные песни наряду с другими жанрами словесного творчества народа заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Они обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, заинька.

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствуют особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.

Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

  • У  большинства детей улучшилась грамматика;
  • Увеличился словарный запас;
  • Повысилась общая звуковая культура речи;
  • Улучшилась связная речь.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась.

 Список используемой литературы

  1. Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. М., 1988.
  2. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой
  3. активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7.-С.15-18.
  4. Русское народное поэтическое творчество /Под ред. А.М.
  5. Новиковой. –М.: Высшая школа, 1986. –135с.
  6. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду
  7. /Под ред. А.В. Орловой. –Владимир.: Академия, 1995. –185с.
  8. Рыбникова М.А. Загадка, ее жизнь и природа //Русское народное
  9. поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.:
  10. Ю.Г. Круглов. –М.: Высшая школа, 1986. –С.176-185.
  11. Сергеева Д. А как речь –то говорит, словно реченька журчит…
  12. (малые фольклорные жанры в трудовой деятельности дошкольников) //
  13. Дошк. воспитание.-1994.-№9.-С.17-23.
  14. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в
  15. детском саду. –М.: Просвещение, 1966. –176с.
  16. Стрельцова Л. Учите детей любить родной язык // Дошк. воспитание.-
  17. 1999.-№9.-С.94-97.; №11.-С.77-80.; №12.-С.101-104.
  18. Тарасова Т. Мальчик – пальчик, где ты был? (о роли игр – забав в
  19. жизни дошкольника) // Дошк. воспитание.-1995.-№12.-С.59-62.
  20. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. -М.:
  21. Просвещение, 1972. –78с.
  22. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на тему «Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»

Одним из главных новоообразований раннего возраста является речь. Ребенок овладевает речью в общении со взрослым.Педагогическая работа, направленная на развитие у детей речи, предпологает, с одной сто...

Развитие активной речи младших дошкольников средствами русского фольклора

Ранний возраст является  наиболее благоприятным периодом для развития речи ребенка. В два-три года у малыша заметно возрастает потребность в активном познании окружающего мира, что вынуждает его ...

План по самообразованию воспитателя на тему: «Развитие активной речи дошкольников путем ознакомления с художественной литературы»

План по самообразованию воспитателя на тему «Развитие активной речи дошкольников путем ознакомления с художественной литературой» Актуальность выбранной темыВ настоящее время актуальн...

Развитие активной речи дошкольников в различных формах и видах детской деятельности (из опыта работы) Воспитатель: Демешкина М.В.

К началу обучения в школе ребенок должен  овладеть родным языком, словарным запасом родного языка. То есть овладеть грамматическим строем. А именно уметь полно, связанно, последовательно и понятн...

«Развитие активной речи дошкольников в различных формах и видах детской деятельности (из опыта работы)»

ull;Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи.Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием ...

Консультация на тему «Как пение помогает в развитии активной речи дошкольников»

Пение – это вид музыкальной деятельности, в котором работа над речью детей проходит наиболее эффективно...