Главные вкладки

    Консультация для воспитателей «Давайте вместе поиграем» - методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами
    консультация (старшая группа) на тему

    Методика развития элементарных математических представлений у детей дощкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счёт новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме. Поэтому целесообразно использовать на занятиях по математике дидактические игры с блоками Дьенеша и логическими фигурами.

    Во многих странах мира успешно используется этот дидактический материал для развития логического мышления у детей.Последнее время этот материал завоёвывает всё большее признание у педагогов нашей страны. Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста и начального школьного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya.docx19.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация  для воспитателей 
    «Давайте вместе поиграем» - методические советы 
    по использованию дидактических игр 
    с блоками Дьенеша и логическими фигурами


    Цель: 
    Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию. 

    Ход консультации
    1. Теоретическая часть:
    Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме. Поэтому, целесообразно использовать на занятиях по математике дидактические игры с блоками Дьенеша и логическими фигурами.
    Во многих странах мира успешно используется дидактический материал "Логические блоки", разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей. 
    Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны. Во многом этому способствовали книги "Давайте поиграем" (под редакцией А.А.Столяра. - М., 1991, 1996), а также "Логика и математика для дошкольников" (под редакцией З.А.Михайловой - СПб, 1996, 2000), где дана система игр и игровых упражнений с логическими блоками Дьенеша.
    Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста для: 
    - Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером; 
    - Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
    -  Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
    -  Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
    - Развития творческих способностей.
    Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур: 
    а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); 
    б) четырех цветов (красный, синий, желтый); 
    в) двух размеров (большой, маленький);
    г) двух видов толщины (толстый, тонкий). 
    Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками:
    •    формой, 
    •    цветом, 
    •    размером, 
    •    толщиной. 
    В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.
    Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т.д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: Не красный. 
    Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением:
    - для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;
    - для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;
    - для развития действий классификации и обобщения;
    - для развития способности к логическим действиям и операциям.
    Все игры и упражнения, за исключением четвёртой группы (логические), не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то и значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени. Если ребёнок не справляется с постановленной задачей самостоятельно, значит необходимо упростить задачу, и так до тех пор, пока ребёнок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперёд.
    Если же передерживать детей на определённой ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.
    Хорошо, чтобы взрослый во время игр стал равноправным партнером. Не наставлял, а играл! Прежде чем приступить к играм и упражнениям, пусть ребенок самостоятельно использует их по своему усмотрению в играх. Как правило, дети с удовольствием из них что-то строят. В ходе таких игр блоками малыш установит, что они имеют различную форму, цвет, величину и толщину. В общении с ребенком лучше пользоваться словом «фигура», чем слово «блок».

    2.  Примерные варианты игр с блоками Дьенеша

    «КОДОВЫЙ ЗАМОК» или «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»
    На картонку выкладываются 3 фигурки. Две можно объединить по какому-то свойству, одна – лишняя.
    За замком может быть что угодно: сюрприз, вход в комнату, дорога на прогулку… 
    Ребенок должен открыть замок: догадаться, на какую кнопку нажать и объяснить, почему.
    Например: Тут лишняя красная фигура. Потому что эти обе желтые. Нажимаем на красную фигурку!

    «НАЙДИ КЛАД» или «КУДА СПРЯТАЛСЯ ЩЕНОК» 
    Перед ребенком лежат 8 блоков, спрятана монетка или картинка – щенок.
    1 вариант
    Кладоискатель отворачивается, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатель ищет его, называя различные свойства блоков. Если малыш находит клад, то забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад.  Ведущий вначале сам выполняет роль кладоискателя и показывает, как вести поиск клада. Называет различные свойств блоков. Например, ведущий спрашивает:
    - Клад под синим блоком?
    - Нет, — отвечает ребенок.
    - Под желтым?
    - Нет.
    - Под красным?
    - Да.
    - Под большим?
    - Да.
    - Под круглым?
    - Да.
    Выигрывает тот, кто найдет больше кладов. При повторении игры блоки меняют, увеличивается их количество.
    2 вариант
    Ведущий говорит: щенок спрятался под красным, большим кругом. Можно карточками – символами написать письмо.

    Есть игры и упражнения с блоками, которые предназначены для старших дошкольников. Они помогут развить у детей умения разбивать множества на классы по совместимым свойствам, развить умение производить логические операции «не», «и», «или», умения с помощью этих операций строить правильные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов.  

    «ЗАГАДКИ БЕЗ СЛОВ»
    Игра поможет ребенку научиться расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям. 
    Например, на занятии – путешествии дети попали к домику фокусника. Надо сначала расколдовать его, а потом постучаться. Например: «Первая фигурка должна быть треугольной, желтой, маленькой и толстой. А вот вторая – круглая, красная, не толстая и не маленькая. Значит, мы будем искать красный, большой, тонкий круг».

    «ПОСТРОЙ ЗАМОК»
    Предлагается чертёж замка. Анализируя данный чертёж, нужно подобрать нужные фигуры и построить замок.

    «РАЗДЕЛИ БЛОКИ»
    Игра научит разбивать множество по двум, трем совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».
    Ход игры:
    В лесу переполох! Лиса, волк и медведь никак не могут поделить подарки деда Мороза! Дед Мороз сказал взять лисе все маленькие подарки, медведю – все толстые, а волку – круглые. Но вот беда, есть подарки и круглые и маленькие одновременно. Их должна взять и лиса и волк! А есть подарки и круглые, и маленькие, и толстые! Ими могут играть все звери вместе.
    Три пересекающихся обруча (ленточки, веревочки) помогут детям разобраться – выяснить, где, чьи подарки, кто, чем может пользоваться на правах совместной собственности! 

    3. Практическая часть:

    В конце консультации воспитателям предлагаются контрольные вопросы («обратная связь») для выяснения, насколько ими усвоен данный материал.

    1. Что представляют собой логические блоки Дьенеша?
    2. Развитию, каких мыслительных операций способствуют игры с блоками Дьенеша?
    3. Развитию, каких познавательных процессов способствуют игры с блоками Дьенеша?
    4. Приведите пример игры на развитие умения классифицировать предметы по 3 признакам.
    5. Приведите пример игры на закрепление у детей младшей группы знаний о геометрических формах (цвете)
    6. Приведите пример игры на кодирование (декодирование) информации.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование информационно – коммуникативных технологий для ознакомления родителей с дидактическим материалом «Блоки Дьенеша»

    Консультация для родителей: "Технология использования дидактических игр с блоками Дьенеша" с использованием презентации MS Power Point....

    Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий блоков «Дьенеша»

    Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий блоков «Дьенеша»Интеграция образовательных областей: познание, коммуника...

    Информация из опыта работы «Использование развивающей игры Блоки Дьенеша в работе с детьми по математическому развитию».

    Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста -одно из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в...

    Методические рекомендации по использованию игр с блоками Дьенеша в развитии логических операций мышления в старшем дошкольном возрасте

    Комплекс игр-заданий,  представленный в постепенно усложняющихся вариан­тах, образуя целостную систему....

    Логико-математическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: блоков Дьенеша палочек Кюизинера

    Логико-математическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: блоков Дьенеша  палочек Кюизинера...

    Учебно-методический материал по работе с блоками"Дьенеша"

    Проект в гости к Машеньке младшая группа,Самоанализ Нод " В гости к МАшеньке"...

    Методические рекомендации для родителей по использованию игр с блоками Дьенеша в развитии логических операций мышления в старшем дошкольном возрасте.

    Для старшего дошкольного возраста предназначены игры и упражнения с логическими действиями и операциями. Они помогают развивать у детей умения разбивать множества на классы по совместимым свойст...