Консультация для воспитателей
консультация на тему

Савина Елена Николаевна

 

консультация для воспитателей на тему: "Реализация системно-деятельностного подхода в дошкольном образовании"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_portala.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

«Реализация системно-деятельностного подхода в дошкольном образовании».

 Системно-деятельностный подход, заложенный в основу ФГОС ДО, базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям, предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого ребенка (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм образовательного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность. Б. Шоу.

Цель системно-деятельностного подхода к организации воспитательно- образовательного процесса - воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т. е. активно участвующего в сознательной деятельности.

Он предусматривает развитие умения:

  ставить цель (например, узнать, почему на лесной поляне исчезли цветы);  решать задачи (например, как сберечь лесные цветы, чтобы они не исчезали: сделать запрещающие знаки, не рвать самому цветы в лесу, вырастить цветы в горшке и высадить их на лесной поляне);

  отвечать за результат (все эти действия помогут сохранить цветы, если о них рассказать друзьям, родителям и т. д.).

При реализации данного подхода необходимо учитывать ряд принципов. Системно-деятельностный подход к развитию ребенка и созданию образовательной среды предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребенка в разных видах детской деятельности (П,Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн)

 Принципы реализации системно-деятельностного подхода 

1. Принцип субъектности воспитания заключается в том, что каждый ребенок - участник образовательных отношений - способен планировать действия, выстраивать алгоритм деятельности, предполагать, оценивать свои действия и поступки.

 2. Принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены в формировании личности ребенка. Если в раннем детстве - это манипуляции с предметами (катится - не катится, звенит - не звенит и т. д.), то в дошкольном возрасте - игра. В процессе игры дошкольники становятся спасателями, строителями, путешественниками и решают возникающие проблемы (например, из чего построить прочный дом для поросят, если в лесу нет кирпичей; как переправиться на другой берег, если нет лодки и т. п.).

3. Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых. Ребенок узнает новое, еще неизведанное вместе с педагогом (например, выясняет в ходе эксперимента, почему радуга имеет семь цветов, почему мыльные пузыри только круглой формы и т. п.).

 4. Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности предполагает, что ребенок должен видеть результаты своей деятельности, уметь применять полученные знания в повседневной жизни (например: бумажный домик не выдержал испытаний водой, ветром, значит, он непрочный; лесные цветы исчезают и занесены в Красную книгу, значит, я не буду их рвать, и скажу друзьям, чтобы не рвали).

 5. Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности. Согласно данному принципу у ребенка должен быть мотив к выполнению того или иного действия, он должен знать, для чего он это делает. Например, он отправляется в путешествие, украшает салфетку, лепит утят, строит забор не потому, что так сказал воспитатель, а потому, что надо выручать Фею сказок, вернуть утят маме-утке, построить заборчик, чтобы волк не смог пробраться к зайчатам.

 6. Принцип обязательной рефлективности любой деятельности. При подведении итогов рефлексии вопросы педагога не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия («Где мы были?», «Чем мы занимались?», «Кто приходил к нам в гости?» и т. д.). Они должны быть проблемного характера, типа: «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодится вам в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Что нам надо будет сделать в следующий раз?», «Что вы расскажете родителем о нашей сегодняшней игре?» и т. д. Так ребенок учится анализировать - что у недополучилось, а что можно было сделать по-другому.

7. Принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов    деятельности - это воспитательное значение деятельности (оказывая кому-то помощь, мы воспитываем доброту, отзывчивость, толерантность) и социально-коммуникативное развитие (умение договариваться, работая в парах и микрогруппах, не мешать друг другу, не перебивать, слушать высказывания товарищей и т. д.).

 8. Принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности. Педагог должен умело, ненавязчиво организовывать и руководить деятельностью детей («Давайте вместе придумаем транспорт, на котором можно отправиться к Снежной Королеве»), находиться рядом, а не «над детьми».

9. Принцип активности ребенка в образовательном процессе заключается в целенаправленном активном восприятии им изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Для того чтобы активизировать детей, педагог задает им вопросы («А как ты думаешь, Саша, на чем нам лучше отправиться к Снежной Короле- ве?», «Маша, что ты можешь предложить, чтобы волк не забрался в дом к зайчатам?» и т. д.), отмечает конкретные заслуги каждого ребенка («Марина замечательно выполнила трудное задание»).

Структура образовательной деятельности на основе системно - деятельностного подхода.

 Образовательная деятельность на основе системно-деятельностного подхода имеет определенную структуру. Рассмотрим подробнее каждый из этапов.

1. Введение в образовательную ситуацию (организация детей).

2. Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности.

3. Проектирование решения проблемной ситуации.

 4. Выполнение действий.

5. Подведение итогов, анализ деятельности.

 I. МОТИВАЦИОННО- ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП.

 1. Введение в образовательную ситуацию (организация детей) предполагает создание психологической направленности на игровую деятельность. Педагог использует те приемы, которые соответствуют ситуации и особенностям данной возрастной группы. Например, к детям кто-то приходит в гости, включается аудиозапись птичьих голосов, звуков леса, в группу вносится что-то новое (Красная книга, энциклопедия, игра, игрушка). 2. Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности. Чтобы тема образовательной деятельности не была навязана воспитателем, он дает детям возможность действовать в хорошо знакомой ситуации, а затем создает проблемную ситуацию (затруднение), которая активизирует воспитанников и вызывает у них интерес к теме. Например: «Лунтик любит гулять в лесу. Ребята, а вы любите гулять в весеннем лесу? А что вам там нравится? Какие цветы растут в лесу? Назовите их. А вы рвете цветы, дарите их маме? А вот Лунтик мне сказал, что он хотел нарвать цветов и подарить бабе 4 Капе на праздник, но на полянке растет только трава. Куда же исчезли все цветы? Мы можем помочь Лунтику? Хотите узнать, куда исчезли цветы?».

II. ПОИСКОВЫЙ ЭТАП.

3. Проектирование решения проблемной ситуации. Педагог с помощью подводящего диалога помогает воспитанникам самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути ее решения. Например: «Где мы можем узнать, куда исчезли цветы? Вы можете спросить у взрослых. Спросите у меня. Хотите, я познакомлю вас с Красной книгой, куда занесены эти цветы?». На этом этапе важно не оценивать ответы детей, а предлагать им делать что- то на выбор, опираться на их личный опыт.

III. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП.

4. Выполнения действий составляется новый алгоритм деятельности на основе старого и происходит возвращение в проблемную ситуацию. Для решения проблемной ситуации используются дидактический материал, разные формы организации детей. Например, педагог организует обсуждение детьми проблемы в микрогруппах: «Что люди могут сделать, чтобы не исчезали цветы, животные, птицы? Что конкретно мы можем для этого сделать?». Воспитанники выбирают из предложенных воспитателем знаки, которые подходят для решения проблемы в их микрогруппе, рассказывают, что они обозначают: «Не рвите цветы», «Не топчите цветы», «Не уносите детенышей животных домой», «Не разоряйте птичьи гнезда». Также данный этап предусматривает: - нахождение места «нового» знания в системе представлений ребенка (например: «Мы знаем, что цветы исчезли, потому что люди их рвут, топчут. А этого делать нельзя»); - возможность применения «нового» знания в повседневной жизни (например: «Чтобы Лунтик порадовал бабу Капу, мы нарисуем целую поляну цветов. А знаки мы расставим на нашей экологической тропинке. Пусть все узнают, как надо относиться к природе»); - самопроверку и коррекцию деятельности (например: «Ребята, как вы думаете, мы справились с проблемой Лунтика?»).

IV. РЕФЛЕКСИВНО – ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП.

5. Подведения итогов и анализа деятельности включает: - фиксацию движения по содержанию («Что мы сделали? Как мы это сделали? Зачем?»); - выяснение практического применения нового содержательного шага («Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодится вам в жизни?»); - эмоциональную оценку деятельности («У вас было желание помогать Лунтику? Что вы почувствовали, когда узнали, что многие растения занесены в Красную книгу?»); - рефлексия групповой деятельности («Что вам удалось сделать вместе, в команде? У вас все получилось?»); - рефлексия собственной деятельности ребенка («А у кого что-то не получилось? Что именно? Как вы думаете, почему?»).

Развивающая предметно-пространственная образовательная среда для реализации системно-деятельностного подхода.

 Немаловажное значение для реализации системно-деятельностного подхода имеет развивающая предметно-пространственная образовательная среда, в которой ребенок чувствует себя комфортно и без труда включается в любую деятельность (игру, проектирование или художественное творчество). Для этого в группах должны быть оборудованы:

 - центр экспериментальной деятельности, где дети могут просеять крупу через сито и определить, почему одна крупа просеялась, а другая нет. А также построить замки из влажного песка и сравнить, как ведут себя на воде резиновый и металлический шарики, выяснить, что тяжелее: деревянный брусок или камень такого же размера и т. д. Специально для проведения детьми опытов схемы-алгоритмы («Как сделать, чтобы грязная вода в стакане стала чистой?», «Что быстрее осядет в воде: песок, глина или земля?», «Как самому сделать раствор для мыльных пузырей?» и т. п.).

 - центр художественного творчества - модельные схемы для развития мышления, с помощью которых воспитанники решают разные задачи, например: «Как получить оранжевую, фиолетовую, коричневую, зеленую краски, имея краски только четырех цветов?». В ходе эксперимента дети получают заданный цвет, затем закрепляют свои знания, используя цветовую арифметику: чтобы получить оранжевый кружок, нужно к красному кружочку прибавить желтый и т. п. Также продуманы схематические задания: как из двух кругов получить цыпленка, страуса, фламинго, зайца и т. д. Подобранные предметные картинки помогают дошкольникам закреплять знание жанров живописи (например, «Составь пейзаж, натюрморт, портрет» (в портрете можно передать настроение человека, подставляя различные карточки).)

 - уголок природы - карточки с алгоритмом ухода за определенными растениями, пред- метные картинки для составления алгоритма: семечка - растение. Используя их, ребенок заполняет недостающие этапы соответствующими карточками.

 Мягкие модули, игровые экраны, расположенные в игровом уголке, позволяют детям реализовать задуманный игровой сюжет.

- познавательный центр - лабиринты, предметные картинки для составления логической цепочки («Как хлеб на стол пришел?», «Как рубашка в поле выросла?», «Как тарелка появилась на столе?») и т. д.

      Используя составляющие развивающей предметно-пространственной образовательной среды в группе, дети, получают новые знания, учатся выстраивать их в систему, применять на практике алгоритмы, пытаются самостоятельно выходить из за- труднительных ситуаций, рефлексировать.           При этом задача педагога - делать обучение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения и помогать сформировать умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...