"Формирование экологической культуры дошкольников через проектно- исследовательскую деятельность( выступление за круглым столом в МРИО)
методическая разработка на тему

Моисеева Любовь Алексеевна.

Метод проектов качественно влияет на повышение профессионального личностного потенциала, реализацию индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса, а главное, оказывает положительное влияние на развитие ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида»

«Формирование экологической культуры дошкольников через проектно- исследовательскую деятельность»

Выступление за круглым столом в МРИО.

                                                                            Подготовила воспитатель

                                                                                Моисеева Л.А.

                                   Г. Саранск 2017г.

      «Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности»

«Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой» Сухомлинский В.А.

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили широкое распространение в теории и практике дошкольного воспитания. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование эко культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. И первые основы экологической культуры должны быть заложены нами дошкольными работниками.  На протяжении многих лет экологическое воспитание детей дошкольного возраста является приоритетным направлением в работе нашего дошкольного образовательного учреждения.
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. 

   Современный этап развития общества характеризуется принципиально новыми приоритетами в образовательной сфере. Изменилась и деятельность дошкольных образовательных учреждений: функционирование в режиме развития, внедрение инноваций, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных способностей и особенностей. А так как в своей работе я всегда стараюсь ориентироваться на детей, на личность каждого из них, то возникла необходимость поиске новых форм сотрудничества, сотворчества педагога и детей, взрослого и ребенка.

И такое уникальное, на мой взгляд, средство нашлось – это технология проектирования и экспериментирования. Чем больше изучала литературу по этой теме, тем больше убеждалась, что проектирование и экспериментирование – это методы, которые позволят процесс познания детьми окружающего мира сделать не скучным, гармонично вписать его в образовательный процесс ДОУ. Ещё метод проектов позволяет мне, как воспитателю, сконцентрировать материал по определенной теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, а также, что немаловажно, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями.

Проектно- исследовательская деятельность даёт возможность детям накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребёнка движущей силой, от которого зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребёнка. Проектно- исследовательская деятельность делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, помогает самостоятельно осваивать окружающую действительность. Участвуя в проектах и экспериментируя, ребенок развивается, учится находить выход из трудной ситуации и становится увереннее в своих силах.

Для меня эта тема стала актуальной, так как я считаю, что благодаря методу проектов, детей можно научить, самостоятельно мыслить, планировать, обсуждать, находить и решать проблемы, развивать познавательный интерес, можно научить конструировать свои знания, используя разные области, и более свободно ориентироваться в информационном пространстве.

Работая над проектами, я поставила перед собой цель: способствовать формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Для достижения данной цели мною были определены следующие задачи:

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной активности средствами исследовательской деятельности.

Формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, к себе и к людям как к части природы; в сочетании с региональным компонентом.

Расширение и углубление представлений детей о природе.

Воспитывать у детей элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности.

Обогащение личного опыта положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой.

Укрепление познавательного интереса, любви к природе, а также эстетических чувств.

Данные задачи я старалась решить, применяя такие методы экологического образования как:

Наглядные (наблюдения, экскурсии, просмотр мультфильмов и презентаций, рассматривание иллюстрации) ;

Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклора) ;

Практические (экологические игры, труд детей в природе, экспериментирование) .

С моей точки зрения, в экологическом воспитании детям необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, экспериментировать, делать опыты, ухаживать за растениями. Для достижения этого в групповой комнате создан уголок природы и уголок экспериментирования позволяющие поддерживать естественный микроклимат, воспитывать любовь к природе, ответственность, где дети знакомятся с правилами ухода за растениями, приобретают соответствующие умения. В уголке природы имеются картотека дидактических, словесных, настольных, подвижных игр по экологическому воспитанию; картотеки пословиц, поговорок, народных примет на экологическую тему; собран демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний. По сезонам оформляется - календарь природы, календарь погоды. Так же имеется не большой центр экспериментирования, здесь находится материал, с которым ребёнок может самостоятельно заниматься. 

Прежде чем начать работу с детьми над проектом, я стараюсь глубоко изучить тематику проекта, поддержать детскую инициативу, любознательность и интерес к проблеме, стараюсь заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, опираясь на интересы детей, их личный опыт. Для этого я стремлюсь создать в группе комфортную обстановку каждому ребенку для разностороннего творческого развития, для свободного выбора вида деятельности. Я тактично рассматриваю предложенные детьми варианты решения проблемы, ведь ребенок не должен бояться высказываться, он имеет право на ошибку. В ходе работы над проектом я создаю атмосферу сотворчества с ребенком, используя при этом индивидуальный подход. В результате проектной деятельности между мной и детьми устанавливаются гуманные отношения, осуществляется механизм партнерства и сотрудничества между детьми, воспитателями, родителями. Конфликты решаются не с позиций силы, а с позиций разума, убеждения.

Особый интерес представляет интеграция всех видов совместной деятельности педагога и детей. Таким образом, проект, начатый на НОД, прослеживается во всех остальных видах деятельности в конкретный период времени, что соответствует цельности детского восприятия мира, создаёт полную и разностороннюю его картину. Проектирование ориентировано на совместную деятельность всех участников образовательного процесса.

Свою проектную деятельность я начинала с краткосрочных проектов. Ставила перед детьми несложные задачи. Учила детей наблюдать, мыслить, находить и решать проблемы. Реализацию проектов осуществляла через разные виды детской деятельности: творческую, экспериментальную, продуктивную. Участие в творческой деятельности решает многие воспитательные и образовательные задачи, а также развивает интегративные качества. Они помогают детям решать интеллектуальные и личные задачи.

Дети являются активными участниками проектов. Они с удовольствием отгадывают загадки и сами сочиняют их, оформляют альбомы. Им интересно наблюдать за объектами природы, узнавать что - то новое. Для того чтобы проекты проходили интересно и продуктивно создаю условия для познавательной активности детей: задаю им вопросы, фиксирую ответы детей, вношу материалы, способствующие диалогу и вместе с детьми ищу ответы на поставленные вопросы.

Для осуществления детских замыслов провожу игры, наблюдения, рассматриваю с детьми иллюстрации в книгах, энциклопедиях, читаю художественную и познавательную литературу, вношу в группу соответствующие предметы и материалы для организации продуктивных видов деятельности, экспериментов, опытов, организовываю игровую деятельность, задаю домашние задания родителям и детям.

Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.

Считаю, что использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников является наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников:

-Я имею возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем.

-Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания.

-Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.

Родители и другие члены семей моих воспитанников активно включаются в работу по предложенным проектам, выполняют творческие работы (поделки, рисунки, альбомы, поиск материала, информации). Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Мои воспитанники научились самостоятельно определять: о чем будут говорить, что исследовать, как лучше это сделать, где найти информацию. Имея опыт разнообразной совместной деятельности, умея согласовывать свои действия, оказывать друг другу помощь и обращаться за ней к взрослым, дети самостоятельно выбирали способы работы над проектом и искали возможность организовать ее, а также сами старались привлечь своих родителей в решение проблем. Мне приходилось только быть для них помощником в создании условий для самостоятельной творческой деятельности, поддерживать детскую инициативу и активность. Наше партнерское взаимодействие носило личностно-ориентированный характер. Самым удивительным открытием для меня было то, что при правильном подходе к созданию условий для осуществления детских замыслов, каждый ребенок находил в рамках проекта деятельность, представляющую для него интерес, у каждого была масса идей и предложений. Дети с удовольствием рассказывали о своих работах, делали выводы, испытывали чувство гордости за достижения. Считаю, что шагая в ногу со временем, предлагая детям современные и нетрадиционные формы и методы работы, можно смело говорить об актуальности и эффективности проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников. Дети с огромным удовольствием черпали знания через просмотр презентаций, чтение рассказов, сказок по теме, решали проблемные ситуации, проигрывали их, проявляли себя в составлении творческих рассказов, драматизации любимых произведений, составлении коллажей, изготовлении творческих работ, оформлении собственных исследований в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Мне, как педагогу, проектно- исследовательская деятельность помогла более творчески подойти к организации образовательного процесса, она способствует моему саморазвитию, повышает профессиональную компетентность, делает образовательный процесс инновационным, открытым для активного участия в нём родителей и воспитанников. И в дальнейшем я планирую продолжать работу в данном направлении, потому что есть еще над чем работать, хочется разнообразить деятельность маленьких исследователей, а самой еще больше приобретать педагогическое мастерство и я к этому буду стремиться с каждым годом.

«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность»

Л. С. Выготский

Каждый ребенок по – своему неповторим. В нем живет и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неугомонный экспериментатор. Он открыт для красоты, добра, чутко реагирует на ложь и несправедливость. И моя задача – сохранить и развить его индивидуальность, любознательность и творческие способности.

Подводя итог своей педагогической деятельности, могу с уверенностью сказать, что благодаря использованию метода проектов и исследовательской деятельности детей, у них повысился уровень познавательного интереса. Кроме того, родители стали активными участниками образовательного процесса. Проектная деятельность помогла приобрести умение работать в команде, достигать поставленной цели путем выработки своего плана действий. Технология проектов позволила изменить стиль работы с детьми, построить совершенно новые взаимоотношения с родителями воспитанников.

Анализируя результаты своей педагогической деятельности пришла к выводу, что метод проектов качественно влияет на повышение профессионального личностного потенциала, реализацию индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса, а главное, оказывает положительное влияние на развитие ребенка.