Организация подвижных игр во время прогулки
статья на тему

Песнякова Гизела Геннадьевна

Теоретическое обоснование необходимости включения в деятельность детей на прогулке подвижных игр, использование бросового материала, как инвентаря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizhnye_igry.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                          Песнякова Г. Г.

                                                                                          воспитатель ГБДОУ №34

                                                                                          Пушкинского р-на

                                                                                          Санкт-Петербурга

                       

                                                           ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ

                                       Организация подвижных игр во время прогулки.

  Среди множества игр: подвижных, сюжетных, подражательных, музыкальных, познавательных, логических и других особое место занимают подвижные игры как лучшее лекарство от двигательного «голода» — гиподинамии.

  Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра как биологически, так и психологически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим. Она способствует созданию, сплочению детского коллектива, включению в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей. Игры приучают к соблюдению правил, дисциплинируют, воспитывают честность, справедливость, выдержку, требовательность к себе, умение контролировать свои поступки и объективно оценивать других.

  Характерными чертами подвижных игр являются не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разных игровых ситуациях, ярко выраженный эмоциональный характер, что создает большие возможности для проявления детской инициативы и творчества. Многие из этих игр существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Игры обогащаются, совершенствуются, создается множество усложненных вариантов, но их двигательная основа остается неизменной.

  Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, метание, переноску груза и т.д., и поэтому являются наиболее универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей. Подвижные игры, как и другие виды игр, являются формой организации жизни детей, имеют большое значение в воспитании навыков общения развитии взаимоотношений детей в группе детского сада. Особо этот момент важен в настоящее время, когда большинство детей по причинам безопасности лишены возможности участвовать в дворовых играх, еще недавно являющихся хорошей школой воспитания.

Дети активно действуют с игровым инвентарём на прогулках, поэтому периодически случаются поломки пособий. Возобновить весь спектр инвентаря сразу не всегда предоставляется возможным, поэтому предлагаю вашему вниманию неплохую альтернативу заводскому оборудованию, которую использую на прогулках для проведения подвижных игр. Это обычные пластиковые бутылки в разных вариациях. Даже самое простое, но непривычное оборудование помогает заинтересовать детей и вовлечь в игру. Опираясь на приоритеты воспитанников в выборе тем для деятельности, я подготовила несколько игр. Подготовка оборудования тоже своеобразная игра - для устойчивости бутылок мы наполняем их с помощью самодельных воронок из картона или совочками из половины бутылки с отвинченной крышкой песком. Если используем бутылки как кегли, насыпаем совсем немного. Сейчас многие воспитанники увлечены конным спортом, поэтому игры по « выездке» и преодолению препятствий вызывают интерес у детей.

1 Соревнования лошадок. Оборудование: чётное количество бутылок, на 2 бутылки одна резинка с петлями на концах, можно использовать фишки. В ходе игры три задания. Воспитатель устанавливает по две бутылки и соединяет их резинками, получая своеобразные барьеры ( в дальнейшем дети сами устанавливают оборудование). Дети выстраиваются у линии старта цепочкой. Педагог говорит: « Молодые скакуны ждут соревнований, все у старта собрались – начало испытаний .Сейчас барьеры будем брать, резиночку не задевать». Дети преодолевают препятствие, за чёткое выполнение всадник получает фишку. Резинки быстро снимаются и бутылки устанавливаем в линию через промежутки удобные для пробегания. Педагог пробегает слалом огибая бутылки: « Скачу зигзагом до черты, проскачи теперь и ты!» Дети скачут по одному, получают фишки. Третье задание- прыжок в высоту, педагог держит бутылку на определённом расстоянии от земли, дети на скаку дотрагиваются до бутылки. (Если предыдущие испытания у ребёнка не удались, воспитатель помогает получить фишку в этом испытании) «Висит бутылка высоко - допрыгнуть будет не легко!» После испытаний определяем по фишкам очки.

2 Лимонадная бутылка. Оборудование: бутылка с наполнителем(песок, жёлуди, камушки). Дети стоят в кругу , водящий идёт за кругом и гремит бутылкой. « Лимонадная бутылка шла по кругу и гремела. Лимонадная бутылка  Ване ( Лизе, Ратибору…) песенку пропела (водящий ставит бутылку за выбранным игроком; эта пара-водящий и игрок, встаёт за кругом спина к спине)  если первой прибегаю, твоё место занимаю! 1, 2, 3 беги!» Первый прибежавший занимает место в кругу, второй берёт бутылку и игра возобновляется.

3 Стрелка. Оборудование: бутылка. Дети стоят по кругу, водящий в центре крутит бутылку-стрелку: « Стрелку я винчу-кручу на зверя ( рыбу, птицу, мебель…) посмотреть хочу!» Ребёнок указанный стрелкой называет зверя, например, белка. Все изображают белку, водящий выбирает того, кто больше понравился, выбранный становится водящим.

4 Танки. Оборудование: пластиковые бутылки. Дети в роли танка поочерёдно сбивают «снарядами» фигуры из бутылок, устанавливают фигуру для следующего игрока. В ходе игры кегли-бутылки поэтапно устанавливаются разными способами: 1раунд- треугольник,2- крест,3- квадрат,4- прямая. Игроки поочерёдно пытаются сбить всю фигуру с одного броска, используя бутылку меньшего размера. За каждую фигуру присуждается 1 очко. По окончанию игры выбираются победители.

5 Бабка- Ёжка. Оборудование: крышки от бутылок по количеству детей - это шапки-невидимки. Считалкой выбирается бабка-Ёжка, которая сидит в домике (изображает действия по ходу слов) Воспитатель  произносит слова: « Дети бегают и скачут, не дают Ягусе спать. Только бабушка заснула, а они давай кричать (улюлюкаем как индейцы). Рассердилась бабка-Ёжка, растопила жарко печь, выпрыгнула из избушки, свой покой пошла стеречь. Эй, ребята! Не зевай, невидимки надевай, если шапка упадёт, тебя бабушка найдёт!»  Дети останавливаются, кладут крышку на голову, замирают. Если крышка падает, Яга забирает игрока в избушку, считает добычу.

6 Самолётики. Оборудование: разноцветные крышки от бутылок по количеству детей-самолётов, несколько бутылок с крышками разных цветов - это ориентир для приземления самолётов. Ход игры: педагог расставляет бутылки по площадке, предлагает выбрать каждому ребёнку – самолёту цветную крышку, объясняет, что по команде можно приземляться только у маяка с таким же цветом (бутылки с цветной крышкой). Самолёты заводят моторы, взлетают. Воспитатель произнося слова, надевает разноцветные крышки на расставленные по площадке бутылки-маяки. Самолётики летают, вжиг- вжиг, вжиг- вжиг. Огоньки на них мигают, миг-миг, миг-миг. Будь внимателен, пилот! Посади свой самолёт! Воспитатель проверяет возле каждого маяка пропуска-крышки, пилот посадивший самолёт неправильно выбывает и помогает воспитателю менять крышки на маяках.

 Сегодня подвижные игры - наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Благодаря играм обыденное становится необычным, а потому особенно привлекательным. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме. Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях.