Принципы Монтессори - педагогики в современном дошкольном образовании
статья на тему

Хохлова Елена Николаевна

В статье представлены основные принципы Монтессори-педагогики, которые помогут нашим детям успешно развиваться в современном мире. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon montessori.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Принципы Монтессори - педагогики

в современном дошкольном образовании.

  «Я не готовлю ребёнка к школе, я готовлю его к жизни».

М. Монтессори

В 1913 году Юлия Ивановна Фаусек открыла в Петербурге первую школу по системе Монтессори. Сегодня педагогика Марии Монтессори переживает пик популярности во всем мире. Тысячи современных педагогов, признавая педагогическую систему Монтессори уникальной и необычайно эффективной, работают по ее педагогическим принципам.  И это связано с такими чертами российской педагогической традиции, как гуманизм, внимание к индивидуальности ребенка, а также с необходимостью обучения и воспитания подрастающего поколения, в непрерывно меняющемся мире.

        Основным отличием метода Монтессори является отношение к ребенку как уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира. Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения. Задачей же воспитателя, или учителя, как его называют в системе Монтессори, является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти собственным, путем, реализовать творческий потенциал.  

Ключевые моменты системы Монтессори и положительные изменения    в ребенке.

      1. Свобода выбора по мнению Монтессори нужно дать возможность ребенку самостоятельно выбирать деятельность. В результате ситуации выбора:

ребенок начинает прислушиваться к себе, лучше понимать себя, свои желания и чувства;

учится делать выбор;

учится регулировать свою собственную психическую активность, самостоятельно определяя моменты смены деятельности, ее продолжительность;

свобода выбора формирует в ребенке инициативность;

наряду с соблюдением правила «поработал – убери», ситуация собственного выбора формирует в ребенке ответственность.

      2. Наличие специального комплекта дидактического материала Монтессори. Дидактическая среда должна быть представлена в полном объеме и обеспечивать удовлетворение потребностей детей выбранной возрастной категории. Материалы должны находиться в свободном доступе для детей, иметь четкую логику построения, соответствовать всем условиям комплектации Монтессори - среды. В результате получим:

всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности;

максимальная эффективность освоения задач, заложенных в материалах;

  3. Контроль ошибок. В Монтессори - материалах заложен контроль ошибок, что позволяет ребенку самостоятельно увидеть ошибку и исправить её без помощи взрослого.  У ребёнка происходит:

формирование адекватной самооценки;

 развитие поисковой активности ребенка, инициативности;

самоконтроль;

   4. Монтессори – педагог - это педагог, прошедший специальную подготовку по данной системе. Необходимо знание, так называемых презентаций материалов. Каждый материал в Монтессори - среде имеет четкую презентацию (способ показа ребенку), что способствует   быстрому и эффективному усвоению задач материала ребенком;

возможность поэтапного освоения навыка;

развитие точности восприятия;

развитие концентрации внимания;

 5. Наличие определённых правил в Монтессори – среде.

Соблюдение правил:

Убери за собой;

Работа на ковриках;

По классу передвигаемся тихо;

Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого и др. Кроме того в системе педагогу отводится роль по формированию нравственных, личностных качеств:

умение рационально использовать пространство;

умение нести ответственность за собственный выбор;

потребность в завершении действия (когда ребенку незаконченное дело доставляет дискомфорт);

развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других и многое другое.

       6. Разновозрастность. Необходимо присутствие в среде детей всех  возрастных категорий в определенном (3года) диапазоне.
Подключать детей друг к другу:  в любой  деятельности, где помощь вместо взрослого  может оказать ребенок – давать ему эту  возможность.

формируется чувство взаимопомощи;

младшие имеют возможность учиться у старших;

старшие приобретают лидерские качества, удовлетворяют потребность в чувстве собственной значимости, формируется чувство ответственности.

         7. Дети – активные участники процесса обучения.

Часто не взрослый обучает детей, а дети  обучают друг друга.
Дети готовят сообщения (ищут, подбирают  нужную и интересную информацию) на разные  темы и сами рассказывают их своим  товарищам. Высокое развитие социально-адаптивных навыков за счет опыта общения с разными возрастами (контакты с ровесниками, старшими и младшими детьми);

в чувстве собственной значимости, формируется чувство ответственности.

                   

Психологические принципы.

Не делай за ребёнка то, что он может сделать сам. 

Помоги мне это сделать самому! -  принцип, которым следует руководствоваться. Всё, что ребенок может сделать самостоятельно – он делает сам!
Отсутствие оценок взрослого.

Не давать постоянных оценок ребенка и его деятельности. Проявлять свое отношение через собственные чувства. Научить ребенка самого адекватно оценивать собственную деятельность.

 Отсутствие соревновательного мотива. 

Не сравнивать ребенка с другими. Одной из стимуляций к развитию выступает уровень и качество достигнутого относительно самого себя: «Я-вчера» и «Я-сегодня», а не «Я в сравнении с другим»

Эти ключевые моменты педагогики Марии Монтессори базируется на следующих принципах:

Антропология ребенка. Гетерогенность. Возрастная периодизация.

Принцип условий свободы развития ребенка.

Принцип концентрации внимания.

Принцип специально подготовленной обучающей среды.

Принцип сенситивности.

Принцип ограничения и порядка

Принцип актуального и ближайшего развития.

Принцип социального воспитания и интеграции.    

Как и у всякой системы, здесь тоже есть свои минусы:

Методика Монтессори концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков. В системе нет ролевых и подвижных игр.

Отрицание творчества, как препятствия для умственного развития детей (в то время как исследования психологов говорят об обратном). Следует отметить, что два последних недостатка компенсируются тем, что в монтессори-садах обязательно создают обычные игровые комнаты, и ребенок в садике проводит не все свое время.

После демократичной системы Монтессори детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.

Сейчас в 68 регионах России создано более 400 групп в детских садах, работающих по системе Монтессори. Только в Москве насчитывается более 50 детских учреждений, где есть подобные группы. В 1997 году в России была организована Ассоциация Монтессори-педагогов, объединяющая сегодня уже более 5.000 педагогов-энтузиастов. Всего же, по данным Ассоциации около 530 учебных заведений и отдельных групп, действующих на Урале и Дальнем Востоке, в Ставропольском крае, Ростове-на-Дону, Туапсе и других регионах страны, воплощают в жизнь идеи Марии Монтессори в России, воспитывая, современное поколение детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей в системе комплексно-тематического планирования и реализации основной общеобразовательной программы Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными тр

Интеграция образовательных областей в системе комплексно-тематического планирования и реализации основной общеобразовательной программы Основополагающий принцип развития современного дошкольного ...

Монтессори педагогика в современном дошкольном образовании.

В статье раскрыта особенность педагогической системы Монтессори, которые определяют её  актуальность в современном ДОУ. Дано описание истории развития оригинальной системы, её основные идеи ...

Использование приемов и методов ТРИЗ-педагогики в современном дошкольном образовании.

Опыт работы по применению ТРИЗ-педагогики в детском саду....

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования о содержании и условиях организации современного дошкольного образования в Российской Федерации.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования о содержании и условиях организации современного дошкольного образования в Российской Федерации....

Основные общенаучные принципы и подходы методологии педагогики, применяемые в дошкольном образовании

К основным общенаучным принципам и подходам методологии педагогики относятся:1. Принцип систематичности и последовательности. Данный принцип включает в себя связь между получаемыми знаниями ребенком н...

Арт-педагогика и арт-технологии в современном дошкольном образовании

Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок познает окружающий мир, а в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пыт...

Консультация для педагогов "Монтессори педагогика в современном дошкольном образовании"

Изучение   инновационных/ретроинновационных   педагогических   систем, доказавших свою ценность и получивших мировое признание, может стать базой для решения различных во...