Консультатция-практикум для воспитателей "Эффективные способы решения детских конфликтов"
план-конспект занятия на тему

Корженко Юлия Сергеевна

Данный практикум разработан для того чтобы расширить круг методов и приемов работы с детьми по формированию навыков разрешения конфликтных ситуаций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya-praktikum_dlya_vospitateley.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 10 «РОСИНКА»

ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА

Подготовила: педагог-психолог

Корженко Юлия Сергеевна

Консультация-практикум для воспитателей

«Эффективные способы решения детских конфликтов»

Цель: расширить круг методов и приемов работы с детьми по формированию навыков разрешения конфликтных ситуаций.  

Задачи:

1. Развивать навыки управления межличностными конфликтами и конструктивного решения конфликтных ситуаций в детском коллективе;

2. Формировать умения эффективного поведения в конфликтных ситуациях и навыки выбора стратегий разрешения межличностных конфликтов.

Предполагаемый результат:

1. Формирование у педагогов представления о структуре, причинах детских конфликтов;

2. Знание эффективных стилей поведения педагога в конфликтной ситуации между детьми;

3. Практическое использование полученных знаний о межличностном конфликте среди детей;

Материально-техническое обеспечение: Напольные планшеты, магниты, маркеры, стулья по количеству человек, буклеты на каждого участника консультации, демонстративный материал, карандаши.

Участники: педагоги детского сада

Время консультации: 40 мин

Форма и место проведения консультации: Кoнсультация - прaктикум, проводится в музыкальном зале. Все участники садятся полукругом.

Ход консультации-практикума:

Упражнение разминочное: «Здороваемся локтями».

Цель: Установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.

Все участники рассчитываются на 1,2,3. Участники под №1, складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; участники под №2 – упираются руками в бедра, чтобы локти тоже были направлены в стороны; №3 – держат сложенные крест-накрест руки на груди, при этого локти развернуты в стороны. После того как участники примут исходное положение, им предлагается по сигналу (звон колокольчика) поздороваться как можно с большим количеством присутствующих, сказав при этом «Добрый день».

Психолог: Сегодня мы с вами поговорим о конфликтах между детьми. О причинах этих конфликтов, о способах и приёмах их решения.

Итак, что же такое конфликт? Конфликт (от лат. Сonflictus – ссора, столкновение, спор) определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, как столкновение противоположно направленных, не совместимых друг с другом тенденций в сознании индивидов, в межличностных или межгрупповых взаимодействиях, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

Для начала давайте подумаем, в каком виде деятельности чаще всего дети конфликтуют друг с другом? (Игровая). Педагоги отвечают

Так как игровая деятельность является ведущей у дошкольников и именно в ней происходит основной процент самостоятельного взаимодействия со сверстниками. Соответственно и основная часть конфликтов возникает именно в ходе данной деятельности.

-?- Каковы на ваш взгляд основные причины конфликтов между детьми в игре. Другими слова из-за чего чаще всего ссорятся дети во время совместных игр? Педагоги отвечают

Причины возникновения конфликтов между детьми в игре (цветок)

  • Разрушение игры
  • Выбор сюжета игры
  • Кто будет играть
  • Из-за ролей
  • Из-за игрушек
  • Правила игры

Но кроме внешних причин, из-за которых возникает конфликт, существую и внутренние причины. К таким причинам относят следующее:

1. Недоразвитие коммуникативных навыков (плохая речь);

2. Особенности личности ребёнка (характер, темперамент, особенности эмоционально-волевой сферы, повышенная агрессивность);

3. Влияние семейного воспитания, пример поведения в конфликтных ситуациях родителей.

Поэтому при разрешении конфликта и выборе способа его разрешения необходимо учитывать эти причины.

В детском коллективе также часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети:

  • Агрессивисты – задирают других и раздражаются сами, если их не слушают
  • Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются
  • Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать, чего они хотят очень сложно
  • Сверхпокладистые – со всеми соглашаются
  • Всезнайки – считают себя выше, умнее других
  • Нерешительные – медлят с принятием решений, боятся ошибиться
  • Максималисты – хотят чего-то прямо сейчас
  • Скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика
  • Невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом

Для 5-6 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Чаще всего в состоянии успеха их переполняет чувство радости, а в ситуации неудачи они огорчаются, чувствуют зависть и досаду. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт.

В зависимости от причин возникновения конфликта между детьми и от способов конфликтного поведения его участников, межличностный конфликт может иметь следующие виды исхода: (на доске)

1)  уход от разрешения конфликта, когда одна из сторон как бы не замечает возникших противоречий;

2)  сглаживание противоречий, когда один из участников конфликта либо соглашается с предъявленными ему претензиями, либо стремится оправдать себя;

3)  компромисс - взаимные уступки обоих сторон;

4)  эскалация напряженности и перерастание конфликта во всеобъемлющее противостояние (с участием не только детей, но и взрослых);

5) сотрудничество – участники конфликта находят решение, которое удовлетворило интересы обеих сторон;

6) силовой вариант подавления конфликта, когда одну или обе стороны принуждают силой (угрозой применения силы) принять тот или иной вариант исхода противоречия.

Вопрос для обсуждения: Какой исход на ваш взгляд является наиболее предпочтительным?

Упражнение: Педагогам предлагается поделиться на две команды, и придумать, или вспомнить из практики конфликтную ситуацию у детей, и попросить противоположную команду рассказать, как бы они ее разрешили. Затем после выступления обоих команда идет обсуждение.

Психолог: Итак, давайте сформулируем что же такое разрешение конфликта – это:

- минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса, достижения согласия;

- устранение полностью или частично причин, породивших конфликт;

- изменение целей участников конфликта;

- достижение соглашения по спорному вопросу между участниками.

Отсюда мы можем свами выделить основные правила разрешения конфликтов для детей:

  1. Говорить спокойно.
  2. Говорить по очереди.
  3. Сказать чего ты хочешь (конфликтующие стороны высказывают свои пожелания).
  4. Найти варианты, которые устраивают обе стороны.

Так как воспитателю отводится роль наблюдателя-посредника, то главная его цель - целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, коррекция поведения участников конфликта, обеспечение нормального (максимально возможно хорошего) обмена мнениями участников конфликта, чтобы они слушали и слышали друг друга посредством того, кто между ними. Поэтому для воспитателя в конфликте важен не сам предмет и материал конфликта, а формальная сторона взаимодействия, т.е. его организованность. Деятельность воспитателя должна быть направлена на достижения соглашения сторон конфликта. К навыкам управления конфликтом, в основном, относят коммуникативные навыки и навыки принятия решений - конструктивные приемы и техники активного слушания, ведения диалога, способность к различению позиционных требований и базовых интересов, видение перспективы и др.

Упражнение «Кто кого перетянет?».

Цель: иллюстрировать позицию воспитателя, который выступает посредником в детских конфликтах и их разрешении.

Инструкция:  Разделитесь на А и Б (происходит деление на пары). Сейчас вы встанете в пары А с Б, возьмитесь за концы карандаша и тяните карандаш каждый в свою сторону.

Но прежде, чем вы начнете выполнять упражнение, каждый получит секретную инструкцию. Прочитайте ее, но никому не показывайте.

Тренер раздает листочки с дополнительными инструкциями.

Для «А»: «Ваш партнер хочет склонить вас на свою сторону. Вы с этим не согласны».

Для «Б»: «Вы должны постараться вытащить партнера из «болота». Старайтесь изо всех сил, а то он утонет».

По сигналу тренера пары начинают выполнять упражнение.

Обсуждение:

- Каждый назовите свою инструкцию (тайную)?

- Что вы чувствовали, когда выполняли упражнение?

- Добились ли вы результата?

- Какой был бы результат, если бы инструкция была известна.

Это упражнение иллюстрирует позицию воспитателя, который выступает посредником в детских конфликтах и их разрешении. Очень часто в конфликтных ситуациях между воспитателем и воспитанником строятся отношения, противодействия друг другу.

Позиция участников группы «А» иллюстрирует детскую позицию в конфликте, каждый «тащит одеяло на себя», но есть и другие способы добиться цели, договориться, уступить. Детская позиция: «Если я хочу, то мне нужно этого добиться любой ценой. «Вынь, да полож».

Позиция участников группы «Б» иллюстрирует позицию воспитателя, который пытается вытащить детей из конфликта. Он пытается найти способ удовлетворить их желания, достичь цели, но дети об этом не знают. Вывод: Нужно, чтобы детям было понятно, чего они хотят друг от друга, и что у других детей тоже есть свои интересы. Воспитателю нужно донести до детей, что он им старается помочь направить все усилия, чтобы найти способ для достижения цели. Если воспитанник понимает, что воспитатель хочет ему помочь, то воспитанник сам отвечает за свои поступки. Помочь – это значит дать возможность ребенку самому решить свои проблемы.

Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности и придерживаться некоторых правил:

  • Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Ведь как в любой другой деятельности, можно научиться решать конфликты только путем участия в них. Не мешайте детям получать такой жизненно важный опыт
  • При разрешении конфликтной ситуации воспитатель, педагог несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта, т. к. воспитанники усваивают социальные нормы отношений между людьми.
  • Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателя и детей видится по-разному, поэтому воспитатель не может навязывать свое решение.
  • Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажутся очевидным, кто здесь прав, а кто виноват.
  • Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл.
  • Разбирая конкретную ситуацию ссоры, не стремитесь выступать верховным судьей, определяя правых и виноватых и выбирая меру наказания.
  • Профессиональная позиция воспитателя -  взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы детей.
  • Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности.
  • Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Ведь как в любой другой деятельности, можно научиться решать конфликты только путем участия в них. Не мешайте детям получать такой жизненно важный опыт.

Упражнение: В заключении, когда мы свами уже знаем причины конфликта, правила их разрешения давайте попробуем применить полученные сегодня нами знания на примере детского конфликта:

Двое мальчиков Петя и Серёжа средней группы (4-5 лет). Решили поиграть в машинки. И оба хотят играть грузовиком. Петя взял грузовик первым и начал катать, подошел Сережа и начал уговаривать дать ему покатать эту машинку. Видя, что Петя не реагирует, берет и насильно забирает машинку. Петя начинает хныкать: - «Это моя машинка я первый ее взял, отдай»

Серёжа в ответ: - «Нет, я хочу играть»

Начинают выхватывать друг у друга машинку, затем начинают толкаться. В итоге Серёжа бьет машинкой Петю, на что Петя начинает истошно плакать.

Вопрос: Как воспитатель мог эффективно разрешить данный конфликт.

(Дать возможность решить самим, затем вмешаться, спросив, что у вас случилось? Какой можно найти выход вначале один играет потом другой.)

Рефлексия консультации – практикума: Уважаемые педагоги подумайте и выскажетесь насколько полезна была для вас полученная сегодня информация?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей тема: «Советы решения детских конфликтов, обучение игровым способам примирения.»

Советы родителям в решение конфликтных ситуациях, мирилки и игровые методы примирения...

ПОЗИЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ В РЕШЕНИИ ДЕТСКИХ КОНФЛИКТОВ

На сегодняшний день проблема детских конфликтов в об­разовательных учреждения является одной из актуальных и предполагает вмешательство родителей как субъектов образо­вательного процесса. Но вопрос о ...

«Игровые способы решения детских конфликтов»

Консультация для родителей«Игровые способы решения детских конфликтов»        Каждый родитель сталкивается с проблемой детских конфликтов. Каждая мама и ...

Игровые способы решения детских конфликтов

Каждый родитель сталкивается с проблемой детских конфликтов. Каждая мама и каждый папа ищут свою собственную стратегию поведения в случае ссор между детьми. Кто-то вынужден жить в режиме "и вечны...

"Способы решения детских конфликтов"

Каждый родитель сталкивается с проблемой детских конфликтов....

Решение детских конфликтов: учим ребенка мирным способам

Будет неправильно полагать, что решение детских конфликтов - это сугубо личное дело ребенка и без вас он лучше разберется. Родители должны помочь осознать маленькому человечку, что быстрей и надежней ...

Статья «Игровые способы решения детских конфликтов у дошкольников»

Внедрение в практику детского сада таких технологий решения детских конфликтов как «мирилки» позволяют дошкольникам стать более общительным, приветливым, контактным, доброжелательным, пони...