Дидактические игры в развитии и воспитании дошкольников
консультация (младшая группа) на тему

В дидактической игре ребенок не только по­лучает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Главная цель любой дидактической игры - обучающая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

          Решетникова И. А.

Дидактические игры в развитии и воспитании дошкольников.

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым   специально  в   обучающих  целях,  когда  обучение протекает  на основе игровой  и  дидактической   задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства  и   способы  умственной   деятельности.

Структуру   дидактической  игры  образуют   основные   и   дополнительные  компоненты. К первым следует отнести дидактическую и игровую задачу, игровые действия, правила,  результат и дидактический материал. Ко вторым - сюжет и роль.

Главная цель любой дидактической игры - обучающая. Поэтому основным компонентом   в  ней   выступает  дидактическая   задача, она  скрыта  от  ребенка  игровой задачей.   Ребенок  просто  играет, но по  внутреннему  психологическому  значению – это  процесс  непреднамеренного  обучения. Своеобразие  дидактической  игры  как  раз  и  определяется   рациональным  сочетанием двух  задач: дидактической и игровой. Если преобладает  обучающая  задача, то игра превращается в упражнение, а если  игровая,  то деятельность  теряет   свое  обучающее   значение .

Обучение в форме дидактической игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть дидактическая  игра  отвечает возрастным   особенностям   детей.

Соблюдение  правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической  задачи. Правила  в    дидактической   игре   выполняют  разнообразные функции. Они  направляют игру по заданному пути, объединяя   дидактическую и игровую задачи,  определяют   последовательность   игровых  действий,    повышают   занимательность игры, позволяют взрослому руководить ею, регулировать  взаимоотношения   участников  и формируют межличностные отношения. Таким образом, без правил дидактическая игра развивалась бы стихийно, а   дидактическая  задача  не решалась .

Реализуются   игровая   и  дидактическая   задачи   в   игровых  действиях.  Средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал. Результатом дидактической  игры является решение игровой и дидактической задач. Решение обеих задач - показатель эффективности игры.

Дидактическая  игра  выступает одновременно  как  вид  игровой  деятельности  и  форма организации    взаимодействия    взрослого  с  ребенком. В   этом  и  состоит  ее  своеобразие.

Различие  сюжетно – ролевой   и  дидактической   игр   в  содержании   той сферы   действительности,   которую  они  отражают.  Дидактическая   игра,  как  и сюжетно – ролевая, социальна  по  своему  происхождению. Но   если  в  ролевой   игре  ребенок осваивает  смысл   человеческой  деятельности,  то  в   дидактической – общественно  выработанные   способы  умственной  деятельности.  Различаются   компоненты  таких  игр. В сюжетно - ролевой  игре - это   роль,   которая  фиксирует  функцию  взрослого, в дидактической – дидактическая    задача,  которая   предполагает   формирование  средств  и  способов   познания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольника

Введение Актуальность данной темы заключается в том, что экологическому воспитанию уделяется особое внимание, так как в дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры личности, ч...

Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников.

Сообщение воспитателя на педсовете о роли дидактической игры в воспитании дошкольников....

«Дидактические игры в обучении и воспитании дошкольника»

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от...

Приложение к опыту работы " Дидактические игры как средство патриотического воспитания дошкольника" Игра " Детский сад"

Игра " Детский сад" знакомит детей с детским садом, его сотрудниками и их трудом....

Инновационный проект  по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Проект   по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...

Инновационный проект самообразования по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Цель проекта: Определить эффективность влияния дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую лите...