Главные вкладки

    Мастер-класс для родителей "Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"
    методическая разработка на тему

    Чепуркина Любовь Владимировна

    Мой мастер-класс поможет построить эмоционально-доверительные взаимоотношения между педагогом и родителями, сформировать элементарные представления о здоровьесберегающих технологиях и о возможности их применения, поспособствует позитивной самореализации взрослых и полноценному развитию их детей.

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master-klass_dlya_roditeley_po_zozh_docx.docx26.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс для родителей по теме:

     "Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"

    Цель: построение эмоционально-доверительных взаимоотношений способствующих полноценному развитию здорового ребёнка и позитивной самореализации взрослых.

    Задачи:

    1. Дать определение понятию здоровья.
    2.  Формирование элементарных представлений о здоровьесберегающих технологиях и о возможности их применения.
    3.  Научить элементам пальчиковой гимнастики для развития речи, внимания, памяти, воображения.
    4.  Показать способ профилактического самомассажа ушей.
    5.  Формировать у родителей культуру питания.
    6.  Продолжать устанавливать доверительные отношения с родителями.

    Форма проведения: педагогическая мастерская.

    Ход занятия.

    - Добрый день, дорогие родители! Сегодня мы с вами хотели бы провести мастер-класс по использованию здоровьесберегающих технологий.

    - Начать нашу встречу нам хотелось бы со знакомства. А чтобы мы получше познакомились друг с другом, давайте поиграем. Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, НАТАЛЬЯ – НАСТОЙЧИВАЯ, Марина – миролюбивая и т.д.

     (знакомство-приветствие).

     - Итак, мы с вами познакомились, и можем начать нашу работу.

    В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

    Сегодня в основе новой философии взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

    Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как это сделать.

    А ведь за всем этим стоит ЗОЖ – здоровый образ жизни. Соблюдение режима труда, отдыха, сна на основе суточного биоритма, двигательная активность, закаливание, рациональное питание и занятия доступными видами спорта, игры на свежем воздухе дают нам физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость оттого, что живешь.

    Для эффективного решения данной задачи в детских садах используются здоровьесберегающие технологии.

    Что же это такое? Это все формы, средства и методы, используемые в ДОУ для укрепления и сохранения здоровья. Такие, как утренняя гимнастика, физкультурные занятия, гимнастика для глаз, динамические паузы, пальчиковая гимнастика, разные виды закаливания, дыхательная гимнастика, психологические тренинги, массаж и самомассаж, логоритмика, музыкальные, логопедические занятия и многие другие. И сейчас мы с вами поделимся своим опытом.

    Сегодняшняя наша встреча, уважаемые коллеги, пройдет в форме телевизионной передачи “Я здоровье берегу - сам себе я помогу!”

    Итак, переходим к рубрике “Про здоровье”.(включается музыка про воздушный шар).

    Упражнение “Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека).

    Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

    Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то старший воспитатель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т.д.

    Когда впервые детям задаешь вопрос, “что же самое дорогое и ценное, в жизни человека”, то чаще всего слышишь в ответ: “деньги”, “машина”, “золото” и т.д. Иногда после наводящих вопросов называют “здоровье”, “жизнь”, а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь: “Вы болеете дети?” Все дружно говорят: “Да” - “А чем вас лечат?” - “Таблетками. А можно быть здоровым без таблеток?” - “Нет!” Такие ответы говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Из детства “ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь”.

    Януш Корчак писал: “Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься”.

    Брей-ринг «Про здоровье»

    Сейчас мы узнаем, кто самый эрудированный в вопросах здоровья. Я буду задавать вопросы, и кто первый поднимет зеленую карточку, тот и будет первым отвечать.

    1. Какие вы знаете закаливающие процедуры? 

    Водные процедуры, полоскание горла, ходьба босиком, воздушные ванны, солнечные

    1. Принципы закаливания

     Регулярность, постепенность, комплексность, положительные эмоции

    1. Что такое личная гигиена?

    Это уход за своим телом, содержание его в чистоте, соблюдение чистоты тела и одежды, воспитание культурно-гигиенических навыков. Каждое утро (а так же после прогулки и вечером) ребенок должен умываться (мыть лицо, руки, шею, уши), следить за чистотой ногтей, одежды, аккуратно кушать, следить за своим внешним видом. 

    1. Назовите предметы личной гигиены

     расческа, щетка зубная, полотенце, мочалка, носовой платок, ложка, нижнее белье и т.д.

    1. Что такое культурно-гигиенические навыки и как их нужно соблюдать?

    1. Что такое режим дня, для чего его нужно соблюдать?

    Перечень повседневных дел, распределенных по времени выполнения.  Строгое соблюдение определенных правил .Нарушение режима ведет к растройствам психики.

    1. Какой витамин содержится в шиповнике, красном перце, петрушке, черной смородине , землянике и рябине? (С)

    1.  Для чего нужен витамин С?

    Сильнейший антиоксидант.  Защищает организм от сильных окислителей, нейтрализуя вредные элементы (растворяя их). Главная работа аниаксидантов — это превращение активных радикалов в неактивные, тем самым защищая организм от нежелательных последствий.

    1. Какой овощ содержит наибольшее количество каротина? 

    Морковь. Для удовлетворения потребности организма в витамине А зимой рекомендуется есть морковь, консервированные томаты, использовать при готовке томатную пасту, так как при консервировании каротин сохраняется. Богаты витамином А яичные желтки, печень рогатого скота, молоко, сливочное масло. Чтобы удовлетворить суточную потребность в витамине А, достаточно съесть 20 г говяжьей печени.

    1. Для чего нужен детскому организму каротин?

    В детском возрасте регулирует рост костей, что имеет значение для развития опорно-двигательной системы. 

      Необходим для обеспечения здоровья кожи и слизистых оболочек, а также для нормального функционирования глаз.

    1. Как нужно снимать возбуждение у детей перед сном?

     Для снятия возбуждения перед сном посидеть на кровати рядом с ребенком; мягко, плавно погладить его по спине вдоль позвоночника, поцеловать, сказать, что завтра все будет хорошо, все у него получиться, что он умный и добрый

    1. Почему предпочтительней одевать ребенку одежду из натуральных волокон?

     Чтобы она способствовала полноценному кожному дыханию и правильному теплообмену

    1. Какую траву можно использовать вместо йода в походных условиях? Чистотел.

    1. Цветы какого дерева помогают справиться с простудой? Липа.

    Итак, рубрика “В детском саду”

    Сегодня мы поделимся опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду.

    Как известно, рука-это вышедший наружу мозг человека. На ладони много биологически активных точек, воздействуя на которые можно регулировать функционирование внутренних органов. Мизинец-это сердце, безымянный палец-печень, средний-кишечник, указательный-желудок, большой палец-голова. Поглаживание по ладонинормализует работу всего желудочно-кишечного тракта.

    Для развития речи, интеллекта, внимания и мелкой моторики малышей мы используют пальчиковую гимнастику и игры. Хорошим помощником в этом стал иглбол. Этот мячик предназначен для проведения массажа и лечебной гимнастики. Имея мягкие иголочки – шипы иглбол благотворно воздействует на нервные окончания, находящиеся на пальчиках ребенка.

    Сейчас мы покажем вам комплекс гимнастики после сна с использованием нестандартного оборудования в стихах. Использование художественного слова благотворно влияет на положительные эмоции, стимулирует к деятельности.

         Практическое занятие педагогов с иглболами

    Сегодня к нам в гости пришли ежики, да не простые, а волшебные-массажные из сказочной страны «Здоровье». Давайте с ними поздороваемся.

    Здравствуй, ежик (надавливание подушечками пальцев на мяч)

    Хотите с ними поиграть? Давайте поиграем.

    1.Будем мы с тобой играть, наши ручки развивать. (Перекладываем мяч из одной руки в другую)

    2. Бегал ежик по дорожке,

         У него устали ножки. (Катать в ладонях вперед-назад)

    3. А теперь бежит по кругу,

        Весело, наверно, другу. (Катать в ладошках по кругу)

    4.  На спине иголки

       Очень, очень колки. (Вращательные движения по кругу-как закручивают крышку)

    5.Мы сожмем тебя немножко,

       Крепкий ежик, сильный, ловкий. (Мяч зажать между ладонями, пальцы в замок,

                                                                      локти в стороны, надавливаем с силой ладонями на мяч)

       Отправляйся погулять- наше тело разминать

    6.Снизу- вверх по руке

        Покатился налегке, (Катить по руке снизу - вверх)

      7. Шею нашу обежал,

        Другую руку повстречал. (Переложить в другую руку)

      8.С нею покатился вниз,

         Осторожно, не споткнись! (Прокатить вниз по другой руке)

    9. На груди погулял,

       Всю иголками размял. (Круговые движения по груди)

       А теперь давайте сядем, ножки для ежа подставим.

    10. Снизу- вверх по ноге

           Еж бежит как по горе (Прокатить мяч от носка до бедра)

    10. Встретил озеро-живот

           Обежал весь берег тот. (Круговые движения на животе)

    11. А потом с горы спустился,

          У носочка очутился. (Прокатить мяч от бедра до носка другой ноги)

    Я хочу тебя погладить, я хочу с тобой поладить.

    12. Покатаем мы ежа

          От нашей пятки до носка. (Прямые движения вперед-назад ступней ноги)

    13. А потом по кругу

           Покатаем друга.  (Прямые движения вперед-назад ступней ноги)

    14-15. Тоже другой ногой

    Друг за другом сядем- паровозом станем.

    Паровозик наш отправляется сейчас.

    Ежика в вагон посадим и домой его доставим.

    16. Всю дорогу он не спал,

         Детям спинку разминал.

    Вот и кончилась игра-ежику домой пора.

    Ежик в норку убежал, до свиданья всем сказал.(Убрать мячики в корзину)

    Дружно сделали массаж- сил прибавилось у нас.

    По количеству биологически активных точек с руками могут поспорить только уши.

    Ещё в древнем Египте, Персии массаж ушей считался лучшим способом оздоровления организма. Этот вид оздоровления основан на стимуляции биологически активных точек расположенных в ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Общая схема расположения точек на ушной раковине напоминает ребёнка, свернувшегося в эмбриональной позе. Можно представить себе, что голова его лежит на мочке уха, руки сложены вдоль тела и оказываются вместе с ногами в верхней части ушной раковины.

    Массаж этих точек полезен в частности для быстрой мобилизации сил организма, улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простуды.

    Массировать необходимо оба уха, движения по часовой стрелке пробуждает и активизирует, в противоположном направлении – успокаивает и умиротворяет.

    Профилактический гармонизирующий массаж – растирание ушной раковины по все площади.

    Если Вас одолевает усталость, вы чувствуете себя вялыми и сонными, массаж нужно начать с мочек и козелка.

    Если к вечеру у вас болят, отекают ноги и руки, то во время массажа воздействуйте на области верхнего края ушей, так вы поможете ногам выдержать нагрузки рабочего дня.

    Надавливание на центр мочки снимает усталость с глаз.

    При проблемах с внутренними органами помассируйте среднем и указательным пальцем центральную углублённую часть ушных раковин.

    Детям мы можем предложить этот массаж в виде игры.

    Следует помнить, что массаж ушей никогда не нанесёт вреда, но всегда приведёт к улучшению физического и эмоционального состояния. Поиграем с ушками.

    Массаж ушей.

    «Найди и покажи»

    «Покрутить козелком»

    Ввести большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижать козелок - выступ ушной раковины спереди. Захватив, таким образом козелок, чуть надавливая, поворачивать во все стороны 20-30 секунд.

    «Погреем ушки»

    Приложить ладони к ушам и тщательно тереть ими всю ушную раковину.

    «Похлопаем ушками»

    Заводим ладони за уши, и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускаем их. При этом вы должны почувствовать хлопок.

    «Потянем ушки»

    Захватить кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей с силой тянем их вниз, а затем отпускаем.

    «Расслабиться и послушать тишину»

    Количество повторений зависит от возраста детей: в старшем возрасте -7-8 в младшем дошкольном возрасте 4-5раз. Чтобы детям было проще и интереснее можно сопровождать упражнения стихами.

    Подойди ко мне дружок,

    Становись скорей в кружок.

    Ушки ты свои найди

    И скорей их покажи.

    А потом, а потом

    Покрутили козелком.

    Ушки, кажется замёрзли

    Отогреть мы их поможем.

    Ловко с ними мы играем

    Вот как хлопаем ушами

    А сейчас все тянем вниз

    Раз- два, раз- два,

    Вот и кончилась игра.

    А раз кончилась игра,

    Наступила тишина.

    А сейчас рубрика «Реклама» (Сценка с бабкой и внучкой)

    2 человека изображают внучку и Красную шапочку и читают диалог:

    -Бабушка, бабушка, а почему у тебя морщинистое лицо?

    -А я не любила умываться по утрам и вечерам.

    -Бабушка, бабушка, а почему у тебя такие желтые зубы?

    -А это потому, что я никогда не чистила зубы и курила, как твой дед.

    -Бабушка, бабушка, а почему у тебя такие тусклые глаза?

    -А это потому, что я не любила есть морковку и целыми днями у компьютера просиживала.

    -Бабушка, бабушка, а почему ты дрожишь и медленно ходишь?

    -А это потому, что я никогда не делала зарядку и целыми днями дома сидела, вместо того, чтобы погулять на свежем воздухе.

    (Голос за кадром):

    -Если не хочешь, чтобы тебя съел волк, как бабушку, веди здоровый образ жизни!

     Следующая рубрика “Помоги себе сам”.

    Питание-важный компонент здоровья. Все знают какие продукты полезны, а какие могут навредить здоровью. Сейчас мы поиграем в игру «Чудесный мешочек»

    Необходимо найти альтернативу вредным продуктам (газировка, кетчуп, колбаса, сосиски, конфета, майонез, плавленый сыр, чипсы, роллтон, кириешки, жевательная резинка)

    А сейчас я предлагаю закрепить наши знания и доделать газету «Полезные и вредные продукты»

    (наклеивание картинок )

    Следующая рубрика “Юмор и смех продлевают жизнь ”.

    Как известно все заболевания от нервов. Стрессы на работе, постоянное перенапряжение приводят к нервным заболеваниям. Чтобы уменьшить риск заболеваний  все должны заботиться о своем здоровье, начиная с самого элементарного, а именно, с утренней гимнастики, прогулок на свежем воздухе, здорового сна, оптимистического взгляда на жизнь. А сейчас мы вам предлагаем несколько несерьезных советов для серьезных людей.

    Несерьезные советы.

    ***

    Гора грязной посуды быстро исчезнет, если уронить на нее гирю.

    ***

    Стакан будет более блестящий, если помыть его еще и снаружи!

    ***

    Если уж идёшь в гости с пустыми руками, то иди хотя бы с полным желудком.

    ***

    Нужно постараться выздороветь до того, как начнут лечить.

    ***

    Если вы не уверены в свежести вашего дыхания – не дышите.

    ***

    Чтобы похудеть, надо или спать во время еды, или есть только во сне.

     ***

    Если контроль потерял над собой, воспитателю срочно нужно домой.

    ***

    Ваше платье прослужит вам долгие годы, если ваш муж получает маленькую зарплату.

    ***

    Если возникло желание крикнуть - это опасно можно привыкнуть.

    ***

    Кто в радости живет, того и кручина неймет.

    ***

    От радости кудри вьются, в печали секутся.

    Эти советы были предложены вам для смеха. Так как смех полезен для духовного и физического состояния человека. Когда человек смеется, усиливается приток крови к мозгу и клетки серого вещества получают больше кислорода. В результате уменьшается усталость, очищаются верхние дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в сосудистой системе.

    Любители похохотать действительно реже болеют - это научно доказанный факт. Одно из исследований даже показало, что младенцы смешливых матерей значительно реже болеют ОРВИ!

    Одна минута смеха может заменить пятнадцати минутам езды на велосипеде, а посмеявшись десять - пятнадцать минут вы можете сжечь калории, которые содержатся в плитке шоколада.

    Как бы то ни было, смейтесь для профилактики и лечения! Это лекарство распространяется бесплатно, передается по воздуху, а единственное “побочное действие” - хорошее настроение.

    И в заключение нашего семинара мы переходим к рубрике “Релаксация”.

    Рубрика “Релаксация”

     Ритм жизни человечества в наше время вызывает огромное физическое и психологическое напряжение. Сколько ненужных, бесполезных движений мы делаем и подвергаем нервную систему излишней нагрузке. Физическая и умственная нагрузка, всплеск эмоции истощают организм и одного ночного отдыха ему недостаточно. Усталость тела мы чувствуем сразу, а вот на усталость мозга не всегда обращаем внимание. Если вы не можете сконцентрировать внимание на том, что делаете, это значит, ваш мозг устал и эффективно помочь ему может - релаксация.

    (видеоролик “Когда тебе грустно”).

    «Змейка» (пока все смотрят ролик можно попросить написать ассоциативное слово к слову – здоровье и сложить гармошкой , а потом зачитать вслух )

    Наша передача “Я здоровье берегу, сам себе я помогу подошла к концу.

    Нам с вами было хорошо, пусть и вам будет жить здорово.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс для воспитателей ""Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"

    Конспект мастер - класса для педагогов детского сада по применению технологий здоровьесбережения в практике работы детского учреждения....

    Мастер-класс для воспитателей: «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровье сберегающих технологий»

    laquo;Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровье сберегающих технологий»...

    мастер-класс для воспитателей по теме "Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"

    Мастер класс проходит в игровой форме. Педагоги в непринужденной форме получают знания о правильном применении оздоровительных технологий....

    Семинар (мастер-класс) для воспитателей по теме: "Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"

    Семинар (мастер-класс) для воспитателей по теме: "Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих те...

    Мастер-класс для воспитателей: «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровье сберегающих технологий»

    Цель мастер-класса: освоение и последующее применение технологий в практической деятельности педагога-воспитателя.Задачи: занятия:Дать определение понятию здоровья.Познакомить участников мастер-класса...