Главные вкладки

    Консультация (старшая группа) по теме:
    Консультация "Значение дидактических игр для детей старшего возраста"

    Алчинова Светлана Николаевна

    Консультация для воспитателей

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     

       МБДОУ   Бакалинский   детский  сад   «Радуга»

                   КОНСУЛЬТАЦИЯ   ДЛЯ   ВОСПИТАТЕЛЕЙ

                       ЗНАЧЕНИЕ   ДИДАКТИЧЕСКИХ   ИГР  

                     ДЛЯ   ДЕТЕЙ    СТАРШЕГО   ВОЗРАСТА

                                                    Выполнила: воспитатель старшей группы

                                                                          Алчинова С.Н.

                                       2018 год

    ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.

    Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка, и поэтому рассматривается педагогической наукой как одно из главных средств воспитания. В практике детского сада широко используются игры: дидактические, ролевые, строительные, игры с песком, подвижные.

     Игра занимает существенное место в жизни ребенка дошкольного возраста, оказывает значительное влияние на его развитие и выступает основным видом деятельности.

     Во всем многообразии игры ребенка возможно выделить два принципиально отличающихся друг от друга вида – сюжетную игру и игру с правилами. Оба вида игр обладают своим специфическим развивающим значением, и важнейшей задачей практического педагога и родителей является создание условий, способствующих их развитию. Особенность игр с правилами заключается в том, что они аккумулируют все другие типы игр, становятся доминирующей игровой формой в старшем дошкольном возрасте. В этих играх ребенок как бы обыгрывает роль взрослого человека с постепенным усложнением условий игры. Игры с правилами возникают из ролевых игр с воображаемой ситуацией, их содержанием является правило и задача. Мотив этих игр содержится в самом процессе игры, но уже опосредован конкретной задачей.

     Игры с правилами подразделяют на дидактические и подвижные. Дидактические игры – это обучающие игры. Цель этих игр – формирование познавательной активности ребенка посредством решения дидактических задач. Каждая дидактическая игра имеет задачу, игровые действия и игровые правила. Дидактические игры являются и методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью. В зависимости от используемого материала выделяют игры с предметами (игрушками, природными материалами и другие), настольно-печатные и словесные.

     Вашему вниманию я представляю многофункциональное развивающее пособие «Разноцветная семейка».

    Дидактические задачи этого пособия:

    1. Развивать мелкую моторику
    2. Развивать сенсорное восприятие.
    3. Развивать пространственную ориентировку.
    4. Способствовать развитию качественного счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
    5. Развивать навыки слогового анализа.
    6. Развивать навыки звукового анализа.
    7. Обогащать словарный запас.
    8.  Способствовать совершенствованию лексико-грамматических конструкций (согласование прилагательных с существительными, согласование числительных с существительными).
    9.  Развивать связную речь.

    Варианты игр

    «СОБЕРИ ГУСЕНИЦУ»

    Цель: развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, умение различать и называть цвета.

    • Собери гусеницу какого-либо цвета, соединяя брюшки. Гусеницу какого цвета ты собрал?

    «ДЛИННАЯ И КОРОТКАЯ»

    Цель: закреплять представления о длине и цвете, пополнять словарный запас ( «самая длинная», «самая короткая»).

    • Найди и покажи самую длинную (короткую) гусеницу. Какого она цвета?

    «А НУ-КА, ПОСЧИТАЙ»

    Цель: закреплять навык количественного счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

    • Возьми всех гусениц и разложи их по порядку от самой короткой до самой длинной. Посчитай , сколько всего гусениц. Попробуй посчитать в обратном направлении.

    «ПОСМОТРИ И ЗАПОМНИ»

    Цель: закреплять навык порядкового счета, развивать зрительное восприятие, память, мышление и речь.

    • Выложи перед собой пять гусениц слева направо. Внимательно посмотри на них одну минуту. Закрой глаза. Попробуй назвать по порядку, гусеницы каких цветов лежат на столе. Открой глаза и проверь.

    «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

    Цель: закреплять навык порядкового счета, развивать зрительное восприятие, память, мышление и речь.

    • Выложи перед собой пять гусениц слева направо. Посмотри внимательно на них одну минуту. Закрой глаза. Открой глаза и посмотри, что изменилось. Гусеницы какого цвета не стало? Гусеница какого цвета появилась?

    «СОБИРАЙ И НАЗЫВАЙ»

    Цель: развивать ориентировку в пространстве, зрительное восприятие, память, мышление, речь, умение различать цвета.

    • Положи перед собой красную, желтую, синюю, розовую и зеленую гусениц. Какие гусеницы лежат слева от розовой гусеницы, а какие-справа? Гусеница какого цвета лежит между желтой гусеницей и розовой? ( И т. п.)

    «СЛЫШУ - СОБИРАЮ»

    Цель: развивать фонематический  слух, мелкую моторику.

    • Собирай  гусеницу из брюшек, когда услышишь звук: один звук – одно брюшко. Собираем красную гусеницу, если заданный звук гласный; зеленую гусеницу – если звук мягкий согласный; синюю гусеницу – если звук твердый согласный

    «КАРТИНКИ ДЛЯ ГУСЕНИЦ»

    Цель: побуждать дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки.

    • Собери синюю и зеленую гусениц. Раздай им картинки.

    «РАЗ, ДВА, ТРИ, МЕСТО ЗВУКА НАЗОВИ»

    Цель: побуждать определять место звука в слове (начало, середина, конец).

    • Ребенок берет картинку, определяет место звука в слове.
    • Взрослый предлагает три схемы из брюшек гусениц. Ребенок раскладывает картинки под схемами в соответствии с местоположением данного звука.

    «СОСТАВЬ СХЕМУ»

    Цель: закреплять навыки звукового анализа, умение различать согласные звуки по глухости и звонкости, твердости и мягкости, развивать мелкую моторику.

    • Составь звуковую схему слова. Определить согласные, глухие или звонкие, подобрать нужные брюшки. Посчитать, сколько звуков в слове.

    «РАЗ, ДВА, ТРИ – СЛОВА НА СЛОГИ ПОДЕЛИ»

    Цель: развивать мелкую моторику, слоговой анализ, умение определять ударный слог.

    • Дети делят слова на слоги и собирают схемы из брюшек. При знакомстве детей с ударением дополнительно используем  желтую гусеницу, ее брюшки со знаком ударения – ударные слоги.

    «ПОСЧИТАЙ»

    Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.

    • Посчитай гусениц. Посчитай брюшки гусениц.

    «КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?»

    Цель: упражнять в согласовании прилагательных с существительными.

    • Гусеница какая? Голова какая? Брюшко какое?

    «А НУ – КА РАССКАЖИ»

    Цель: развивать связную речь, фантазию, творческое воображение.

    • Возьми гусеницу, которая нравится тебе больше всех. Дай ей имя и расскажи о ней.

      В методике развития речи широко представлены известные и проверенные годами на практике игровые упражнения. Я предлагаю использовать в качестве игровых приемов ребусы.

      « Ребус- загадка, в которой искомое  слово или фраза изображены комбинацией фигур букв или знаков» (С.И. Ожегов). Ребусы – одна из самых популярных и интересных головоломок. Благодаря им можно научиться нестандартно видеть и решать задачи. Ребусы называют гимнастикой ума. В отличие от простой загадки, основанной на словесном описании, ребус не только расширяет словарный запас, но и развивает логическое, образное мышление, тренирует зрительную память, внимание и правописание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Социализация детей дошкольного возраста. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.

    Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии соб...

    Памятка для родителей "Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста"

    В памятке представлены дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по формированию элементарны математических представлений. С помощью игр занятие станет занимательнее  и инте...

    Музыкально - дидактическая игра для детей старшего возраста "Бабочка"

    Цель: предоставить возможность детям исследовать и изучать возможности своего голосового аппарата.Задачи: формировать слухо-двигательные-зрительные представления о музыкальном пространстве, сформирова...