Консультация "Значение дидактических игр для детей старшего возраста"
консультация (старшая группа) по теме
Консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Бакалинский детский сад «Радуга»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
Выполнила: воспитатель старшей группы
Алчинова С.Н.
2018 год
ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.
Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка, и поэтому рассматривается педагогической наукой как одно из главных средств воспитания. В практике детского сада широко используются игры: дидактические, ролевые, строительные, игры с песком, подвижные.
Игра занимает существенное место в жизни ребенка дошкольного возраста, оказывает значительное влияние на его развитие и выступает основным видом деятельности.
Во всем многообразии игры ребенка возможно выделить два принципиально отличающихся друг от друга вида – сюжетную игру и игру с правилами. Оба вида игр обладают своим специфическим развивающим значением, и важнейшей задачей практического педагога и родителей является создание условий, способствующих их развитию. Особенность игр с правилами заключается в том, что они аккумулируют все другие типы игр, становятся доминирующей игровой формой в старшем дошкольном возрасте. В этих играх ребенок как бы обыгрывает роль взрослого человека с постепенным усложнением условий игры. Игры с правилами возникают из ролевых игр с воображаемой ситуацией, их содержанием является правило и задача. Мотив этих игр содержится в самом процессе игры, но уже опосредован конкретной задачей.
Игры с правилами подразделяют на дидактические и подвижные. Дидактические игры – это обучающие игры. Цель этих игр – формирование познавательной активности ребенка посредством решения дидактических задач. Каждая дидактическая игра имеет задачу, игровые действия и игровые правила. Дидактические игры являются и методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью. В зависимости от используемого материала выделяют игры с предметами (игрушками, природными материалами и другие), настольно-печатные и словесные.
Вашему вниманию я представляю многофункциональное развивающее пособие «Разноцветная семейка».
Дидактические задачи этого пособия:
- Развивать мелкую моторику
- Развивать сенсорное восприятие.
- Развивать пространственную ориентировку.
- Способствовать развитию качественного счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
- Развивать навыки слогового анализа.
- Развивать навыки звукового анализа.
- Обогащать словарный запас.
- Способствовать совершенствованию лексико-грамматических конструкций (согласование прилагательных с существительными, согласование числительных с существительными).
- Развивать связную речь.
Варианты игр
«СОБЕРИ ГУСЕНИЦУ»
Цель: развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, умение различать и называть цвета.
- Собери гусеницу какого-либо цвета, соединяя брюшки. Гусеницу какого цвета ты собрал?
«ДЛИННАЯ И КОРОТКАЯ»
Цель: закреплять представления о длине и цвете, пополнять словарный запас ( «самая длинная», «самая короткая»).
- Найди и покажи самую длинную (короткую) гусеницу. Какого она цвета?
«А НУ-КА, ПОСЧИТАЙ»
Цель: закреплять навык количественного счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
- Возьми всех гусениц и разложи их по порядку от самой короткой до самой длинной. Посчитай , сколько всего гусениц. Попробуй посчитать в обратном направлении.
«ПОСМОТРИ И ЗАПОМНИ»
Цель: закреплять навык порядкового счета, развивать зрительное восприятие, память, мышление и речь.
- Выложи перед собой пять гусениц слева направо. Внимательно посмотри на них одну минуту. Закрой глаза. Попробуй назвать по порядку, гусеницы каких цветов лежат на столе. Открой глаза и проверь.
«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»
Цель: закреплять навык порядкового счета, развивать зрительное восприятие, память, мышление и речь.
- Выложи перед собой пять гусениц слева направо. Посмотри внимательно на них одну минуту. Закрой глаза. Открой глаза и посмотри, что изменилось. Гусеницы какого цвета не стало? Гусеница какого цвета появилась?
«СОБИРАЙ И НАЗЫВАЙ»
Цель: развивать ориентировку в пространстве, зрительное восприятие, память, мышление, речь, умение различать цвета.
- Положи перед собой красную, желтую, синюю, розовую и зеленую гусениц. Какие гусеницы лежат слева от розовой гусеницы, а какие-справа? Гусеница какого цвета лежит между желтой гусеницей и розовой? ( И т. п.)
«СЛЫШУ - СОБИРАЮ»
Цель: развивать фонематический слух, мелкую моторику.
- Собирай гусеницу из брюшек, когда услышишь звук: один звук – одно брюшко. Собираем красную гусеницу, если заданный звук гласный; зеленую гусеницу – если звук мягкий согласный; синюю гусеницу – если звук твердый согласный
«КАРТИНКИ ДЛЯ ГУСЕНИЦ»
Цель: побуждать дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки.
- Собери синюю и зеленую гусениц. Раздай им картинки.
«РАЗ, ДВА, ТРИ, МЕСТО ЗВУКА НАЗОВИ»
Цель: побуждать определять место звука в слове (начало, середина, конец).
- Ребенок берет картинку, определяет место звука в слове.
- Взрослый предлагает три схемы из брюшек гусениц. Ребенок раскладывает картинки под схемами в соответствии с местоположением данного звука.
«СОСТАВЬ СХЕМУ»
Цель: закреплять навыки звукового анализа, умение различать согласные звуки по глухости и звонкости, твердости и мягкости, развивать мелкую моторику.
- Составь звуковую схему слова. Определить согласные, глухие или звонкие, подобрать нужные брюшки. Посчитать, сколько звуков в слове.
«РАЗ, ДВА, ТРИ – СЛОВА НА СЛОГИ ПОДЕЛИ»
Цель: развивать мелкую моторику, слоговой анализ, умение определять ударный слог.
- Дети делят слова на слоги и собирают схемы из брюшек. При знакомстве детей с ударением дополнительно используем желтую гусеницу, ее брюшки со знаком ударения – ударные слоги.
«ПОСЧИТАЙ»
Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.
- Посчитай гусениц. Посчитай брюшки гусениц.
«КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?»
Цель: упражнять в согласовании прилагательных с существительными.
- Гусеница какая? Голова какая? Брюшко какое?
«А НУ – КА РАССКАЖИ»
Цель: развивать связную речь, фантазию, творческое воображение.
- Возьми гусеницу, которая нравится тебе больше всех. Дай ей имя и расскажи о ней.
В методике развития речи широко представлены известные и проверенные годами на практике игровые упражнения. Я предлагаю использовать в качестве игровых приемов ребусы.
« Ребус- загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур букв или знаков» (С.И. Ожегов). Ребусы – одна из самых популярных и интересных головоломок. Благодаря им можно научиться нестандартно видеть и решать задачи. Ребусы называют гимнастикой ума. В отличие от простой загадки, основанной на словесном описании, ребус не только расширяет словарный запас, но и развивает логическое, образное мышление, тренирует зрительную память, внимание и правописание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/04/picture-749663-1454595356.jpg)
Мультимедийное дидактическое пособие для детей старшего возраста
Развитие адекватной оценочной деятельности дошкольников, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей...
Мультимедийное дидактическое пособие для детей старшего возраста. «В гости к звуку [Щ]»
Данное электронное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет). Оно может быть использовано педагогами во время образовательной и самостоятельной деятельности, а также ро...
Мультимедийное дидактическое пособие для детей старшего возраста. «В гости к звуку [Щ]»
Мультимедийная игра Цель пособия: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа....
Мультимедийное дидактическое пособие для детей старшего возраста "Кто я?"
Мультимедийное дидактическое пособие для детей старшего возраста "Кто я?"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/09/picture-956248-1507569187.jpg)
дидактическая игра для детей старшего возраста на тему: "Кто моложе или старше?"
дидактическая игра...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/05/picture-990457-1675618466.jpg)
Музыкально-дидактические игры для детей старшего возраста. Примерное планирование освоения музыкально – дидактических упражнений и игр детьми подготовительной группы на занятиях в течение учебного года (с сентября по май)
Перечень музыкально-дидактических игр для детей старшего возраста (подготовительной группы).ФПАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ 1. Узнай песню по двум звукам 2.Бубенчики 3.Музы...