Главные вкладки

    Консультация "Значение дидактических игр для детей старшего возраста"
    консультация (старшая группа) по теме

    Алчинова Светлана Николаевна

    Консультация для воспитателей

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     

       МБДОУ   Бакалинский   детский  сад   «Радуга»

                   КОНСУЛЬТАЦИЯ   ДЛЯ   ВОСПИТАТЕЛЕЙ

                       ЗНАЧЕНИЕ   ДИДАКТИЧЕСКИХ   ИГР  

                     ДЛЯ   ДЕТЕЙ    СТАРШЕГО   ВОЗРАСТА

                                                    Выполнила: воспитатель старшей группы

                                                                          Алчинова С.Н.

                                       2018 год

    ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.

    Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка, и поэтому рассматривается педагогической наукой как одно из главных средств воспитания. В практике детского сада широко используются игры: дидактические, ролевые, строительные, игры с песком, подвижные.

     Игра занимает существенное место в жизни ребенка дошкольного возраста, оказывает значительное влияние на его развитие и выступает основным видом деятельности.

     Во всем многообразии игры ребенка возможно выделить два принципиально отличающихся друг от друга вида – сюжетную игру и игру с правилами. Оба вида игр обладают своим специфическим развивающим значением, и важнейшей задачей практического педагога и родителей является создание условий, способствующих их развитию. Особенность игр с правилами заключается в том, что они аккумулируют все другие типы игр, становятся доминирующей игровой формой в старшем дошкольном возрасте. В этих играх ребенок как бы обыгрывает роль взрослого человека с постепенным усложнением условий игры. Игры с правилами возникают из ролевых игр с воображаемой ситуацией, их содержанием является правило и задача. Мотив этих игр содержится в самом процессе игры, но уже опосредован конкретной задачей.

     Игры с правилами подразделяют на дидактические и подвижные. Дидактические игры – это обучающие игры. Цель этих игр – формирование познавательной активности ребенка посредством решения дидактических задач. Каждая дидактическая игра имеет задачу, игровые действия и игровые правила. Дидактические игры являются и методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью. В зависимости от используемого материала выделяют игры с предметами (игрушками, природными материалами и другие), настольно-печатные и словесные.

     Вашему вниманию я представляю многофункциональное развивающее пособие «Разноцветная семейка».

    Дидактические задачи этого пособия:

    1. Развивать мелкую моторику
    2. Развивать сенсорное восприятие.
    3. Развивать пространственную ориентировку.
    4. Способствовать развитию качественного счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
    5. Развивать навыки слогового анализа.
    6. Развивать навыки звукового анализа.
    7. Обогащать словарный запас.
    8.  Способствовать совершенствованию лексико-грамматических конструкций (согласование прилагательных с существительными, согласование числительных с существительными).
    9.  Развивать связную речь.

    Варианты игр

    «СОБЕРИ ГУСЕНИЦУ»

    Цель: развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, умение различать и называть цвета.

    • Собери гусеницу какого-либо цвета, соединяя брюшки. Гусеницу какого цвета ты собрал?

    «ДЛИННАЯ И КОРОТКАЯ»

    Цель: закреплять представления о длине и цвете, пополнять словарный запас ( «самая длинная», «самая короткая»).

    • Найди и покажи самую длинную (короткую) гусеницу. Какого она цвета?

    «А НУ-КА, ПОСЧИТАЙ»

    Цель: закреплять навык количественного счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

    • Возьми всех гусениц и разложи их по порядку от самой короткой до самой длинной. Посчитай , сколько всего гусениц. Попробуй посчитать в обратном направлении.

    «ПОСМОТРИ И ЗАПОМНИ»

    Цель: закреплять навык порядкового счета, развивать зрительное восприятие, память, мышление и речь.

    • Выложи перед собой пять гусениц слева направо. Внимательно посмотри на них одну минуту. Закрой глаза. Попробуй назвать по порядку, гусеницы каких цветов лежат на столе. Открой глаза и проверь.

    «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

    Цель: закреплять навык порядкового счета, развивать зрительное восприятие, память, мышление и речь.

    • Выложи перед собой пять гусениц слева направо. Посмотри внимательно на них одну минуту. Закрой глаза. Открой глаза и посмотри, что изменилось. Гусеницы какого цвета не стало? Гусеница какого цвета появилась?

    «СОБИРАЙ И НАЗЫВАЙ»

    Цель: развивать ориентировку в пространстве, зрительное восприятие, память, мышление, речь, умение различать цвета.

    • Положи перед собой красную, желтую, синюю, розовую и зеленую гусениц. Какие гусеницы лежат слева от розовой гусеницы, а какие-справа? Гусеница какого цвета лежит между желтой гусеницей и розовой? ( И т. п.)

    «СЛЫШУ - СОБИРАЮ»

    Цель: развивать фонематический  слух, мелкую моторику.

    • Собирай  гусеницу из брюшек, когда услышишь звук: один звук – одно брюшко. Собираем красную гусеницу, если заданный звук гласный; зеленую гусеницу – если звук мягкий согласный; синюю гусеницу – если звук твердый согласный

    «КАРТИНКИ ДЛЯ ГУСЕНИЦ»

    Цель: побуждать дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки.

    • Собери синюю и зеленую гусениц. Раздай им картинки.

    «РАЗ, ДВА, ТРИ, МЕСТО ЗВУКА НАЗОВИ»

    Цель: побуждать определять место звука в слове (начало, середина, конец).

    • Ребенок берет картинку, определяет место звука в слове.
    • Взрослый предлагает три схемы из брюшек гусениц. Ребенок раскладывает картинки под схемами в соответствии с местоположением данного звука.

    «СОСТАВЬ СХЕМУ»

    Цель: закреплять навыки звукового анализа, умение различать согласные звуки по глухости и звонкости, твердости и мягкости, развивать мелкую моторику.

    • Составь звуковую схему слова. Определить согласные, глухие или звонкие, подобрать нужные брюшки. Посчитать, сколько звуков в слове.

    «РАЗ, ДВА, ТРИ – СЛОВА НА СЛОГИ ПОДЕЛИ»

    Цель: развивать мелкую моторику, слоговой анализ, умение определять ударный слог.

    • Дети делят слова на слоги и собирают схемы из брюшек. При знакомстве детей с ударением дополнительно используем  желтую гусеницу, ее брюшки со знаком ударения – ударные слоги.

    «ПОСЧИТАЙ»

    Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.

    • Посчитай гусениц. Посчитай брюшки гусениц.

    «КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?»

    Цель: упражнять в согласовании прилагательных с существительными.

    • Гусеница какая? Голова какая? Брюшко какое?

    «А НУ – КА РАССКАЖИ»

    Цель: развивать связную речь, фантазию, творческое воображение.

    • Возьми гусеницу, которая нравится тебе больше всех. Дай ей имя и расскажи о ней.

      В методике развития речи широко представлены известные и проверенные годами на практике игровые упражнения. Я предлагаю использовать в качестве игровых приемов ребусы.

      « Ребус- загадка, в которой искомое  слово или фраза изображены комбинацией фигур букв или знаков» (С.И. Ожегов). Ребусы – одна из самых популярных и интересных головоломок. Благодаря им можно научиться нестандартно видеть и решать задачи. Ребусы называют гимнастикой ума. В отличие от простой загадки, основанной на словесном описании, ребус не только расширяет словарный запас, но и развивает логическое, образное мышление, тренирует зрительную память, внимание и правописание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мультимедийное дидактическое пособие для детей старшего возраста

    Развитие адекватной оценочной деятельности дошкольников, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей...

    Мультимедийное дидактическое пособие для детей старшего возраста. «В гости к звуку [Щ]»

    Данное электронное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет). Оно может быть использовано педагогами во время образовательной и самостоятельной деятельности, а также ро...

    Мультимедийное дидактическое пособие для детей старшего возраста. «В гости к звуку [Щ]»

    Мультимедийная игра Цель пособия: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа....

    Мультимедийное дидактическое пособие для детей старшего возраста "Кто я?"

    Мультимедийное дидактическое пособие для детей старшего возраста "Кто я?"...

    Дидактическое пособие для детей старшего возраста

    Дидактическое пособиедля детей старшего возраста"Путешествие в страну вежливости"...

    Дидактическое пособие для детей старшего возраста

    «Что такое хорошо,что такое плохо»...