«Технология проектной деятельности в детском саду»
методическая разработка на тему

Овчинникова Екатерина Викторовна

«Технология проектной деятельности в детском саду»

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЧЕХОВ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад  общеразвивающего вида №37


                       

«Технология проектной деятельности в детском саду»

                                                                                   

                                                           

Подготовила:

  Воспитатель перв.категории

                                                                       Овчинникова Е.В.

2017-2018 учебный год

Оглавление

1. Пояснительная записка

2.Паспорт технологии

3.Содержание технологии

4.Рекомендации по использованию технологии

5.Применение технологии

6.Результат применения технологии

7.Приложение

8.Список используемой литературы

 

Пояснительная записка

Основа метода проектов – интерес дошкольников. Этот метод предполагает активность детей. Именно действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельной, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Познавательная деятельность детей, идущая от их интереса, не просто учит чему-то новому, а формирует потребность в знании. Тут не ребенок реагирует на информацию, поступающую от педагога, а воспитатель подхватывает детскую инициативу, поддерживает и способствует ее развитию через активную, включенную позицию.

С помощью метода проектов ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты через исследовательскую, познавательную, продуктивную деятельность. Но это всегда самостоятельная деятельность ребенка.

Паспорт технологии

Полное название технологии  «Технология проектной деятельности»

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Задачи: В зависимости от возраста выделяют:

  • обеспечение психологического здоровья и благополучия малышей;
  • формирование познавательных способностей; развитие творческого воображения;
  • совершенствование коммуникативных навыков.

Основные задачи, которые педагог ставит при работе с детьми младшего дошкольного возраста:

  • Введение малышей в игровую проблемную ситуацию, где ведущая роль принадлежит педагогу.
  • Эксперименты для детей – способ развития предпосылок для поисковой деятельности.
  • Формирование поисковых навыков, способствующих разрешению проблемной ситуации (совместно с воспитателем).

Задачи, которые ставит в работе педагог для детей старшего дошкольного возраста:

  • Формирование условий для интеллектуального роста.
  •  Развитие умений для самостоятельного разрешения предложенной проблемной ситуации.
  •  Развитие желания вести конструктивную беседу в ходе совместной проектной деятельности.

Описание: В основе лежит идея о направленности деятельности (в ходе которой ребенок открывает для себя много нового и неизведанного ранее) на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Содержание технологии

1.Проект «Азбука дорожного движения» (см. приложение 1.)

Полное название проекта: «Азбука дорожного движения»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Количество участников: 45человек

Участники проекта:  дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.

Вид, тип проекта: групповой, краткосрочный, исследовательский, творческий.

Продолжительность и сроки реализации проекта: 1месяц.

2.Проект «Огород на подоконнике» (см. приложение 2.)

Полное название проекта: «Огород на подоконнике»

Возрастная группа: младшая группа.

Количество участников: 40человек

Участники проекта:  дети младшей группы, родители, воспитатели.

Вид, тип проекта: групповой, краткосрочный, исследовательский, творческий.

Продолжительность и сроки реализации проекта: 1месяц.

3.Проект  «Вода» (см. приложение 3.)

Полное название проекта: «Волшебница вода»

Возрастная группа: средняя группа.

Количество участников: 58человек.

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

 Вид, тип проекта: групповой, краткосрочный, исследовательский, творческий.

Продолжительность и сроки реализации проекта: 3месяца. С января по март.

Рекомендации по использованию технологии

В этимологическом словаре слово “проект” заимствоно из латыни и означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.

Было выявлено, что понятие “проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть “метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий ? проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. “Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.

Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо “наводить” ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и “втягивать” детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: “Для чего нужен проект?”, “Ради чего он осуществляется?”, “Что станет продуктом проектной деятельности?”, “В какой форме будет презентован продукт?”,

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Работа над проектом

Первый этап – “выбор темы”.

Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей “трёх вопросов”: Что знаю? Чего хочу узнать?, Как узнать?. Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.

Второй этап – реализация проекта.

Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.

Третий этап – презентация.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

Четвёртый этап – рефлексия.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.

Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определённую структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.

Проекты могут быть: долгосрочные (1,2,3 года), несколько месяцев, 1 месяц, несколько недель, 1 неделя и даже 1 день.

Последовательность работы педагога над проектом:

  • педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
  • вовлекает дошкольников в решение проблемы;
  • намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
  • обсуждает план с семьями на родительском собрании;
  • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
  • вместе с детьми и родителями составляет план ? схему проведения проекта;
  • собирает информацию, материал;
  • проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
  • даёт домашние задания родителям и детям;
  • поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
  • организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
  • подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

Применение технологии

На сегодняшний день самым эффективным видом деятельности детей,  который положительно влияет на развитие умственной активности и творческой самостоятельности, является проектно-исследовательская деятельность, которая позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной интересующей нас проблемы и применять знания на практике. Главное на этом пути учитывать возрастные особенности детей. Метод проектов, как одна из инновационных технологий развития дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников.

В своей работе я часто применяю проектную деятельность именно в силу того, что этот метод наиболее эффективен и результативен. Мы вместе с детьми работаем как над краткосрочными проектами, так и над долгосрочными. Например, подводя итоги тематической недели на тему: «Правила Дорожного Движения» мы с детьми сделали вывод о том, что эта тема очень интересная и у детей осталось еще довольное количество вопросов, ответы на которые можно получить, начав работу над новым проектом. Так был получен запрос от детей и запущен средне -срочный проект  «Азбука Дорожного Движения», целью которого было создание в группе максимально эффективных условий для организации работы по формированию у детей навыков правильного поведения на дороге. После чего продолжается дальнейшая подготовительная работа над проектом: формулируются задачи, итоги, продукты, подбираются необходимые материалы и оборудования. На втором этапе основном этапе проектной деятельности осуществляется непосредственно вся практическая работа.

  • Беседы;
  • НОД;
  • Продуктивная деятельность;
  • Совместные мероприятия с родителями детьми и т.д.

И на заключительном этапе проделав такую нелегкую работу, получив продукты ( альбом « Знаки дорожного движения», стенгазету «Азбука дорожного движения», выставка творческих работ). Благодаря работе над данным проектом повысилась наша предметно – развивающая среда. Проектная деятельность решает сразу несколько непростых задач: заинтересовать ребенка в работе, объединение различных видов деятельности, а как итог – возможность саморазвития ребенка, привлечение к работе над проектом родителей.

Что касается работы с родителями, то хочется отметить то, что вовлечение родителей в совместные проекты, также благотворно влияет на установление детско-родительских отношений, на активность родителей в совместной воспитательно - образовательной работе.

Начав работу над проектом «Азбука Дорожного движения», я провела анкетирование родителей с целью выявления уровня их знаний на тему: «Правила Дорожного Движения». Результаты этого анкетирования, показавшие на пробелы в знаниях ПДД, повысили заинтересованность родителей к совместной работе.

Хочу отметить, что именно применение технологии проектной деятельности, являясь интегрированным методом работы с детьми, позволяет разнообразить образовательный процесс, применять в своей работе индивидуальный подход, развивать творчество и активность детей.

Вывод: Благодаря проекту дети получили и усвоили знания о правилах поведения на дороге, о том что может быть опасным на улицах города. Дети пытаются применить полученные знания о ПДД в играх, инсценировках, в повседневной жизни. Повысилось активное участие родителей в жизни детского сада.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня-это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен знать свое место в системе образования.

Приложение к Технологии проектной деятельности.

Приложение 1.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Администрации Чеховского муниципального района

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад  общеразвивающего вида №37

                       

Проект на тему:

«Азбука дорожного движения»

Подготовил:

 воспитатель первой кат.

МКДОУ д/с №37

Овчинникова Екатерина Викторовна.

2015-2016 учебный год

Паспорт проекта

Полное название проекта: «Азбука дорожного движения»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Количество участников: 45человек

Участники проекта:  дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.

Вид, тип проекта: групповой, краткосрочный, исследовательский, творческий.

Продолжительность и сроки реализации проекта:5 месяцев. С января по май.

Введение

 Одна спасённая детская жизнь – несколько поколений в будущем.

Значит, есть ради чего жить, учить, воспитывать.

      За последние 10 лет дорожно-транспортный травматизм в России вырос до уровня социально-экономической и демографической проблемы, что наносит значительный ущерб экономики России.

     Основными видами дорожно-транспортных происшествий являются наезд на пешехода, столкновение и опрокидывание автотранспорта, нарушение Правил дорожного движения, как водителями, так и пешеходами, неправильный выбор скорости движения. В результате чего погибают люди, а особенно ужасно, что гибнут дети.

Изучение особенностей современного дорожно-транспортного травматизма показывает, что у людей мало знаний и опыта по оказанию первой медицинской  помощи.

 Общественное воздействие на участников дорожного движения с целью формирования устойчивых стереотипов законопослушного поведения

осуществляется на недостаточном уровне. Ситуация усугубляется всеобщим правовым нигилизмом, осознание юридической безответственности за совершенные правонарушения, безразличным отношением к возможным последствиям дорожно-транспортным происшествием, недостаточное вовлечение населения в деятельность по предупреждению дорожно-транспортных происшествий

Актуальность: Перед обществом встаёт вопрос: «Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей?» Только нашими усилиями, используя знания, терпение, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром дорог. Поэтому важным стал поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями.

Цель проекта: Создание в группе максимально эффективных условий для организации работы по формированию у детей навыков правильного поведения на дороге.

 

Задачи:

 ∙ обучить детей необходимому минимуму Правил дорожного движения и дорожных знаков – три цвета светофора, пешеходный переход – наземный, надземный, подземный, - пешеходная дорожка, велосипедная дорожка;

 ∙ научить ребёнка грамотно использовать полученные знания;

Методы и формы работы: 

1.Создание предметно – развивающей среды.

2.Организация прогулок, занятий, игр, бесед.

3. Повышение компетентности родителей по вопросам касающихся ПДД.

Планируемые результаты:

- создать необходимые условия для организации деятельности ДОУ по обучению детей дошкольного возраста ПДД

- к окончанию проекта ребёнок должен:

∙  знать алгоритм перехода дороги « остановись – посмотри – перейди»;

∙  уметь выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый, нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик), а так же дорожные знаки;

∙  знать правила перехода проезжей части по регулируемому и не регули-руемому пешеходным переходам;

 - координировать деятельность по обучению ПДД детей между родителями и педагогами ДОУ;

- вызвать интерес у родителей к проблеме обучения детей дорожной грамоте,  и безопасному поведению на дороге;  

- совершенствовать исследовательскую деятельность детей;

Этапы реализации проекта.

1.Подготовительный (сбор информации по проблеме)

1.Подготовка материала и оборудования.

2.Анкетирование родителей по проблеме.

3.Педагогическая оценка результатов анкетирования.

4. «Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области обучения детей правилам безопасного поведения на дороге).

5.Выбор концепции реализации проекта.

6.Обоснование путей реализации проекта.

2.Основной этап

дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно – развивающей среды

январь

Беседа по картине «Улица города»

Анкета для родителей по ПДД

Оборудование уголка

по ПДД

февраль

Занятие «Правила дорожного движения»

Консультация «Ваш ребенок на улице»

Сюжетно – ролевая игра «Инспектор ДПС»

март

Викторина          

«Пешеход на улице»

Информационная газета «Дорожная азбука»

Настольная игра

 « Правила дорожного движения

апрель

Игра

«Автошкола»

Папка –передвижка «Дорога без опасности»

Выставка Художественной литературы по ПДД

май

Развлечение по ПДД «Дорожная азбука»

Привлечение родителей к пополнению группы материалами по ПДД

Изготовление детьми маршрута: « Дом-детский сад»

3.Заключительный этап

1.Выставка детских рисунков: «Знаки дорожного движения ».

2.Викторина «Пешеход на улице».

3.Словесная игра «Что? Где? Откуда?»

4.Развивающая игра – самоделка «Законы улиц и дорог».

5.Обработка результатов по реализации проекта.

7.Внесение дополнений, поправок в случае нерешённых или побочных проблем.

Таким образом, по результатам диагностики мы пришли к выводу, что реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Была создана предметно – развивающая среда: оборудован уголок по ПДД, подобрана методическая и детская литература. Подготовлены атрибуты к играм, разработаны конспекты занятий, прогулки, игр. Повысилась компетентность родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения.

                                                                                                       

Беседа по картине «Улица города».

Цель: закрепить знания детей о ПДД.

Задачи: Учить вести беседу, отвечая на вопросы воспитателя. Воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах.

Ход беседы: Предложить детям рассмотреть картину, задать следующие вопросы: Какой транспорт едет по улице? Где можно ходить пешеходам? Кто стоит посередине улицы? Покажите, где стоит инспектор ДПС. За чем он наблюдает? Как он регулирует движение? Какие машины вы видите на улице? Зачем нужны грузовые машины?

После этого дети по предложению воспитателя рассказывают о видах транспорта, изображённых на картинке (автобусе, трамвае, троллейбусе).

Сюжетно - ролевая игра «Инспектор ДПС».

Цель: закрепить правила перехода через дорогу с регулировщиком, обобщить знания детей.

Задачи: Проверить знания детей о ПДД. Способствовать развитию внимательности, наблюдательности. Формировать у детей желание соблюдать правила дорожного движения.

Ход игры: Шофёр берёт автобус, заправляет его бензином, едет по маршруту. По мостовой едут пожарные, грузовые, легковые, молочные машины. Шофёры едут на зелёный свет, стоят на красный. Осторожно ведут машины, чтобы не сбить людей. Инспектор ДПС регулирует движение.

Предметно – игровая среда. Оборудование:

• Костюм инспектора ДПС

• Коляски с куклами, жезл

• Автобус, машины

• Руль, светофор, переход

Игра «Автошкола».

Цель: Научить ориентироваться в пространстве. Проверить и закрепить знания ПДД на улицах и дорогах.

Задачи: Закреплять известные ПДД, расширить кругозор детей. Развивать навыки применения ПДД у детей. Воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах.

Ход игры: Часть детей – пешеходы, другие – водители (у них в руках рули, на груди – эмблемы с изображением машин); один ребёнок – инспектор ДПС (регулировщик), у него в руках жезл. Регулировщик стоит боком к пешеходам, пешеходы идут, а машина в это время стоят. Регулировщик поворачивается боком к машинам, они едут, пешеходы стоят. Регулировщик поднимает руку вверх – и машины, и пешеходы приготовились.

Прогулка «Правила для пешеходов».

Цель: Расширять знания детей о правилах поведения на улице.

Задачи: Закреплять знание изученных правил дорожного движения. Формировать навыки правильного ориентирования в сложной обстановке дорожного движения. Воспитывать культуру поведения на улице.

Ход прогулки: Как называют людей, идущих по улице?

Мы с вами тоже идём по улице, значит, мы – пешеходы. Для того чтобы не мешать транспорту, пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения. Мы их учили. Давайте вспомним, как надо ходить по улице.

- По улице надо идти спокойным шагом.

- Идти только по тротуару, по правой его стороне.

- Переходить дорогу только при зелёном сигнале светофора.

- Дети, посмотрите внимательно и скажите, где люди могут переходить дорогу. Где находится переход через эту улицу?

Воспитатель подводит детей к переходу.

- Как вы узнали, что именно здесь переход через дорогу.

По обе стороны перехода есть светофоры, которые разрешают или запрещают переходить улицу.

- Посмотрите, как все переходят улицу.

Воспитатель предлагает детям определить, какое движение на улице – двустороннее или одностороннее, сказать об особенностям перехода.

Дети с воспитателем возвращаются в детский сад.

Занятие «Правила дорожного движения».

Цель: закрепить знания детей о правилах поведения на улице.

Задачи: Убедить детей в том, что их безопасность на улице зависит от того, насколько хорошо они знают и выполняют правила дорожного движения. Воспитывать желание делиться своими знаниями с другими детьми. Развивать внимание и наблюдательность, умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. Уточнить знания о правилах дорожного движения.

Ход занятия: Ребята, многие из вас гуляют на улице. А знаете ли вы правила дорожного движения? Воспитатель загадывает загадку об улице.

Рассматривание макета «Улица города». Вопросы:

Что вы видите на картине? Какие дома на улице? Как называют людей идущих по улице? Где должны ходить пешеходы? Где ездят машины? Где разрешается переходить улицу? Как определить, где находится пешеходный переход? А ещё можно узнать, где находится пешеходный переход, по знаку. (Демонстрация знака). Это знак называется «Пешеходный переход». Какой формы знак? Кто изображён на знаке? Как нужно переходить улицу? Кто регулирует движение на улице? Какие сигналы светофора вы знаете? Что обозначают эти сигналы? А если светофор сломался, кто регулирует движение на перекрёстке? В руке у регулировщика чёрно – белая палочка- жезл. Вот он поднял жезл вверх – «Внимание!», повернулся к транспорту боком, затем взмахнул жезлом перед грудью. Машины поехали.

Игра «Светофор». Детям раздаются картонные рули. Воспитатель исполняет роль светофора. На красный свет – дети стоят, на жёлтый – маршируют на месте, на зелёный - двигаются под музыку.

Занятие « Безопасное поведение на улице».

Цель: Выяснить готовность ребёнка к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, улице.

Задачи: Закреплять у детей представления о ПДД. Учить правилам безопасного поведения на дороге. Развивать культуру общения, обогащать словарь. Воспитывать осознанную позицию пешехода и безопасности дорожного движения.

Ход занятия:

• Что такое улица? Из каких частей она состоит?

• Кого называют «пешеход», «пассажир», «водитель»?

• Какие виды транспорта ты знаешь?

• Что помогает пешеходам и водителям безопасно двигаться по дороге?

• При каком сигнале светофора можно перейти дорогу?

• Где люди ждут транспорт?

• Почему зимой на дороге, улице надо быть особенно внимательным и осторожным?

• Где можно играть детям?

• Для кого предназначен тротуар?

• По какой стороне тротуара можно идти? Почему?

• Модно ли переходить проезжую часть дороги одному?

• С кем можно переходить проезжую часть дороги?

Викторина «Пешеход на улице».

Цель: организовать развлечение при индивидуальной работе с детьми; закрепить правила дорожного движения.

Вопросы викторины

1. По какой части улицы должны ходить пешеходы?

2. По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы?

3. Почему надо придерживаться правой стоны?

4. Почему на улице нужно ходить только по тротуару?

5. Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом?

6. Где нужно ждать троллейбус, автобус?

7. Как нужно обходить машины, стоящие у тротуара?

8. Где пешеходы обязаны переходить улицу и как?

9. Что такое регулируемый перекрёсток?

10. Как надо переходить улицу, если нет регулировщика?

11. Когда можно переходить улицу на регулируемых перекрёстках?

12. Какие сигналы светофора вы знаете? Что обозначает каждый сигнал?

13. Почему нельзя играть на проезжей части дороги?

14. Какие сигналы милиционера-регулировщика вы знаете?

Словесная игра «Что? Где? Откуда?»

Цель: повторить и закрепить правила дорожного движения.

Играют две команды. Ведущий задаёт вопросы. На круге со стрелкой расположены цифры. На какую укажет стрелка – тот номер вопроса и задаёт ведущий. За каждый правильный ответ присуждается одно очко.

Вопросы 1 команде:

1.Какое движение на вашей улице - одностороннее или двустороннее?

2.Где должны ходить переходы? Где должны ездить автомобили?

3.Что такое перекрёсток? Где и как нужно переходить дорогу?

4.Как обозначается пешеходный переход?

5.Как регулируется движение на улице?

6.Какие сигналы светофора вы знаете?

7.Какие дорожные знаки есть на вашей улице? Для чего они нужны?

8.Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?

Вопросы 2 команде:

1.Как надо вести себя в автобусе?

2.Как называется палочка, с помощью которой регулируется движение?

3.Покажи положение регулировщика, которое соответствует красному, жёлтому, зелёному сигналам светофора.

4.Когда надо начинать переход улицы?

5.Как нужно идти по тротуару?

6.Где на проезжей части можно переждать поток машин?

7.Что помогает регулировщику управлять движением?

8.Какие вы знаете правила поведения в транспорте?

Приложение 2.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЧЕХОВ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад  общеразвивающего вида №37


                       

Краткосрочный проект на тему:

  «Огород на подоконнике»

Возрастная группа:  младшая группа (3-4года)

Вид проекта: исследовательско-творческий

Продолжительность и сроки реализации:

1месяц (март)

Исполнители: дети младшей группы, родители.

                                                                                    Автор проекта:                                                                        

                                                              Воспитатель перв.категории

                                                                       Овчинникова Е.В.

Г.п.Столбовая, 2017г.

Проект: краткосрочный.

Вид проекта: познавательный, творческий.

Продолжительность: 1 месяц.

Участники проекта:  дети младшей группы, родители, воспитатели.

Возраст детей: 3-4 года.

Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание  у детей  любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.

Задачи:

  1. Расширить знания детей о культурных растениях.
  2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, цветы,);
  3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
  4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
  5. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
  6. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений(полив, взрыхление, прополка сорняков)
  7. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
  8. Воспитывать уважение к  труду, бережное отношение к его результатам.
  9. Развивать познавательные и творческие способности.

Предполагаемый результат:

  1. Дети познакомятся с культурными  и дикорастущими растениями.
  2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
  3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
  4. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
  5. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
  6. Создание в группе огорода на подоконнике.
  7. Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
  8. Активное участие родителей в реализации проекта.

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление  плана мероприятий по организации детской деятельности – 1-я неделя.
  2. Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта(беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) – 2-я, 3-я неделя.
  3. Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа – 4-я неделя.

Этапы реализации проекта.

пп

Мероприятия

Цели

Ответственные

Сроки

реализации

1 этап – подготовительный.

1

Беседа с родителями «Огород на окне».

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Воспитатели

родители.

1-я неделя

2

Консультация для родителей «Огород на подоконнике»

Просвещать родителей по данной теме.

Воспитатели

1-я неделя

3

Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Создать условия для реализации проекта «Огород на окне».

Воспитатели

родители.

1-я неделя

2 этап – основной.

4

Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений.

Воспитатели

2-я неделя

5

Занятие «культурные растения»

Ввести и обосновать классификацию культурных(по взаимоотношениям с человеком),познакомить с интересными представителями мира растений.

Воспитатели

2-я неделя

6

Практическая деятельность: посадка лука, овса.

Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.

Воспитатели

2-я неделя

7

Опыт – наблюдение за ростом лука, овса.

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц,

Воспитатели

3 - неделя

8

Труд в уголке природы.

Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий  (воды, света, тепла)

Воспитатели

3 - неделя

9

Опыт- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.

Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).

Воспитатели

3-я неделя

10

Рассматривание   цветочных семян через лупу.

Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам

Воспитатели

2-я неделя

11

Практическая деятельность: выращивание рассады (бархатцы, перец).

Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.

Воспитатели

3-я неделя

12

Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие».

Закреплять классификацию растений по ценности для людей.

Воспитатели

3-я неделя

13

Дидактическая игра «Цветочный магазин».

Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других, называть его; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Воспитатели

3-я неделя

14

Наблюдения: «Растут ли наши растения?»

Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений .

Воспитатели

3-я неделя

15

Оформление дневника наблюдений.

Зафиксировать наблюдение за растениями.

Воспитатели

3-я неделя

16

Труд в природе.

Подготовить клумбы к высадки рассады цветов, формировать интерес к результату своего труда.

Воспитатели

3-я неделя

17

Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада».

Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада.

Воспитатели

3-я неделя

3 этап – заключительный.

18

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Воспитатели

4-я неделя

19

Анализ результативности

Воспитатели

4-я неделя

По  реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:

  1. Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.
  2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
  3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
  4. Дети увидели многообразие посевного материала.
  5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
  6. В группе был создан огород на окне.
  7. Дети стали более уважительно относиться к труду.
  8. Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
  9. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».

Работа с родителями:

  1. Беседа с родителями «Огород на окне».
  2. Консультация для родителей «Огород на подоконнике».
  3. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.

Приложения 3.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЧЕХОВ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад  общеразвивающего вида №37


                       

Краткосрочный проект на тему:

  «Волшебница вода»

Возрастная группа:  средняя группа (4-5 лет)

Вид проекта: исследовательско-творческий

Продолжительность и сроки реализации:

3месяца (с января по март)

Исполнители: дети средней группы, родители.

                                                                                    Автор проекта:                                                                        

                                                              Воспитатель перв.категории

                                                                       Овчинникова Е.В.

Г.п.Столбовая, 2018г.

Паспорт проекта

Полное название проекта: «Волшебница вода»

Возрастная группа: средняя группа.

Количество участников: 58человек.

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

 Вид, тип проекта: групповой, краткосрочный, исследовательский, творческий.

Продолжительность и сроки реализации проекта: 3месяца. С января по март.  

Введение:

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать и воспитывать с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.

Актуальность темы: В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу  на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе. Вода один из главных источников жизни на Земле  воды на планете очень много — сушу занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека.

Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.

Цель проекта: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; дать детям представление о роли воды в жизни человека, растений и животных; научить детей экономно использовать воду и беречь ее.

Задачи проекта:

• Уточнить и расширить представление детей о воде как среде обитания для

животных, птиц, растений.

• Стимулировать у детей процессы познания и вовлекать их в совместную

исследовательскую деятельность.

• Развивать любознательность и познавательную активность.

• Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

• Повысить воспитательную компетентность родителей в экологическом

образовании дошкольников.

Планируемые результаты:

• У детей сформируются начальные представления о воде, как источнике жизни живых организмов.

• Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.

• У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, появится потребность получить экспериментальным путем, научаться фиксировать наблюдения, используя схемы-модели).

• Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом

образовании дошкольников.

Материалы и оборудование:         иллюстрации, аудиозаписи, мультиальбомы, индивидуальные наборы материалов и инструментов для изо-деятельности детей, материал для опытов.

Методы и приемы:

Словесный – рассказ воспитателя, беседы с детьми, вопросы.

Наглядный – показ демонстрационного материала, показ образцов, выставка созданных работ.

Практический – проведение экспериментов по теме проекта.

Продукт проектной деятельности: Лепбук на тему: «Что мы знаем о воде»

Этапы проекта:

1.Подготовительный этап.

2.Основной этап.

3.Заключительный этап.

1. Подготовительный этап:

• Определение направленности проекта, целей и задач;

• Создание опытно – экспериментальной лаборатории в группе;

• Подготовка и составление картотеки опытов и экспериментов с водой;

• Подбор загадок, сказок, стихотворений, рассказов по теме проекта.

2. Основной этап:

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно-развивающей среды

2,3и 4

недели января.

-Беседы: «Что мы знаем о воде»

«Важность воды для всех живых

организмов»

«Интересные факты о воде»

-Опытно –

экспериментальная

деятельность

Опыты: «Вода – это жидкость»

«Вода меняет цвет»

«Вода – растворитель»

- НОД «Мы изучаем воду»

-Чтение художественной

литературы

 «Что случилось с рекой?» Б. Заходер;

 «Ручеек и речка» С. Олегова;

-Загадки, половицы и поговорки о воде

-Подвижные игры:

«Ручеек»

«Караси и щука» 

-Прослушивание аудиозаписи: детская песенка “Вода буль-буль”.

-Введение в тему проекта: рекомендации

родителям по ознакомлению детей с водой;

-Папка передвижка «Экспериментирование в домашних условиях»

-Создание опытно – экспериментальной лаборатории «Почемучка» .

-Составление картотеки опытов и экспериментов с водой.

1 и 2 недели февраля.

-Беседы «Загрязнение воды и как этого избежать» 

«Водоемы»

 -Опыты:

 «Очищение воды»

 «Вода прозрачная» 

- НОД «Обитатели водоемов» 

-Лепка «Наш аквариум»        Дидактические игры:

«Какой бывает вода?»

«Собери картинку»

-Чтение художественной

литературы

 «Что может быть в прозрачной капельке воды?»С.Олегова. «Великан и голубое озеро» Т. А.Шорыгина

(«Зеленые сказки. Экология для малышей»)

 Загадки, половицы и поговорки о воде

Консультация для родителей «Вода важна для

организма»

-Пополнение опытно- экспериментальной лаборатории .

-Составление картотеки опытов и экспериментов с водой.

3 и 4 недели

февраля.

-Беседы: «Бережем воду вместе»

 -Опыты:

 «Лед»

«Плавает – тонет»  НОД «Вода и её превращения» -Аппликация «Живые облака»

- Подвижные игры:

«Тучка по небу ходила» --Дидактические игры:

«Доскажи словечко» -Рассказы и сказки:

- «Жила-была река»  Н. А. Рыжова (экологическая

сказка);

Королева – вода    Н.А. Рыжова (экологическая

сказка); 

Загадки, половицы и поговорки о воде.

Фотовыставка «Мы экспериментируем»

-Пополнение опытно- экспериментальной лаборатории .

1 и 2 недели марта.

-Беседы

 «Что такое осадки»  Опыты: «Мыльные пузыри»

«Куда спряталась вода» Конструирование из бумаги: «Рыбки» -    Подвижные игры:

 «Лягушки и цапля» -Дидактические игры:

 «Кто больше назовет»

«Потому что…» Стихотворения:

 «Я по воде могу ходить» С. Олегова;

«Берегите воду»

 С. Олегова;

Рисование «Сосульки – плаксы»

Загадки, половицы и поговорки о воде Просмотр обучающего мультфильма “Безопасность на воде летом”. Прослушивание аудиозаписи – детская песенка “Облака – белогривые лошадки.

 -Презентация «Мир воды».

-Подготовка материала для изготовления Лепбука.

3и 4

недели марта.

-Беседы: « Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?». Рассматривание энциклопедий, книг, иллюстраций о воде. Опыты:

 Опыт: «Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно»

 «Снег и лед».

« Цветные льдинки» Игра малой подвижности «Водяной».

Дидактические игры:

 «Кому нужна вода, а кому полянка»

«Небо. Земля. Вода» Стихотворения: «Сколько я знаю дождей» А. Тараскин.  «Дождик»  

В. Минькова; 

Загадки, половицы и поговорки о воде  Сказки:

 «Сказка о ручейке» Эстер Адам; Деятельность в уголке природы (полив растений, наблюдение за ростом, цветением, уход за ними.

-Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду».

- Изготовление коллажей, рисунков на тему: «Вода в жизни человека»,  

« Берегите воду»,

«Кому нужна Вода?».

-Изготовление Лепбука на тему: «Что мы знаем о воде»

3. Заключительный этап:

Оформление презентации (фото – отчет) о проделанной работе.

Результаты проекта:

1. У детей сформировались начальные представления о воде как источнике жизни живых организмов.

2. Дети приобрели экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.

3. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (дети стали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно- следственные связи, научились фиксировать наблюдения, используя схемы-модели).

4. Повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Список используемой литературы:

• Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

• Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

• Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

• Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: средняя группа – МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014

Список используемой литературы

1.Проектная деятельность старших дошкольников. Паспорт проекта, модели занятий, дидактические игры. Учитель, 2017 г.

2. Проектная деятельность в детском саду. Организация проектирования, конспекты проектов. ФГОС ДО. Гулидова Т. В. Учитель, 2017 г.

3. Проекты в дошкольной образовательной организации. Технология и содержание проектной деятельности. Битютская Н. П. Учитель, 2017 г.

4. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. ФГОС. Деркунская В. А.Центр «Педагогического образования» 2016г.

5. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. ФГОС. Веракса Н.Е. Мозаика-Синтез, 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектной деятельности в детском саду

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология п...

Технология проектной деятельности в детском саду

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология п...

Консультация для педагогов ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ

В консультации раскрываются возможности использования пректного метода в детском саду....

Технология проектной деятельности в детском саду

В этимологическом словаре слово “проект” заимствоно из латыни и означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”....

Презентация для педагогов «Технология проектной деятельности в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО»

В презентации представлен теоритечиский материал о разработке и реализации проектов в деятельности педагога. ...

Технология проектной деятельности в детском саду

Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ...

Технология проектной деятельности в детском саду

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребё...