Консультация для родителей: "Красный, желтый, голубой, выбирай себе любой"
консультация (младшая группа) по теме

Пахтусова Ирина Леонидовна

В данном материале родителям рассказывается о ценности игрушки в развитии ребенка.Но и о том , что через игрушку у детей происходит знакомство с цветом. Тагже описаны определенные приемы работы с детьми по ознакомлению детей с цветом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_krasnyy_siniy_goluboy.doc233.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                     УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 52  ГОРОДА КОСТРОМЫ

г. Кострома, м-н Давыдовский-1, д. 10. Телефоны/факс: 8(4942)226947,  8(4942)224418

E - mail: detsad52kostroma@yandex.ru

Консультация для родителей

на тему: «Красный, жёлтый, голубой, выбирай любой»  

(Цвет в игрушках)

                                                                     

                                                                      воспитатель: Пахтусова

                                                                        Ирина Леонидовна 

Кострома 2018

          Ребёнок на каждом шагу сталкивается с многообразием форм, красок, запахов, вкусов и других свойств, предметов, чаще всего - игрушек и бытовых вещей. Исконно для развития детей раннего возраста использовали игрушки.

«Игрушки - не балушки» - так говорит народная мудрость о значении игрушек для развития маленького ребенка. Игрушкам принадлежит особая роль в развитии детей раннего и дошкольного возраста.

Педагогическая ценность игрушки состоит в том, что она служит основным дидактическим материалом для эмоционального, познавательного, речевого, сенсорного, художественно-эстетического развития детей раннего возраста. Поэтому, игрушка должна быть привлекательной для ребенка, доставлять ему радость и удовольствие, формировать верные представления об окружающем мире, побуждать к активной игровой деятельности.

Но если знакомство с ними происходит стихийно, без разумной помощи взрослых, оно нередко оказывается слишком поверхностным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - системное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человечества.

Сенсорное воспитание ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве.

Для ребёнка один из самых ярких и значимых признаков предмета -цвет. По расцветке он узнаёт любимое платье мамы, тапочки бабушки, папину книжку, свою чашку... И охотно берёт в руки карандаши или краски, чтобы рисовать цветные «картины».

В работах отечественных и зарубежных ученых, убедительно показано, что сенсорное развитие ребенка, с одной стороны составляет фундамент его общего умственного развития, а с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо ребенку, как для познания окружающей его действительности и успешного обучения в школе, так и для многих видов трудовой и творческой деятельности. Роль взрослых в сенсорном развитии маленького ребенка заключается в том, чтобы раскрыть малышу те стороны явлений, которые могут остаться для него незамеченными и выработать отношение к ним. Поэтому на каждом возрастном этапе стоят свои особые задачи по сенсорному воспитанию, при решении которых формируется определенное звено сенсорной культуры.

При воспитании детей второго года жизни сенсорному воспитанию принадлежит одно из ведущих мест в развитии ребенка. Ведь именно в этом возрасте ребенок крайне нуждается в богатстве и разнообразии внешних впечатлений и развитии внимания к свойствам предметов.

Известно, что в младенчестве и раннем детстве в условиях ограниченности притока впечатлений дети испытывают «сенсорный голод», последствия которого наносят невосполнимый ущерб общему развитию и даже приводят к его задержкам.

На втором году жизни у детей начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. При этом ученые всего мира единодушно признали, что уже в этом возрасте недопустимо ограничивать восприятие ребенка какими-то рамками. Например, знакомить двухлетнего малыша только с двумя или четырьмя цветами и одной, двумя формами. Ограничений не существует. Другое дело, что от маленьких детей не следует добиваться запоминания и употребления названий цветов, форм. Исключение здесь составляет ознакомление с величиной предметов, которая не имеет «абсолютного» значения и воспринимается только в сравнении с другой величиной. Игрушка оценивается как большая по отношению к такой же другой, которая является маленькой.

Для того, чтобы привлечь внимание маленького ребенка к свойствам предметов, выработать у него правильные представления об этих свойствах, от взрослых требуются определенные усилия и умение владеть определенными приемами работы с детьми.

Прием 1.

Сопоставлять предметы по форме, величине и устанавливать их совпадение или несовпадение дети не могут зрительно. Поэтому им предлагается накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить их по форме и величине.

Прием 2.

Определить цветовое соответствие или несоответствие на глаз детям также сложно. Но если малыши располагают возможностью приложения и наложения, то эта задача под руководством взрослого решается успешно. Например, всем игрушкам принесли в подарок красивые бантики, но надо, чтобы бантик соответствовал окраске животного: для зеленой лягушки нужен зеленый бантик, для белого зайчика — белый и т.п. Взрослый показывает малышу, как правильно выбрать бантик — приложить его к игрушке.

Подбор и группировка предметов по каким-либо свойствам требует от малышей большой сосредоточенности, умения выделять из других и удерживать в памяти нужное свойство. Поэтому роль взрослого состоит не только в том, чтобы организовать игру, но в том, что бы активно участвовать в ней от начала до конца. При этом часто создается впечатление, что играют не дети, а взрослый. Но это нормальное положение дела, потому что вдруг в какой-то момент, возможно, что к  2-2,5 годам окажется, что дети способны самостоятельно справиться с поставленной задачей.

С целью накапливания представлений о цвет, форме, величине проводится рассматривание игрушек, а затем детям предлагаются цветные изображения этих же игрушек и они учатся узнавать их.

Важной задачей для взрослого в развития детей является побуждать их сопоставлять предметы по величине и понимать слова «большой» и «маленький». Для ее решения, можно использовать интересные игровые приемы. Например, внести две коробки, одна из которых будет маленькая, а другая большая, в каждой из которых прорезаны двери разного размера. В одной коробке двери маленькие, но позволяющие «пройти» мелким игрушкам, а в другой коробке дверь большая — для крупных игрушек.

Вначале взрослый вносит одну коробку с маленькой дверью и создает проблемную ситуацию. Маленькие животные легко проходят в дверь, а большим игрушкам просто невозможно сквозь нее протиснуться. Тогда взрослый говорит малышу, что домик с маленькой дверью для маленьких животных, а для больших нужен другой дом - большой и с большой дверью. Затем вносится большая коробка с большой дверью и педагог помогает детям организовать вход в домик большим зверям. После этого взрослый извлекает всех зверей из домиков и вновь организует «проход» их в домики с учетом того, каковы они — большие или маленькие. Такая игра проводится с малышом не менее 5-7 раз. Для закрепления полученных представлений можно провести занятие с разными воротами-маленькими — для маленьких игрушек и большими — для больших, которое проводится также 3-4 раза.

Аналогичным образом эта задача может быть усложнена. С малышом может быть проведено занятие, направленное на развитие у детей понимания слов «длинный», «короткий», «узкий», «широкий». Для этого могут использоваться доски от крупного строительного материала, с помощью которых строятся два мостика с разными проходами - узким и широким. Игровое занятие с мостиком проводится с детьми 5-6 раз.

В результате этих и других игровых занятий у детей формируется умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине; дети учатся понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький», «узкий», «широкий».

Одной из трудностей, которую испытывает большинство детей второго года жизни, является подбор колец пирамидки. Наблюдения за поведением детей убедительно показали, что задача подбора колец  пирамидки в значительной степени облегчается, если с детьми проводить игру, в процессе которой все игрушки «строятся по росту». Для того, чтобы «построить» игрушки, взрослые могут найти множество игровых поводов. Поэтому «строить» игрушки по росту нужно как можно чаще.

Интерес представляют и такого рода игры с игрушками, когда дети надевают на них «украшения». Так, например, развитию фонематического слуха способствую игры, при которых игрушки украшаются бусами и бантиками, а побуждать детей фиксировать внимание на форме предмета помогут игры с использованием украшений разной формы.

Научить детей обращать внимание на цвет игрушек, устанавливать тождества и различия цвета и понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные» — помогут игры. При проведении такого рода игр игрушкам могут «предлагаться» предметы посуды (тарелки, чашки и т.п.) или билеты для поездки по железной дороге, соответствующие их окраске. Так, например, среди нескольких тарелок есть только три зеленого цвета: для лягушки, рыбки, у которой зеленый хвост и попугая, у которого имеются зеленые перья. Белые тарелки достаются гусю и зайчикам и т.п.

Пусть вам будет интересно играть, и заниматься вместе с ребёнком!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Красный, желтый, голубой выбирай себе любой!!"

В раннем возрасте (от 1 до3 лет) совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять  ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, в...

Консультация для родителей «Красная книга – сигнал опасности»

      Мировая природа наделена множеством различных творений. Отдельное место отведено растениям и животным. Увы, ничего вечного не бывает, многие виды, как животных, так и расте...

КОЛЛЕКТИВНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ "КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, ГОЛУБОЙ, ВЫБИРАЙ СЕБЕ ЛЮБОЙ"

КОЛЛЕКТИВНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Красный, желтый, голубой – выбирай себе любой!» (Сенсорное воспитание детей раннего возраста)Тип проекта – коллективно познават...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Красный, желтый, голубой выбирай себе любой»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«Красный, желтый, голубой выбирай себе любой» Художественное творчество характеризуетнепрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и псих...

Педагогический проект «Красный, желтый, голубой – выбирай себе любой!» (Сенсорное воспитание детей раннего возраста)

Педагогический проект«Красный, желтый, голубой – выбирай себе любой!»(Сенсорное воспитание детей раннего возраста)...

Консультация для родителей "Красная книга - сигнал опасности"

Цель: Создать условия для познавательного развития родителей и детей о Красной книге России, о бережном отношении к природе...

Консультация для родителей "Красная книга-сигнал опасности"

Консультация для родителей "Красная книга-сигнал опасности"...