Методическая разработка. Федор Федорович Ушаков выдающийся флотоводец и защитник Отечества.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Кукуева Леонида Леонидовна

Направления: духовно-нравственное развитие дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл admiral_ushakov_vydayushchiysya_flotovodets11.docx30.3 КБ

Предварительный просмотр:

Федор Федорович Ушаков выдающийся флотоводец и защитник Отечества.

Направления: духовно-нравственное развитие дошкольника.

Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативное, познавательное.

Цель: формирование у детей ценностного отношения к отечественной культуре и истории на примере жизни и деятельности Ф.Ф. Ушакова.

Задачи:

  1. Формирование у детей первоначальных представлений о Федоре Ушакове как выдающемся флотоводце и защитнике Отечества;
  2. Воспитывать чувство гордости за подвиги и героизм великого флотоводца.
  3. Развитие внимание, наблюдательность и интерес к истории России.

1 слайд.

На слайде изображен Фёдор Ушаков выдающийся флотоводец и защитник Отечества. Из проведенных им 43 морских сражений он не проиграл ни одного. Под его командованием не был потерян ни один российский корабль, ни один матрос не попал в плен к врагу. Вся жизнь российского флотоводца, от младенчества до дня кончины, прошла под благотворным влиянием его родного дяди — старца Феодора Санаксарского. Он был монахом, настоятелем Санаксарского монастыря и поддерживал племянника духовно. Ф. Ушаков с детства мечтал о море. Родители не отмахнулись от детской мечты сына и отправили 16-летнего юношу в Петербург на учёбу в Морской корпус.

2 слайд.

Будущий адмирал, отличаясь хорошей учёбой и доброй нравственностью, прилежно постигал преподаваемые ему науки, особую склонность проявляя к арифметике, навигации и истории, и через пять лет (1766) успешно, одним из лучших, окончил Морской корпус, получил чин мичмана и был приведён к присяге. Но ещё будучи в стенах корпуса, уже гардемарином, он совершил свое первое учебное плавание на корабле «Святой Евстафий».

3 слайд.

Выпустился из корпуса в 1766 году — офицером, мичманом. В том же году был зачислен в галерный флот на Балтике. Впервые Ф. Ф. Ушаков познакомился с морскими просторами на пинке «Наргин», на котором совершил плавание из Кронштадта к Архангельску вокруг Скандинавии. Благодаря своему усердию, пытливости ума, ревностному отношению к делу и высоким душевным качествам, молодой мичман Феодор Ушаков успешно прошел эту первую школу морской практики.

4 слайд.

Русско-турецкая война 1768-1774 гг.

С 1769 г. Ф. Ушаков состоял на службе в Донской (Азовской) флотилии, в этом же году он получил чин лейтенанта. В конце 1772 г. под его командованием в крейсерстве в Чёрном море вдоль южного берега Крыма находился прам «Курьер».

Прам – это плоскодонное артиллерийское парусное судно XVIII в. Вооружение от 18 до 38 пушек применялось для действий на мелководье, у берегов и в реках против крепостей и береговых укреплений.

5 слайд.

О тех событиях И. Айвазовский написал картину «Чесменский бой».

6 слайд.

В 1773 г. Ушаков командовал 16-пушечным кораблём «Модон», участвуя в отражении высадившихся в Балаклаве турок.

Итоги этой войны были очень важными для России: Крым был объявлен независимым от Турции. Россия получила Большую и Малую Кабарду, Азов, Керчь, Еникале и Кинбурн, с прилегавшей к нему степью между Днепром и Бугом. Русские корабли могли свободно ходить по турецким водам; русские подданные получили право пользоваться всеми теми выгодами, которыми пользовались в пределах Турции союзные туркам народы. Но этот очень невыгодный для Турции Договор был главной причиной новой русско - турецкой войны.

7 слайд.

Служба Ф. Ушакова в военном флоте продолжалась.

В 1775 году, при Императрице Екатерине II, было принято решение о создании на Чёрном море линейного флота. С 1775 г. он командовал фрегатом, а в 1776-1779 гг. участвовал в походе на Средиземное море с целью проводки фрегатов в Чёрное море. Выполнял и другие задания. Два года (1780-1782) он командовал линейным кораблём «Виктор».

8 слайд.

Н.Г. Николаев изобразил молодого Федора Ушакова на его корабле, картина называется «Адмирал Ушаков». 2005»

9 слайд.

В последующие годы Ушаков участвовал в строительстве пункта базирования флота в Севастополе, авангарда Черноморского флота.

10 слайд.

За умелые действия и проявленные при этом старания, а также за успешную борьбу с эпидемией чумы в городе Феодор Ушаков был произведен в капитаны первого ранга и награжден орденом святого Владимира четвертой степени (1785г.)

11 слайд.

Ушаков принял главное начальство над портом и городом Севастополем. Картина В.Д. Илюхина «Встреча А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова в Севастополе».

12 слайд.

Русско-турецкая война 1787-1791 гг.

В начале русско-турецкой войны 1787—1792 годов Ушаков — командир линейного корабля «Святой Павел» и авангарда Черноморского флота.

13 слайд.

Сражение у Фидониси было первым морским сражением русско-турецкой войны 1787-1792 гг. между флотами России и Османской империи, а также боевым крещением Севастопольской эскадры. И хотя бой у Фидониси не имел значительного влияния на ход кампании, но первая победа флота над значительно превосходящими силами противника имела большое психологическое значение.

Турецкий флот состоял из 15 линейных кораблей (из них пять 80-пушечных), восьми фрегатов, трех бомбардирских кораблей и 21 мелкого судна. Флоты встретились утром 14 июля 1788 г. у острова Фидониси (Змеиный). Соотношение сил сторон было неблагоприятно для российского флота. Турецкая эскадра имела 1120 орудий против 550 у русской. На вооружении турецких кораблей были чугунные или медные пушки, в основном 22-фунтового (156 мм) калибра. Русская эскадра состояла из 2 кораблей 66-пушечного ранга, 10 фрегатов (от 40 до 50 пушек) и 24 мелких судов.

Адмирала Ф. Ф. Ушакова по праву считают основателем русской тактической школы в военно-морском деле. В боях он одерживал блестящие победы, при этом сохраняя команду корабля и сам корабль. В этом ему очень помогала и духовная поддержка его дяди старца Феодора Санаксарского.

14 слайд.

Потёмкин оценил боевое искусство Ушакова, наградив его орденом святого Георгия IV степени, произвел в контр-адмиралы и назначил командующим всего корабельного флота в Севастополе. Князь Потёмкин писал Императрице: «Благодаря Бога, и флот и флотилия наши сильней уже турецких. Есть во флоте Севастопольском контр-адмирал Ушаков. Отлично знающ, предприимчив и охотник к службе. Он мой будет помощник».

15 слайд.

Керченское морское сражение

В мае 1790 г. Федор Федорович ходил с эскадрой под стены Синопа и Анапы, жег и топил неприятельские корабли, разведывал турецкие крепости, огнем своих пушек наводил трепет на их гарнизоны. В июле у Керченского пролива он преградил путь турецкой эскадре, рвавшейся в Азовское море; смело маневрируя и ведя меткий огонь, Ушаков отразил атаку противника, а затем сам пошел вперед, сблизился с турками на дистанцию картечного залпа и ввел в действие всю артиллерию. Турецкие корабли, значительная часть которых получила повреждения, начали отход и смогли уйти от преследования лишь благодаря большой скорости.

16 слайд.

Федор Федорович был удостоен ордена святого Владимира 2-й степени.

17 слайд. 

Сражение у мыса Тендра.

В августе, следуя с эскадрой из Севастополя к Очакову, Ушаков обнаружил у острова Тендра турецкую эскадру, стоявшую на якоре. Он немедленно атаковал противника и одержал победу.

Победа Черноморского флота при Тендре оставила яркий след в боевой летописи отечественного флота и вписана в историю военно-морского искусства. Тактика действий Ушакова имела активный наступательный характер. Умело и эффективно был использован фактор внезапности и реализованы принципы сосредоточения сил на направлении главного удара и взаимной поддержки. Ушаков лично участвовал во всех эпизодах сражения, находясь в самых ответственных и опасных местах, являя подчиненным образец храбрости, личным примером побуждая их к решительным действиям. Но не сковывал инициативы младшим флагманам и командирам кораблей. Турецкий флот потерял в этом бою 2 тыс. человек ранеными и убитыми, а русские – всего 21 человека убитыми и 25 ранеными.

18 слайд.

Потемкин писал: "Наши, благодаря Бога, такого перца задали туркам, что любо. Спасибо Федору Федоровичу!" С этого времени турки стали откровенно бояться Ушакова, а тот получил от Екатерины II еще одну награду — орден святого Георгия 2-й степени.

19 слайд.

Сражение у мыса Калиакрия произошло 31 июля 1791г. Турецкий флот: 18 линейных кораблей, 17 фрегатов и 43 более мелких судов, стоящих на якоре. Черноморский флот под командованием Ф.Ф. Ушакова: 16 линейных кораблей, 2 фрегатов, 2 бомбардирских кораблей, 17 крейсерских судов, брандери репетичное судно. Соотношение орудий было 1800 против 980 в пользу турок.

Черноморский флот, сблизившись с противником на предельно короткую дистанцию, атаковал турецкий флот. Флагманский корабль Ушакова, став передовым, вступил в бой с четырьмя кораблями, не давая им развить атаку. Этим манёвром Ушаков окончательно нарушил боевой порядок передовой части турок, а Черноморский флот с успехом развивал атаку. При этом турецкие корабли были настолько стеснены, что стреляли друг в друга. Турецкие корабли начали уходить.

В 1793 г. Ф. Ушаков был произведён в вице-адмиралы.

20 слайд.

Осада Корфу. В 1798 г. Павел 1 вступил в союз с недавним противником — Турцией, и Черноморскому флоту было поручено действовать вместе с турками в Средиземном море против французов. При этом полный адмирал Кадыр-бей получил от своего султана приказ не только быть в подчинении у русского вице-адмирала, но и учиться у него. Приняв в Константинополе под свое командование присоединившуюся к Черноморскому флоту турецкую эскадру, Ушаков направился в Архипелаг. Силою оружия он освободил из-под власти французов острова Цериго, Занте, Кефалонию, Святой Мавры и в октябре осадил важнейшую стратегическую базу Франции в Ионическом море — остров Корфу.

Атаковать Корфу с моря и взять крепость штурмом было чрезвычайно трудно, так как противник располагал большими силами и мощными укреплениями, а у Ушакова недоставало сухопутных войск, не было осадной артиллерии. Но четыре месяца блокадных действий у Корфу убедили русского флотоводца в необходимости штурма, и он организовал его блестяще. Овладение сильной крепостью и островом в короткие сроки (18-20 февраля 1799 г.) стало образцом смелых, хорошо спланированных и согласованных действий всех участников битвы, проявивших себя исключительно доблестно. Узнав о победе Ушакова, Суворов воскликнул: "Зачем я не был при Корфу хотя бы мичманом!" За взятие крепости и острова Корфу Федор Федорович был произведен в адмиралы

21 слайд.

Император Павел I за победу при Корфу пожаловал Феодора Ушакова чином адмирала. алмазными знаками ордена Св. Александра Невского и командорственным крестом Св. Иоанна Иерусалимского.14 мая указ был оглашён на эскадре с поднятием на грот-брам-стеньге адмиральского флага и семикратным орудийным салютом. Это была последняя награда, полученная им от своих Государей.

Адмирал Ушаков был абсолютным победителем всех морских баталий. И был добрым и честным, храбрым и скромным – праведным! После сражений командующий флотом отдавал приказ, в котором выражал благодарность всем, кто внёс свой вклад в победу, и высказывал пожелание отслужить всем флотом благодарственный молебен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Конспект военно - спортивной игры посвящённого Дню защитника Отечества в подготовительной к школе группе

Методическая разработкаКонспектвоенно - спортивной игрыпосвящённого Дню защитника Отечествав подготовительной к школе группе.с участием родителей.(использованные технологии: игровая, здоровьесберегаюш...

Методическая разработка. Федор Федорович Ушаков выдающийся флотоводец и защитник Отечества.Презентация

Цель: формирование у детей ценностного отношения к отечественной культуре и истории на примере жизни и деятельности Ф.Ф. Ушакова....

Методическая разработка - Спортивный праздник, приуроченный к празднику «День защитника Отечества» - «Курс молодого бойца»

Данная разработка представляет собой соревнования с участием детей и их родителей (отцов), приуроченные к празднованию дня защитника отечества. Работа включает в себя цель и задачи, сценарий мероприят...

Методическая разработка спортивной части музыкально-спортивного праздника День Защитника Отечества.

Сценарий спортивной части музыкально-спортивного праздника День Защитника Отечества....

Методическая разработка.Конспект занятия по познавательному развитию "День защитника Отечества"

Учитывая возраст детей занятие подготовлено в форме развлечения. Потребуется яркий демонстрационный материал(возможно мультимедиа).Послужит хорошим тоном и творческой предпосылкой для раскрытия  ...

Методическая разработка на тему: Физкультурный праздник, посвящённый «Дню защитника отечества» для старших и подготовительных групп»

Методическая разработка удобна для  применении в педагогической практике инструкторов по физической культуре, для воспитателей ДУ, а также педагогов дополнительного образования. Возможность прове...

Методическая разработка. Рекомендации для родителей по теме " День защитника Отечества. Дифференциация звуков «Б» и «П»

Рекомендации для родителей по теме " День защитника Отечества.  Дифференциация звуков «Б» и «П»...