Как помочь ребенку избежать трудностей при овладении письмом? Советы логопеда родителям
статья на тему

Яровинская Анна Владимировна

В статье представлены практические рекомендации родителям детей дошкольного возраста по профилактике нарушений письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку избежать трудностей при овладении письмом?

Советы логопеда родителям

Последнее время количество детей, испытывающих различные трудности в обучении, значительно возрастает. Одна из самых распространенных проблем – нарушение процесса письма, т.н. дисграфия, основными симптомами которой являются стойкие специфические ошибки в письме (т.е. ошибки не связанные со знанием орфографических правил). Их возникновение не обусловлено нарушением интеллектуального или сенсорного развития ребенка, не связано с нерегулярностью его школьного обучения. Ошибки допускаются там, где написание слов, казалось бы, не допускает сомнений.

Письмо и чтение как равноправные составляющие входят в понятие письменная речь. Овладение письменной речью - это установление связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым.     Формируется письменная речь только на основе устной, и одно из основных ее назначений состоит в точной передаче устной речи. Обеспечивает этот процесс существующая в языке система письменных знаков (букв), каждый из которых соответствует определенному звуку устной речи. Соответственно, при письме человеку каждый слышимый (или мысленно представляемый) звук речи необходимо обозначить нужной буквой, при этом строго сохраняя их последовательность. В случае, если по каким-то причинам звуки будут обозначены не теми буквами или не в нужном порядке, при чтении будет затруднено воспроизведение или узнавание того или иного слова.

Какие же умения и навыки должны быть сформированы у ребенка для успешного овладения письмом?

  1. Способность различать на слух все звуки речи (сформированность фонематического слуха).
  2. Правильное звукопроизношение. Особенно важно отсутствие замен одних звуков другими, т.к. это может привести к смешению соответствующих букв при письме.
  3. Сформированность навыков звукового анализа слов (т.е. умение определять звуковой состав слова).
  4. Сформированность зрительно-пространственных представлений, необходимая для усвоения зрительного образа букв и ориентировки на листе бумаги.
  5. Грамматически правильная речь ребенка, наличие достаточно большого и упорядоченного словарного запаса.
  6. Достаточно развитая тонкая ручная моторика.
  7. Желание научиться грамотно писать, интерес к самому процессу письма – мотивация к обучению.

В случае несформированности названных предпосылок к началу обучения грамоте, ребенок может встретиться с трудностями запоминания начертаний букв, соотнесения звука и соответствующей буквы, определения порядка следования букв при записи слова. Эти проблемы и приводят к появлению дисграфических ошибок. В дальнейшем к этим ошибкам могут прибавиться и грамматические ошибки, детям намного труднее будет даваться  усвоение грамматических и орфографических правил.Поэтому родителям нужно знать о необходимости ведения профилактической работы по предупреждению возможных ошибок письма еще в дошкольном возрасте в нескольких направлениях.

  1. Формирование и закрепление правильного звукопроизношения

Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука.  К сожалению, не все родители понимают, что ошибки в произношении - основа многих трудностей при обучении письму.

Что же делать? Главное – не надеяться на то, что эти речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое правильное – обратиться за помощью к специалисту – логопеду, ведь коррекция звукопроизношения – сложный, длительный процесс. Обратите внимание на речь Вашего ребенка в возрасте 4-5 лет, когда до школы еще есть время.

  1. Развитие  навыков звукового анализа слов

      К шести годам получает свое развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в слове, т.е. развиваются навыки звукового анализа слов. Надо отметить, что большая роль в развитии этих навыков принадлежит взрослым, работающим с детьми в данном направлении. Можно даже утверждать, что без участия взрослых эти очень нужные умения могут совсем не сформироваться.

     Уже в четыре года ребенка можно научить выделять звуки в слове, подчеркнуто произнося (выделяя голосом) определенный звук. Согласные звуки можно выделять, произнося их длительно, протяжно (жжжук, шшшапка, кошшшка). Гласные обычно выделяются протяжным произнесением.

     С пяти лет следует уделять звуковому анализу большее внимание, разбирая слова из 3-5 звуков и определяя не только наличие заданного звука в слове, но и его местоположение (начало – середина – конец) и последовательность звуков.

     Для развития навыка звукового анализа можно воспользоваться следующими играми и упражнениями.

     «Подбери слово». Ребенку предлагается подобрать слова с заданным звуков в начале, конце слова, назвать предметы, в которых есть заданный звук, назвать первый (последний, второй по счету и т.д.) звук в слове, назвать в словах все звуки по порядку.

     «Цепочка слов». Составляется цепочка слов, следующее слово начинается на последний звук предыдущего (кот – туман – нос…).

     «Придумай новое слово». Один звук в заданном слове изменяется так, чтобы получилось новое слово (сом-сок: дом-дым; точка-дочка…).

     «Закончи слово». Взрослый называет первый слог и просит ребенка назвать все слова, которые он знает, начинающиеся с этого слога.

     «Найди по букве». Ребенка просят найти на предложенном изображении (назвать птиц, овощи и т.п.), все предметы, начинающиеся на определенную букву (или в которых пишется заданная буква).

     «Сколько слов со звуком?». Взрослый читает стихотворение (рассказ). Ребенок слушает текст и  запоминает (считает) слова с заданным звуком.

  1. Развитие фонематического восприятия

     Когда формируются навыки звукового анализа, можно предъявлять ребенку задания на различение акустически сходных звуков. Например, игра «Хлоп-топ». Для игры выбирается пара похожих звуков (например, с – ш). Взрослый просит ребенка хлопнуть, если он услышит слово со звуком С, или топнуть, если в слове будет слышен звук Ш.

     Для детей интересны задания на поиск ошибок в употреблении звуков в слове. Интереснее давать не бессмысленные искажения слов, а перепутаницы, используя слова-паронимы (слова, отличающиеся только одним звуком). В таком случае дети увидят, как важно правильно употреблять слова, ведь даже один замененный в слове звук совершенно изменяет смысл слова. Работа со словами-паронимами развивает фонематический слух, т.к. слова очень похожи, и нужно быть очень внимательным, чтобы их различить.

     Существует много игр и занимательных заданий на различение слов-паронимов. Очень нравится детям искать ошибки в стихах - перепутаницах:  «В облаках летала сайка. На столе лежала чайка». Можно перепутать слова в пределах одного предложения: «У судака два чудака» и т.д. Со словами-паронимами существует много и настольно-печатных  игр.

  1. Подготовка пальцев и кистей рук к письму

     Работа по формированию ручной умелости у детей дошкольного возраста многообразна и может быть организована в трех направлениях:

  1. Массаж, специальные игры-упражнения для развития тонких движений пальцев, пальчиковая гимнастика.

Учите ребенка хлопать в ладоши, махать рукой, изображать из пальчиков разные фигурки. Для начала это могут быть самые простые позы и движения. Позже попытайтесь вместе с ребенком, складывая пальчики, показать головку собачки, зайчика.  Ежедневно очень полезно проводить пальчиковую гимнастику. Устройте пальчиковый театр или театр теней, в котором вы будете играть вместе с ребенком.

  1. Обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, формирование навыков самообслуживания, посильная помощь членам семьи.

     Ребенка с раннего возраста необходимо научить манипулировать предметами, поэтому среди его игрушек обязательно должны быть различные пирамидки, матрешки, строительный материал, машинки, конструкторы, кубики.

     Важные качества вы сможете формировать у ребенка при сборе ягод и грабов. Вашему малышу важно будет не только положить то, что он сорвал в корзинку, но и не раздавить ни одной ягодки. Для этого ему придется прилагать усилия, соразмеряя их с поставленной задачей.

     Поощряйте стремление ребенка строить башни и крепости из песка, возводить снежные городки. К тому же на песке и на снегу можно писать и рисовать. Аналогичные «письмена» получатся на рассыпанной по столу манке и муке. Не упускайте случая познакомить ребенка с различными продуктами, с самим процессом приготовления пищи. Пусть он поможет перебрать гречку, рис,  пшено, насыпать сахар в сахарницу и соль в солонку. Научите его растирать, размешивать, взбалтывать, отливать, подливать и переливать. Вашему ребенку доставит удовольствие раскатывание теста, процесс раскладывания начинки и лепка пельменей.

     Обязательно настаивайте на том, чтобы ребенок сам убирал за собой. Это не только приучит его к аккуратности, но и будет способствовать развитию глазомера, точности движений. Не забывайте и формировании самых разнообразных навыков самообслуживания: приучайте ребенка самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки и т.д. Можно, например, предложить ребенку покормить (одеть и т.п.) куклу только левой рукой,  убрать карандаши (детали конструктора и т.п.) в коробку при помощи только среднего пальца и мизинца.

  1. Формирование моторики в специально созданных ситуациях: с использованием настольных и подвижных игр, изобразительной деятельности.

     Для усвоения более мелких движений с ребенком полезно заниматься выкладыванием узоров мозаики, фитодизайном (составление картин из растений), изготовлением различных поделок из природного материала, вышивкой, вязанием, плетением, макраме, нанизыванием бисера, бусин и т.п. Развитию тонких движений и памяти помогает и работа с бумагой – плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолетиков и других фигурок, вырезание ножницами различных фигур.

  1. Развитие графических навыков, зрительно-моторной координации

     Особую роль в подготовке ребенка к овладению письмом играет формирование графических навыков, поскольку формирование навыков письма непосредственно связано с воспитанием настойчивости, аккуратности, бережного отношения к тетради. Обучение письму невозможно без развития внимания и наблюдательности. Успех обучения письму в значительной мере зависит от того, насколько активен ученик, что определяется воспитанием правильного отношения детей к письменным заданиям (важно правильно сидеть при письме, правильно расположить тетрадь, держать ручку).

     Большое внимание должно уделяться развитию зрительно-моторной координации - согласованных движений руки и глаз ребенка,    

      Для развития зрительно-моторной координации и графических навыков можно использовать следующие задания и упражнения:

- обводка и раскраска различных шаблонов;

- обводка рисунков по контуру,  обводка образца через кальку;

- работа с альбомами – раскрасками;  

- выполнение штриховки в разных направлениях;

- продолжение заданных узоров (рисование орнаментов);

- дорисовывание второй половинки изображения;

- задания на тренировку умения вести руку по заданной траектории;

- копирование букв, цифр, простых геометрических фигур, сочетаний фигур, пересекающихся линий с соблюдением заданных размеров, правильным соотношением частей, пропорций, расположением элементов, четкостью и ровностью линий  и направленностью штрихов элементов,

  1. Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти

     Работа по формированию и развитию зрительного внимания начинается с формирования умения целенаправленно рассматривать окружающие предметы, изображения, т.е. зрительно обследовать их. Под руководством взрослого дети учатся выделять основные элементы, детали объекта, определять их соотношения, положение в пространстве, замечать изменения в самом объекте или его расположении. Многократное выполнение таких заданий способствует развитию наблюдательности, что в свою очередь позволяет ребенку составить целостное и в то же время детальное представление об объекте. Эти умения необходимы для успешного овладения графическими образами букв, особенно отличающихся одним элементом.

     Для развития зрительного анализа и синтеза, произвольного зрительного внимания и запоминания используются следующие упражнения:

- нахождение различий на двух сходных картинках;

- классификация и сравнение предметов и геометрических фигур по цвету, форме, величине;

 - узнавание контурных изображений предметов, перечеркнутых и наложенных друг на друга изображений;

 - нахождение на картинке похожих или одинаковых предметов;

 - нахождение нереальных элементов «нелепых» картинок;

 - запоминание расположения предметов в пространстве, последовательности расположения предметов на плоскости (вверху, внизу, в центре и т.д.) и относительно друг друга и воспроизведение их в исходной последовательности или определение изменений в предъявленном ряду (игры «Что изменилось? «Чего не стало? и т.п.);

 - использование разнообразных игр, где сюжет требует запоминания или сравнения фигур (предметов), расположенных в определенной последовательности.

  1. Развитие пространственно-временных представлений

     Формирование у ребенка пространственных представлений начинается уже в раннем детстве. Важную роль в этом процессе играет не только непосредственное зрительное восприятие предметов, но и самостоятельные действия ребенка с этими предметами, их ощупывание, манипулирование ими. Уровень сформированности пространственных представлений является очень важным показателем готовности ребенка к усвоению зрительных образов букв.

     Научите ребенка различать правую и левую руку, постепенно перенося понимание «правого-левого» на окружающее пространство – учите детей выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе и к другим предметам (слева, справа от, сзади, впереди, между и т.д.). Важно также научить ребенка ориентироваться на листе бумаги (что находится вверху, внизу, справа, слева). Полезными будут и задания на ориентировку по схеме-плану.

     Значимым также является представления ребенка о частях суток, днях недели, временах года, названиями месяцев года и их последовательности. Научите ребенка раскладывать картинки с изображением предметов по порядку (от самого маленького к самому большому, от широкого к  узкому  и т.п.), определять последовательность в серии сюжетных картин, объединять части в целое – складывать разрезные картинки с опорой на образец и без него, собирать из отдельных деталей заданный предмет, конструировать предметные изображения или буквы, цифры из счетных палочек, спичек, геометрических фигур.

       Использование предлагаемых рекомендаций, своевременная профилактическая работа по предупреждению ошибок в письме поможет детям  ликвидировать имеющиеся у них причины, приводящие к трудностям овладения письмом, и успешно овладеть навыком графически правильного письма.

Литература:

  1. Безруких М. М., Ефимова С. П., Князева М. Г. Как подготовить ребенка к школе. – Тула, 1997.
  2. Безруких М. М., Ефимова С. П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. – М., 1994.
  3. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. – М., 2005.
  4. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб, 2001.
  5. Белова Т. В. Готовимся к школе: коррекционные игры и упражнения. – М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как преодолеть трудности в овладении математикой. Советы родителям.

Небольшая статья о том, как формировать у ребенка интерес к изучению математики, будет полезная родтелям детей дошкольного и младшего школьного возраста....

Родительское собрание “Как помочь первокласснику избежать трудностей при овладении письмом“

План:1. Введение: что такое письменная речь2. Что необходимо для успешного овладения письмом3. Почему некоторые дети испытывают трудности в овладении письмом4. Основные направления работы при обучении...

Как помочь детям, имеющим трудности в овладении речью.

Знания о нормальном речевом развитии должны помочь родителям в их наблюдениях за речевым продвижением собственных детей. В отдельных случаях может замечаться несоответствие норме, отставание в развити...

Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей.

Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей....

Как помочь ребенку избежать трудностей

Помощь ребенку в избежание грудностей...

Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей.

Как родители могут помочь ребенку  избежать некоторых трудностей....