Доклад на тему «Организация инклюзивного образования в образовательном учреждении»
материал на тему

Романова Юлия Вениаминовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему

 «Организация инклюзивного образования

в образовательном учреждении»

                                                         

Наше дошкольное учреждение   более  20 лет работает с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами с учетом их особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей.

В соответствии с нормативно-правовыми актами установленных федеральными органами  законодательной и исполнительной власти РФ разработаны нормативные акты образовательного учреждения,   где закреплена инклюзивная  направленность, работа с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами.

В настоящее время в детском саду функционирует 14 групп, которые посещают 278 детей,  из них: 8 групп общеразвивающей направленности и  6 групп компенсирующей направленности:

  • 2 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи ;
  • 3 группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития;
  • 1 группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Группы компенсирующей направленности  комплектуются на основании заключения ПМПК и заявления родителей (законных представителей) о согласии на обучение по  адаптированной программе (в группе для обучающихся с ОВЗ). Комплектование детей в группах производится с учетом требований, установленных СанПиН 2.4.2.3049-13.

           

Инклюзивное образование требует  создание особых условий для детей, имеющих отклонений в развитии.

В детском саду создана безбарьерная среда.

Оборудован вход в здание специальным  наклонным пандусом  с перилами, расширен дверной проем для беспрепятственного  доступа,  выложена тактильная плитка, установлены звуковые и световые маяки, кнопка вызова.

Для  малолобильного населения имеется -световое табло «Бегущая строка», таблички с азбукой Брайля, тактильные информационные знаки, пиктограммы.

Все помещения детского сада, где осуществляется образовательный процесс,  доступны для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Для беспрепятственного их передвижения внутри детского сада  установлены пристенные поручни.

В зале для слабослышащих воспитанников установлена индукционная система.

В группе для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата       расширены дверные проемы, туалетная комната оснащена специальным сантехническим оборудованием с поручнями, установлена кнопка вызова и тактильная плитка.  

          В каждой группе предусмотрено  наличие разнообразных зон и уголков, в которых  присутствуют пособия и игры для  различных категорий детей.   Вариативность развивающая предметно-пространственная среда  позволяет одновременно решать  вопросы общеразвивающего, коррекционного и педагогического процесса.

 

 Группа дошкольников с ОВЗ и детей-инвалидов посещающих детский сад неоднородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития.

Образование воспитанников  организовано как в группах общеразвивающей направленности (инклюзивно), так и в группах компенсирующей направленности.

Также по заявлению родителей и заключению медицинской организации  организовывается обучение ребенка-инвалида  на дому.

Для обучающихся с ОВЗ и детей – инвалидов  реализуются следующие образовательные программы:

•        основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ ДС № 37 г.Кузнецка, разработанная и утвержденная образовательной организацией;

•        адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи;

•        адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития;

•        адаптированная образовательная программа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

С детьми с ограниченными возможностями здоровья   и детьми -инвалидами работают высоко квалифицированные коррекционные педагоги : 3-учителя-дефектолога, 4 - учителя-логопеды  , 12 воспитателей ,педагог-психолог,  социальный педагог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

    Для эффективной коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья  педагоги активно используют методы  биоэнергопластики,   мнемотехники, логоритмики, пескотерапии, изо-терапии, применяют технологии развивающего и проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии.        

           Внедрение технологий сенсомоторного развития воспитанников стало возможным при оборудовании в детском саду сенсорной комнаты. В ней особым образом  организовано внутреннее пространство.

 Дети выражают свои чувства и эмоции, создавая  рисунки песком на световом столе. С удовольствием  выполняют упражнения на акустических, фибероптических, декоративных  тактильных панелях,  увлеченно занимаются за интерактивным столом.

Окунуться в волшебный мир детям помогает оборудование  «Волшебная тучка» и «Разноцветная гроза». Удивительная  картина звездного неба  погружает их в настоящую сказку мечтаний о бесконечности и красоте вселенной.  

 Сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально- положительного контакта между ребенком и взрослым. Это повышает уровень доверия  детей, настраивает на результативное взаимодействие. Развитие и воспитание  становится не только  эффективным, но  интересным и необычным для детей.

В коррекционной работе с воспитанниками педагоги используют авторские рецензированные  разработки, дидактические пособия.

Успехов в коррекционной работе мы достигаем, опираясь на  ведущий вид деятельности детей - игру. Она составляет основу занятий с ребенком, способствует активному формированию речи, активизации основных психических процессов, обучению методам взаимодействия в социуме.  

В детском саду созданы все условия для успешной интеграции детей с овз и детей-инвалидов среди  сверстников групп общеразвивающей направленности. Дети посещают вместе кружки, студии, участвуют в совместных конкурса, акциях, праздниках.

       

Также наши дети учувствуют в городских мероприятиях (в августовской педагогической конференции); на протяжении нескольких лет в фестивале детского творчества «Под парусом надежды» для детей с ОВЗ.

В целях комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду  функционирует психолого-медико-педагогический консилиум.

Во время проведения которого  идёт обсуждение уровня развития ребёнка, его динамики, достижения поставленных целей, выбор форм работы, решается вопрос об эффективных формах развития.

Корректируются образовательные маршруты с учетом особенностей детей.

Анализ результатов коррекционной работы показывает:

- ежегодно   в среднем  у 32% воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  снимается диагноз задержка психического развития,

- 94% детей с тяжелыми нарушениями речи  - выпускаются с нормой речевого развития.

   Взаимодействие с семьей  детей с овз и детей –инвалидов одно из важных направлений педагогов.

Конечно же, семьи, воспитывающие  «особого ребенка» , повседневно встречаются с огромным количеством  проблем. Для многих родителей таких детей характерна особая ранимость. Их   очень тревожит, как к ребенку будут относиться сверстники  и их родители.

Но из бесед с родителями, наблюдений отмечено, что

есть родители, которые соглашаются, что совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями приносит пользу последним, но недоумевают, какие  же «выгоды» в этом общении может получить здоровый ребенок. Другие же не считают, что ребенок - инвалид чем-то отличается от здорового ребенка, даже напротив, общение с такими детьми развивает у здоровых детей способность чувствовать трудности другого.

Поэтому в работе с семьями педагоги отводят большую роль педагогическому посвящению, повышению  педагогической культуры в вопросе инклюзивного образования, коррекционного обучения. Прикасаясь к деликатной сфере семейных проблем, воспитатель главную ставку делает на индивидуальную работу с родителями. Что бы родители (обычных детей) могли увидеть и понять, что совместное обучение и воспитание детей с разными психофизическими возможностями не только не вредит, а во многом даже приносит пользу.

          Также педагоги используют разнообразные  методы и формы взаимодействия. Все они направлены на решение одной проблемы- объединить работу педагогов и семьи  в единое целое, чтобы родители стали

единомышленники в вопросах воспитания и коррекционно-развивающего обучения детей.

   

Говорят, чтобы стать счастливым, человек должен научиться любить и принимать себя таким, какой он есть. А научить детей быть счастливыми должны мы, взрослые. И педагоги детского сада делают для этого всё от них зависящее...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в дошкольном учреждении

В статье рассматриваются основные принципы сопровождения инклюзивного образования в ДОУ, а также роль педагога-психолога ДОУ, реализующего инклюзивное образование.Также рассмотрены проблемы интеграции...

Возможности инклюзивного образования в дошкольном учреждении

Основная задача состоит в том,чтобы педагоги в таких группах научили детей видеть в других людях равных себе независимо от их особенностей....

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении: «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении  «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»...

Доклад на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С УЧРЕЖДЕНИЯМИ СОЦИУМА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Дошкольное образование на современном этапе претерпевает существенные изменения. Происходят позитивные тенденции в его развитии: в плане обеспечения качества образования, привлечения социально-педагог...

Текст к видео докладу на региональной конференции «Инклюзивное образование и общество: стратегии, ресурсы, практики» на тему: «Социализация детей с особыми образовательными потребностями посредством изучения знаков и символов современного мира»

Социализация или усвоение ребёнком общечеловеческого опыта, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми.Научить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья говорить, обра...