"Чувствовать-Познавать-Творить...
рабочая программа на тему

Демидова Ольга Николаевна

Девиз программы - Чувствовать - Познавать - Творить. Эти слова определяют актуальность  раздела «Развитие математических представлений. Делаем первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем». Внутренние резервы современного ребёнка раскрываются в разных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительнoй, игровой и т.д. Современный ребёнок органично вплетает свои представления об этом  мире в разные сферы  жизнедеятельности. Познание ребёнком многообразия математических отношения объектов осуществляется самостоятельно  через восприятия и осмысления их в обыденной практической деятельности через осваиваемые им игры, игровые упражнения, решение логических и  арифметических задач и головоломок, развивающие и логико-математические игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный ребенок – маленький гражданин, познающий себя в современном пространстве страны и города. Он ориентирован на познание человека и природы. Внутренние резервы ребенка распространяются в разных видах предпочитаемой им деятельности: изобретательной, игровой, музыкальной, литературной. Но в отличие от сверстников прошлых лет, он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, потому что ему так комфортнее и все можно успеть. Детский сад как раз то место, где реализуются принципиальность для его потребности. В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на  самооценке, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, рассуждать. Дети стремятся объединить разные виды деятельности в один процесс.

Современных детей привлекает сам  процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому.

Развитие математических представлений способствует решению задач современного ребенка. Взрослый создает условия и обстановку, благоприятнее для вовлечения ребенка в деятельности сравнения, сосчитывания, воссоздания, группировки, перегруппировки и т.д. Главный принцип – развитие ребенка, сочетание научной обоснованности и практичной применяемости. Создаются условия дошкольнику для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Освоение задач математического развития осуществляется в активных практических действиях сравнения, сосчитывания – как совместно с взрослыми, так и самостоятельно.

Девиз программы - Чувствовать - Познавать - Творить. Эти слова определяют актуальность  раздела «Развитие математических представлений. Делаем первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем». Внутренние резервы современного ребёнка раскрываются в разных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительнoй, игровой и т.д. Современный ребёнок органично вплетает свои представления об этом  мире в разные сферы  жизнедеятельности. Познание ребёнком многообразия математических отношения объектов осуществляется самостоятельно  через восприятия и осмысления их в обыденной практической деятельности через осваиваемые им игры, игровые упражнения, решение логических и  арифметических задач и головоломок, развивающие и логико-математические игры.

Ведущей  деятельностью у дошкольника является игровая деятельность. Математика входит в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира. Большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и  творческих способностей ребёнка, увеличения объема и памяти, умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий.

Программа разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования, где учитывались основные цели и задачи.

 Цели рабочей программы ориентированы  на основные цели ФГОС дошкольного образования:

  • повышение социального статуса дошкольного образования;
  • обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
  • сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Задачи рабочей программы  определяются исходя из задач примерной основной образовательной программы дошкольного образования и парциаль ных программ,  определенных для составления основной образовательной программы ДОО,  а также задач, на решение которых направлен ФГОС до школьного образования:

  1. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  2.  обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  3. обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
  4. создание  благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  5. объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  6. формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстети ческих, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, создание предпосылок к учебной деятельности;
  7. обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности форми рования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; ш формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  8. обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей)  в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В качестве принципов рабочей программы  указаны основные принципы дошкольного образования, определенные ФГОС дошкольного образования:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, в рамках которой ребенок активно выбирает содержание своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах  деятельности;
  • сотрудничество организации с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • стимулирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учет этнокультурной ситуации развития детей.

Особенности  организации образовательного процесса:

  • образовательный процесс осуществляется на всем протяжении пребывания детей в дошкольной образовательной организации;
  • процесс развития личности ребенка обеспечивается в различных видах общения, а также в игре, познавательно-исследовательской деятельности;
  • содержание образовательного процесса охватывает пять взаимодополняющих образовательных областей;
  • образовательный процесс  строится на основе партнерского характера взаимодействия участников образовательных отношений.

Жизнедеятельность детей  по реализации программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса: специально организованной образовательной деятельности взрослого и детей (групповой, подгрупповой или индивидуальной) и самостоятельной деятельности детей.

Сочетание различных форм работы(коллективная, групповая, индивидуальная).

Содержание обучения складываются из:

Коммуникативные ситуации,

Игры,

Игровые упражнения,

Театрализованная деятельность,

Беседы и т.д.

Содержание обучения интегрируется с другими видами  деятельности в детском саду (социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Принципы  подачи материала: системность, наглядность, цикличность, доступность, проблемность.

Содержание программы соответствует современным нормативным требованиям в области дошкольного образования и обеспечивает психолого-педагогическую поддержку детей дошкольного возраста. В программе отражена интеграция образовательных областей по всем линиям развития ребенка-дошкольника.

  1. Социально-коммуникативное развитие
  1. Познавательное развитие
  1. Речевое развитие
  1. Художественно-эстетическое развитие
  1. Физическое развитие

При реализации Рабочей программы используются следующие технологии:

Здоровьесберегающие  (дыхательная и пальчиковая гимнастика, психогимнастика,  музыкотерапия), мультимедийные технологии (презентации к развивающим занятиям), технологии личностно-ориентированного обучения ребенка.

Совместная деятельность с детьми  организуется в доступных и привлекательных для детей формах, используются игры и упражнение, содержание которых качественно расширяется и углубляется в соответствии с переходом детей в следующую возрастную группу. Последовательность тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдения педагога.

Используются следующие формы работы:

Образовательная деятельность

Работа с родителями

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

  • открытые мероприятия,
  • консультации,
  • практикумы,
  • наглядная информация,
  • тематические встречи,
  • подбор литературы.
  • организованные занятия в форме игр,
  • коммуникативные ситуации,
  • физминутки,
  • аудирование,
  • беседы.
  • Беседы индивидуальные и поп подгруппам,
  • Подвижные игры,
  • Театрализованная деятельность,
  • Дидактические игры.

Взаимодействие с педагогическим коллективом организуется через различные формы: групповые и индивидуальные консультации, тренинги, круглые столы, анкетирование и др. Основная цель взаимодействия с педагогами - психологическая поддержка и обучение приемам взаимодействия с детьми и их родителями.