Использование конструктора при формировании навыков конструктивно-модельной деятельности у детей дошкольного возраста
консультация (старшая группа) на тему

Волкова Татьяна Анатольевна

Использование конструктора при формировании навыков конструктивно-модельной деятельности у детей дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_volkovoy_t.a.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Использование конструктора при формировании навыков конструктивно-модельной деятельности у детей дошкольного возраста

Актуальность

ФГОС ДО

Общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) предусмотрены занятия по конструированию из строительного материала.

К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности пост ройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.

Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

В детском саду № 147 проводятся занятия по конструированию из строительного материала. В нашей группе для проведения таких занятий имеются мягкие, пластмассовые и деревянные кубики. Имеется строительный набор, в который входят не только кубики, но и конусы, цилиндры, арки, бруски и другие элемента. Такой набор дети используют для строительства как отдельных деталей, так и целого замка. Имеются пластмассовый и деревянный строительные наборы. Дети с большим удовольствием играют.

Конструкторы типа Лего. Такой набор состоит из различных по цвету и размеру деталей, которые «надеваются» друг на друга с помощью специальных креплений.

Тематические наборы. Это конструкторы, в которых есть блоки, скрепляющиеся между собой и детали, объединенные одной темой. Например, «Ферма», «Пожарная часть», «Загородный дом» и т.д.

Болтовые конструкторы. Этот вид конструктора не прост в сборке, но очень интересен детям.

Магнитные конструкторы. Они состоят намагниченных из палочек и шариков, которые «прилипают друг к другу. Дени с интересом с ними играют, развивают фантазию.

Конструктор-трансформер, когда одна модель может превращаться в другую. Это различные фигурки супергероев или животных.

Электронные конструкторы. Они изготовлены на основе электросхем.

Мягкие конструкторы. С их помощью дети создают как плоские игрушки, так и объемные.

Конструкторы-лабиринты. Набор состоит из деталей, которые соединяются между собой, создавая огромный лабиринт или огород. По «дорожкам» скатывают мягкие мячики, развивается мышление малыша.  

Свою работу по лего-конструированию я строю так, чтобы в процессе деятельности у детей сформировалась инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность и умение работать в коллективе. Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как точная моторика рук связана с центрами рук.

Лего-конструктор дает возможность не только собрать игрушки, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов лего, дети совершают практически неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игр. В нашей группе «Ромашки» дети играют в том темпе, который им удобен, придумывают новые сюжеты вновь и вновь, собирая другие модели.

Лего-конструкторы имеют особое значение в жизни детей. Благодаря огромному разнообразию строительных деталей дети максимально активны во время игры. Они полностью включаются в игру, им постоянно хочется новых ощущений в прямом смысле этого слова. Существуют две разновидности устной активности, тесно связанные между собой: физическая и умственная.  

Первая явно ощутима и заметна. В случае с физической активностью можно четко выявить детские способности. Я просто наблюдаю за увлеченной игрой, строительством той или иной модели.

Известно также и то, что детям очень быстро надоедают игрушки, которые нельзя модернизировать или модифицировать. Многофункциональные игрушки напротив, побуждают их к новым экспериментам.

Дети не теряют интереса к игре, что стимулирует их физическую и умственную деятельность.

Но игра заключается не только в том, чтобы быть просто активными. В ней всегда можно выявить уровень развития ребенка в настоящий момент. Наши дети совершенствуют навыки и умения, приобретенные с рождения, тем самым прокладывая себе дорогу к новым знаниям. Дети могут играть, потому что это приносит им радость.

Элементы лего-конструктора я использую в дидактических играх и упражнениях. Для этого использую пособие Г.С. Швайко «Игра и игровые упражнения для развития речи».  Например, игру «Чудесный мешочек», в которой у детей развиваются тактильное восприятие, формы и речь, можно проводить с лего. Для этого помещаю разнообразные детали в «чудесный мешочек» и прошу найти элемент определенной формы – овал, кирпичик 2×4 см, сапожок и т.д.

Хорошие результаты дает проведение игры «Запомни и повтори», направленной на коррекцию памяти, мышления и речи детей. Для этого я выполняю лего-постройку, подробно разбираю с детьми, из каких деталей она состоит, а они по памяти ее воспроизводят.  В конце игры провожу анализ результатов.

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, исследователи (З.В. Лиштван, В.Г. Нечаева, А. А. Парамонова, Н. Н. Поддъяков. Ф. Фребсяв и др.) предлагают различные формы организации обучения. В своей работе я опираюсь на определенные формы работы с детьми. Рассмотрим их подробнее

Конструирование по образцу. Детям предлагаю образцы построек, выполненных из деталей стройматериала и конструкторов, и показываю способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании.

Конструирование по схеме, в основе которого лежит подражательная деятельность, – высший обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

Конструирование по модели. Детям в качестве образца предъявляю модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Таким образом, им предлагаю определенную задачу, но не даю способа ее решения.

Конструирование по условиям. Не давая детям образца построения, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. В процессе такого конструирования у детей формируются умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность. Достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования – конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Моделировать характер самой деятельности, в которой из деталей строится материал самой деятельности, в которой из деталей строится материалы воссоздаются внешние и отдельные функции особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренней формы наглядного модели рисования. В результате такого обучения у детей формируются лишние и познавательные способности.

Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для развёртывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма – не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.

Конструирование по теме. Детям предлагаю общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. Основная цель конструирования по заданной теме – актуализация и закрепление знаний и умений.

Дети на опыте познают конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом они как дизайнеры творят, познавая законы гармонии и красоты. Дети нашей группы увлечены конструированием, они приносят из дома свое лего в сумочках. Эти дети отличаются богатой фантазией и воображением, активное стремление к созидательной деятельности  желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством использования музыкальных игр»

Использование здоровьесберегающих технологий не только на занятиях в ДОУ, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их ...

«Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством использования музыкальных игр»

         Оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья дете...

Доклад "Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий"

Доклад музыкального руководителя "Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий" на основе своег...

Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством использования музыкальных игр с пением

Консультация для родителей:«Формирование навыков  здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством использования музыкальных игр с пением»...

Методическая разработка "Использование здоровьесберегающих технологий, как средство формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста: игровой стретчинг, ритмопластика, дыхательная гимнастика....

Опыт работы на тему «Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» 2023г.

Дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни используя различные формы работы, в том числе систему здоровьесберегающих технологий....

Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Описание материала: предлагаю вам статью по формированию навыков здорового образа жизни у дошкольников, посещающих детский сад по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей д...