Картотека сюжетно-ролевых игр в старшей группе
картотека (старшая группа) на тему

Новикова Елена Александровна

Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.

image                                                                              Макаренко А. С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_starshaya_gruppa.docx641.71 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ

ИГР  В СТАРШЕЙ (5-6 лет) ГРУППЕ

Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.

                                                                              Макаренко А. С.113411d972ce93cbfc2b06629170784b

img2778069_html_m129acff1

Карточка №1.

«Дом, семья»

Задачи: 

- Обучение детей умению брать на себя роль одного из членов семьи и действовать в соответствии с ней: папа (мама) – идёт в магазин, покупает там продукты (в т.ч. овощи), мама готовит обед (внимание на салат, борщ); дочь (сын) накрывает стол к обеду; семья обедает.

- Продолжать обучать располагать атрибуты в пространстве комнаты.

Приёмы руководства: распределение ролей, смена ролей в процессе игры, основная роль выполняется воспитателем.

Игровые действия: 

«Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей),

«Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях),

«Приходят гости на День Рождение» - (празднуют день рождения дочки или сына).

«Наш выходной день», «Семейный обед», «Папа приходит с работы» (садятся ужинать).

 Мама заботливо кормит, одевает, раздевает, укладывает спать дочку, стирает, убирает в комнате, гладит белье, дома наряжает елочку, покупает в магазине еду, готовит вкусный обед Дочка простыла и заболела. Мама повела ее к врачу, дома ставит горчичники, дает лекарства.

Мама повела дочку на прогулку, Катаются на автобусе, катаются на качелях в парке. Приехала в гости бабушка на день рождения. Празднуют Новый год.

Мама ведет дочку в кукольный театр, в цирк, в кино, в школу и т.д

.

Игровой материал: 

 игровой уголок (комната) с предметами быта и мебелью, дидактическая кукла (разных размеров), набор кукольной посуды, скатерти, салфетки, набор муляжей продуктов питания,

сладостей, угощений, предметы-зместители, строительный материал, тазик (для стирки), новогодние украшения, искусственная елочка:                             

Карточка №2.

«Детский сад»

Задачи: 

 - Поддержание стремления детей подражать работникам дошкольного учреждения – их заботливому отношению к воспитанникам, умению находить выход из сложных ситуаций;

-закрепление знакомых ролевых действий

Приёмы руководства: распределение ролей,  активизация ролевого диалога общение, взаимопомощь.

Ролевое взаимодействие: Воспитатель – дети - младший воспитатель;

Дети - музыкальный руководитель; Дети – медсестра.

Игровые действия:

Воспитатель принимает детей, беседует с родителями, проводит утреннюю зарядку, занятия, организует игры... Младший воспитатель следит за порядком в группе, оказывает помощь воспитателю в подготовке к занятиям, получает еду… Муз. руководитель проводит муз. занятия.  Медсестра взвешивает, измеряет детей, делает прививки, уколы, дает таблетки, проверяет чистоту групп, кухни. Повар готовит еду, выдает ее помощникам воспитателя.

Предварительная работа: 

  • Наблюдение за работой воспитателя, помощника воспитателя.
  • Беседа с детьми о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, медсестры и др. работников д/сада.
  • Экскурсия-осмотр мед. кабинета, наблюдение за работой врача.
  • Осмотр кухни, беседа о техническом оборудовании, облегчающем труд работников кухни.
  • Игра-драматизация по стихотворению Н.Забилы «Ясочкин садик» с использованием игрушек.
  • Беседы с детьми  «Наша жизнь в детском саду», «Хороший и плохой поступок»
  • Чтение рассказа Н. Артюховой «Компот» и беседа о труде дежурных.
  • Подбор и изготовление игрушек для ролей муз. работника,,помощника воспитателя, медсестры. 

Игровой материал:

 тетрадь для записи детей, куклы, мебель, посуда кухонная и столовая, наборы для уборки, мед. инструменты, одежда для повара, врача, медсестры и др.

                                         

Карточка №3.

«Больница. Осмотр врача.»

Задачи: 

- Обучение умению брать на себя роли мамы и врача, действовать адекватно роли, доводить взятую роль до конца игры.

- Обучение детей действиям врача: осмотреть больного, измерив температуру, посмотрев горло, послушав трубочкой; пользоваться в игре атрибутами по назначению, сопровождать свои действия речью.

Приёмы руководства: распределение ролей, общение активизация ролевого диалога,

 Взаимодействие ролей: Врач - больной; Врач - медсестра; Медсестра- больной;

 Игровые действия: 

  Врач осматривает больного, внимательно выслушивает жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, измеряет температуру, делает назначение.

Предварительная работа: 

  • Экскурсия в медицинский кабинет д/с.
  • Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы).
  • Чтнеие сказки К. Чуковского «Доктор Айболит».
  • Чтение лит. произведений: Я. Забила «Ясочка простудилась», Э. Успенский «Играли в больницу», В.Маяковский «Кем быть?».
  • Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.)
  • Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре.
  • Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением      родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки, талоны и т.д.)

 Игровой материал: 

халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.

Карточка №4.

Магазин «Овощи и фрукты».

Задачи: 

Формирование ролевого взаимодействия: директор магазина – шофер, директор магазина – продавец, продавец – покупатели, кассир – покупатели – продавец; смена ролей в ходе игры; введение воспитателем новых игровых ситуаций (событий) в игру.

Приёмы руководства: распределение ролей, общение, активизация ролевого диалога.

Ролевое взаимодействие: директор магазина – шофер, директор магазина – продавец, продавец – покупатели, кассир – покупатели – продавец;

Игровые действия:  

Шофер привозит товар в магазин, продавец раскладывает товар на полках. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу.

Лексический материал:

Предварительная работа: 

  • Экскурсия в магазин (с родителями).
  • Беседа с детьми «Как вы ходили в мгазин»
  • Чтение литературных произведений:Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др.
  • Этическая беседа о поведении в общественных местах.
  • Беседы «Кто работает в магазине», «Что нужно для похода в магазин?»
  • Д/и «Кому что нужно для работы?»
  •  Изготовление с детьми атрибутов к игре (конфеты, деньги, кошельки, пластиковые карты, ценники и т.д.).

Игровой материал: 

весы, касса, халаты, шапочки, сумки, кошельки, ценники, товары по отделам, машина для перевозки товаров, оборудование для уборки; атрибуты для шофера -  

Карточка №5

Гараж. «Машины везут урожай».

Задачи: 

- Придумывание и развитие сюжета игры, расширение ролевого взаимодействия: шофер – автослесарь, шофер – директор овощного магазина;

- Проявление отношений партнёрства, взаимной поддержки.

- Использование в процессе игры продуктов изобразительной деятельности.

Приёмы руководства: распределение ролей, общение, активизация ролевого диалога.

Ролевое взаимодействие: шофер – автослесарь, шофер – директор овощного магазина;

Игровые действия: Шофёры привозит оващи в магазин. Осторожно ведут машины, чтобы не сбить людей. Заправляет бензином.

Предварительная работа:

  • П/и «Машины», «Светофор»,
  • Рассматривание альбома «Профессии».
  • Рассматривание картин «Шофер» (из серии «Кем быть?»).
  • «Едем в автобусе» (из серии «Мы играем»).
  • Экскурсия к автобусной остановке.
  • Лепка по теме «Овощи и фрукты».

Игровой материл:

строительный материал,  грузовые машины, набор машин, инструменты , предметы- заместители

Карточка №6

Парикмахерская «Идем с куклой в парикмахерскую»

Задачи: 

- Способствование активизации воображения детей через придумывание разных сюжетов игры, поддержание ролевого диалога в ходе игры, внося новые события и сюжеты в игру.

- Обыгрывание набора «Юный парикмахер»;

формирование игровых умений; распределение ролей с помощью считалочки; предложение воспитателем дополнительных вариантов игры.

- Активизация ролевого диалога, вежливое общение.

Приёмы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога, вежливое общение.

Ролевое взаимодействие: парикмахер-клиент, клиент-клиент, парикмахер-парикмахер.

Игровые действия:

Парикмахер моет волосы, причесывает, делает стрижки, красит волосы.   Посетители вежливо здороваются с работниками салона, просят оказать услугу, советуются с мастерами, платят в кассу, благодарят за услуги.

Лексический материал: Знания о профессии парикмахера: название, место работы, основные действия; инструменты (фен, ножницы, расчёска, щётка); основные действия (подстригать, расчёсывать, заплетать, накручивать); значимость и необходимость.

Предварительная работа:

  • Рассказ воспитателя о профессии парикмахера, о труде в парикмахерской.
  • Рассматривание картин, фотоиллюстраций о работе парикмахера.
  • Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в парикмахерскую»
  • Чтение рассказов Б.Житкова «Что я видел», С.Михалкова «В парикмахерской»
  • Ручной труд: изготовление игрушечных ножниц, расчески.
  • Собрать атрибуты для игры: использованные чистые коробочки и баночки от кремов, духов, дезодорантов, шампуней.
  • Дидактические игры «Что мы видели, не скажем, а что делали – покажем»
  • «Для чего эти предметы».

Игровой материал:

Зеркало, фартук для парикмахера, накидк для клиента, альбомы с образцами причесок, игровой набор «Парикмахерская» ( кукольные расчески, ножницы,  фены, бигуди, щипцы для завивки);

Карточка №7

Магазин «Одежда».

Задачи:

Формирование ролевого взаимодействия: директор магазина – заведующая отделом, заведующая отделом – продавец, продавец – покупатели, кассир – покупатель – продавец; поддерживание многотемности игры («Магазин» - «Семья»); изменение игровой ситуации в ходе игры.

Приемы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога, вежливое общение.

Ролевое взаимодейтвие:

Игровые действия: Продавцы-консультанты предлагают товар, покупатели примеряют одежду, оплачивают покупку в кассе, получают чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу.

Лексический материал.

-Употребление притяжательных местоимений (чья?, чей?, чьи?, чьё?: Это чья шапка – Это моя шапка)

-Употребление множественного числа существительных (шарф – шарфы).

-Действия: одевать, надевать, снимать, застёгивать, расстегивать, вязать, шить, зашивать.

Предварительная работа:

  • Экскурсия в магазин (с родителями).
  • Беседа с детьми «Как вы ходили в мгазин»
  • Чтение литературных произведений:Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др.
  • Этическая беседа о поведении в общественных местах.
  • Беседы «Кто работает в магазине», «Что нужно для похода в магазин?»
  • Д/и «Кому что нужно для работы?»
  •  Изготовление с детьми атрибутов к игре (конфеты, деньги, кошельки, пластиковые карты, ценники и т.д.).

Игровой материал:

Сумки, кошельки, деньги, бнковские карты, касса, чеки, форма для продавца (фартук, чепчик), бейджики с Ф.И.продавца, зеркало, стойки-вешалки для одежды, набор одежды с ценниками.

Карточка №8

Больница. «Катя заболела».

Задачи:

-Формирование ролевого взаимодействия: врач – пациент, врач – медсестра, аптекарь – пациент; распределение ролей и обсуждение вариантов развития событий (2-3);

-активизация воображения.

Приемы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога, вежливое общение.

Ролевое взаимодействие: мама-врач, мама- ребенок, врач-ребенок

Игровые действия:

Врач осматривает больного, внимательно выслушивает жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, измеряет температуру, делает назначение, выписывает рецепт, заполняет карточку ребенка.

Лексический материал.

-Образование родственных слов (болеть, болезнь, больной, больница)

-Употребление в речи сравнительной степени прилагательных (жаркий – жарче; сильный – сильнее).

-Работа над пословицей «Один старый друг лучше новых двух».

Предварительная работа:

  • Рассматривание картины «Врач» из серии «Кем быть?»
  • Беседа «Почему мы часто болеем осенью?»
  • Д/и «Что сначала, что потом?»

Игровой материал:

халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.

Карточка №9

Дом. Семья. «Обед в семье».

Задачи:

- Продолжение обучения детей брать на себя роль члена семьи и действовать в соответствии с ней;

-обучение умению правильно сервировать стол к обеду;

-поддержание многотемности игры («Выходной день в семье», «К нам гости пришли»).

Приемы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога, вежливое общение.

Ролевое взаимодействие: родители-дети.

Игровые действия:

готовят обед, накрывают  на стол, моют посуду.

Лексический материал:

-Название предметов посуды: чайник, кастрюля, сковорода, ковш, тарелка, ложка, вилка, нож, маслёнка, солонка, хлебница.

Предварительная работа:

  • Д/и с предметами-орудиями «Разложим посуду на разносы», «Чашки и ложки».
  • Игры-экспериментирования: «Пустые и полные кастрюли», «Наливаем чай в чашки».
  • Чтение стихотворения С. Капутикян «Маша обедает».

Игровой материал: атрибуты к игре «Дом.семья»

Карточка №10

Детский сад. «Повар».

Задачи:

Формирование у детей представления о труде повара, структуре трудового процесса приготовления пищи с помощью предметно-схематической модели, с предметами бытовой техники, облегчающими труд повара.Воспитание чувства уважения к труду сотрудников детского сада.

Приемы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога, вежливое общение.

Ролевое взаимодействие: повар-помощник воспитателя

Иговые действия:

Повар готовит еду для детей, раздает, помощник воспитателя получает еду, раскладывает по тарелкам, моет посуду

Лексический материал.

-Знания о профессии повара: название, место работы, основные действия, материалы, инструменты, которые использует в процессе труда, результат труда, значимость и необходимость труда повара.

-Образование прилагательных от существительных (мясо – мясной …).

Предварительная работа.

  • Целевое посещение кухни детского сада.Беседа «Что нужно повару?»
  • Д/и «Съедобное – несъедобное» (сырое – варёное)
  • Д/и «Что где?» (пространственное расположение).

Игровой материал:

Имитация кухонной плиты, набор детской кухонной посуды, муляжи продуктов питания, форма повара – колпак, фартук,

Карточка №11

Дом. Семья. «Переезд на новую квартиру».

Задачи:

Совместное придумывание семейных историй на основе реалистических событий и их обыгрывание; помощь воспитателя в «завязке» сюжета, поддержание многотемности игры («Дом» - «Гараж»)

Приемы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога, вежливое общение.

Ролевое взаимодействие:

Игровые действия:

Лексический материал:

-Понимание предложенных конструкций (выполнение действий с предметами по указанию взрослого).

-Номинативный словарь по теме.

-Употребление глаголов с различными приставками: рас-, но-, пере-, за-.

Предварительная работа.

  • Рассматривание в уголке мебели и её отдельных частей; материал, из которого она изготовлена, назначение.
  • Конструирование мебели из деталей конструктора

Игровой материал:

Карточка №12

Больница. «Папа вызывает врача».

Задачи:

- Обучение детей умению брать на себя роли мамы, папы и врача, действовать адекватно выбранной роли, доводить взятую роль до конца.

- Продолжать учить действиям врача, сопровождать свои действия речью, вести простые диалоги.

- Воспитывать у детей устойчивый интерес к игре.

Приемы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога, вежливое общение.

Ролевое взаимодействие: папа-регистратор детской больницы, папа-врач, папа-ребенок, врач-ребенок

Игровые действия:

Папа звонит в регистратуру детской больницы. вызывает врача на дом, мереет ребенку температуру, ребенок лежит в постели. Врач осматривает больного, внимательно выслушивает жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, измеряет температуру, делает назначение, выписывает рецепт, заполняет карточку ребенка.

Лексический материал.

-Употребление антонимов (много – мало, холодный – тёплый, сладкий – горький, горький – вкусный).

-Упражнение в задавании вопросов.

-Название заболеваний: простуда, ангина, насморк, ветрянка, кашель.

Предварительная работа.

  • Рассматривание последовательных картинок по ознакомлению с трудом доктора.
  • Чтение стихотворения П.Образцова «Лечу куклу».

Игровой материал: 

  Набор для игры «Больница» - (шприц , градусник, бинты, лейкопластырь, шпателя, фонендоскоп), дидактическая кукла, форма врача( халат, шапочка, перчатки, маска), сумка- чемодан врача, телефон,карточка для больного, бланки для заполнения, рецепты;

Карточка №13

Магазин. «Идём за покупками в «Универсам».

Задачи:

Способствование активизации воображения детей через придумывание разных сюжетов игры; поддерживание ролевого диалога в ходе игры, внося новые события и сюжеты в игру.

Приемы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога, вежливое общение.

Ролевое взаимодействие:  покупатель-продавец-кассир

Игровые действия:

Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу

Лексический материал:

-Употребление винительного падежа имён существительных (Катя купила (что?)…(куклу).

-Образование прилагательных от существительных.

-Название игрушек: бусы, шары, фонарики, гирлянды, мишура.

Предварительная работа

Беседа «Как мы дружно украшали группу к Новому году».

Художественно – творческая деятельность: подарки близким.

Игровой материал 

Стол (имитация прилавка), наборы- муляжи овощей и фруктов, корзинки, сумки, кошельки, деньги, бнковские карты, касса, чеки, форма для продавца (фартук, чепчик), бейджики с Ф.И.продавца,таблички с надписями отделов «Овощи-Фрукты», «Напитки.»,  «Молочный», «Сладости», «Детское питание», игровое оборудование для отделов, предметы-заместители.

Карточка №14

Детский сад. «Скоро будет Новый год.»

Задачи:

- Развитие интереса к труду музыкального руководителя,

- Формирование навыков подражания его действиям (обратить внимание на то, что воспитатель и музыкальный руководитель работают в контакте).

- Использование в ходе игры различных предметов и их моделей.

Приемы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога, вежливое общение.

Ролевое взаимодействие: воспитатель-дети

Игровые действия:

Вопитатель и дети украшают группу к Новому году, повторяют песни и тихи к празднику.

Лексический материал.

-Употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных.

-Обогащение и расширение номинативного словаря: маскарад, хоровод, серпантин, хлопушки, конфетти, поздравления.

-Признаки: новогодний, праздничный, нарядный, радостный, весёлый.

-Действия: поздравлять, веселиться, дарить, танцевать, водить хоровод, кружиться.

Предварительная работа

  • Д/и «Музыка для кукол»
  • Рассматривание картинок с изображением новогодней ёлки, игрушек; вспомнить, кто приходит в гости к ребятам на Новый год.
  • Д/и «Что сначала, что потом?» /сюжет «Новый год»/.

Игровой материал:

атрибуты для украшения детского сада к Новому году (елка, новогодние игрушки и т.д), предметы заместители

Карточка №15

«Парикмахерская».

Задачи :

-Дальнейшее формирование ролевого взаимодействия: парикмахер – клиент, мастер по маникюру – клиент.

-Способствование активизации воображения детей через придумывание разных сюжетов игры, поддержание ролевого диалога в ходе игры, внося новые события и сюжеты в игру.

Приемы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога, вежливое общение.

Ролевое взаимодействие: парикмахер – клиент, мастер по маникюру – клиент.

Игровые действия:

Парикмахер моет волосы, причесывает, делает стрижки, красит волосы. Мастер-маникюра делает маникюр клиенту,посетители вежливо здороваются с работниками парикмахерской, просят оказать услугу, советуются с мастерами, платят в кассу, благодарят за услуги.

Лексический материал.

-Употребление падежных конструкций родительного падежа (чего нет?), творительного (чем?)

-Временные понятия: раньше – позже, до – после.

Предварительная работа.

  • Рассматривание картинок с изображением работы парикмахера, оборудованием парикмахерской.
  • Чтение стихотворения Э.Успенского «Страшная история».

Игровой материал: 

Зеркало, фартук для парикмахера, накидка для клиента, альбомы с образцами причесок, игровой набор «Парикмахерская» ( кукольные расчески, ножницы,  фены, бигуди, щипцы для завивки), небольшие небьющиеся флаконы из-под духов, шампуней

Карточка № 16

«Дом. Семья».

Задачи:

-Углубление представлений о семье и её членах; знание имён (отчеств) всех членов семьи, половую принадлежность,

-Воспитание у детей заботливого отношения, сострадания не только к членам своей семьи, но и к домашним животным.

Приемы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога, вежливое общение.

Ролевое взаимодействие: ролители-дети

Игровые действия:

Лексический материал.

-Понятия: семья, мама, папа, дочь, сын, брат, сестра, родственники, дом, квартира.

-Употребление падежных конструкций с предлогами «о», «с», «за».

-Составление сложноподчинённых предложений с союзом «потому что».

Предварительная работа.

  • Рассказы из опыта детей «С кем я живу».
  • Д/и «Кому это принадлежит?»
  • Д/и «Сравни картинки» (две семьи).
  • Д/и «Раздели по группам» (группировка по возрасту и половому признаку).

Игровой материал:

атрибуты к игре «Дом.Семья»

Карточка №17

Больница. «Скорая помощь увозит Катю в больницу».

Задачи:

- Закрепление умений брать на себя роли врача, шофера, мамы, папы, больного, действовать соответственно взятой роли, адекватно пользоваться атрибутами игры, закреплять их назначение.

- Воспитание вежливого отношения друг к другу, сочувствия к больному.

Приемы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога, вежливое общение.

Ролевое взаимодействие: водитель скорой помощи, врач, ребенок, мама

Игровые действия:

Мама звонит по телефону 03 и вызывает скорую помощь: называет ФИО, сообщает возраст, адрес, жалобы. Скорая помощь приезжает.  Врач осматривает больного, внимательно выслушивает его жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, измеряет температуру,  дает лекарство, делает укол. Выписывает рецепт, заполняет карточку.

Лексический материал:

-Забота над загадкой: «Если кто-то заболел, срочно нас зовёт на помощь,-

Набери скорей «03» и приедет … (скорая помощь).

-Сопоставление врача «скорой помощи» и врача поликлиники.

Предварительная работа.

  • Наблюдение за «скорой помощью» на улице.Викторина «Для чего это?» (медицинские материалы и инструменты).
  • Чтение стихотворения А.Кардашовой «Доктор».

Игровой материал: 

Набор для игры «Больница» - (шприц , градусник, бинты, лейкопластырь,шпателя, фонендоскоп), дидактическая кукла, форма врача           ( халат, шапочка, перчатки, маска), сумка- чемодан врача, карточка для больных, бланки для заполнения, рецепты, атрибуты к игре «Дом.семья»,

Карточка №18

«Городской транспорт».

Задачи :

Формирование игровых умений; совместное придумывание новых сюжетов игры; поддержание многотемности игры, введение воспитателем игровых проблемных ситуаций.

Приемы руководства: распределение ролей, активизация ролевого диалога, вежливое общение.

Ролевое взаимодействие: шофер-пасажир, шофер- регулировщик, пассажир-кондуктор, водители другого транспорта- безозапрвщик

Игровые действия:

 Шофер ведет машину, рулит, подает сигнал, делает остановки.

 Кондуктор обьявляет остановки, принимает плату за проезд, выдает билеты пассажирам.

Пассажир покупает билеты, выхадит на остановках, оплачивает проезд, соблюдает правила поведения в общественном трнспорте, сидит.

Регулировщик регулирует движение, штрафует водителей за нарушение.  Бензозаправщик заправляет машину бензином, берет деньги, дает чек.

Водители другого транспорта перевозят грузы, едут на стройку, сгружают строительный материал, засыпают песок.

Лексический материал.

-Образование множественного и единственного числа имён существительных (один – много, автобус – автобусы …)

-Различие и называние транспорта по видам; профессий людей, управляющих транспортом.

-Работа над пословицей «Тише едешь – дальше будешь».

Предварительная работа.

  • Д/и «Отремонтируем машину» (недостающие детали).
  • Наблюдение на улице за движением различного вида транспорта.
  • Д/и «О чём говорит сигнал светофора».

Игровой материал:

Стулья (имитирующие транспорт), строительный материал, светофор, дорожные знаки,  дорожки пешеходных переходов, рули, жезл регулировщика, фуражка, водительские документы, проездные билеты,деньги, сумка кондуктора, микрофон для обьявления остановок,-предметы-заместители

Карточка №19

«Гараж».

Задачи:

- Формирование игровых умений по правилам дорожного движения; расширение ролевого взаимодействия

- Введение воспитателем проблемных ситуаций («У машины кончился бензин», «Сломался светофор»)

Приемы руководства: распределение ролей, общение, активизация ролевого диалога

Ролевое взаимодействие: Шофёр - шофёр; Шофёр - заправщик; Шофёр - слесарь.

Игровые действия: Шофёры ставят машины в гараж. Осторожно ведут машины, чтобы не сбить людей. Заправляет бензином.

Лексический материал.

-Употребление приставочных глаголов (ехать, в-, об-; под-, с-, пере-, от-, в-).

-Закрепление словаря по данной теме.

-Образование родственных слов (пеший – пешеход – пешеходный).

Предварительная работа:

  • Д/и «Что (кого) мы везём? (подбор слов по смыслу).
  • Рассматривание иллюстраций к книге Я.Пишумова «Машины».
  • Знакомство с дорожными знаками «Дети», «Пешеходный переход».

Игровой материал:

строительный материал, каски, грузовые машины, набор машин, инструменты (молоток, болгарка, ключи,), предметы- заместители

Карточка №20

«Открытие нового детского сада».

Задачи:

- Придумывание сюжета игры, расширение ролевого взаимодействия; поддержание ролевого диалога и многотемности игры: детский сад – семья – строители и др.

- Уяснение значимости труда работников детского сада.

- Воспитание гуманных чувств (доброты, отзывчивости, заботы)

Приемы руководства: распределение ролей, общение, активизация ролевого диалога

Ролевое взаимодействие:

Игровые действия:

Лексический материал.

-Употребление различных глагольных форм.

-Употребление предлогов: на, под, в, перед, с, за, над.

Предварительная работа:

  • Чтение рассказа Н.Носова «Бабушка Дина».
  • Уточнение и конкретизация в беседе представлений о труде каждого сотрудника детского сада.
  • Д/упр. «Кто что делает?».Целевая прогулка к соседнему детскому саду.

Игровой материал:

Карточка №21

«Больница с разными отделениями».

Задачи:

- Формирование ролевого взаимодействия: врач – пациент, врач – медсестра, пациент – медсестра, врач – врач (разных отделений), пациент – пациент; введение новых ролей в процессе игры («Семья» и т.п.);

- поддержание воспитателем ролевого диалога.

Приемы руководства: распределение ролей, общение, активизация ролевого диалога

Ролевое взаимодействие: врач – пациент, врач – медсестра, пациент – медсестра, врач – врач (разных отделений), пациент – пациент; пациент-фармацевт.

Игровые действия: 

Больной идет в регистратуру, берет талон к врачу, карточку идет на прием. Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт, врач подписывает. Больной идет в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, перевязывает ранки, смазывает мазью и т.д. Окулит проверяет зрение, выписывает рецепт; лор смотрит горло, уши, делает назначение выпиывает рецепт. Пациент идет в аптеку, выкупает лекарства.

Лексический материал.

-Обогащение словарного запаса (лор, окулист, хирург, стоматолог).

-Образование прилагательных от существительных (глаз – глазное …).

Предварительный материал.

  • Заучивание отрывка из стихотворения С.Михалкова «Прививка».
  • Д/и «Угадай, где и кем я работаю».
  • Рассказы из личного опыта «Однажды у меня заболел …»

Игровой материал:

Набор для игры «Больница» - (шприц , градусник, бинты, лейкопластырь,шпателя, фонендоскоп), дидактическая кукла,форма врача( халат, шапочка, перчатки, маска), телефон, карточки для больных, бланки для заполнения, рецепты, имитированная регистратура с вывеской «Регистратура», карточки-надписи кабинетов врачей «Педиатр», «Окулист» - таблица для проверки зрения, карточки-памятки с полезными продуктами «Лор» - головное зеркало, для пациентов – страховой полис, СНИЛС; лекарства для аптеки, деньги.

Карточка № 22

Больница «Зоолечебница».

Задачи:

- Совместное сюжетосложение игры и её обыгрывание; введение воспитателем игровых проблемных ситуаций в ходе игры.

- Использование предметов-заменителей.

Приемы руководства: распределение ролей, общение, активизация ролевого диалога

Ролевое взаимодействие: Врач – медсестра; Врач- хозяин животного; Медсестра – хозяин животного.

Игровые действия:

 В ветеринарную лечебницу приводят и приносят больных животных. Ветеринарный врач принимает больных, внимательно выслушивает жалобы их хозяина, задает вопросы, осматривает больное животное, прослушивает фонендоскопом, измеряет температуру, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт. Животное относят в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, обрабатывает и перевязывает раны, смазывает мазью и т.д. После приема хозяин больного животного идет в ветеринарную аптеку и покупает назначенное врачом лекарство для дальнейшего лечения дома.

Лексический материал:

-Падежное согласование существительных («У кого кто?» У кошки – котёнок.)

-Образование притяжательных прилагательных (Хвост лошади. – Чей хвост – лошадиный).

Предварительная работа:

  • Беседа о животных, чтение художественной литературы о животных (С.Я.Маршак «Детки в клетке», «Где обедал воробей?», В.Маяковский «Что ни страница – то слон, то львица.»
  • Рассказ воспитателя о ветеринарном враче, его сравнение с детским врачом.

Игровой материал: 

Набор для игры «Больница» - (шприц , градусник, бинты, лейкопластырь,шпателя, фонендоскоп), форма врача-ветеринара( халат, шапочка, перчатки, маска), телефон, карточки для больных животных, бланки для заполнения, рецепты, сюжетные игрушки-животные

Карточка № 23

«Детский сад на прогулке».

Задачи :

Формирование ролевого взаимодействия (воспитатель – дети, дети – родители, воспитатель – родители), ролевого диалога; распределение и смена ролей.

Приемы руководства: распределение ролей, общение, активизация ролевого диалога

Ролевое взаимодействие: воспитатель – дети, дети – родители, воспитатель – родители

Игровые действия:

Воспитатель с детьми выходят на прогулку, играют в подвижную игру, проводят наблюдения, дети играют в различные игры

Лексический материал.

-Составление сложносочинённых предложений с союзом «а» (Паша выше, а Петя ниже.).

-Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными (пальто, кино).

Предварительная работа.

  • Наблюдения за деятельностью, играми детей младшей группы на прогулке.
  • Д/и «Кому что нужно для совместной работы?»

Игровой материал:

 спортивный инвентарь, атрибуты для проведения подвижной игры

Карточка № 24

Сюжетно-ролевые игры разной тематики, объединённые в один сюжет «Наш город»

Задачи:

- Формирование ролевого взаимодействия; самостоятельное развитие сюжетной линии, планирование игровых действий.

- Воспитание дружелюбия, взаимопомощи.

- Наблюдение за игровой деятельностью (с целью выявления уровня развития игровых навыков и умений).

Приемы руководства: распределение ролей, общение, активизация ролевого диалога

Ролевое взаимодействие:

Игровые действия:

Лексический материал.

-Понятия: город Рубцовск, улица, река, мост, площадь, завод; названия учреждений.

-Действия: работать, ездить, переезжать, строить, жить и т.д.

-Признаки: многоэтажный, каменный, высотный, большой, чистый, красивый… .

-Подбор и употребление антонимов.

-Употребление  падежных конструкций с предлогами в, на, около, по, из, между.

Предварительная работа.

  • Д/и «Узнай место в городе по фотографии».
  • Д/и «Что где находится?» (ориентировка).
  • Конструирование из строительного материала «Детский парк».

Игровой материал:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека сюжетно- ролевых игр для детей старшей группы доу

картотека сюжетно-ролевых игр в старшей группе доу....

КАРТОТЕКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР Для детей старшей группы

Карточка №1. «Дом, семья» Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановк...

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшей группы.

В картотеке даны игры по данному возрасту....

Картотека сюжетно-ролевых игр "МИР ПРОФЕССИЙ" Старшая группа

20 карточек сюжетно-ролевых игр для детей 5-6 лет. Каждая карточка содержит задачи, предварительную работу, игровой материал. игровые действия....

Картотека сюжетно­ролевых игр «Веселая игра» Старшая группа

Картотека сюжетно - ролевых игр для старшей группы...