Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста
статья на тему

Понкратова Любовь Петровна

Торческие способности есть у всех, просто их постоянно подавляют. Чаще всего это происходит из-за того что люди связанны стереотипами, дети же, не знакомые с этим понятием, обладают неимоверной творческой энергией. В образовании творческий подход откланяется, так как основная цель - подготовка к экзаменам.  Любой поставленный вопрос имеет, как правило, несколько вариантов решения, но учащиеся должны отвечать на него по правилам экзаменатора – не используя творчество для поиска нового, а просто воспроизводя уже кем-то найденный ответ. Кроме того творчество до сих пор соотносят лишь с миром искусства и связывают с талантом, даром которым могут обладать не все и научиться этому невозможно. Все эти заблуждения сравнимы с средневековыми! Творческие способности можно и нужно развивать, а люди, придерживающиеся другого мнения, просто тормозят развитие общества. Ещё Л. С. Выготский говорил: «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Под творческим воображением подразумевается  создание совершенно новых, оригинальных образов. Его основой являются творческие способности, поэтому оно тесно связанно с творчеством - созданием новых по замыслу культурных, материальных ценностей.  

В состав творческого воображения входят образное и вербальное воображения. С. С. Суровцева выдвинула мнение о том, что в старшем дошкольном возрасте оригинальность и беглость образного воображения уменьшается, а оригинальность вербального наоборот увеличивается, при этом беглость остается без изменений. Выявивший шесть типов решения задач в дошкольном возрасте О. М. Дьяченко в свою очередь говорил, что оригинальность воображения наиболее высока в младшей группе, далее она уменьшается в средней и вновь увеличивается в подготовительной группе. Из этого следует, что в старшем дошкольном возрасте воображение ребенка находиться на самом высоком уровне и основным является вербальное.

 В этом возрасте ребенку в основном свойственны такие формы воображения как мечты и фантазии.

 Мечта – особая форма воображения направленная в будущее, которая помогает организовать действия человека. Чаще всего в мечтах все образы являются яркими и эмоционально насыщенными. В мечтах воссоздается будущее с опорой на настоящее, если же такая опора отсутствует, то это является нереальной мечтой, грезами.

Фантазия, являющаяся важным элементом художественного творчества - преднамеренное создание необычных образов отличающихся от реально существующих. Она служит для объяснения непонятных явлений. Термины «воображение» и «фантазия» часто отождествляются в психологии.

Кроме того в старшем дошкольном возрасте ребенок уже способен пользоваться основными приемами воображения:

Агглютинация – склеивание между собой без изменения нескольких частей предметов и явлений, в реальности не возможных. С помощью агглютинации были придуманы мифологические кентавры, Минотавр, Пегас, русалки и др. Агглютинации встречаются не только в искусстве, но и в технике (аэросани, танк-амфибия).

Гиперболизация - увеличение или уменьшение предметов, явлений или образов. С помощью гиперболизации были придуманы сказочные и мифологические великаны и гномы. Гиперболизация так же включает в себя не только изменение размеров и пропорций, но и  увеличение или уменьшение количества частей предмета, например, образы многоруких богинь, одноглазого циклопа.

Развитие творческих способностей у детей зависит от ряда факторов:

 Во-первых, эта поддержка окружающих, в первую очередь родителей которые должны поощрять любопытство своих детей и не должны ограничивать их свободу в выборе интересов.

Во-вторых, западные психологи (Э. Оглетри, В. Юлаки, Ф. Хеддон и Г. Литтон) установили, что чем выше социоэкономическое положение семье и неформальнее атмосфера в образовательном учреждении, тем выше в тестах оценки креативности у детей.

В-третьих, по данным Е. Л. Григоренко и Б. И. Кочубей важную роль играют демократический стиль взаимоотношения с матерью, широкий круг общения и положение в семье (первенцы и лидеры в семье более творчески направлены).

Условиями, тормозящими развитие творческих способностей ребенка являются:

  1. ориентация на успех и избегание риска (ребенок боится дать неправильный ответ);
  2. ориентация на мнение сверстников (ребенок боится быть оригинальным, выглядеть необычным);
  3. представление окружающих взрослых о креативности как отклонении от нормы (ребенку кажется, что отличаться от других плохо);
  4. запрет вопросов и ограничение инициативы;
  5. жесткое разграничение трудовой и игровой активности ребенка.

Последние два понятия тесно связанны с гипер и гипоопекой. В первом случае ребенку не дают выразиться, все делают вместо него,  вследствие чего у него тереться всякий интерес к творчеству. Во втором – детям никто не объясняет как правильно, что либо делать, вследствие чего у детей недостаточно опыта и знаний для творчества, их никто не хвалит и они терпя частые неуда отказываются от дальнейших творческих действий.

Существуют различные принципы развития творческих способностей у детей. Основные из них:

  1. Ко всем проявлениям творчества ребенка нужно относиться чутко и внимательно.
  2. Нужно научиться замечать потенциальные творческие способности у детей во время различной деятельности.
  3. Пытаться формировать высокую самооценку ребенка, стимулировать его к действиям.

Все же с возрастом творческое воображение и фантазия постепенно угасают, это в первую очередь связанно со школьным обучением, так как в этот период они не тренируются. На первый план выходят учебная деятельность, в которой творчеству нет места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие воображения у детей дошкольного возраста

призентация для защиты методического портфолио...

статья "Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста"

Проблема развития воображения детей актуальна, тем что это психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом....

Особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте.

   Воображение старших дошкольников входе развития превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность, имеет важное значение для подготовки его к школе. Никакое школ...

Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста

Игра - основной источник развития воображения дошкольника....

Развитие речи через развитие воображения у детей дошкольного возраста

Развитие речи через развитие воображения у детей дошкольного возраста...

Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста.

В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображени...

Консультация для воспитателей" Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста»

Воображение является важнейшей стороной человеческой жизни.Воображение у ребенка начинает совершенствоваться достаточно рано, оно слабее, чем у взрослого, однако богаче и занимает немного места в его ...