Проект "Ткани"
проект (старшая группа) на тему

Ситник  Ирина.В

Проект "Ткани"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tkani.docx43.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик»

Разработчик : Ситник Ирина Васильевна

Пояснительная записка:

Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Приобщение детей ко всему, чем живёт общество – задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего.

Работа с тканью оказывает большое влияние на формирующиеся потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми. Через работу с тканью малыш узнает, что ткани обладают разными свойствами и качествами. Ребенок овладевает способами действий с тканью, и это помогает ему приобретать «власть» над миром в котором он живет. Работа с тканью вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.

Формирование отношения к знакомству с миром ткани отражено в исследованиях, изучавших процесс воспитания бережного отношения к результатам труда взрослых и формирования у детей чувства благодарности взрослому за заботу о них. При изучении разных видов ткани и работе с тканью

 рассматривается  воспитание таких нравственных качеств, как бережливость, заботливость, аккуратность, трудолюбие, привычка к тому, что каждая вещь имеет свое место, и осознание того, что взрослые много трудятся, чтобы создавать вещи, поэтому результаты их труда необходимо беречь .

Предметы характеризуются признаками, которые ребёнок познаёт сенсорным путём, т.е. зрительно, осязательно, тактильно и с помощью мыслительных операций. Именно это обеспечивает развитие его личности.

По мнению О.В. Дыбиной, познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии её связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.

Поэтому, детей  5 – 6 лет нужно знакомить с разными видами ткани , её свойствами ,действием с ней,  в процессе  работы с тканью дети познают окружающий мир т.е. позволять детям ощупывать, поглаживать, ломать, рвать, гнуть, сжимать, бросать, поднимать и т.п. 

Цель: ознакомление с видами тканей, различными видами деятельности с тканью.

Задачи: обобщить знания о натуральных и искусственных видах ткани, об их происхождении;

  1.  расширить представления об окружающем мире,
  2. развивать мотивацию к познавательной деятельности ;
  3. активизировать речь, расширять словарный запас;
  4.  воспитывать бережное отношение к вещам как к результату труда людей,
  5.  интерес к чтению художественной литературы.

Вид проекта: познавательно-творческий.

Состав участников: групповой.

Срок реализации: среднесрочный.

Итоги освоения темы:

  1. Знают несколько видов ткани, их свойства.
  2. Умеют взаимодействовать, эксперементировать  с тканью, создают несложные композиции из ткани.
  3. Обладают начальными знаниями о профессии швеи, её необходимости и важности.
  4. Развивается мелкая моторика рук, умение взаимодействовать с ножницами, тканью.
  5. Происходит обогащение словаря, активизация речи.
  6. Способны договариваться, взаимодействовать в игре.
  7. Развиваются творческие способности, любознательность, фантазия, умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
  8. У детей развивается крупная и мелкая моторика рук.
  9. Развивается воображение, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре.

 

Реализация проекта

Образовательные области проекта

Виды детской деятельности

Осуществляемая детьми деятельность

1

2

3

«Познание» - основная образовательная область проекта

Познавательно – исследовательская

Знают некоторые виды тканей и их свойства, активно включаются в экспериментирование

«Художественное творчество»

Продуктивная

Рисуют предметы различной формы, соотнося пропорции деталей и пространственные признаки, подбирают цвет для изображения настроения, времени года, суток, создают композиционный рисунок, используя вырезанные изображения.

В индивидуальной и коллективной работе используют различные виды изобразительной деятельности.

Владеют комплексом технических навыков и умений, необходимых для реализации замысла

«Социализация»

Игровая

Свободно и с интересом играют в разные игры: сюжетно – ролевые « Магазин «Ткани», « Ателье «Наперсток», игра с правилами «Дуют ветры», дидактические игры «Волшебный мешочек», « Одень куклу по погоде», « Что нужно швее?», участвуют в викторине.

Согласуют творческие индивидуальные замыслы с партнерами – сверстниками, продолжают свои игровые действия, включая в них события, предложенные партнером. Проявляют доброту, внимание, заботу; умеют попросить о помощи и оказать её, сдерживать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой форме.

Могут включаться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, не мешая свои поведением другим

                       Продолжение таблицы

1

2

3

«Коммуникация»

Коммуникативная

Умеют взаимодействовать с другими детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве и т.п.), правильно произносят слова, грамотно строят предложения, используют средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми

«Чтение художественной литературы»

Восприятие художественной литературы

С удовольствием слушают жанровые произведения в исполнении взрослого. Умеют ответить на вопрос взрослого по содержанию произведения

«Физическая культура»

Двигательная

Участвуют в физкультминутках, правильно повторяют движения за взрослыми, в том числе под музыку

«Труд»

Трудовая

Знают и умеют пользоваться ножницами, тканью, изготавливать разные поделки из ткани, выполнять несложные аппликации с использованием разного вида ткани.

Убирают за собой после занятия, игр

Приложение :

  1. История возникновения ткани и ее предназначение.

-Когда же появилась первая материя? История возникновения ткани прослеживается с самого начала развития человечества. По мнению ученых, еще в каменном веке первобытные люди, спасаясь от холода и мороза, мастерили себе одежду из шкуры убитого животного. Первобытные люди также, сплетая волокна конопли, крапивы, льна, начали создавать полотно (ткань).

Да, такая ткань, конечно же, спасала людей от холодов, хотя была очень грубой и неудобной.

Но со временем мастера по производству ткани совершенствовались, применяли разные методики, пробовали новые технологии. По мере развития цивилизации развивается и производство ткани, повышается её качество, появляются новые виды ткани. Более качественные и сложные типы ткани ткачи изготавливали уже на первых ткацких станках, которые изначально появились в азиатских странах. Около 5 в. до н.э. появляется первое ткацкое устройство, которое состояло из большой деревянной рамы, на ней закрепляли нити и плели ткань. В закреплённые на раме нити ткач при помощи челнока вплетал поперечные нити. Работа по созданию тканного полотна была очень трудоёмкой и занимали большое количество времени, но полотно получалось довольно плотным и толстым, такая ткань среди людей пользовалась большим спросом. Со временем ткацкие станки стали появляться почти в каждом доме. На них изготавливали постельное бельё, полотенца и одежду. Благодаря этому впоследствии развилась целая индустрия производства тканей различного целевого ,состава и технологий.

Потребность человека одеться вскоре превращается в потребность преобразить и украсить своё жильё, а именно -сделать красивым при помощи ткани. Так стали появляться шторы, обивка мебели, скатерти и пр.

Физкультминутка

(дети имитируют движения в соответствии со стихотворением)

Ох, и пачкалась одежда,

Мы её не берегли,

Обращались с рей небрежно,

Мяли, пачкали в пыли.

Надо нам её спасти

И в порядок привести.

В тазик воду наливаем.

Порошок мы насыпаем.

Всю одежду замочили,

Пятна тщательно потрём,

Постираем, прополощем,

Отожмём её, встряхнём.

А потом легко и ловко

Всё развесим на верёвках.

А пока одежда сушится ,

Мы попрыгаем, покружимся.

Работа с тканью (определение её вида и назначения)

-Какая бывает ткань?(хлопковая, трикотаж, лён, шёлк и пр.)

Педагог раздаёт детям образцы шерстяной ткани и нитей.

-Откуда берётся шерстяная ткань? Такую ткань делают из шерсти животных. Какие животные дают шерсть?(овцы, верблюда, ламы, кролика, собаки.) В определённое время их стригут. Постриженные овечки гуляют на лугу, новую шесть отращивают до следующей стрижки. Состриженную шерсть люди расчесывают, прядут нити, окрашивают, вяжут вещи.

-Какова на ощупь шерстяная ткань? (плотная, толстая, пушистая, тёплая.)

Педагог раздаёт детям образцы хлопковой ткани.

-Для выращивания хлопковой ткани используют специальное растение- хлопок. Хлопок растёт только в жарких странах, любит тепло и воду. Плод хлопка похож на коробочку, которая как бы заполнена ватой, люди из коробочек достают хлопок. Потом отправляют на очистительные фабрики. Там расчёсывают щётками. Вата- это и есть специально очищенный хлопок. (Педагог раздаёт детям вату.)

-Сейчас нити прядут и скручивают специальные прядильные машины на прядильных фабриках, и именно там из хлопчатобумажных нитей ткут ткань.

-Трикотаж- это вязаное полотно, которое вяжут из разных нитей: хлопка, льна, шерсти. Если  внимательно рассмотреть трикотажную ткань, то можно увидеть косички, петельки, а не переплетения, как на льняной, хлопчатобумажной, шерстяной тканях.

Педагог организует рассматривание одежды детей: на ком – трикотажная, а на ком- хлопковая одежда.

Педагог раздаёт детям образцы шёлка.

-Шёлк производится в Китае. Гусеница шелкопряда превращается в куколку внутри специально предназначенного для этого кокона. Она плетёт этот кокон из шёлковой нити , которую вырабатывают её железы. Эта нить и есть натуральный шёлк- сырец. Коконы собирают, обрабатывают паром, вымачивают и аккуратно разматывают на специальных станках. Так получают тончайшую шёлковою нить.

-Эти ткани натуральные, они сделаны из того, что есть в природе. Но люди придумали и искусственные ткани. Они созданы для того чтобы улучшить свойства ткани. Например, куртки, которые вы носите, должны отталкивать воду, они тоже сшиты из синтетических материалов.

-Кто работает с ткань? Швея -работает по шитью чего-либо. Скорняк – мастер, занимающийся производством меховых изделий, выделкой мехов. Сапожник. Модельер. Дизайнер одежды. Дизайнер по шторам.

- Что делают из ткани? (Одежду, головные уборы, обувь, шторы, обивку для диванов, кресел и пр.)

Педагог предлагает детям осмотреть групповые помещения и найти разные виды тканей.

  1. Чтение художественной литературы. К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла» (ознакомление с содержание в дневное или вечернее время).

Как рубашка в поле выросла

Видела Таня, как отец ее горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зерна, и спрашивает:

- Что ты, тётя, делаешь?

- А вот лею ленок, дочка; вырастет рубашка тебе и Васютке.

Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли.

Недели через две покрылась полоска зеленой шелковистой травкой, и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка».

Раза два мать и сестры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке:

- Славная у тебя рубашечка будет!

Прошло еще несколько недель: травка на полоске поднялась и на ней показались голубые цветочки.

«У братца Васи такие глазки,- подумала Таня,- но рубашечек таких я ни на ком не видела».

Когда цветочки опали, то на тих месте показались зеленые головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сестры Тани повыдергивали весь лен с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.

Когда лен просох, то стали у него головки отрезать, а потом потопили в речке безголовые пучки и еще камнем сверху завалили, чтобы не всплыли.

Печально смотрела Таня, как ее рубашечку топят; а сестры тут ей опять сказали:

- Славная у тебя, Таня, рубашечка будет.

Недели через две вынули лен из речки, просушили и стали колотить сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны. Вытрепавши, стали лен чесать железным гребнем, пока не сделался он мягким и шелковистым.

-Славная у тебя рубашечка будет, - опять сказали Тане сестры.

Но ,Таня подумала: «Где же тут рубашечка? Это похоже на волосики Васи, а не на рубашку».

Настали  длинные зимние вечера. Сестры Тани надели лен на гребни и стали из него нитки прясть.

«Это нитки, - думает Таня, а где же рубашечка?»

Прошла зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уж Таня сама увидела, из ниток выходит холст.

Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве на солнышке и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.

Настала опять зима. Накроила мать рубашек; принялись сестры рубашки шить и к рождеству надели на Таню и Васю новые белые, как снег, рубашечки.

После прочтения произведения воспитатель расспрашивает детей о том, что им запомнилось, разъясняет непонятные слова.

Примерная беседа:

- Понравился ли вам рассказ, ребята?

- Как появились рубашечки? Что сначала сделал отец? (Посеял семена.)

- Что дальше? (Семена взошли, на них появились голубые цветочки.)

- А когда цветочки опали, что сделали мать и сестры Тани? (Вырастили лет и сложили сохнуть.)

-Когда лён просох, где его потопили?(в речке) Он утонул? (нет, его достали и колотить и чесать)

-Каким он стал после этого?(Мягким.)

-Что сделали с ним зимой? (нитки спряли)

-А из ниток что потом сделали?(холст.)

-Что такое холст? (Это ткань, из которой потом рубашки сшили.)

-Вот так раньше производили ткань. Очень долго и трудно. Где сегодня мы покупаем ткань? (В магазине.) 

-Сейчас ткани делают на фабриках и продают готовыми, не только белые, как в рассказе, но и разных цветов и расцветок.

3. Эксперименты с тканью (исследовательская деятельность «Свойства ткани»)

Материал: разные кусочки ткани (хлопок, мех, плащовая ткань, джинсовая ткань, ситец, марля и т. д.) тарелочки с водой ,  ножницы, степлер, тазик с водой и мылом для стирки,  увеличительное стекло.

-Сегодня мы будем исследователями, проведём эксперименты с тканью. Как вы думаете, что можно сделать с куском ткани ? (варианты ответов детей : помять, разрезать, порвать и т .д  .- всё это детям разрешается попробовать самостоятельно и рассказать о полученных результатах, своих эмоциях, количестве полученных усилий и т.д. )

Опыт 1:

Дети пытаются склеить два кусочка ткани, разорвать (хлопок и мех)  ,  сшить, постирать грязный лоскуток, постирать цветную ткань, порезать ножницами, помять (натуральную и искусственную ткань).

Вывод :  основные свойства ткани - она склеивается, сшивается, стирается, линяет, режется, рвётся, мнётся.

Опыт 2:

Дети капают на лоскуты ткани водой и делают вывод о том , что такая ткань впитывает воду, а какая не впитывает (рассматривается хлопок и плащовка ).

Опыт 3:

Дети с помощью лупы рассматривают переплетение нитей в различных лоскутках и делают вывод, что у ткани, которая промокла, нити переплетаются реже, чем у непромокаемой.

Опыт 4: Дети берут кусок ткани и косок бумаги. Два ребёнка держат бумагу (ткань) за разные концы, третий пытается её порвать.

Вывод: бумага порвалась, а ткань - нет. Ткань прочнее бумаги.

Опыт 5:

Дети берут два кусочка ткани (хлопок и мех) и дуют на них.

Вывод: мех тяжелее, чем хлопок, его труднее сдвинуть с места.

Опыт 6:

Дети берут несколько лоскутков ткани разного вида  (  ситец, джинсовую, хлопок, тюль и т. д.) и режут их ножницами, после чего делают выводы о том, какая ткань режется труднее (легче).

4. Организация «Школы юных мастериц  »

  1. Шитьё подушечек для кукольной кроватки.

Данный вид деятельности проводится по желанию, индивидуально, соблюдая технику безопасности при работе с иголкой.

  1. Объемная аппликация из ткани »Цветы».

Воспитатель привлекает всех желающих заняться аппликацией.

Материал: картон, обтянутый тканью, бумага зелёного цвета для лепестков, ленточки для стеблей, круги из ткани для цветка, салфетка, клей, пуговицы.

Из данного набора материалов детям предлагают самостоятельно придумать и смастерить объемную аппликацию. Задача педагога – наблюдать и помогать в трудные моменты.

3. Аппликация из бумаги и ткани «Кораблик»

4. Аппликация из ткани »Лес в разное время года»

5. Рисование узоров из ткани «Салфетка для мамы»

Материал: краски, кисточки, баночки с водой, кусочки ткани разного размера, образцы салфеток.

Беседа:

-Скоро наступит мамин праздник. Как называется этот праздник (8 Марта, Международный женский день) 

-кого вы будете поздравлять в этот день? (Мам, бабушек, сестрёнок, воспитателей, тёть и других женщин).

-Как вы будете поздравлять? (готовить подарки, читать открытки, стихи).

-Сегодня мы смастерим для ваших мам необычный подарок- салфетку. Для чего она может пригодиться? (для украшения стола , на неё можно сопоставить вазу, конфетницу)

-Посмотрите, какие бывают салфетки. Какого они цвета, что на них изображено.

-Теперь я предлагаю вам самим создать свою салфетку. Для начала вы должны подумать и придумать узор, а затем только приступать к выполнению работы.

5. Комплексное занятие «Капризы королевы-модницы».

1.Вводная часть:

-Жила-была в три десятом царстве, в три девятом государстве королева – модница. Очень любила она наряжаться, и все портные королевства шили день и ночь сотни нарядов. Но портные так устали, что просят нашей помощи, они прислали нам письмо. Давайте его откроем, (читают письмо).

«Здравствуйте ребята! Мы не успеваем выполнять заказы королевы. Если платья не будут готовы в срок, нам отрубят головы. Помогите нам!»

Просьба первая:

-Королеве понравилась разноцветная ткань, но этой ткани у нас всего 6 лоскутков. Сколько платьев мы сможем сшить, если на каждое платье по 2 лоскутка?

На доске изображены 6 лоскутков (дети решают задачу.)

Вторая просьба:

-Королева порвала своё любимое платье. Помогите подобрать заплатку.

Материал: из картона вырезано платье и набор заплаток (дети выполняют задание).

Третья просьба:

-Во дворец прислали огромные сундуки с фурнитурой. Ребята, узнайте, что находится в каждом сундуке ( нитки, иголки, пуговицы, ткань, бусины.)

-Сначала нам понадобится фурнитура, в названии которой больше всего букв (пуговицы).

-В сундуке лежит много пуговиц, подберите, какие пуговицы подойдут к этим образцам ткани (дети подбирают по цвету пуговицы к представленным образцам ткани.)

-Теперь нам нужно открыть сундук, в названии которого есть только одна гласная буква (ткань)

-Для следующего платья королевы нужно выбрать самое длинное полотно. Как это сделать, у нас нет линейки и сантиметра?

У детей два свёрнутых лоскута ткани. Дети предлагают свои варианты решения проблемы. Например, приложить два конца друг к другу, растянуть и посмотреть, какой длиннее.

-Мы выполнили все просьбы портных. Как вы думаете, мы смогли им помочь? Они прислали нам ещё одно письмо. В нём написано:»спасибо вам, ребята! Королева довольна. Мы всё успели »

2. Сюжетно-ролевые игры:

Игра «Магазин «ткани».

Материал : разные виды ткани, фурнитура, сантиметр, карандаш, бумага, журналы моды, ножницы.

Место для игры: например, поставить столы, стулья, в магазине организовать кассу, детям раздать игрушечные деньги.

Вводная беседа:

-Что продают в магазине «ткани»? (ткань, фурнитуру)

-А ещё? (пуговицы, пайетки, аппликации, нитки, иголки)

-Когда и зачем приходят в этот магазин? (когда хотят сшить себе что-то)

-прежде чем купить ткань, вы должны решить, что вы из неё хотите сшить и только потом  количество ткани вам потребуется, какого цвета. Также следует заранее подобрать пуговицы и другие необходимые материалы. После того покупать ткань и идти в ателье.

(Дети выбирают продавца, покупателей).

Игра «Ателье: «Напёрсток».

-Зачем люди приходят в ателье? (Чтобы им сшили одежду или зашили дыру).

-В ателье можно сшить или починить одежду. Кто это будет делать в ателье? (швея, портниха).

-Если вы не знаете, какой фасон, модель платья или брюк выбрать, швея может предложить вам журнал мод, в котором есть различные варианты одежды. Вы выбираете модель, портниха снимает мерки и, используя выкройки ,начинает шить.

Выкройка- это рисунки деталей вашей одежды на бумаге, используя которые швея шьёт вам что то. Также не забудьте прийти на примерку, после которой швея подгонит окончательно одежду под вашу фигуру. И тогда вы уже забираете готовую одежду.

6. Итоговое мероприятие

Викторина «В мире лоскутков»

Дети делятся на две команды, придумывают название, выбирают капитана.

Вопросы викторины:

  1. Как называют ткани, которые производят из шерсти животных? (шерстяные)
  2.  Кто такой скорняк? (мастер ,который шьёт из меха одежду.)
  3.  Чем занимается портниха? (шьёт одежду).
  4.  Хлопок-это натуральная или искусственная ткань? (натуральная).
  5.  Откуда берётся шёлк? (его вырабатывает шелкопряд).
  6.  Что прочнее бумага или ткань? (ткань).

Загадки:

Птичка невеличка-с льняным хвостом

Сквозь стену перелетает (иголка, нитка, ткань).

***Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода( шарф)

У маленькой Катюшки уселся на макушке

Не мотылёк, не птичка - держит две косички.(бант).

           Дидактическая игра:

«Что нужно швее»

На столе разные предметы. Команды стараются подобрать швее нужные предметы (иголка, нитки, ткань, пуговицы и т.д.)

Побеждает та команда, которая сделает это быстрее.

Дидактическая игра:

«Одень куклу по погоде»

Детям даны разные виды тканей .  Одна команда выбирает для летнего наряда, другая для зимнего.

Игра- развлечение «Дуют ветры».

На стол кладут кусочки ткани. Капитаны команд по сигналу ведущего начинают дуть на лоскутки. Чей лоскуток быстрее упадёт со стола, тот и выиграл.

Итог проекта:

Создание папки «Ткани». Выставка работ детей и родителей.

Литература:

  1. Ушинский К.Д. «Как рубашка в поле выросла»
  2. Богатеева  З. А. «Занятия по аппликации в детском саду»
  3. Богатеева З. А. «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях» М. Просвещение 1986 г.
  4. Алексеевская Н.» Волшебные ножницы» М. 1998 г.

МКДОУ детский сад «Колокольчик»

ПРОЕКТ: «Ткани разные нужны»

                                                          Выполнил: воспитатель

                                            старшей группы

Ситник Ирина Васильевна