Игра как средство формирования способности к общению у дошкольников
статья на тему

Старцева Людмила Вениаминовна

Статья на тему "Игра как средство формирования способности к общению у дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как средство формирования способности к общению у дошкольников

В настоящее время педагоги и родители все чаще  отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной  инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к  ним обращается кто-либо. Они не могут поддерживать свои действия в совместной деятельности, не умеют выразить свои чувства. Все это приводит к конфликтам и такие дети замыкаются в одиночестве. В то же время умение общаться с другими людьми — необходимая составляющая самореализации ребенка, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психического развития ребенка, а так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Родившись, ребенок не просто появляется на свет — он вступает в мир культуры общения между людьми. Эффективность общения зависит не только от желания взрослого добиться определенных результатов, но и от того, как он это делает. И здесь имеет значение все: тон, интонация, взгляд, жесты. Хорошо, если родители выражают свою любовь ребенку не только в физическом уходе за ним, но и в эмоциональном общении: участливо разговаривают с ним, играют, ласкают его. У ребенка, живущего в такой атмосфере, естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Он растет эмоционально защищенным, уверенным в себе, открытым и общительным.

К сожалению, бывает агрессивный, неискренний или эмоционально сухой стиль общения. С ребенком разговаривают резким голосом, одергивают, отталкивают от себя, высмеивают его оплошности или общаются с ним мало, внешне безразлично. Тогда и ребенок будет вести себя соответственно: настороженно-агрессивно или заискивающе, пытаясь хитрить, или замкнуто, не умея наладит контакты с окружающими. Пока ребенок воспитывается в условиях семьи, ограниченность его способов общения может выглядеть не очень проблематично. Трудности со всей очевидностью обнаруживаются, когда ребенок начнет посещать детский сад, поэтому мы предлагаем ряд рекомендаций для взрослых о ом, как разговаривать с ребенком:

- недопустимы (даже в критичных ситуациях) грубость, унижение, злость. Выражения типа «Ты меня извел», «Ты мне надоел», повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых), бессмысленны. Ребенок просто перестает их слушать;

- не разговаривайте с ребенком раздраженно, всем своим видом показывая, что он отвлекает ас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете уделить ребенку время и обязательно поговорите позже;

- если есть  возможность отвлечься от дел, хотя бы на несколько минут, отложите их, пусть ребенок почувствует внимание и заинтересованность;

  • во время разговора помните: важны тон, мимика, жесты — без демонстрации недовольства, раздражения, нетерпения. На них ребенок реагирует сильнее, чем на слова;

- разговаривая, задавайте вопросы, требующие пространного ответа;

- поощряйте ребенка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чем он говорит;

- не оставляйте без внимания любую просьбу. Если ее нельзя выполнить по какой-то причине, не отмалчивайтесь коротким «нет», объясните почему.

Детям с проблемами в общении как раз требуется специальное обучение и в этом помогут игровые ситуации, которые в детском саду организует и проведет воспитатель или специалист: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог. Хорошо, если такая работа будет поддерживаться родителями: при желании мам и пап нетрудно освоить эти упражнения и играть вместе с детьми дома. Игру необходимо использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры можно научить ребенка общаться со сверстниками и окружающими взрослыми.

Организуя игровую ситуацию, необходимо продумывать мотивацию сопереживания не только печальным, но и радостным, веселым событиям. Это способствует сближению детей друг с другом и с педагогом или родителем. Содержание такого рода игр-занятий предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения. В ходе игры нужно нужно стремиться подвести детей к ощущению принадлежности к группе сверстников.

Предлагая ребенку игровые задания, целесообразно использовать этюды и упражнения короткие и доступные по содержанию, подобранные на основе принципа от простого к сложному.

Игровые ситуации такие как: «От улыбки хмурый день светлей», «Добрые слова творят чудеса», «У природы нет плохой погоды» и т. п., не являются исчерпывающими, они могут изменяться, дополняться и варьироваться в зависимости от творчества и воображения организатора и возрастных возможностей и способностей воспитаннников и помогают сформировать у детей следующее:

  • коммуникативные способности и качества;
  • умение распознавать эмоции других и владеть своим чувствами;
  • позитивное отношение к другим людям;
  • умение сопереживать  - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих ограничений;
  • умение взаимодействовать и сотрудничать.

Очень важно заинтересовать ребенка игрой, вызвать у него доброжелательный настрой и желание принять активное участие в игровой деятельности.

Независимо от того, кто  играет с ребенком, воспитатель или родитель, необходимо, чтобы взрослый сам был «включен» в игровое взаимодействие. Иногда, чтобы преодолеть привычные для дошкольника негативные способы общения, настороженность или робость, взрослому важно увлечь его, «заразить» переживанием, а для этого он должен сам верить  в игру, как верит в нее ребенок.

Взрослый должен принимать всех детей такими, какие они есть: не сравнивать одного ребенка с другим; не ставить никого никому в пример. Он должен терпеливо выслушивать любой ответ, любое предложение и любое решение ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство формирования способности к общению

Рекомендации для педагогов и родителей...

«Подвижная игра как средство развития навыков невербального общения у дошкольников».

Аннотация:Данная методическая разработка посвящена вопросу использования подвижной игры как средства развития навыков невербального общения для социальной адаптации воспитанников, определенных Ф...

"Развивающие игры, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования. Возникает необходимость в разработке и поиске инновационных метод...

Развивающая игра как средство формирования математических представлений у младших дошкольников.

Развивающая  игра  "Выкладывание  ёлочки  из  треугольников"  Млодшщая группаЦель:  Развивать  способность  составлять  изображение  из...

Игра как средство формирования знаний о семье у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, время интенсивного вхождения в мир социальных отношений, усвоения социального опыта, или, по словам Л.С. Выготского, «врастания в к...

Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – спосо...