консультация для воспитателей " Использование мнемотаблицы в совместной деятельности детей и педагога"
консультация на тему

Притворова Елена Викторовна

Испорльзование мнемомотаблицы в настоящее время становится очень актуальным, так как мнемотехника это система методов и приёмов, облегчающих обучение детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

У большинства детей, поступающих в  детский сад , существуют множество речевых проблем:

·Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

·Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

·Употребление нелитературных слов и выражений.

·Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

·Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

·Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

·Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

·Плохая дикция.

Использование мнемотехники для развития речи детей в настоящее время становится актуальным, так как мнемотехника — это система методов и приемов, облегчающих эффективное запоминание, увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. С использованием мнемотехники у детей с общим недоразвитием речи развивается память, мышление, внимание, воображение, а значит и речь.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи,направленные на:

— Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.

— Перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы.

— Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

— Развитие творческих способностей – фантазии, воображения.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:

·обогащения словарного запаса,

·при обучении составлению рассказов,

·при пересказах художественной литературы,

·при отгадывании и загадывании загадок,

·при заучивании стихов.

Применять модельные схемы можно и в других формах совместной деятельности педагога и детей (в режимных моментах, хозяйственно-бытовом труде, труде в природе, когда мы обучаем детей последовательности выполнения того или иного действия).

Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

·модель должна отображать обобщённый образ предмета;

·раскрывать существенное в объекте;

·замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Вывод:

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи у детей с ЗПР.

Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными задачами.