Индивидуальный план самообразования по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности» воспитателя 1 квалификационной категории Тимиряевой Людмилы Борисовны МБДОУ «Верхнеуслонский детский сад «Березка
методическая разработка (младшая группа) на тему

Индивидуальный план самообразования по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности» воспитателя 1 квалификационной категории Тимиряевой  Людмилы Борисовны МБДОУ «Верхнеуслонский детский сад «Березка»

Берегите, ребята, природу,-

И цветы, и деревья, и луг,

И животных, и почву, и воду,

Ведь природа - надежный наш друг.

Чтоб человечеству от газов не погибнуть,

От вымирания живое уберечь,

Нам надо одно правило постигнуть.

Нам надо экологию беречь.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети  постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для  ребят посещающих наше дошкольное учреждение. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

  План моей работы на 5 лет заключается в том, что он охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников, опираясь на программу С.Н.Николаевой «Юный эколог».  Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. 

Актуальность моей темы  заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей  - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Цель: продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность; формировать у детей элементы экологического сознания к природе, формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность должна носить природоохранный характер; развитие экологически воспитанной личности, формирование гуманного отношения к природе.

Задачи:

– продолжать знакомить детей с миром природы планеты Земля и родного края;

– воспитывать у детей культуру поведения, бережное отношение к природе;

– пополнить педагогическую копилку новой информацией;

– изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений;

– привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный план самообразования по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности» воспитателя 1 квалификационной категории Тимиряевой  Людмилы Борисовны МБДОУ «Верхнеуслонский детский сад «Березка»

Берегите, ребята, природу,-

И цветы, и деревья, и луг,

И животных, и почву, и воду,

Ведь природа - надежный наш друг.

Чтоб человечеству от газов не погибнуть,

От вымирания живое уберечь,

Нам надо одно правило постигнуть.

Нам надо экологию беречь.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети  постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для  ребят посещающих наше дошкольное учреждение. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

  План моей работы на 5 лет заключается в том, что он охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников, опираясь на программу С.Н.Николаевой «Юный эколог».  Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. 

Актуальность моей темы  заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей  - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Цель: продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность; формировать у детей элементы экологического сознания к природе, формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность должна носить природоохранный характер; развитие экологически воспитанной личности, формирование гуманного отношения к природе.

Задачи:

– продолжать знакомить детей с миром природы планеты Земля и родного края;

– воспитывать у детей культуру поведения, бережное отношение к природе;

– пополнить педагогическую копилку новой информацией;

– изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений;

– привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.

Перспективный план работы на 2018-2019 уч.год (1 младшая группа)


Сентябрь. Дидактическая игра «Овощи, фрукты»

Цель: учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине 2-3 вида овощей и фруктов.

С родителями: Совместная уборка листвы с участка группы

Цель: воспитывать у родителей желание участвовать в совместной трудовой экологической деятельности.

Октябрь . Целевая прогулка по участку детского сада «Листопад»

Цель: знакомство с новым временем года – осенью, с сезонными изменениями в природе, с деревьями и кустарниками, растущими на участке детского сада. Рассказать о значении тепла, воды для деревьев. Дать понятие о листопаде. Учить любоваться осенними листьями, различать листья по цвету.

Ноябрь С детьми: Беседа «Природа наш родной дом»

Цель: учить на деле и в доступной форме помогать природе, учить определять и называть состояние погоды. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе.

Содержание: рассматривание иллюстраций с изображением живой и неживой природы, экскурсия по участку д/с, дидактическая игра "Береги природу"

С родителями: Конкурс «Самая красивая кормушка»

Цель: познакомить родителей с простейшей природоохранной деятельностью, активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования.

Декабрь. Акция: «Поможем птицам зимой»

Цель: познакомить детей с зимующими птицами: воробьями, сороками, синицы, снегири, вороны, голуби; с особенностями их поведения (им зимой холодно и голодно, их надо подкармливать, для этого необходимо делать кормушки и каждый день насыпать туда корм). Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям.

С родителями: Конкурс самоделок «Волшебные снежинки!»

Цель: активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования.

Январь.  Целевая прогулка «Снежный ком»

Цель: закрепление знаний свойств снега: он лепится, из него можно скатать комок; в теплых руках снег тает и превращается в воду.

Игры-опыты с водой

Цель: показать, что вода прозрачная, но ее можно окрасить в любой цвет или сделать грязной; что на вкус она отличается от сока, молока; что при низкой температуре может превратиться в лед.

Февраль.  Дидактическая игра «Пернатые друзья»

Цель: познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синичка, голубь). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к "братьям нашим меньшим"

Март. Экологический проект по теме «Зелёный лучок»

Цель: дать представление о луковице (жёлтая, круглая, гладкая, есть верхушка, корешок) Привлекать к наблюдению за ростом зелёных пёрышков. Дать понятие о том, чем лук полезен. Вызвать интерес и желание ухаживать за ним.

Опыт№1 . «Мы посадим лук» - Содержание: загадки о луке, рассматривание луковицы, посадка лука, наблюдение за ростом лука, рассматривание появившихся зелёных пёрышков.

Апрель .Экологический проект по теме «Зелёный лучок»

Цель: дать представление о луковице (жёлтая, круглая, гладкая, есть верхушка, корешок) Привлекать к наблюдению за ростом зелёных пёрышков. Дать понятие о том, чем лук полезен. Вызвать интерес и желание ухаживать за ним.

Опыт №2. «Зелёные пёрышки»

Содержание: наблюдение за ростом лука, рассматривание появившихся зелёных пёрышков, беседа о впечатлениях со сверстниками и взрослыми, сравнение вновь посаженой луковицы с раннее посаженой.

Май. Чтение потешек «Котенька-коток и его друзья»

Цель: закреплять представления о домашних животных (корова, коза, лошадь); их внешнем виде, повадках, чем питаются; прививать добрые чувства к домашним животным. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим.

С родителями: Анкетирование на тему: «Экология-мы-дети»»

Цель: повысить эколого-педагогическую культуру родителей и их роль в воспитании социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир.

Перспективный план на 2019-2020ч.год ( 2младшая группа)

Сентябрь . Экологическое занятие: «Здравствуй, осень»

Рисование: «Осенние листья»

Д/и «Чудесный мешочек. Фрукты»

Опыты с водой. Горячая-холодная.

Работа с родителями «Поделка из овощей и фруктов»

Октябрь. Чтение стихотворений об осени

Д/и «Что растет в саду. Фрукты»

Экологическое занятие: «Кошка и котенок»

Наблюдение за дождем.

Опыты с водой: «Кто быстрее нальет и выльет»

П/и «Солнышко и дождик»7.

Консультация для родителей: «Экологическое воспитание дошкольников в семье»

Ноябрь. Экологическое занятие: «Готовим угощение из фруктов»

Лепка «Яблоко»

Опыты с водой «Разноцветная вода»

Потешка "Идёт лисичка по мосту"5.

Чтение сказки Д. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго Зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост"6.

Консультация для родителей: «Формирование начал экологической культуры для детей»

Декабрь. Экологическое занятие «Морозные деньки»

Рассматривание картины  " Зайцы в лесу"

Хороводная игра "Зайка беленький сидит"

Опыты со снегом «Во что превращается снег?»

Экологическое занятие «Зима в лесу»

Рисование «Снег, снег»

.Консультация для родителей «Игры на природе»

Январь. Экологическое занятие «День и ночь»

Д/и «Пернатые друзья»

Подвижная игра "Воробышки и кот"

Наблюдения за птицами на участке

Опыт «Почему нельзя есть снег?»

Д/и «Что бывает зимой»

Работа с родителями по оформлению участка. Зимние постройки

Февраль. Экологическое занятие «Большие и маленькие звездочки»

Рисование «Звезды на ночном небе»

Консультация для родителей «Игры по дороге домой»

Экологическое занятие «Зимушка-зима»

Чтение произведения Л. Воронкова "Снег идёт"

Загадки о луке

Рассматривание луковицы

Посадка лука. Наблюдение за его ростом.

Март. Экологическое занятие: «Едем в гости к бабушке»

Чтение стих-я М. Клоковой "Зима прошла"

Рисование "Сосульки  длинные и короткие"

Экологическое занятие «Кто живет рядом с нами»

Д/и «Домашние животные»

Опыт «Почему плачет сосулька»

Консультация для родителей

Апрель. Экологическое занятие «Красавица весна»

Занятие-наблюдение за снегом

Экскурсия вокруг детского сада, наблюдения за растениями

Экологическое занятие «Мы-космонавты»

Разучивание стихотворений о природе

Рассматривание картины "Весна"

Чтение потешки "Божья коровка", разучивание

Консультация для родителей «Птицы дома»

Май.  Экологическое занятие «Деревья и кустарники на нашем участке»

Загадки

Экологическое занятие «Дождик песенку поет»

Рассматривание иллюстраций с изображением живой и неживой природы

Экскурсия по участку д/с

Дидактическая игра "Береги природу"

Опыт с бумагой

Наблюдения за ростом и развитием посаженных семян. Зарисовки

Консультация для родителей

Перспективный план работы на 2020-2021г – (средняя группа)

Месяц Изучение  и подбор материалов

Сентябрь Наблюдения в природе в осенний период. Разработка наблюдений по ознакомлению с явлениями неживой природы (сентябрь – октябрь – ноябрь) .

Октябрь Обустройство природного уголка в средней группе детского сада. Дидактические игры:

• «Что изменилось»;

• «Угадай комнатное растение по описанию».

Ноябрь Деятельность детей в уголке природы. Разработка наблюдений и посильных поручений в уголке природы.

Декабрь Наблюдения в природе в зимний период. Разработка наблюдений по ознакомлению с явлениями неживой природы (декабрь – январь – февраль) .

Январь Знакомство младших дошкольников с домашними животными и их детенышами. Дидактические игры:

• «Помоги маме найти детеныша»;

• «Угадай животное по описанию»;

• Подбор иллюстраций.

Февраль Формирование у детей элементарных представлений о растениях родного края. Дидактические игры:

• «Что изменилось»;

• «Угадай растение по описанию»;

• Подбор иллюстраций.

Март Наблюдения в природе в весенний период. Разработка наблюдений по ознакомлению с явлениями неживой природы (март – апрель - май) .

Апрель Ознакомление детей с насекомыми. Дидактическая игра

• «Определи, на какие растения летят насекомые»;

• Подбор иллюстраций бабочек, жуков и др. насекомых.

Май Эколого-оздоровительные занятия на прогулке. Разработка сценариев по временам года.

Июнь Наблюдения в природе в летний период. Разработка наблюдений по ознакомлению с явлениями неживой природы (июнь – июль - август) .

Перспективный план работы  на 2021-2022уч.год- (старшая группа)

Сентябрь. Игра «Волшебный сундучок»

Цель: рассмотреть объекты живой и неживой природы, собранные во время экскурсий и целевых прогулок летом, в начале осени детьми и родителями (коллекция камней, семян растений, овощи, фотографии животных и растений, гербарии растений, речная вода и т.д.); закрепить умение классифицировать объекты живой и неживой природы.

Беседа «Татарстан – большой дом для животных и растений»

Цель: познакомить детей с разнообразием мира живой природы РТ;  закрепить умение детей классифицировать объекты живой природы.

 Октябрь. НОД по образовательной области «Познание»: «Лес – многоэтажный дом для многих жильцов»

Цель: дать детям первоначальное представление о том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории, жизнь лесных обитателей зависит друг от друга, главнее в лесу – деревья, они создают тень, под ними растут теневыносливые кустарники, травы, ягоды, грибы; в лесу на земле и на деревьях, кустах живёт множество животных – там они находят пищу, могут прятаться, строят гнёзда и убежище.

НОД по образовательной области «Познание»:  «По грибы, по ягоды…»

Цель: познакомить детей с грибами и ягодами Верхнеуслонского района и РТ;  расширить знания о съедобных и несъедобных грибах, ягодах нашего края;  познакомить с правилами сбора грибов и ягод.

Ноябрь. Беседа «Лесные жители нашего края»

Цель: расширить знания детей о диких животных;  показать многообразие животного мира  леса;  воспитывать любовь к родной природе.

Рассказ «Кое-что о насекомых…»

Цель: познакомить детей с насекомыми нашего края, дать представление о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Декабрь . КВН «Зимний лес»

Цель: закрепить знания детей о лесе как сообществе растений и животных, об особенностях жизни обитателей леса в зимних условиях; воспитывать любовь к родной природе.

Беседа «Что растёт на нашем лугу»

Цель: познакомить детей с растениями луга нашего края; рассказать о лекарственных травах; учить различать и правильно называть луговые цветы; воспитывать бережное отношение к родной природе; познакомить с правилами поведения на лугу.

Январь. Беседа «Кто живёт на лугу»

Цель: познакомить детей с животными луга нашего края; воспитывать бережное отношение к родной природе.

СОД Художественное творчество (Лепка) «Насекомые луга»

Цель: выявить и закрепить знания детей о луге, животных и растений луга нашего края. Закрепить навыки лепки насекомых, которых дети видели на лугу, на участке детского сада. Воспитывать бережное отношение к ним.

Февраль. Рассказ воспитателя «Растения наших водоёмов»

Цель: познакомить детей с растительным миром водоёмов РТ; воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Беседа «Кто живёт в реках и озёрах Татарстана»

Цель: познакомить детей с животными, живущими в водоёмах; рассказать о их жизни и приспособленности к условиям обитания.

Март. Викторина «Что? Где? Когда?»

Цель: Выявить и закрепить знания детей о  растительном и животном мире водоёмов нашего края.

Беседа «Растения и животные нашего поселка(района)»

Цель: познакомить детей с растениями и животными; воспитывать у детей желание помогать «жителям» поселка (района), бережно  относиться к ним.

Апрель. Беседа «Наш уголок природы»

Цель: уточнить и обобщить представления детей о растениях и животных уголка природы группы; вызвать у детей интерес и желание ухаживать за растениями и животными уголка природы.

Беседа «Экологическая тропинка детского сада»

Цель: уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также человеком, на основе конкретных правил поведения; воспитывать бережное отношение к родной природе.

Май. НОД по образовательной области «Познание»:  «Охрана природы»

Цель: дать детям представление о том, как жители района заботятся о природе, хотят её сохранить, поэтому создают заповедники – территории, на которых природа (растения, животные) охраняется, а хозяйственная деятельность запрещена; Раифский заповедник; воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Итоговая викторина «Почемучки-знатоки» (с приглашением родителей)

Цель: выявить знания детей о природе родного края, полученные в старшей группе.

Работа с родителями

Папки-передвижки: «Расскажите детям о временах года (осени, зиме, весне, лете).

Консультации для родителей: «Воспитание любви к природе», «Экология безопасности», «Экологическое воспитание в семье», «Берегите природу!», «Экскурсии с детьми» и др.

Акция «Дома для птичьих семей - скворечник ».

Привлечь родителей к обустройству площадки.

Привлечь родителей к участию в выставке поделок из природного материала.

Перспективный план  на 2022-2023 уч.год (подготовительная группа)

Сентябрь: Мониторинг по теме

Подбор и изучение методической литературы.

Октябрь: Беседы на темы «Что нас окружает? », «Удивительный лес», «Дикие звери».

Наблюдения за объектами живой и неживой природы.

Экспериментирование с ветром.

Д/и «Чей след? », «Чей хвост? ».

Художественное творчество: рисование «Золотая осень», «Ветка рябины»; лепка «Животные»; поделки из природного материала на тему «Осенний лес».

Чтение худ. лит: С. Есенин «Береза», А. Блок «Зайчик»,

И. Бунин «Листопад», рассказы и загадки о животных.

Ноябрь: Беседы на темы «Птицы родного края», «Синицы и снегири», «Лесной доктор»

Составления описательных рассказов о птицах; рассматривание иллюстраций о птицах. Наблюдение за птицами на прогулке.

Д/и «Птичье лото», «Чей клюв? », «Составь птицу», «Зимующие и перелетные».

Кормления птиц на прогулке.

Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».

Художественное творчество: рисование «Птицы нашего посёлка», «Птица, придуманная мною»;.

П/и «Коршун», «Совушка», «Летает- не летает».

Чтение: С. Алексеев «Родная природа» (И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», В. Бианки «Чей нос лучше? », М. Зверев «Лесные доктора».

Декабрь: Беседы на темы «Как звери зимуют в лесу? », «Жизнь птиц зимой», «Что такое заповедник? », «Красная книга».

Экспериментирование с водой.

Д/и «Кто, где живет? », «Птицы, звери, рыбы», «Кто к кормушки прилетел? », «Опиши, мы отгадаем».

Художественное творчество: рисование «Лесные жители зимой»; аппликация «Синички».

Изготовления и украшение кормушек для птиц.

Прослушивание музыки П. И. Чайковского «Времена года», А. Гречанинова «Холодно, холодно».

Рассматривание животных и птиц, занесенных в Красную книгу

Чтение: Г. Скребицкий «Четыре художника», Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», Е. Благинина «Улетают, улетели»,

З. Александровна «Птичья столовая».

Наблюдения за живой и неживой природой.

Экскурсия к озеру.

Январь: Беседы на темы «Наше село -  дом родной», «Водоемы родного края».

Составления рассказов о рыбах.

Рассматривание иллюстраций о реке Волга, о  рыбах.

Экспериментирование с водой.

Д/и. «Угадай, кто в реке?», «Опиши, какая рыба? ».

Художественное творчество: рисование «Золотые рыбки», «Природа Верхнего Услона зимой».

Чтение:  загадывание загадок о  реках, о рыбах.

Просмотр презентации «Мой родной Верхний Услон».

Февраль: Беседы на темы «Кто такие рыбы? », «Нерпа - рыба или зверь? », «Как нужно вести себя на природе? ».

Заучивание загадок о рыбах.

Конкурс «Весёлый Чипполино»

Экспериментирование с ветром.

Д/и «Собери рыбу», «Пищевые цепочки».

Художественное творчество: «Животные нашего леса» - слепить из пластилина; аппликация «Морское царство».

Чтение книг о природе .

Март: Беседы на темы «Хвойные деревья », «Где растения любят жить? », «Путешествие растений».

Рассматривание картин и иллюстраций о деревьях , растениях занесенных в Красную книгу.

Экскурсия в лес.

Д/и «Чья шишка? », «Чьи листья? », «Найди дерево по семенам».

«Огород но окне»-  посадить семена  цветов  растений для озеленения участка летом.

Экспериментирование с песком.

Художественное творчество: рисование «Весенний коллаж», аппликация

«Во поле береза стояла».

Составления и отгадывание кроссвордов о растениях.

Чтение: В. Бианки «Рассказы о природе», Н. Н. Павлов «Загадки цветов».

Апрель: Беседы на темы: «Зачем нужно беречь природу? », «Зеленая аптека».

Развлечения «День Земли».

Составления кроссвордов о растениях.

Наблюдения за объектами живой и неживой природы.

Д/и «Я садовником родился», «Расскажи какой цветок? ».

Художественное творчество: рисование «Медвежья семья», аппликация «Сирень».

Чтения художественной литературы о растениях, цветах, деревьях .

Май: Экскурсия на гору «Соколка»

.Мониторинг

Используемая литература

1. Богднец Т. И. Экология для самых маленьких. Книга для родителей и детей 4-5 лет. – М. : Дрофа, 2008. – 16 с.

2. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под общей редакцией Т. И. Оверчук. - М. : «Мозаика-Синтез», 2007. – 52 с.

3. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1981. – 80 с.

4. Зверев А. Т. Экологические игры. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Дом педагогики, 1998. – 56 с.

5. Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. 2-е изд. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.

6. Карпухина Н. А. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Знакомство дошкольников с окружающим миром. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценко С. С., 2008. – 202 с.

7. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1984. – 160 с.

 Парциальная программа «Юный эколог» С.Н.Николаева

                                 

Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-7 лет»

8. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

9. Андреевская Е.Г. Методические рекомендации к рабочей тетради «Картина мира» для детей 4 – 5 лет. / Е.Г. Андреевская, О.Н. Монтазери.– М: Ювента, 2013. – 48 с.

10. Афанасьева Е. Экология не знает границ / Е. Афанасьева //Юный натуралист. – 1990. – № 1. – С. 30–32.

11. Ашиков В. Природа, Творчество и Красота / В. Ашиков, С. Ашикова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 7.– С. 8–11.

12. Бабаева Т.И. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, 3.А. Михайлова и др. – СПб.: Детство–Пресс, 2011. – 528 с.

13. Белая К.Ю. Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ // Справочник старшего воспитателя ДУ. – 2012. – №1.–С.4–6.

14. Бобылева Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные? // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – С. 38–46.

15. Бобылева Л.О программе экологического воспитания старших дошкольников / Л. Бобылева, О. Дупленко // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 7. – С. 36–42.

16. Большакова М. Болото как экосистема. Беседы, экскурсии, занятия. Старший дошкольный возраст/М. Большакова, С. Воронина, И. Сироткина // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 7. – С. 27–32.

17. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5–6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2002. – 159 с.

18. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. – Мн.: Нар. Асвета, 2002. – 56 с.

19. Венгер Л.А. Развитие +. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Старший дошкольный возраст. Программно–методическое пособие. Проект / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцова. – М.: НОУ «УЦ им. Л.А.Венгера«Развитие», 2012.– 123 с.

20. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет.сада /Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цехарская.– М.: Просвещение, 1989.–127с.

21.Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: Книга для воспитателей детского сада / Л.А. Венгер, Е.Г. Пилюгина. – М.: Просвещение, 1988. – 144с.

22. Веракса Н.Е. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.– М.: МОЗАИКА–СИНТЕЗ, 2011. – 336 с.

23. Ветрова Н.И. Место и значение моделирования при формировании у старших детей дошкольного возраста природоведческих знаний// 26 Герценовские чтения. – Л.: ЛГПИ, 1973.– С. 37–42.

24. Вербицкий А.А. Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. – Новосибирск: Наука, 2009. – 145с.

25. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя дет.сада / Н.Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 1982. – 112с.

26. Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова.– Воронеж: Учитель, 2004. – 131 с.

27. Глазачев С.Н. Экологическая культура: Пробное учебное пособие / С.Н. Глазачев, О.Н. Козлова.– М.: Горизонт, 1997. – 208с.

28. Гризик Т.И. Познаю мир: Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга». – М.: Просвещение, 1999.– 160 с.

29. Давыдов В.В. Учебная деятельность и моделирование / В.В. Давыдов, А.У. Варданян. –Ереван: Луйс, 1981. – 220 с.

30. Дерябо С.В. Экологическая педагогика и психология / С.В.  Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов – на– Дону: «Феникс», 1996. – С. 38–126.

31. Доронова Т.Н. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева. – М.: Просвещение, 2003. – 80 с.

32. Запорожец А.В. Психология действия.: Избранные психологические труды.– М.: Воронеж: МОДЭК, 2000.– 736с.

33. Зебзеева В.А. Воспитывать личность, обладающую «экоцентрическим сознанием» // Дошкольное воспитание. – 2006.–№ 7. – С. 75–78.

34. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 7. – С. 31–34.

35. Зерщикова Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 7. – С. 3–9

36. Иванова А. И. Мир растений: Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.– М.: ТЦ Сфера, 2010. – 240с.

37. Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 7. – С.70–73.

38. Каменева Л.А. Мир природы и ребенок: Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева.– СПб.: Детство–Пресс, 2003. – 319с.

39. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др. – 2–е изд., испр. и доп. – СПб: Детство–Пресс, 2003. – 240 с.

40. Лебедева С.А. Развитие познавательной деятельности дошкольников на основе схематизации / С.А. Лебедева // Вопросы психологии.– 1997. – №5. – С. 20–27.

41. Николаева С.Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 7. – С. 52–64.

42. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошк. образоват. Учреждения. – М.: Просвещение, 2002. – 144 с.

43. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб.пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. –184 с.

44. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду. – М.: Мозаика–Синтез, 1999. – 224 с.

45. Поддъяков  А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей. – М.: Российское психологическое общество, 1998. – 85 с.

46. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

47. Рогаткина Т. Изоэкология // Дошкольное воспитание. – 2001. – №7. – С. 35–39.

48. Романенко О.Г. Метод моделирования в экологическом воспитании детей / О.Г. Романенко, Л.И. Данилова, Т.В. Дорошина // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.).  – Чита: Молодой ученый, 2012. – С. 60–62.

49. Рыжова Н. «Наш дом – природа». Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 5. – С. 26–34.

50. Рыжова Н. Наш дом – природа: об экологических пособиях для детей 5–7 лет // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 7. – С. 29–37.

51. Рыжова Н. Наш дом – природа: Блок занятий «Солнце» // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 7. – С. 16–28.

52. Рыжова Н. Блок «Я и природа» («Дом под крышей голубой») //  Дошкольное воспитание. – 2004. – №11.– С. 28–35.

53. Смиренкова Л. «Волшебный телевизор». Наглядные пособия своими руками // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 7. – С. 70–73.

54. Соломенникова О.А.  Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7 – С. 21 – 27.

55. Усова А. П.  Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду.– М.: Просвещение, 1965. – 389с.

56. Ушинский К.Д.  Наука и искусство воспитания / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Образование и бизнес, 1994. – 208 с.

57. Целищева И. Дикие животные: интегрированные занятия по ознакомлению с природой и развитию элементарных математических представлений / И. Целищева, М. Большакова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 11. – С. 53–64.

58. Эльконин Д.Б. Психология игры.–М.: ВЛАДОС, 1999. – 360 с.

59. Парциальная программа «Юный эколог» С.Н.Николаева.

60.Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми»