Кружок "Песочная фантазия"
материал на тему

Климкина Анастасия Анатольевна

Песочная терапия - одна из разновидностей игротерапии. К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! ». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создаётся семья. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_pesku_18-19_god.docx55.51 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад№57 ОАО «РЖД»

Принята

на заседании педсовета

Протокол № 1

от 03.09.2018 года

«Утверждаю»

Заведующий ЧДОУ

«Детский сад№57 ОАО «РЖД»

_________ Н.Б. Никитина

 1

 

Программа кружка

 «Песочная фантазия»

на 2018-2019 учебный год

Составитель:

педагог-психолог

Климкина Анастасия Анатольевна


Оглавление

1. Пояснительная записка ........................................................................................................................ 3

2.Основные принципы игр на песке. .................................................................................................................. ….  4

3.Цели и задачи программы, обобщенные требования к уровню развития воспитанников .............................................................................................4

4. Календарно-тематическое  планирование................................................................................................6

5. Список детей на 2018– 2019 учебный год ...................................................................................................................... 8

6.Список литературы .................................................................................9


1. Пояснительная записка.

Песочная терапия - одна из разновидностей игротерапии. К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! ». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создаётся семья. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всѐ очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено - на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Песочная терапия – прекрасная возможность выразить своё отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребёнка. В настоящее время песочная терапия широко используется во всем мире в области дошкольного образования. Почему именно песок, спросите вы? Песок является природным материалом, с древних времён используемым человеком. Песок и вода – естественные символы, относящиеся к двум первоэлементам, из которых, как верили древние философы, состоит мир. Сама структура песка притягивает нас и наших детей вступить с ним во взаимодействие. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, из которых можно создавать всё, что угодно и быть Мастером своего мира.

В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика рук, наглядно-образное мышление, восприятие, память, воображение. Воображение – один из важнейших мыслительных процессов .Развивая воображение совершенствуются познавательные процессы и способность к творчеству, формируется личность ребёнка.

Занятия рассчитаны на 4-5 летних детей (средняя группа) в количестве 4-х учебных часов в месяц, 1 учебного часа в неделю. За основу взята программа Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке». В учебный процесс включают самые разнообразные, игровые материалы с песком, которые позволяют сделать занятия доступными, содержательными, интересными, познавательными и развивающими. Такое нестандартное решение способствует прекрасному тонизирующему и здоровьесберегающему действию, а также положительно влияет на эмоционально-личностную сферу дошкольников.

2.Основные принципы игр на песке.

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.

Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.

2. Оживление абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

3. Реальное - проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он - на деле убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

3. Цели и задачи программы обобщённые требования к уровню развития воспитанников.

Цели и задачи программы

Ожидаемые результаты

Цель: развитие творческого воображения, креативных способностей и мелкой моторики рук посредством песочной игротерапии

Задачи:

  • Пробуждать познавательную активность детей, расширять коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;
  • Развивать тактильно-кинетическую чувствительность, мелкую моторику рук;
  • Развивать творческое воображение, зрительно-пространственную ориентировку, творческие (креативные) способности;
  • Способствовать развитию объективной самооценки, чувству контроля своего поведения, воспитывать положительные качества личности: усидчивость, терпение и т. д.

     • Повышение тактильно-кинетической чувствительности, познавательной активности и мелкой моторики рук;

   • Повышение уровня развития фантазии, ,воображения, внимания;

  • Повышение и обогащение словарного запаса, коммуникативных навыков детей;

  • Повышение самооценки дошкольника;

  • Воспитание положительных нравственных качеств личности.

 На занятии используются различные методы и приёмы:

- игровой;

- наглядный

- словесный (использование художественного слова, вопросы, указание, пояснение);

- практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков, заданий);

- исследовательский;

- сказкотерапия

- метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);

- сотворчество;

- мотивационный (убеждение, поощрение).

 Количество занятий

Срок реализации программы 1 год.

Название «Песочная фантазия»

Количество занятий

Продолжительность занятий  в неделю 1   в год  

4. Календарно - тематическое планирование .

Примечание

Название упражнения

Цели, задачи

Дата проведения

1.«Здравствуй песок»

Развивать тактильную чувствительность, обучать специальным движениям, учить сравнивать и ощущать.

05.10.2018

2.«Отгадай загадку»

Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику рук, мышление, воображение.

12.10.2018

3.«Песочный дождик»

Развивать коммуникативные навыки, побуждать интерес, стимулировать внимание.

19.10.2018

4«Весѐлая ферма»

Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику рук. Умение классифицировать внимание, память.

26.10.2018

5. «Необыкновенные следы»

Развивать тактильную чувствительности,учить имитации следов животных, развивать воображение.

02.11.2018

6. «Я пеку, пеку, пеку!»

Развивать мелкую моторику рук, формировать представление об изменчивости формы песка

09.11.2018

7. «Дорожки из песка»

Научить детей рисовать карты-схемы, развивать воображение, фантазию.

16.11.2018

8. «Хлоп и шлёп

Развивать мелкую моторику рук, развивать тактильную чувствительность детей

23.11.2018

9.«Узоры на песке»

Учить рисовать стэкой,  деревянной палочкой узоры на песке, развивать воображение, фантазию

30.11.2018

10. «Отпечатки»

 Развитие зрительного и тактильного восприятия

07.12.2018

11. «Секретные задания кротов»

14.12.2018

12. «Подготовка канавки, горки для прогулки куклы»

Закрепить свойства песка.

21.12.2018

13. Подвести к тематическим постройкам

Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

28.12.2018

14.«Ручеек течет»

 Развитие зрительного восприятия, образного мышления, произвольности

Развитие внимания, памяти, наблюдательности.

 «Детские секретики» Научить детей рисовать карты-схемы, развивать мышление, воображение.

 «Ковер-самолет для принцессы» Научить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов (меньше - больше, выше - ниже, справа, слева), закрепить знания о геометрических формах.

 «Общим словом назови и запомни» Развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам.

«Цветные заборчики» Знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, развитие мелкой моторики, мышления.

 «Норки для мышки» Знакомство со свойствами песка, развитие координации движений  «Ровняем дорогу-строим мост.» Развитие тактильных ощущений. Знакомство со свойствами песка и работой экскаватора.

 «Постройка домика для куклы» Закрепить свойства песка. Подвести к тематическим постройкам.

 «Пересыпание сухого песка через воронку» Познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка.  «Строители на сказочном острове» Развитие воображения, творческого мышления, сенсорного восприятия, художественно-конструкторских способностей, умения строить в соответствии с планом-схемой.

 «Новая квартира куклы Маши» Развитие образного мышления, восприятия, умения строить в соответствии с планом-схемой.

«Путешествие в сказочный город» Развитие образного мышления, воображения, речи. «Мы создаем мир» Развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека «Посёлок, где мы живем» Развитие воображения, творческого мышления, закрепление знаний о родном посёлке: кто в нем живет,  Формочки, лопатки  какой ездит транспорт, какие работают предприятия  «Во саду ли, в огороде» Ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики. Игра «Победитель злости» Снятие психоэмоционального напряжения, знакомство с эмоциями.  «Песочные прятки» Развитие тактильной чувствительности. Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса, продолжать знакомство со свойствами песка. «Кто к нам приходил?» Развитие зрительного и тактильного восприятия.

«Дождик моросит» Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса, закреплять свойства песка.

 «Сеем, сеем» Развитие тактильных ощущений, закреплять свойства песка.  «Мы - исследователи, археологи» Способствовать развитию зрительного, тактильного восприятия, учить находить предмет и определять его на ощупь.

 Список средств обучения.

1. Набор игрового материала: «Живой песок» 2-х видов (хранится в пластиковых контейнерах):

2. Лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;

3. разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста.

4. миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);

5. набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»);

6. различные здания и постройки;

7. бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля и т.п.

Список литературы

  • Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке»: Практикум по песочной терапии. – Спб., 2001.
  • Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – Спб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.
  • Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание», № 3, 2004.
  • Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб.: Речь, 2006.

Список детей на 2018– 2019 учебный год

1. Иванова Вероника

2.Корунова Вера

3.Ловкис Милана

4.Федотов Макар

5. Валетенков Роман

6.Гришнёва Майя

7.Захарцов Ярослав

8.Иванов Руслан

9.Спиридонов Саша

10.Долотова Ксения

11.Каптилович Елисей

12.Романенко Савелий


Частное дошкольное образовательное учреждение

«детский сад №57 ОАО    «РЖД»

Отчёт   по  кружку

«Песочная фантазия»

 за  2017-2018 учебный год

Составитель:

педагог-психолог

Климкина Анастасия Анатольевна


ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

С введением ФГОС требования к должностным обязанностям несколько изменились, в соответствии с этим поменялись цели и задачи психологического сопровождения участников педагогического процесса.

Цель: качественное психологическое сопровождение детей, родителей и воспитателей детского сада.

Приоритетные направления:

•  психолого-педагогическое просвещение родителей, педагогов;

•  психологическое сопровождение семей в СОП, группе риска, способных детей, детей с ОВЗ, детей-инвалидов;

•  профилактика жестокого обращения к детям;

•  интеллектуальное, эмоциональное, личностное развитие детей.

Задачи:

•  способствовать повышению психолого-педагогической культуры родителей и педагогов.

•  Исследовать личностные особенности обучающихся, педагогов, родителей.

•  Способствовать сохранению, укреплению и улучшению психического здоровья воспитанников и педагогов.

•  Способствовать развитию познавательной сферы воспитанников ДОУ.

Начало использования элементов песочной терапии в психологическом сопровождении было положено в 2013 году. После составления социального паспорта ДОУ и анализа состава семей и детей ДОУ, а также первичной диагностики детей эмоционально-личностной, когнитивной сфер выявились основные психологические проблемы детей:


Результаты диагностики когнитивной сферы детей младшего дошкольного возраста на начало 2017-2018 учебного года.

У всех детей из этих семей была выявлена тревожность, агрессивность, не контактность, застенчивость, замкнутость, изолированность и другие поведенческие проблемы. Уровень развития когнитивной сферы детей, в целом, соответствовал возрастной норме, хотя 18 % детей показали уровень развития когнитивных процессов ниже среднего.

В соответствие с выявленными проблемами для психологического сопровождения всех участников педагогического процесса была выбрана песочная терапия, точнее её элементы. Поскольку именно эта арт-терапевтическая технология, помимо ряда других арт-терапевтических технологий решает ряд задач необходимых в данном случае. Данный метод позволяет гармонизировать (упорядочить) внутренний душевный хаос посредством нескольких механизмов:

•  проработки психотравмирующих ситуаций на символическом уровне;

•  отреагирования негативного эмоционального опыта за счет осознания содержания глубинных уровней психики, в том числе архитепического, и укрепления сознательного Я;

•  изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе.

•  укрепления (или пробуждения) доверия к миру, развития новых, более продуктивных отношений с миром.

А также решает очень важную, по сравнению с другими арт-терапевтическими технологиями задачу мотивации общения и желания заниматься ребенка с психологом, педагогом, поскольку не все дети идут открыто на контакт и желают посетить специалиста, в то же время не испытывают особо удовольствия в процессе рисования, пения, если их попробовать заинтересовать изо-терапевтическими техникам, а некоторым детям даже не нравиться этот процесс как выяснилось в последствии, но предложение поиграть в песок действовало всегда безотказно, даже с самыми не контактными и тревожными детьми.

Существуют общепринятые показания работы с детьми с использованием песка. Такие занятия будут полезны детям, у которых трудности в развитии коммуникативных навыков; конфликтным, замкнутым, тревожным, с низкой самооценкой; детям, которые испытывают эмоциональные трудности; детям с нарушением внимания, речи. Есть также противопоказания к работе с песком с детьми больными эпилепсией, шизофренией, также нельзя использовать песок в занятиях с детьми имеющими аллергию на пыль и песок, легочные заболевания.

История песочной терапии складывалась на протяжении 70 лет и задействовалась, главным образом, как дополнительный инструмент психоаналитического процесса. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Он рекомендовал использовать занятия с песком в целях диагностики и коррекции эмоционального самочувствия детей, утверждая, что это прекрасное средство для их социальной адаптации и развития. Разработкой концепции «песочной терапии» занималась представительница юнгианской школы Дора Кальфф, а игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд. О положительном значении игр с природным материалом в развитии ребенка дошкольного возраста писали многие педагоги и философы (, Ж.-Ж. Руссо, О. Декроли, Д. Локк и др.). Важность создания условий для игр с природным материалом, тщательная разработка содержания этих игр подчеркивалась в работах известных отечественных педагогов . Позднее и – Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно – развивающими. Исследования,  также подтверждают связь развития моторики рук с развитием мозга. Доказано влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, т. к. каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение функций руки для развития психики ребенка.

Влияние ручных действий на развитие мозга человека было известно еще во 2 веке до нашей эры. В Японии и Китае и до настоящего времени распространены упражнения для ладоней и пальцев рук с разными по форме и структуре предметами, популярность которых объясняется оздоравливающим эффектом.

Таким образом, игры с песком оказывают существенное влияние на развитие не только эмоционально - личностной, но и познавательной - речевой деятельности, понимание причинно – следственных связей, побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Элементы песочной терапии используются в сопровождении всех участников педагогического процесса.


Педагоги:

•  консультации по использованию песка в летний период в песочнице на участке, в уголках экспериментирования, зонах воды и песка.

•  Мероприятия по профилактике профессионального выгорания.

•  Профилактика профессионального выгорания с элементами арт-терапии «Инсталляция на ладошке».

Дети:

•  ранний возраст - индивидуальная работа с детьми во время адаптационного периода.

•  Старший дошкольный возраст - коррекционно-развивающая работа.

Элементы песочной терапии использовались в сопровождении всех участников педагогического процесса по следующим направлениям:

•  консультирование родителей педагогов.

•  Диагностика родителей.

•  Коррекция детско- родительский взаимоотношений.

•  Коррекционно- развивающая работа с детьми.

Таким образом, использование в психологическом сопровождении педагогического процесса элементов песочной терапии дает хорошие результаты в работе с педагогами и родителями, а также положительную динамику в интеллектуальном, эмоционально-личностном развитии детей.

Литература:

1.  Зейц Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: (адаптированный перевод с английского) – М.: ИНТ, 2010 – 94 с.:ил. Редактор русского издания

2.  Зинкевич-, Грабенко на песке. Практикум по песочной терапии. С-П. Речь, 2007.

3.  Киселева -терапия в работе с детьми. С-П. Речь, 2002.

4. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2014 – 64с. (Библиотека  педагога-психолога).


Актуальность.
Одна из форм работы педагога-психолога ДОО – это кружковая работа. Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса. В этом учебном году направлением работы моего кружка стало укрепление психологического здоровья дошкольников средствами арт-терапии.
Арт-терапия располагает многообразием материалов и техник. На занятиях кружка я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания, так как в силу индивидуальных особенностей развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей.
Творчество – это неотъемлемая часть жизни ребенка. Без творчества невозможно развитие ребенка. В процессе творчества ребенок выражает то, что его волнует, что является важным для него, иногда даже не осознавая этого. Взаимодействуя с миром, ребенок также отображает свои выводы и открытия в творчестве. Ведь часто мир взрослых так непонятен…
Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс творческой деятельности. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми. Ребенок не задумывается о том, что получится у него в результате, он получает удовольствие от самого процесса. Вот почему занятия любым видом творчества так терапевтичны для детей.
Занятия кружка проводятся с детьми старших и подготовительных групп 1 раз в неделю во второй половине дня. Наполняемость кружка не более 6–8 человек, что создает оптимальные условия для индивидуальной работы и обеспечивает вариативность общения.
Цель занятий:
Сохранить и укрепить психологическое здоровье дошкольников средствами арт-терапии.
Задачи:
– Стабилизировать эмоционально-волевую сферу дошкольников.
– Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений: неорганизованности, конфликтности, агрессивности, обидчивости.
– Способствовать расширению эмоционального опыта.
– Способствовать развитию и совершенствованию моторики рук и тонких движений пальцев.
– Развивать воображение и фантазию.
– Развивать познавательные процессы.
– Формировать адекватную самооценку и уверенность в себе.
– Воспитывать положительное эмоциональное отношение к взрослым, сверстникам и самому себе.
– Способствовать осознанию у детей своих чувств, переживаний, побуждать к размышлению, самоисследованию.
Основные направления работы:
– Развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение быть в мире с самим собой.
– Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.
– Выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в общении.
– Совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи.
– Обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения.
– Помощь ребенку в осознании своего реального «я», повышении самооценки, развитии потенциальных возможностей, отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины.

Перспективный план работы кружка «Артландия»

Месяц

Тема

Основные задачи

Содержание деятельности

Место проведения занятия

Используемое оборудование

ОКТЯБРЬ

«Здравствуй, друг!»

Познакомиться с детьми, установить доверительные отношения.

Разучивание ритуала приветствия «Здравствуй, друг!».
Изотерапия: рисуем «Приветик».
Упражнение для профилактики нарушений зрения.
Массаж ладоней карандашами.
Итог занятия.

Кабинет педагога-психолога

Листы бумаги, цветные и простые карандаши, фломастеры.

«Осенние превращения»

Развивать воображение и фантазию.

Ритуал приветствия.
Массаж ладоней «кристаллами».
Изотерапия: рисунки из отпечатков пальцев.
Итог занятия.

Кабинет педагога-психолога

«Кристаллы», листы бумаги, акварельные краски, блюдце с водой, фломастеры.

 «Чудесные круги»

Помочь ребенку в отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины.

Ритуал приветствия.
Пальчиковая гимнастика.
Мандалатерапия: раскрашивание мандал.
Итог занятия.

Кабинет педагога-психолога

Готовые раскраски-мандалы с возможностью выбора узора, цветные карандаши, восковые мелки, аудиозаписи для релакации, магнитофон.

«Волшебная комната»

Стабилизировать эмоционально-волевую сферу

Ритуал приветствия.
Игра «Парашют».
Недирективная игротерапия.
Упражнение на релаксацию.
Итог занятия.

Сенсорная комната

Ткань в форме круга («парашют»), магнитофон, аудиозаписи для релаксации, мягкие игрушки-антистресс, воздушно-пузырьковая колонна, панно «Бесконечность», мячи.

НОЯБРЬ

«Сказки-загадки»

Способствовать развитию и совершенствованию моторики рук и тонких движений пальцев.
Развивать воображение и фантазию.

Ритуал приветствия.
Пальчиковая гимнастика.
Изотерапия: рисуем сказки-загадки.
Массаж ладоней карандашами.
Итог занятия.

Кабинет педагога-психолога

Цветные карандаши, фломастеры, листочки бумаги.

«Кукла-защитник»

Развить грубую и мелкую моторику рук; развить коммуникативные навыки; разить самосознание. Профилактика тревожности и страхов.

Ритуал приветствия.
Куклотерапия: изготовление куклы из фольги.
Итог занятия.

Кабинет педагога-психолога

Фольга, медная проволока, ножницы, шпажки, аудиозаписи для релаксации, магнитофон.

«Кляксы»

Стабилизировать эмоционально-волевую сферу дошкольников. Развивать воображение и фантазию.

Ритуал приветствия.
Игра «Дотронься до…».
Изотерапия: рисуем кляксы.
Итог занятия.

Кабинет педагога-психолога

Листы бумаги, акварельные краски, кисти, фломастеры.

«Воспоминания о лете»

Отреагировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить тревожность, беспокойство.

Ритуал приветствия.
Просмотр слайд-шоу «Бабочки»
Песочная терапия: рисуем на песке.
Итог занятия.

Сенсорная комната

Проектор, диск «Бабочки», стол для рисования песком, песок для рисования, цветной грунт.

ДЕКАБРЬ

«Моё настроение»

Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений.

Способствовать расширению эмоционального опыта.

Ритуал приветствия.
Беседа о настроении.
Мандалатерапия: насыпная мандала.
Итог занятия.

Кабинет педагога-психолога

Одноразовые тарелки, цветная соль, камушки, ракушки, бусины, крупы, семечки, желуди и др.

«Загадочная картина»

Совершенствование памяти, внимания, развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи

Ритуал приветствия.
Изотерапия: раскраски по номерам.
Дыхательная гимнастика.
Итог занятия.

Кабинет педагога-психолога

Цветные карандаши, цветные ручки, восковые мелки, готовые раскраски по номерам.

«Снежинки»

Развить грубую и мелкую моторику рук; развить зрительно-моторную координацию. Профилактика тревожности и страхов.

Ритуал приветствия.
Пластилинотерапия: делаем по шаблону узор из пластилина на пластмассовых крышках.
Итог занятия.

Кабинет педагога-психолога

Пластилин, шаблоны снежинок, фломастеры, пластмассовые крышки от сметаны.

«Новогодние игрушки»

Развить грубую и мелкую моторику рук. Профилактика эмоциональных проблем.

Ритуал приветствия.
Пластилинотерапия: делаем плоские елочные игрушки из пластилина и CD-дисков.
Итог занятия.

Кабинет педагога-психолога

Пластилин, CD-диски, плоские бусины, камушки и др.

ЯНВАРЬ

«Снегопад»

Развить грубую и мелкую моторику рук. Профилактика эмоциональных проблем.

Ритуал приветствия.
Игра «Парашют».
Игротерапия: «Лепим снежинки».
Игра «Снегопад».
Упражнение на релаксацию.
Итог занятия.

Сенсорная комната

 

Ткань в форме круга («парашют»), листы белой бумаги, игрушки антистресс, магнитофон, аудиозаписи музыки для релаксации.

«Море»

Развить чувство сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение быть в мире с самим собой.

Ритуал приветствия.
Игра «Сороконожка»
Изотерапия: «Дорисуй картину» (коллективная дорисовка картины «Море»)
Итог занятия.

Кабинет педагога-психолога

Большой лист бумаги с нарисованными на нем незаконченными линиями, фигурами и др., цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки.

ФЕВРАЛЬ

«Три желания золотой рыбке»

Развить грубую и мелкую моторику рук; развить зрительно-моторную координацию. Профилактика тревожности и страхов.

Ритуал приветствия.
Изотерапия: обрывная аппликация «Золотая рыбка».
Итог занятия.

Кабинет педагога-психолога

Шаблоны «Золотой рыбки», листы цветной бумаги, клей ПВА, фломастеры.

«Фантастическое существо»

Формировать адекватную СО и уверенность в себе.
Способствовать осознанию своих чувств, переживаний.

Ритуал приветствия.
Игра «Дотронься до…»
Игра-мозаика «Фантастическое существо»
Итог занятия.

Кабинет педагога-психолога

Д\и «Фантастическое существо»

«Нарисуем мы картину…»

Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений.
Способствовать расширению эмоционального опыта.

Ритуал приветствия.
Игра «Парашют».
Изотерапия: рисуем картину флюоресцентными маркерами.
Итог занятия.

Сенсорная комната

Ткань в форме круга («парашют»), LED-панель для рисования, флюоресцентные маркеры.

МАРТ

«Почему облака превращаются в тучи?» часть 1

Помочь ребенку в отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины.

Ритуал приветствия.
Сказкотерапия: прослушивание, обсуждение, анализ сказки.
Изотерапия: рисование запомнившегося момента из сказки.
Итог занятия.

Кабинет педагога-психолога

Листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки.

«Бал-маскарад»

Развить грубую и мелкую моторику рук; развить зрительно-моторную координацию. Профилактика тревожности и страхов.

Ритуал приветствия.
Маскатерапия: создание масок для бала-маскарада.
Итог занятия.

Кабинет педагога-психолога

Готовые шаблоны масок для лица с возможностью выбора, цветные карандаши, акварельные краски, материалы для украшения, клей, веревочки для масок.

«Моя семья»

Помочь ребенку в отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины.

Ритуал приветствия.
Беседа о семье.
Изотерапия: аппликация из геометрических фигур «Моя семья»
Итог занятия.

Кабинет педагога-психолога

Листы бумаги, геометрические фигуры из цветной бумаги, клей-карандаш, ножницы.

«Круг дружбы»

Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений.
Способствовать расширению эмоционального опыта.

Ритаул приветствия.
Мандалатерапия: создание коллективной мандалы с помощью пластилина и др. материалов.
Итог занятия:

Кабинет педагога-психолога

Большой лист с кругом, маленькие кружочки по количеству детей, пластилин, материалы для украшения, клей.

«Песочные картины»

Отреагировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить тревожность, беспокойство.

Ритуал приветствия.
Песочная терапия: рисование на песке с помощью трафаретов.
Упражнение на релаксацию.
Итог занятия.

Сенсорная комната

Стол для рисования песком, песок для рисования, трафареты (листья и др.), аудиозаписи для релаксации, магнитофон.

АПРЕЛЬ

«Цветочный сад»

Развить грубую и мелкую моторику рук; развить зрительно-моторную координацию. Профилактика тревожности и страхов.

Ритуал приветствия.
Изотерапия: создаем коллаж на тему «Цветочный сад»
Упражнения для профилактики нарушений зрения.
Итог занятия.

Кабинет-педагога-психолога

Листы бумаги, клей, цветные карандаши, картинки для коллажа, ножницы.

«Почему облака превращаются в тучи?» часть 2

Помочь ребенку в отреагировании внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины.

Ритуал приветствия.
Сказкотерапия: прослушивание, обсуждение, анализ сказки.
Изотерапия: рисование запомнившегося момента из сказки.
Итог занятия.

Кабинет педагога-психолога

Листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки.

«Домик для совы»

Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений.
Способствовать расширению эмоционального опыта.

Ритуал приветствия.
Пластилинотерапия: создание домика для совы.
Итог занятия.

Кабинет педагога-психолога

Коробочки для CD-дисков, CD-диски, пластилин, плоские материалы для украшения, картинки с изображением сов.

«Открытка в подарок»

Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений.
Способствовать расширению эмоционального опыта.

Ритуал приветствия.
Изотерапия: рисование мыльными пузырями.
Создание открытки-коллажа.
Итог занятия.

Кабинет педагога-психолога

Средство для мытья, вода, акварельные краски, кисточки, фломастеры, листы бумаги, ножницы, трубочки для коктейля.

Используемая литература:
2. Лабиринт души: терапевтические сказки / под ред. О.В.Хухлаевой, О.Е.Хухлаева. – М.: Академический Проспект, 2013
3. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – Спб.: Речь, 2014
4. Алимова Ю.А. Сказочные метафоры в работе детского психолога. – СПб.: Речь, 2012
5. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2013
6. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011
7. Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей. – М.: Генезис, 2013
8. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2013
9. Колосс Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. – М.: АРКТИ, 2010
10. Зеленская Н.А. Волшебный мир сенсорной комнаты (программа)
11. Кальмова С.Е., Орлова Л.Ф., Яворовская Т.В. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья. – СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие в страну фантазий» Конспект интегрированного занятия у детей подготовительной к школе группы №6

Развивать фантазий, нестандартное мышление, выделять противоречивые свойства предметов и явлений.  Упражнять в составлении описаний по представлению, формировать умение пользоваться формула...

"Оловянный солдатик" Фантазии по мотивам сказок Андерсена.

Отчетный концерт по теме  «Музыкально-ритмические движения в жизни детей»  с участием детей  танцевального кружка «Топотушки» ...

Сценарий новогоднего праздника "Новогодняя фантазия"

Самый веселый и самый любимый всеми праздник Новый год. Снегурочка приглашает к себе на бал всех сказочных героев: Красную шапочку и волка, Белоснежку и гномов, Буратино и Мальвину, Дюймовочку и ...

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников» Цель: Оказание помощи родителям ...

Консультация для педагогов "Бином фантазии или "Грамматика фантазии"

quot;Если мы хотим научить детей думать, то прежде мы должны научить их придумывать"   Дж. Родари...

Мастер-класс «Веселые фантазии» (игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста.

Игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста...

СТАТЬЯ «Бином фантазии»: как придумать сказку и развить гениальность, фантазию, воображение.

quot;Бином фантазии"- это приём основан на создании чего – либо нового, абсолютно неизвестного никому, не существовало в природе. Данный приём целесообразно использовать при работе над сло...