Развитие мелкой моторики дошкольников через нетрадиционные техники рисования
материал на тему

Хамидуллина Альбина Рашидовна

План самообразоввания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_ar.docx34.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение

 «Детский сад № 300 комбинированного  вида » Авиастроительного района  г. Казани

План работы по самообразованию

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

                                 

воспитателя

Хамидуллиной

Альбины Рашидовны

  1. Образование– высшее
  2. Стаж педагогической работы– 13 год.
  3. Квалификационная категория – нет.
  4. Курсы повышения квалификации –Институт психологии и образования ФГАОУ ВПО КФУ  по проблеме « Педагогика и методика  дошкольного образования», в объеме 520ч.,2015 г.
  5. Дата начала работы над темой – 2017 год.
  6. Предполагаемая дата окончания работы – 2022 год.

Актуальность темы:  «Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.»

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать ? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных : кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику " кляксография . Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное ,учиться самовыражаться . Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова , Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова , Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова , Н. В. Степанова и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как: тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск пробкой, восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, монотипия пейзажная.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Распределение техники по возрастным группам:

С  детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

рисование пальчиками ;оттиск печатками из картофеля; рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками :тычок жесткой полусухой кистью ,печать поролоном ;печать пробками ;восковые мелки + акварель  ;свеча + акварель ;отпечатки листьев; рисунки из ладошки ;рисование ватными палочками ;волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники :рисование песком ;рисование мыльными пузырями ; рисование мятой бумагой ; кляксография с трубочкой; монотипия пейзажная;

печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная;

пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

 Цель:  Создание условий для развития у детей мелкой моторики через нетрадиционные методы рисования.

Задачи:        

1. Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования.

2.  Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

3.  Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.

4.Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

5. Совершенствовать технические умения и навыки рисования.

6.  Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Ожидаемые результаты:

 1.У детей  должен повыситься уровень развития мелкой моторики, будут выполнять задания ,требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.

2.Научатся  применять изученные техники ,приемы и материалы в непосредственно-образовательной  самостоятельной деятельности.

3.Проявлять интерес, желание к творчеству ,эстетики.

Используемая литература:

1.О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.

2.Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.

3.Е.А.Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М.: Мозаика- Синтез, 2006 г.

4.Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет».-М.: Мозаика- Синтез, 2008г.

5.Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

6.Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Средняя группа».- М.: изд. Центр Владос, 2008г.

7. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.: «Карапуз», 2009.

8.К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.

9.ДВД диски. Авторская программа Татьяны Васильковой «Шедевры крошек или крошечные шедевры. Рисование пальчиками. Пальчиковая гимнастика. Часть 1: от 1-2 лет, часть 2: от 2-3».

10. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009

11.Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011

.12.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Основные направления

Способы достижения

Сроки

1.Изучение литературы

1. Ознакомление с методической литературой

2. Работа с Интернет-ресурсами по теме

2017-2022

Регулярно

2. Повышение профессионального уровня

1. Прохождение курсов повышения квалификации

2.  Изучение опыта работы педагогов  через участие в работе МО; изучение опыта работы коллег через участие в работе  мастер-классов, круглых столов, через Интернет-ресурсы

 

2018-2023

Регулярно 

3. Планирование работы с родителями

Просвещение родителей через публикации ,размещение информации на стендах и родительских уголках, выступления на родительских собраниях

2018-2023

Регулярно

4. Работа в  собственной педагогической мастерской

Создание методических разработок и их публикация.

2018-2023

5. Обобщение опыта на педсоветах, МО, на курсах повышения квалификации педагогов и в сети Интернет

 Размещение материала на  профессиональных сайтах, участие в профессиональных конкурсах

2022-2023

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Сроки

Формы работы

Практические выходы (рефераты , доклады ,открытый просмотр , выставка работы)

2018-2019года

Изучение литературы ,поиск и разработка наглядных, демонстрационных и электронных материалов

1.Составить подборку материалов по данной теме  

2.Медиатека наглядных, демонстрационных электронных материалов к занятиям .

3.Составить картотеку пальчиковых игр.

4.Создание серий дидактических игр по ИЗО.

5.Составить картотеку физкультминут.

2018-2023года

Внедрение опыта работы с детьми

1.Рисование пальчиками”Разноцветные мячики”,”Мухомор”,Укрась елочку”

2.Выставка рисунков детей

3.Рисование ладошкой ”Солнышко”,Листья желтые летят ” , ”Петушок”

4.Техника набрызга”Звездочки на небе”,”Море волнуется”

5.Техника скатывания бумаги ”Цветочная поляна”,”Бабочка порхает”,”Автомобиль”

6.Участие на выставках,конкурсах с детьми

7.Использование техник ниткографии

8.Оформление стенд-газет совместно с детьми  по техникам нетрадиционного рисования

2019-2022года

Планирование работы с родителями.

1.Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования”.

2. Выставки детских рисунков для родителей.

3. Составить конспект занятий по не традиционному рисованию.

4.Папка-передвижка”Изобразительное творчество в семье ”

5.Консультация “Если в доме нет кисточки”

6.Конкурсы рисунков детей

7.Папка-передвижка”Зачем детям рисовать”

8.Брошюра”Так ли важно рисование в жизни ребенка”

9.Мастер- класс для родителей ”Нетрадиционные техники рисования”

2022-2023года

Анализ изученного материала ,составление методических разработок  с собранными материалами  по данной теме, отчет о проделанной  работ, подведение итогов ,

распространение опыта своей работы

1. Мастер-класс по проведению занятия по нетрадиционной технике рисования.

2. Консультация для воспитателей “Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования”.

3. Консультация для родителей “Как рисуют дети”.

4. Фотоотчёт по теме самообразования на итоговом педсовете ”Использование нетрадиционной техники рисования в дошкольном возрасте”.

5.Доклад на педсовете  ”Изобразительная деятельность ,как  метод воспитания”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование на тему " Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную технику рисования"

laquo;Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»«Истоки способностей и даро...

Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования»

На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координаци...

Отчёт по самообразованию.Тема: «Развитие мелкой моторики рук, через нетрадиционную технику рисования»

Отчёт по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики рук, через нетрадиционную технику рисования» Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, ...

«Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования у детей с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.  От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити –ручейки, которые питают источник творческой мысли.  Другими ...