Методические рекомендации для родителей по развитию самостоятельности в аппликации у детей
консультация на тему

Шуповаленко Ольга Сергеевна

Методические рекомендации для родителей по развитию самостоятельности в аппликации у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samomtoyatelnost.odt22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для родителей по развитию самостоятельности в аппликации у детей

Проблема воспитания самостоятельности детей дошкольного возраста стала предметом исследования многих научных дисциплин, прежде всего, педагогики и психологии. В настоящее время педагогами и психологами раскрыты различные возможности семьи и детского сада в воспитании самостоятельности детей. Поэтому очень важно влиять на неё в сфере воспитания, повышать знания и умения родителей в области воспитания самостоятельности. С этой целью необходимо систематически знакомить родителей с содержанием и методами воспитания самостоятельности у детей , с требованиями детского сада к формированию у ребёнка навыков самостоятельности. Кроме того, их нужно познакомить с разными уровнями проявления самостоятельности у детей, психолого-педагогическими и организационными условиями и приемами работы с ними.

        Так, необходимыми условиями, обеспечивающими эффективность формирования самостоятельности в аппликации у детей   являются:

1.        использование специальных теоретических подходов к формированию самостоятельности у детей  дошкольного возраста в аппликации:

-        целостный подход к организации педагогического процесса;

-        деятельностный подход к формированию структуры самостоятельной

          деятельности у воспитанников;

2.        формирование интереса к аппликации и специальных знаний и умений, необходимых в качестве  исходных (базовых) в аппликативной деятельности,

игровая и проблемная направленность обучения;

3.        обогащение педагогической и предметно – развивающей среды, открывающей воспитанникам возможности вариативного использования разных способов аппликации и средств ее осуществления.

4.        оптимальное сочетание фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм организации обучения детей из разных дифференцированных групп, учет динамики формирования самостоятельности (от подражания к творчеству), органическая взаимосвязь занятий с самостоятельной деятельностью детей, создание условий для переноса усвоенных умений и навыков в самостоятельную деятельность детей; применение дифференцированной тактики педагогического руководства процессом создания аппликации.

         В соответствии с данными условиями, работу по инициированию проявлений самостоятельности и развитию самостоятельности детей в процессе занятий аппликацией можно разделить на три этапа. Они реализуются в процессе проведения открытых занятий для родителей воспитанников и включения членов семьи в продуктивную деятельность детей, организацию конкурсов и выставок детского аппликативного творчества.

        Цель 1-го этапа – подготовительного – заключается в поддержании у детей интереса к аппликации и специальных знаний и умений,  необходимых им в качестве исходных для данной деятельности (базовых). Так, а домашних условиях для углубления и закрепления формируемых знаний и умений будут способствовать дидактические игры: «Сложи меня», «Разрежь квадрат (прямоугольник) пополам, по диагонали», «Угадай на ощупь»,  «Где меня используют», «Вырежи из квадрата круг» и другие, которые могут предлагаться детям. Кроме того, для обогащения сенсорного опыта и развития мышления детей, ориентировки их в окружающем мире мы предлагаем использовать элементарные опыты с бумагой по типу: «Можно ли из бумаги построить дом?», «Можно ли бумагу мыть?», «Есть ли у бумаги день рождения?» и так далее. Главное внимание должно быть направлено на то, чтобы активизировать ребенка, сформировать необходимые знания и практические умения. При этом рекомендуется широко использовать проблемные ситуации, сюрпризные моменты, включение игровых персонажей.

        Цель 2-го этапа – репродуктивно-поискового - заключается в инициировании проявлений самостоятельности у детей и  формировании умения «читать» технологическую карту и выполнять на ее основе различные аппликативные и конструктивные задания.

        В технологической карте предстоящей аппликации педагог в процессе проведения специальных консультаций учит родителей схематично представлять последовательность выполнения работы от исходной (базовой)  формы до наглядного, красочного оформления, конечного продукта. Благодаря этому технологическая карта позволит сформулировать алгоритм  предстоящей деятельности:

-        выделить исходную (базовую) форму бумаги, принятую за фон

          (квадрат, прямоугольник, круг, овал);

-        определить последовательность действий в создании аппликации;

-        определить способы и последовательность вырезывания элементов

          аппликации;

-        расположить элементы на бумаге, согласно намеченному плану

          работы;

-        приклеить заранее выложенный сюжет, сохраняя последовательность

          наклеивания элементов аппликации;

-        оценить полученный результат.

        Цель 3-го этапа – заключительного - состоит в формировании умений самостоятельно выполнять различные аппликации из бумаги (без опоры на технологическую карту) по собственному замыслу, что потребует развития следующей группы умений:

-        самостоятельно задумать цель;  

-        последовательно реализовать ее;

-        отобрать для этого необходимый материал и инструменты;

-        определить последовательность и способы выполнения аппликации;

-        оценить полученный результат;

-        при необходимости, скорректировать его.

        С этой целью для родителей и детей должен быть подобран комплекс игровых упражнений по развитию самостоятельности в процессе занятий детей  аппликацией в домашних условиях. Например, в виде игр «Чей домик?», «На что это похоже?» и др. Кроме того, родителей учат изменять степень своей активности в процессе создания аппликативных поделок дома. Для этого для них разрабатываются специальные методические рекомендации, учитывающие уровень самостоятельности детей: в частности, при работе

        с детьми, обладающими низким уровнем самостоятельности, родителям можно рекомендовать:

- рассмотреть дидактические пособия для расширения кругозора ребенка, которые впоследствии помогут в выполнении самостоятельной аппликации;

- в игровой форме предложить ребенку выполнить некоторые задания, направленные на формирование и закрепление того или иного технического умения;

 - рассмотреть (научиться «читать») технологическую карту самостоятельной работы над аппликацией воспитанников средней группы;

- придумать сюжет истории или сказки, которой впоследствии попытаться самостоятельно отразить в содержании аппликации

 - используя игровые приемы, попытаться изобразить последовательность выполнения работы на отдельных листах самостоятельно, создавая, таким образом, «технологическую карту», и, соответственно, план самостоятельного выполнения аппликации воспитанником;

- на первых этапах работы отдавать предпочтение совместному обсуждению подобных технологических карт и созданию совместныъх аппликаций, затем постепенно переходить к совместно - последовательной и индивидуальной формам работы.

        с детьми, обладающими средним уровнем самостоятельности, родителям можно рекомендовать следующие:

- рассмотреть книги, косвенно подсказывающие сюжет аппликации;

 - в игровой форме предложить ребенку, отрабатывающему те или иные умения, используя заранее подготовленные элементы самостоятельно составить сюжет аппликации;

- уточнить у детей понимание сюжета, расположение деталей аппликации на листе бумаги, композицию, способы наклеивания элементов аппликации;

- на основе анализа заранее подготовленной «технологической карты» поощрять ребенка к самостоятельному созданию аппликации, немного корректируя ход ее выполнения в случае обращения ребенка за помощью.

        с детьми, обладающими высоким уровнем самостоятельности, родителям можно рекомендовать следующие:

- использовать игры, способствующие уточнению формы, цвета, композиции в процессе создания самостоятельной аппликации;

- упражняться в составлении последовательности выполнения работы на отдельных листах, создавая, таким образом, технологическую карту     предстоящей деятельности;

- включать оценку способов творческой деятельности («добавления» или «изъятия» лишнего, изменения пространственно расположенных деталей образца) в оценку образца и результатов аппликативной деятельности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников»

Речь является важнейшей психической функцией человека.  Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Б...

Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей.

Развитие руки , важный этап готовности ребёнка к письму....

Методические рекомендаций для родителей. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возроста

Рекомендаций для родителей   по сенсорному  развитию детей младшего дошкольного возроста...

Методические рекомендации для родителей по развитию речи и обогащению словаря детей младшего дошкольного возраста

Данные рекомендации будут очень полезны для родителей и ,конечно,помогут развивать речь малышей .Они обращены к дыхательной гимнастике,звуковой культуре речи,выразительому чтению детской литературы....

Рекомендации для родителй по развитию самостоятельности у детей

В статье даны ряд рекомендаций для родителей....

Рекомендации для родителей по развитию самостоятельности у детей.

Развитие самостоятельности необходимо начинать уже в дошкольном возрасте. Предлагаю вашему вниманию несколько советов. ...