Картотека проблемных ситуаций для детей дошкольного возраста
картотека на тему

Картотека проблемных ситуаций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_problemnyh_situatsiy.docx31.73 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

         Цель: учить решать проблемные ситуации, используя возможные варианты решения, развивать речь детей, логическое мышление, воображение, память, культуру общения.

Задачи:

1.        Учить осуществлять элементарную поисковую деятельность, замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные проверки предположений.

2.        Самостоятельно применять знания при анализе ситуаций, находить противоречия и решать их.

3.        Упражнять в более глубоком анализе предмета, выявление свойств и качеств, не связанных с выполнением основных функций предмета.

4.        Добиваться, чтобы ребенок имел версию решения проблемы, оригинальный ответ.

5.        Развивать активность, самостоятельность при решении проблемных ситуаций.

Ситуации:

1.        Как увидеть воздух?

2.        Куда прячется вода?

3.        Дышат ли рыбы?

4.        Где можно увидеть динозавра?

5.        Как без космического корабля слетать на Сатурн?

6.        Как оживить куклу?

7.        Как закрепить детали одежды без ниток?

8.        Как вымыть руки без мыла?

9.        Грабители похитили в городе все часы. Ни у кого часов не осталось. Как можно следить за ходом времени, пока в город не завезут новые часы?

10.        Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились, что делать?

11.        Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать?

12.        Нужно слепить снеговика, а снега мало, как быть?

13.        Машенька заблудилась в лесу и не знает, как ей выйти из леса.

14.        Винни-Пух и Пятачок решили посадить горох. Весь день они трудились и радостные ушли домой. Но на другой день они заметили, что над грядками летают птицы и клюют семена, а ночью мыши съели часть гороха. Задумались Винни-Пух и Пятачок. Как сохранить урожай гороха, если Пугало стоит, но оно уже старое, а птицы и мыши привыкли к нему и перестали бояться. Подумаем вместе с ними. Что делать? Как им помочь? Что нужно сделать с Пугалом, чтобы птицы и мыши стали его бояться?

15.        Как приготовить завтрак для великана?

16.        Людям всегда хочется того, чего нет, или того, что наступит не скоро. Так летом, когда жарко, мы начинаем вспоминать зиму. Можно ли сохранить кусочек зимы летом?

17.        Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая – живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая — траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)?

18.        К медвежонку пришли гости. Он решил их угостить малиной. Поставил на стол три тарелочки. Надо разделить малину. Помогите медвежонку.

19.        Доктору Айболиту из Африки пришла телеграмма. Его в гости приглашают животные. Доктор Айболит решил отправиться в путешествие, но не знает на чем быстрее можно добраться до Африки. Поможем Доктору Айболиту.

20.        Что тяжелее – снег или земля?

21.        Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.

22.        «Кот в одном сапоге»

Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно, босиком он ходить отвык. Как теперь быть коту?

23.        «Вот так игра»

Ира потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?

24.        «Маша и медведь»

Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст — он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?

25.        «Помоги Золушке»  Мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

26.        «Подготовка к празднику»

Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери. «Гвоздем программы» должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы?

27.        «Рассеянный Петя»

Решив отправиться в поход, дети договорились, кто что с собой возьмет. Уложив рюкзаки, рано утром отправились за город на электричке. Вот и нужная им станция. Все вышли, поезд дал гудок и скрылся за поворотом. И тут обнаружилось, что Петя, который «славился» своей рассеянностью, оставил в вагоне свой рюкзак. А в нем были палатка, небольшая лопатка, котелок и спички. Все очень расстроились, кроме Марины, которая предложила подумать и найти выход из положения. Как провести ночь в лесу без палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек?

28.        «Открытки для Дины»

Дина коллекционирует открытки, и друзья (а их у нее 20) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. В последний момент выяснилось, что все открытки совершенно одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью?

29.        «Красная Шапочка»

У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей красивую шапку к дню рождения. Внучка была очень довольна. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапочку на Новый год, на 8 Марта и еще на семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?

30.        «Помоги Оле»

У Оли длинные волосы. К Новому году мама, папа, бабушка и подружки подарили ей много ярких лент — так много, что Оля ума не могла приложить, что с ними делать, как использовать. Помогите Оле решить эту проблему»

31.        «Молочные проблемы кота Матроскина»

Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока?

32.        «Корзинки для козлят»

Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась. Коза попросила козлят сплести новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделить между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила двадцать одну корзину (!). Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.

33.        «Чудный лесник»

В сосновом бору жил лесник. Когда ему становилось скучно, он собирал сосновые шишки. И насобирал их так много, что ими можно было заполнить целый железнодорожный вагон. Что с ними делать, лесник не знал. Как бы вы их использовали?

34.        «Жители города Кисельска»

С жителями Кисельска приключилась беда: в один прекрасный день все обитатели города сварили свое любимое блюдо — кисель.  Его оказалось так много, что в городе началось «кисельное» наводнение. Подскажите жителям города, как можно использовать кисель.

35.        «Варенье для Карлсона»

Все знают, что Карлсон очень любил все сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносил ему разное варенье в металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошал. В результате у Карлсона скопи¬лось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко. А как их использовать?

Итак дети решают проблемные ситуации, используя предложенный им алгоритм (2-й этап). На примере одной проблемной ситуации покажем, как используется алгоритм.

36.        Буратиио уронил золотой ключик в болото, но черепахи Тортиллы поблизости не оказалось. Это и есть ситуация, которая представляется детям.

Как Буратино достать ключ? В ситуации выделяется задача или вопрос.

Буратино должен опуститься под воду, потому что ему необходимо достать ключ, но не может этого сделать, потому что он деревянный и сразу же всплывет на поверхность. Таковы противоречия этой проблемной ситуации.

37.        ОХ и АХ собрались в поход, взяли консервы и хлеб. Пришли на место и решили перекусить, но оказалось, что консервный и столовый ножи они оставили дома. Как открыть банку?

38.        Противоречие. ОХ и АХ должны открыть банку консервов, потому что они проголодались, и не могут это сделать, потому что нечем.

39.        В город приехал цирк. Чтобы об этом узнали взрослые и дети, необходимо расклеить афиши, но в городе нет ни капли клея. Как расклеить афиши?

40.        Противоречие. Афиши расклеить надо, потому что они помогут жителям города узнать о приезде цирка; афиши расклеить невозможно, потому что нет клея.

41.        Знайка попросил Пончика через Незнайку передать ему рецепт вкусных пирожков. Когда Пончик начал говорить Незнайке о том, что входит в рецепт, они оба вспомнили, что писать не умеют. Как быть?

42.        Противоречие. Незнайка должен передать Знайке рецепт пирожков, потому что тот без рецепта ничего сделать не сможет, и не может это сделать, потому что не умеет писать.

43.        В королевском саду на волшебной яблоне созрело только одно молодильное яблоко, но так высоко, что король даже с помощью большой лестницы не смог достать его. Как королю овладеть этим яблоком?

44.        Противоречие. Король должен достать молодильное  яблоко, потому что только с его помощью он станет моложе, и не может, потому что не знает, как это сделать.

45.        . -Галина Анатольевна, если бы сломался цветок, вы бы очень рассердились?

- Наверное, рассердилась бы. А почему ты спрашиваешь?  - А я видела, как Рита сломала цветок. Что можно сказать о поступке Риты?

Какую пословицу вы знаете, которая подходит в данной ситуации?

46.        У Кати укатился мяч и ударился о твою ногу.

Никита закричал.- Ты что не видишь, куда мяч бросаешь? Мне же больно.

Как бы вы поступили иначе? Что вы скажете друг другу?

47.        Ника пришла в новом платье. Наташа увидела и громко сказала.

- Что хвастаешься? Подумаешь, мне мама еще лучшее платье купила.

Права ли Наташа в такой ситуации?

48.        Саша до сих пор не научился завязывать шнурки. Никита в раздевальной комнате кричит.

-Ха, посмотрите , скоро в школу пойдет, а шнурки не умеет завязывать.

Катя молча подошла и помогла Саше. Чей поступок верный?

49.        Дети вернулись с прогулки. Быстро разделись , ушли в группу. Андрей выглянул в раздевальную комнату и кричит.

Галина Анатольевна, а Сережа сапоги не убрал на место.

Галина Николаевна с укоризной посмотрела на Андрея.

Почему ? Как бы ты поступил на месте Андрея.

50.        Дети рисуют. У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место. Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты?

51.        Венера Рашитовна разговаривает с младшим воспитателем Валентиной Ивановной. Наташа кричит. Венера Рашитовна, А Оля не отдает мою куклу.

Потом подходит и трогает воспитателя за руку.  - Вы что не слышите, Оля не отдает мою куклу. Что сказала Венера Рашитовна Наташе?

Группа мальчиков строит замок. Алеша подошел и положил сверху доску. Замок развалился. Что сказали ему мальчики? Как бы ты поступил?

52.        Утром Слава играл с Артемом. Когда пришел Рома, Слава стал играть с ним. Артем подошел и сказал Славе.  - Ты предатель. Рома обиделся. Как ты думаешь, почему?

53.        Рита и Саша дежурные в уголке природы. Саша сказал.  - Рита, а давай мы черепаху отнесем к девочкам, пусть они с ней поиграют. Рита рассказала об этом Галине Анатольевне. Права ли Рита? Как бы ты поступил?

54.        В раздевальной Галина Анатольевна разговаривает с мамой Артема. Рита подходит и говорит.  - А вы знаете, что ваш Артем самый последний одевается. Галина Анатольевна сделала замечание Рите. Как вы думаете, что сказала Рите Галина Анатольевна?

55.        Света выходит в раздевальную и громко говорит.

- Я с Никой больше не дружу. Она меня называет Светкой- конфеткой. Почему обиделась Света

56.        Во время обеда Вите Валентина Ивановна предложила добавку.

Витя говорит.

- Не нужна мне ваша добавка.

Что бы ты сказал Валентине Ивановне?

57.        После обеда дети уснули. Наташе не спится. Она постоянно обращается к воспитателю.  - Поправьте мне одеяло.

58.        - Я хочу в туалет.

- А Саша громко сопит, мне мешает. Как бы поступили вы?

59.        Во время полдника Саша поставил стул очень близко к столу. Когда стал усаживаться, толкнул Никиту. Тот пролил молоко. Никита громко сказал.  - Ты, что не видишь? Я с тобой не хочу сидеть рядом.

Прав ли Никита? Как бы ты поступил на месте Саши и Никиты?

60.        В сказке "Золушка" мачеха и ее сестры не взяли Золушку с собой на бал, потому что она была у них служанкой, мыла и убирала за ними. Как бы ты поступил на месте мачехи?

а) Не взял бы на бал, ведь Золушка ходила в старом, грязном платье;

б) сказал бы, что на нее не хватило приглашения;

в) взял бы с собой, потому  что все люди равны.

        Ситуация

        Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась, вошла заведующая детским садом с двумя чернокожими девочками и сказала: "Эти сестренки, Бахарнеш и Алина, приехали из Эфиопии, и теперь будут ходить к вам в группу". Как бы ты поступил на месте детей?

        а) Засмеялся и стал показывать пальцем на сестренок: "Они совсем черненькие!";

        б) пригласил девочек вместе позавтракать, а затем показал свою группу; неважно какой расы девочки;

        в) повернулся к своей тарелке, как будто никто не пришел.

        Ситуация.

        В группу пришел новенький - мальчик из Грузии, который не очень хорошо говорил по-русски. Ваня стал дразнить его. Что бы ты сказал Ване?

а) Посмеялся бы вместе с ним над новичком;

б) не обратил внимания на то, что Ваня дразнит новичка;

 в) защитил бы новичка, стал играть с ним, ведь это не главное, на каком языке ты говоришь.

        Ситуация

        Однажды дети проходили мимо мечети и увидели, как молится пожилой человек, стоя на коленях. Они+

а) засмеялись, показывая пальцем на старика;

б) стали передразнивать;

в) отошли в сторону, чтобы не мешать ему, потому что нужно уважительно относиться к любой религии.

Как поступил бы ты?

        Ситуация.

        В сказке "Сивка-Бурка" старшие братья не взяли Иванушку с собой в город, потому что считали его маленьким и глупым. Они так и сказали ему: " Сиди, дурачок, дома!" Как бы поступил ты?

а) Так же, как братья;

б) взял бы Иванушку с собой;

в) оставил бы дома, но сказал: "Ты останешься за хозяина".

        Ситуация .

        Обитатели птичьего двора из сказки Г.Х. Андерсена " Гадкий утенок" обижали утенка за то, что он был некрасивым. Они называли его гадким, никто с ним не дружил. Правильно ли вели себя птицы? Как поступил бы ты?

а) Правильно; я поступил бы так же;

б) неправильно; не дружи, если не хочешь, но обижать нельзя;

в) неправильно; несмотря на разную внешность, все имеют равные права; дружил бы

СИТУАЦИИ НА ТЕМУ «ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ...»

1.          «…люди не знали об опасности»

2.        Обследовать уровень знаний и навыков детей по ОБЖ; развивать мышление, внимание; воспитывать желание следовать правилам безопасности.

3.              «…в детском саду объявили тревогу»

4.        Учить детей правильно и быстро реагировать на сигналы тревоги, закрепить знания детей о мерах противопожарной безопасности; развивать быстроту реакции, согласованность действий воспитателя и детей; воспитывать желание помогать друг другу.

5.          «…съесть незнакомую ягоду»

6.        Учить понимать, что детям дошкольного возраста есть любые грибы вредно и опасно; познакомить со съедобными и ядовитыми ягодами и грибами; учить высказываться полными предложениями, развивать чувство осторожности к незнакомым ягодам; воспитывать чувство меры.

7.          «…собака напала на ребенка»

8.         «Если бы ты взлетел высоко, как птица…взлететь высоко, как птица»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Учить решать проблемные ситуации, используя возможные варианты решения, развивать речь детей, логическое мышление, воображение, память, культуру общения....

Картотека проблемных ситуаций для детей дошкольного возраста

картотека проблемных ситуаций для детей дошкольного возраста...

картотека проблемных ситуаций для детей старшего возраста

картотека проблемных ситуаций для старшего возраста...

Разработка перечня проблемных ситуаций для детей дошкольного возраста

В ходе изучения проблемной ситуации стремятся вы­делить две относительно самостоятельные части: ситуацию и саму проблему.Проблема формулируется как несоответствие свойств объекта на...

Картотека проблемных ситуаций для детей дошкольного возраста.

Картотека проблемных ситуаций для детей дошкольного возаста, которые педагог может использовать в непосредственной образовательной деятельности....

Картотека проблемных ситуаций для детей дошкольного возраста

Картотека проблемных ситуаций для детей дошкольного возраста...