Методические принципы развития речи, игра и игрушка как средства их реализации
методическая разработка на тему

Галина Роо

                       Уважаемые коллеги!

Изучение возникновения и развития речи ребенка было и остается актуально не только с точки зрения педагогики и психологии, но и носит личностный и социальный характер.

 Речевое развитие человека проходит ряд стадий развития, при этом периодом развития устной речи является дошкольный возраст. Речь тесно связанна с умственным и социальным развитием ребенка.

Актуальность нашей темы состоит в том, что игры и игрушки имеют большое значение в речевом развитии детей. Играя, ребенок познает мир, обучается, развивается психически и физически, учится взаимодействию со сверс Объект  исследования – развитие  речи детей  дошкольного возраста.

Предмет исследования – возможности использования игр и игрушек в развитии  речи дошкольников

Цель работы- выявить роль игры и игрушки в развитии речи у детей  дошкольного возраста.

Исходя из цели исследования,  в ходе работы решались следующие задачи:

  1. анализ  психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
  2. определение задач развития речи детей;
  3. определение игры как ведущего вида деятельности и ее роли в развитии связной речи детей дошкольного возраста;
  4. изучение возможностей использования игры и игрушки как средства развития речи детей  дошкольного возраста в современных условиях воспитания.

В работе мы рассмотрели и выявили, что игра является неотъемлемой частью жизни детей, в игровой деятельности речь ребенка достаточно хорошо развивается. Следовательно, в каждой игре заложен огромный потенциал развития речи детей.

И главное в этом участие родителей и воспитателей, которые могут правильно организовать игры детей. Также было раскрыто значение игр и игрушек  для детей дошкольного возраста, их роль в развитии речи детей. Игровая и творческая деятельность, театрализованные представления и всевозможные игры , игрушки раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, тем самым обогащают эмоциональную сферу дошкольника.

Таким образом, игровая деятельность связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают в детей в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_printsipy_razvitiya_rechi.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Автор: Роо Галина Сергеевна

Методические принципы развития речи, игра и игрушка как         средства их реализации

Раскрыв сущность задач развития речи детей в дошкольном периоде обратимся к методическим принципам, на которых основывается развитие речи и попытаемся выделить роль игры и игрушки как средства обучения и развития речи.

Как отмечают отечественные ученные, процесс развития речи детей должен строиться с учетом не только дидактических, но и методических принципов обучения. Под методическими принципами в современной педагогической науке понимаются общие положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения.

Методические принципы обучения, определяются закономерностями усвоения детьми дошкольного возраста родного языка и речи. Они отражают особенности обучения родной речи.

Рассматривая методические принципы, Федоренко Л.П. указывает на их взаимосвязь друг с другом и взаимодействие с  общедидактическими принципами, такими как  доступность, наглядность, систематичность, последовательность, сознательность, индивидуальность, активность.

Отечественные ученные выделяют следующие методические принципы развития речи:

- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он основывается на понимании речи как речемыслительной деятельности, развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Развитие речи основывается на сенсорных представлениях, составляющих основу мышления, и развивается в единстве с мышлением. Поэтому работа по развитию речи неотрывно связана с работой, направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов. Следование этому принципу предполагает привлечение наглядных средств обучения, использование методов и приемов, которые бы способствовали целостности развития всех познавательных процессов.

- принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Этот принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка как средства общения и познания – и указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку. Его реализация предполагает развитие речи у детей как средства общения и в процессе общения (коммуникации), и в разных видах деятельности.

- принцип развития языкового чутья («чувства языка»). Языковое чутье – это неосознанное владение закономерностями языка. Здесь проявляется способность запоминать и  использовать, как традиционно произносятся слова, словосочетания в постоянно меняющихся ситуациях речевого общения.   По мнению Д. Б. Эльконина , должна поддерживаться стихийно возникающая ориентировка в звуковой форме языка. С развитием «чувства языка» связано формирование языковых обобщений.

- принцип формирования элементарного осознания явлений языка. Этот принцип основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка. Образуется своего рода внутренняя система правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторять, но и создавать новые высказывания. Поскольку задачей обучения является формирование навыков общения, а любое общение предполагает способность создавать новые высказывания, то в основу обучения языку следует положить именно формирование языковых обобщений и творческой речевой способности. А. А. Леонтьев  выделяет три способа осознания, которые часто смешиваются: произвольность речи, вычленимость, осознание. В дошкольном возрасте сначала формируется произвольность речи, а затем происходит вычленение ее компонентов. Осознанность является показателем степени сформированности речевых умений.

- принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования. Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи. Освоение лексики, формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков, диалогической и монологической речи – отдельные, в дидактических целях выделенные, но взаимосвязанные части одного целого – процесса овладения системой языка. В процессе развития одной из сторон речи одновременно развиваются и другие. Работа над лексикой, грамматикой, фонетикой не является самоцелью, она направлена на развитие связной речи. В центре внимания педагога должна быть работа над связным высказыванием, в котором суммируются все достижения ребенка в овладении языком.

- принцип обогащения мотивации речевой деятельности. Данный принцип рассматривает мотив, как важнейший компонент в структуре речи, от которого зависит качество речи и успешности обучения. В повседневном общении, как указывает Сохин, мотивы определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. Психологи отмечают, что важными задачами являются создание педагогом положительной мотивации для каждого действия ребенка в процессе обучения, а также организация ситуаций, вызывающих потребность в общении. При этом следует учитывать возрастные особенности детей, использовать разнообразные, интересные для ребенка приемы, стимулирующие их речевую активность и способствующие развитию творческих речевых умений.

 - принцип обеспечения активной речевой практики. Этот принцип основывается на том, что речь и язык усваиваются в процессе их употребления, непосредственной практики. Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Речевая активность как отмечает Л.П. Федоренко  – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Применение этого принципа на практике предполагает создание условий для широкой речевой практики всех детей на занятиях, в разных видах деятельности.

Раскрыв сущность методических принципов, на которых строится развитие речи детей дошкольного возраста, обратимся к игре как к средству обучения дошкольников. Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.

Теоретические представления о сущности детской игры, развитые в отечественной психологии, в основном сводятся к следующему:

Игра занимает свое место в ряду других воспроизводящих деятельностей, являясь ведущей в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры как ведущей деятельности возникают основные психические новообразования данного возраста.

Игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре деятельностью.

Развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, т.е. социальных явлений.

Развивающие функции игры определены в отечественной психологии и педагогике. Существенным для понимания развивающего значения игры представляются соображения, высказанные Л.А. Венгером , подчеркнувшим необходимость четкого определения специфического влияния игры на развитие ребенка. Л. А. Венгер исходит из того, что каждая конкретная деятельность требует определенных специфических для неё способностей и создает условия для их развития.

Ведущим видом деятельности ребенка дошкольника является игра. С.Л. Рубинштейн назвал игру практикой развития. Значение такой деятельности как игра в том, что она точно соответствует его (ребенка) возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений.

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.

В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи. Новые потребности общения и ведущей игровой деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь становится наиболее связной. [Д. Б. Эльконин].

Как указывают ученые, при этом не всякая игра положительно влияет на детскую речь. Прежде всего, это должна быть содержательная игра. Однако ролевая игра хотя и активизирует речь, но не всегда способствует овладению значением слова и совершенствованию грамматической формы речи. А в случаях переучивания закрепляет неправильное словоупотребление, создает условия для возврата к старым неправильным формам. Это происходит потому, что в игре отражаются привычные для детей жизненные ситуации, в которых раньше складывались неправильные речевые стереотипы. Поведение детей в игре, анализ их высказываний позволяют сделать важные методические выводы: детская речь совершенствуется только под влиянием взрослого; в тех случаях, когда идет «переучивание», нужно сначала выработать прочный навык употребления правильного обозначения и только потом создавать условия для включения слова в самостоятельную игру детей.

Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец лаконичной и точной речи, беседы о проведенных и будущих играх.

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.

Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

 Разработкой теории игры и роли игрушки  в развитии личности ребенка, в том числе и их участие в развитии   его речи в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

Неизменный спутник детской игры – игрушка, которая выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых предстоит ребенку и освоить различные действия с ними.

По словам А.С.Макаренко, игрушка-это «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности.

К.Д.Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка -своеобразная школа воспитания чувств ребенка, и подчеркивал, характер ребенка будет формироваться от того, какие впечатления будут отражаться в игре, и как в ней будут применяться игрушки.

Исследования Е.А. Коссаковой доказали, что в отборе игрушек взрослые должны руководствоваться возрастными закономерностями развития детской игровой деятельности.

 Игрушка оказывает большое влияние на развитие речи ребенка: первые слова, которые ребенок запоминает, обычно связаны с игрушками. В своих ежедневных играх с игрушками ребенок учится называть не только сами предметы, которыми пользуется, но их особенности, величину, форму, цвет и пр. Он включает игрушки в соответствии со своими представлениями в игру и определяет их отношение к остальным предметам и лицам, участвующим в игре. Все свои действия в игре ребенок сопровождает речью.

Хорошо известно и многократно доказано, что общее развитие ребенка самым тесным и непосредственным образом связано с развитием его речи. Становление полноценной речи, в свою очередь, предполагает активную деятельность, в которую ребенок охотнее всего включается через игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели, задачи и методические принципы развития речи детей

Цели, задачи иметодические принципы развитияречи детей...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В течение десяти лет я углубленно работаю по проблеме «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора». Главная задача педагога в области развития речи д...

Консультация "Методические принципы развития речи, игра и игрушка как средство их реализации"

Методические принципы развития речи, игра и игрушка как  средство их реализации...

Народные якутские игры и игрушки как средство развития мышления детей

Важнейшим педагогическим средством становления личности ребенка является игра, развивающая функция которой общепризнана, но еще не изучена в достаточной мере. Потребность человека в игре как само...

Методическая разработка развитию речи во второй младшей группе «Мои любимые игрушки»

laquo;Мои любимые игрушки»Программные задачи:Образовательные: расширять словарный запас детей, развивать связную речь. Закреплять умения описывать игрушку. Формировать умение находить пре...