Индивидуальный план воспитателя на межаттестационный период 2019-2023год
материал

Пономарева Людмила Викторовна

"Театрализованная деятельность, как средство коррекции речи детей дошкольного возраста"

Овладение родным языком, развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в раннем детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной – у малышей, к интонационной речевой – у детей средней группы, и к языковой выразительности речи – у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный план профессионального развития

воспитателя логопедической группы Пономаревой Людмилы Викторовны

на 2019-2023 год

Тема: Театрализованная деятельность, как средство коррекции речи детей дошкольного возраста.

Овладение родным языком, развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в раннем детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Речь –  это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной – у малышей, к интонационной речевой – у детей средней группы, и к языковой выразительности речи – у детей старшего дошкольного возраста.

Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Процесс развития речи ребенка – процесс сложный              многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи.

Для развития речи детей необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, не стесняясь присутствия посторонних слушателей, к этому важно приучать ещё в раннем детстве.

Актуальность: проанализировав исходную ситуацию, через наблюдение за самостоятельной деятельностью детей и индивидуальное взаимодействие, я поняла, что у них очень беден как активный, так и пассивный словарь, в связи с чем развитие коммуникативных навыков замедлено. Я пришла к выводу, что необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые вызывали бы интерес у детей и способствовали развитию их речи. Поскольку ребенок находится большее время в ДОУ вместе со сверстниками и воспитателем и нужно создать такие условия, которые позволят направить развитие речи воспитанников в нужное русло. Изучив научно-педагогический опыт по данному вопросу,  я пришла к выводу, что более продуктивным видом деятельности для коммуникативного развития детей является театрализованная деятельность.

Театр – один из самых демократичных и доступных        видов искусства  для детей. А театрализованная деятельность в свою очередь, это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Она позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с: формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; воспитанием воли, памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи; развитием коммуникативных качеств личности; художественным образованием и воспитанием детей.

В процессе театрализованной игры активизируется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи, совершенствуется артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.

Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в театрализованной деятельности дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации  опосредованно от лица какого-либо персонажа.

Знакомство детей с различными видами театра необходимо начинать в младшей группе. В процессе работы с театрализацией, я отметила, что встреча с театральной куклой помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывание перед детьми небольших спектаклей, изменяя голос и интонацию в соответствии с изображаемым героем, также позволило мне пронаблюдать, что дети, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.).

Таким образом, театрализованные игры помогают развитию речи ребёнка.

 Основными требованиями к организации театрализованной деятельности является:

- разнообразие и содержание тематики, соответствующая данному возрасту;

- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребёнка, т.е. во все формы организации педагогического процесса;

- формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности;

- взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками.

С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с раннего детства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Цель самообразования воспитателя по теме: повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах внедрения театрализованных игр для развития речи детей.

    Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Систематизация теоретического и практического материала  посредством изучения учебной, справочной, методической литературы по проблеме развития речи у детей  и созданию условий для театрализованной деятельности.

2. Внедрение современных форм работы с использованием театрализованных игр для развития речи детей.

3. Подборка и разработка картотек двигательно-речевых игр и упражнений, потешек и прибауток, игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, ритмопластики, формирование речи, пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики; сценарии сказок, картотеки театрализованных игр, этюдов; музыкально-ритмических разминок в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.

4. Создание в группе центра театрализации с различными видами театра, по разным сказкам.

5. Заботиться об оснащении театрализованных игр: пополнение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, театров разных видов, костюмов, декораций, атрибутов, отражающими театрализованные игры воспитанников, оформление уголка ряжения.

6. Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.

7. Оптимизировать работу с родителями по вопросу организации театрализованной деятельности с детьми с помощью разнообразных методов и приёмов.

8. Создание творческой атмосферы и объединение усилий всего педагогического коллектива по построению образовательного процесса; выработка стремлений у педагогов к реализации и эффективному применению театральной деятельности в педагогической деятельности. 

Источники самообразования: 

  • методическая литература,
  • журналы,
  • семинары и вебинары,  
  • курсы повышения квалификации,
  • мастер-классы,
  • открытые занятия коллег,
  • сеть Интернет,
  • общение с коллегами.

Формы самообразования:

Индивидуальная – через индивидуальный план;

Групповая – через участие в деятельности районного и городского методических объединений воспитателей, а также через участие в жизни детского сада.

Дата начала работы над темой самообразования – сентябрь 2020 г.

Предполагаемая дата окончания работы – май 2025 г.

Этапы самообразования:

Этапы

Содержание работы

Практическая деятельность

Организационно - диагностический

Выбор и определение темы самообразования

Планирование работы по теме самообразования

Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

Изучение периодической печати.

Посещение библиотек.

Знакомство с работами других педагогов.

Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

Практический

Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса.

Составление перспективно-тематического планирования в соответствии с ФГОС.

Выступления на педсоветах, заседаниях РМО, показ открытых занятий, участие в семинарах, участие в заочных всероссийских и международных конференциях, вебинарах, публикации в сборниках научных статей, журналах, газетах, участие в городских, региональных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах профессионального мастерства, участие воспитанников в разнообразных конкурсах.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Участие в работе городского РМО педагогов, в городских семинарах.

Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах.

Ведение персонального сайта

  https://nsportal.ru/ponomareva-lyudmila-viktorovna    Консультативная помощь воспитанникам и родителям.

Ведение профессионального портфолио.

Оформление результатов работы.


        План по реализации самообразования с 2020– 2025г.

Форма работы

Сроки

Ожидаемый результат

1.Повысить собственный профессиональный уровень знаний путём изучения нормативно-правовой, научно-методической литературы, интернет источников по данной теме.

В течение всего периода

Повышение своего теоретического, научно – методического уровня, профессионального мастерства и компетентности

2. Изучение опыта педагогов практиков ДОУ.

 

В течение всего периода

Теоретические знания полученные в ходе изучения темы.

3. Изучение ценности личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития

 

В течение всего периода

4. Изучение и пополнение знаний по уже имеющемуся опыту проектной деятельности

В течение всего периода

5. Изучение технологий интеллект -карта.

В течение всего периода

6. Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка.

В течение всего периода

Развивающая предметно-пространственная среда: создание медиатеки мультимедийных презентаций и картотеку интерактивных игр.

7. Разработка занятий и игр с использованием театральной деятельности. Практическое применение знаний.

В течение всего периода

Конспект занятий и игр с детьми дошкольного возраста.

8. Подведение итогов по самообразованию: анализ и оценка работы.

В конце года

Выступление на итоговом педсовете. Показ открытого мероприятия с использованием театральной деятельности.

9. Накопление в «Портфолио педагога» методического и практического материала по теме самообразования.

В течение всего периода.

Создание портфолио по теме самообразования

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

Привлечение родителей воспитанников в основной образовательный процесс ДОУ различными формами работы

Родительские собрания

Педагогическое просвещение родителей. «Театральная деятельность в развитии речи ребенка»

В течение года

Информирование родителей о теме и планируемых мероприятий.

Укрепление сотрудничества семьи и педагогического коллектива.

Ноябрь - Май

Консультации на тему: «Польза театра в раннем возрасте»,

«Как поддержать интерес ребенка к театру?» , «Средство домашнего воспитания – кукольный театр», «Что такое театр?», «Развитие речи детей в семье»

Папки передвижки

Памятка «Игры для речевого развития детей»

Разработка и реализация совместно с семьями индивидуальных маршрутов помощи собственному ребенку

       Март

Апрель

Привлечение родителей к проведению итоговых мероприятий.

Папки-передвижки: «Игровая терапия дома». «Театральные игры как средство

всестороннего развития ребёнка»,  «Как интересно провести досуг в кругу семьи»

Самореализация

В течение всего периода

Публикация: ежемесячный общественно-педагогический и научно-методический общетатарский журнал «Магариф»;

 федеральный журнал для родителей и педагогов «Дошкольный мир»:

сайт МААМ.ру «Социальная сеть работников образования».

Статьи по теме самообразования, обмен опытом

В течение всего периода

Участие в конкурсах всероссийского, республиканского, международного и городского уровня

Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества

Источники: интернет – ресурс http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac05.htmы, методический кабинет д\с

Литература

1.  Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991.

3. Берёзкин В. И. Искусство оформления спектакля-М-1986г.

4. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно- эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.

5. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. – М.: Вентана – Граф, 2015.

6. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.

7. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.

8. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.

9. Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.

10. Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду» - М.: ТЦ «Сфера», 2013

11. Методическая разработка «Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте» Райло И. М.

12. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. «Развитие творческих способностей у детей от одного года до трёх лет, средствами кукольного театра»; «Айрис - пресс», Москва 2007 г.

13. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. «Кукольный театр для самых маленьких»(театр, занятия с детьми от 1 года до 3 лет) — М.: Линка-Пресс, 2009.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. 2013г.

15. Янушко Е. А. «Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года) – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014



Предварительный просмотр:

«Игровые упражнения в театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста»

Дошкольное детство - особый период в развитии ребенка, когда развиваются общие способности, необходимые каждому человеку в любом виде деятельности. В этот период дети менее чувствительные к чувствам других, он и не всегда могут понять их, не могут выразить и осознать свое внутреннее состояние и свое настроение, и, часто, показывают его в резкой форме. Отсюда и возникают трудности в отношениях со сверстниками и взрослыми. Кроме того, скудная эмоциональная сфера является причиной задержки развития интеллектуальной сферы. Дети меньше интересуются чем-то новым, в их играх отсутствует творчество, а некоторые совсем не желают играть. Эмоции играют важную роль в жизни ребенка. Работа по созданию положительных эмоций – одна из важнейших частей подготовки детей к школе. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, а что раздражает. Воспитание через эмоциональные воздействия -очень тонкий процесс. Основной задачей его является не подавление и искоренение эмоций, а правильное управление ими. Поэтому очень важно создавать у детей эмоциональное благополучие. Театр – это самый доступный вид искусства для детей, обогащающий положительными эмоциями, жизненным опытом, дающий реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде, раскрывающий духовный и творческий потенциал ребенка.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, воспитать привычку к выразительной публичной речи путем привлечения его к выступлениям перед аудиторией. В театрализованных играх и упражнениях ребенок выступает в роли исследователя, а педагог в роли консультанта.

Новизна данной методической разработки состоит в том, что систематизирована и адаптирована для работы с дошкольниками пять разделов театральной деятельности, направленные на создание комфортного, морально –психологического климата в группе:

- игры и упражнения на эмоциональный настрой,

- пальчиковый театр,

- театр на фланелеграфе,

- настольный театр,

- этюды.

Внедряя в педагогический процесс театрализованную деятельность, игровые упражнения, мы стремимся, чтобы ребенок познавал мир не только умом, но и сердцем, у него формировалось собственное отношение к добру и злу, воспитывалось любовь к месту, где он родился и где он живет. Методическая разработка предназначена воспитателям детского сада для проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми старшей и подготовительной группы. В пособие включены описания театрализованных упражнений, перспективный план, сценарии театрализованного спектакля. В разработке выделена практическая значимость и актуальность.

Использования театрализованной деятельности в дошкольном возрасте, определены основные методы и приемы работы. Серьёзное внимание уделено умению применять игровые упражнения в группе в процессе театральной деятельности. При систематическом проведении игровых упражнений решаются различные проблемные ситуации, которые способствуют формированию у детей собственное отношение к ним. Полученные знания и практический опыт оказывают действенную помощь ребенку, учат сочувствовать, разделять радость, печаль при выполнении заданий. Именно в обществе сверстников в игровой деятельности закладываются основы правил поведения у ребенка. Основными задачами методической разработки является:

-оказание помощи педагогам в подготовке и проведении занятий по

созданию эмоционального благополучия в каждой возрастной группе;

-использование в работе следующих методов: словесные, наглядные,

проблемно – поисковые и практические;

-успешная подготовка детей к школе.

Каждый дошкольник – маленький исследователь. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребенка, тем успешнее развиваются и реализуются первые творческие проявления. Самое главное, дети узнают что – то новое, задумываются, учатся сравнивать, обобщать, делать умозаключения. У ребенка развивается наглядно – образное мышление, воображение, любознательность, способность самостоятельно выполнять задания. В заключении хочется отметить то, что методическая разработка ориентирована:

во – первых, на ребенка, на его развитие, по принципу: «идти вперёд быстрым темпом»;

во – вторых, на практическое воплощение в группе эмоционально комфортных условий, средствами художественного слова, способствующих развитию личного потенциала каждого воспитанника;

в – третьих, на развитие определенной системы, дающей возможность развиваться в своём темпе, т.е. выбору щадящего варианта развития дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя Гилемхановой Г.Ю.

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя Гилемхановой Г.Ю....

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя II группы компенсирующей направленности (подготовительной) СЫСУЕВОЙ НАТАЛЬИ ВЛАДИМИРОВНЫ

В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач - к фо...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя по теме "Развивающие игры математического содержания как средство формирования у...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период 2015-2020 гг. по повышению профессионального уровня воспитателя Гужвий Людмилы Михайловны

Индивидуальный план работы на межаттестационный период 2015-2020 гг. по повышению профессионального уровня воспитателя Гужвий Людмилы Михайловны ...

Индивидуальный план воспитателя на межаттестационный период

Индивидуальный план работы намежаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя первой квалификационной категории Гариповой Эльзы Фаритовны на 2013-2017 гг....

Индивидуальный план воспитателя на межаттестационный период

Индивидуальный план работына межаттестационный период по повышению профессионального уровнявоспитателя Аглиевой Зульфиры Назиповны  на 2014- 2019 гг.Образование: высшееКвалификационная кате...