Консультации для родителей
консультация на тему

Мочалова Анна Валерьевна

Знакомство родителей с воспитательно-образовательным процессом в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 58» НМР РТ

Консультация

Тема: «Знакомство детей с геометрическими фигурами»

г. Нижнекамск

2017г.

Вторая младшая группа

Для реализации программных задач в качестве дидактического материала в данной группе используются модели простейших плоских геометрических фигур (круг, квадрат) разного цвета и размера.
Еще до проведения систематических занятий педагог организует игры детей со строительным материалом, наборами геометрических фигур, геометрической мозаикой. В этот период важно обогатить восприятие детей, накопить у. них представления о разнообразных геометрических фигурах, дать их правильное название.
На занятиях детей учат различать и правильно называть геометрические фигуры — круг и квадрат. Каждая фигура познается в сравнении с другой. На первом занятии первостепенная роль отводится обучению детей приемам обследования фигур осязательно-двигательным путем под контролем зрения и усвоению их названий.
Воспитатель показывает фигуру, называет ее, просит детей взять в руки такую же. Затем педагог организует действия детей с данными фигурами: прокатить круг, поставить, положить квадрат, проверить, будет ли он катиться. Аналогичные действия дети выполняют с фигурами другого цвета и размера.
В заключение проводятся два-три упражнения на распознавание и обозначение словами фигур («Что я держу в правой руке, а что в левой?»; «Дай мишке круг, а петрушке квадрат»; «На верхнюю полоску положите один квадрат, а на нижнюю много кругов» и т. п.
                                                         

Средняя группа


У детей пятого года жизни нужно прежде всего закрепить умение различать и правильно называть круг и квадрат, а затем и треугольник. С этой целью проводятся игровые упражнения, в которых дети группируют фигуры разного цвета и размера. Меняется цвет, размер, а признаки формы остаются неизменными. Это способствует формированию обобщенных знаний о фигурах.
Чтобы уточнить представления детей о том, что геометрические фигуры бывают разного размера, им. показывают (на таблице, фланелеграфе или наборном полотне) известные геометрические фигуры. К каждой из них дети подбирают аналогичную фигуру как большего, так и меньшего размера. Сравнив величину фигур (визуально или приемом наложения), дети устанавливают, что фигуры одинаковы по форме, но различны по размеру. В следующем упражнении дети раскладывают по три фигуры разного размера в возрастающем или убывающем порядке.
С новыми геометрическими фигурами детей знакомят путем сравнения с уже известными: прямоугольник с квадратом, шар с кругом, а затем с кубом, куб с квадратом, а затем с шаром, цилиндр с прямоугольником и кругом, а затем с шаром и кубом. Рассматривание и сравнение фигур проводят в определенной последовательности:
а) взаимное наложение или приложение фигур; этот прием позволяет четче воспринять особенности фигур, сходство и различие, выделить их элементы;
б) организация обследования фигур осязательно-двигательным путем и выделение некоторых элементов и признаков фигуры;

в) организация разнообразных действий с фигурами (катать, класть, ставить в разные положения); действуя с моделями, дети выявляют их устойчивость или неустойчивость, характерные свойства. Например, дети пробуют по-разному ставить шар и цилиндр и обнаруживают, что цилиндр может стоять, может лежать, может и катиться, а шар «всегда катится». Таким образом обнаруживают характерные свойства геометрических тел и фигур;
г) организация упражнений по группировке фигур в порядке увеличения и уменьшения размера («Подбери по форме», «Подбери по цвету», «Разложи по порядку» и др.);
д) организация дидактических игр и игровых упражнений для закрепления умений детей различать и называть фигуры («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Домино форм», «Магазин», «Найди пару» и др.).

Старшая группа


Детям даются известные им фигуры и предлагается руками обследовать границы квадрата и круга, прямоугольника и овала и подумать, чем эти фигуры отличаются друг от друга и что в них одинаковое. Они устанавливают, что у квадрата и прямоугольника есть «уголки», а у круга и овала их нет. Воспитатель, обводя фигуру пальцем, объясняет и показывает на прямоугольнике и квадрате углы, вершины, стороны фигуры.

Сравнивая квадрат с кругом, они выясняют, что у круга нет вершин и углов, есть лишь граница круга — окружность.

 Обследуя треугольник, они приходят к выводу, что у него три вершины, три угла и три стороны. Очень часто дети сами говорят, почему эта фигура в отличие от прямоугольника и квадрата называется треугольником.
Чтобы убедить детей, что выделенные ими признаки являются характерными свойствами проанализированных фигур, воспитатель предлагает те же фигуры, но больших размеров. Обследуя их, дети подсчитывают вершины, углы и стороны у квадратов, прямоугольников, трапеций, ромбов и приходят к общему выводу, что все эти фигуры независимо от размера имеют по четыре вершины, четыре угла и четыре стороны, а у всех треугольников ровно три вершины, три угла и три стороны.
Программой воспитания и обучения в детском саду предусматривается познакомить старших дошкольников с четырехугольниками. Для этого детям показывают множество фигур с четырьмя углами и предлагают самостоятельно придумать название данной группе. Предложения детей «четырехсторонние», «четырехугольные» нужно одобрить и уточнить, что эти фигуры называются четырехугольниками.

В дальнейшем закрепление представлений детей о четырехугольниках может идти путем организации упражнений по классификации фигур разного размера и цвета, зарисовке четырехугольников разного вида на бумаге, разлинованной в клетку, и др.
Можно использовать следующие варианты упражнений на группировку четырехугольников:
— отобрать все красные четырехугольники, назвать фигуры данной группы; — отобрать четырехугольники с равными сторонами, назвать их;
— отобрать все большие четырехугольники, назвать их форму, цвет;
— слева от карточки положить все четырехугольники, а справа не четырехугольники; назвать их форму, цвет, величину.
Важной задачей является обучение детей сравнению формы предметов с геометрическими фигурами как эталонами предметной формы. У ребенка необходимо развивать умение видеть, какой геометрической фигуры или какому их сочетанию соответствует форма того или иного предмета.

Работа по сопоставлению формы предметов с геометрическими эталонами проходит в два этапа. На первом этапе нужно научить детей на основе непосредственного сопоставления предметов с геометрической фигурой давать словесное определение формы предметов.
Таким образом удается отделить модели геометрических фигур от реальных предметов и придать им значение образцов. Для игр и упражнений подбираются предметы с четко - выраженной основной формой без каких-либо деталей (блюдце, обруч, тарелка — круглые; платок, лист бумаги, коробка — квадратные и т. п.). На последующих занятиях могут быть использованы картинки, изображающие предметы определенной формы. Занятия следует проводить в форме дидактических игр или игровых упражнений: «Подбери по форме», «На что похоже?», «Найди предмет такой же формы», «Магазин» и т. п.
На втором этапе детей учат определять не только основную форму предметов, но и форму деталей (домик, машина, снеговик, петрушка и т. д.). Игровые упражнения проводят с целью обучения детей зрительно расчленять предметы на части определенной формы и воссоздавать предмет из частей. Такие упражнения с разрезными картинками, кубиками, мозаикой лучше проводить вне занятия.
Упражнения на распознавание геометрических фигур, а также на определение формы разных предметов можно проводить вне занятий как небольшими группами, так и индивидуально, используя игры «Домино», «Геометрическое лото» и др.
Следующая задача — научить детей составлять плоские геометрические фигуры путем преобразования разных фигур. Например, из двух треугольников сложить квадрат, а из других треугольников — прямоугольник. Затем из двух-трех квадратов, сгибая их разными способами, получать новые фигуры (треугольники, прямоугольники, маленькие квадраты).
Очень важно упражнять детей в комбинировании геометрических фигур, в составлении разных композиций из одних и тех же фигур. Это приучает их всматриваться в форму различных частей любого предмета, читать технический рисунок при конструировании. Из геометрических фигур могут составляться изображения предметов.
Вариантами конструктивных заданий будет построение фигур из палочек и преобразование одной фигуры в другую путем удаления нескольких палочек:
1) сложить два квадрата из семи палочек;
2) сложить три треугольника из семи палочек;
3) сложить прямоугольник из шести палочек;
4) из пяти палочек сложить два разных треугольника;
5) из девяти палочек составить четыре равных треугольника;
6) из десяти палочек составить три равных квадрата;
7) можно ли из одной палочки на столе построить треугольник?
8) можно ли из двух палочек построить на столе квадрат?
Эти упражнения способствуют развитию сообразительности, памяти, мышления детей. Наиболее сложные задания могут быть использованы в работе с детьми подготовительной группы.

Подготовительная к школе группа


Знания о геометрических фигурах в подготовительной группе расширяются, углубляются и систематизируются.
Одна из задач подготовительной к школе группы — познакомить детей с многоугольником и его признаками: вершины, стороны, углы.
Решение этой задачи позволит подвести детей к обобщению: все фигуры, имеющие по три и более угла, вершины, стороны, относятся к группе многоугольников.
Детям показывают модель круга и новую фигуру — пятиугольник. Предлагают сравнить их и выяснить, чем отличаются эти фигуры. Фигура справа отличается от круга тем, что имеет углы, много углов. Детям предлагается прокатить круг и попытаться прокатить многоугольник. Он не катится по столу. Этому мешают углы. Считают углы, стороны, вершины и устанавливают, почему эта фигура называется многоугольником. Затем демонстрируется плакат, на котором изображены различные многоугольники. У отдельных фигур определяются характерные для них признаки. У всех фигур много сторон, вершин, углов.
Для уточнения знаний о многоугольнике могут быть даны задания по зарисовке фигур на бумаге в клетку. Затем можно показать разные способы преобразования фигур: обрезать или отогнуть углы у квадрата и получится восьмиугольник. Накладывая два квадрата друг на друга, можно получить восьмиконечную звезду.
Согласно программе в подготовительной группе следует продолжать учить детей преобразованию фигур. Эта работа способствует, с одной стороны, познанию фигур и их признаков, а с другой стороны, развивает конструктивное и геометрическое мышление. Приемы этой работы многообразны. Одни из них направлены на знакомство с новыми фигурами при их делении на части, другие — на создание новых фигур при их объединении.
Детям предлагают сложить квадрат пополам двумя способами: совмещая противолежащие стороны или противолежащие углы — и сказать, какие фигуры получились после сгибаний (два прямоугольника или два треугольника).
Можно предложить узнать, какие получились фигуры, когда прямоугольник разделили на части, и сколько теперь всего фигур (один прямоугольник, а в нем три треугольника).
Итак, аналитическое восприятие геометрических фигур развивает у детей способность более точно воспринимать форму окружающих предметов и воспроизводить предметы при занятиях рисованием, лепкой, аппликацией.
Анализируя разные качества структурных элементов геометрических фигур, дети усваивают то общее, что объединяет фигуры. Так, ребята узнают, что одни фигуры оказываются в соподчиненном отношении; понятие четырехугольника является обобщением таких понятий, как «квадрат», «ромб», «прямоугольник», «трапеция» и др.; в понятие «многоугольник» входят все треугольники, четырехугольники, пятиугольники, шестиугольники независимо от их размера и вида. Связь количественных представлений с представлениями геометрических фигур создает основу для общематематического развития детей.  



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 58» НМР РТ

Консультация для родителей

 «Традиции и обряды татарского народа»

Составила:

воспитатель

Мочалова А.В.

первая

квалификационная

категория

март, 2017 г.

Культурное наследие и семейные ценности

культура татарского народа

Татарские традиции домоводства и семейного уклада жизни в большей степени сохранились в селах и поселках. Казанские татары, например, жили в деревянных избах, которые отличалась от русских только тем, что в них не было сеней и общее помещение разделялось на женскую и мужскую половину, разделенную шторой (чаршау) или деревянной перегородкой. В любой татарской избе обязательным было наличие зеленых и красных сундуков, которые дальнейшем использовались как приданное невесты. Почти в каждом доме на стене висел вставленный в рамку кусочек текста из Корана, так называемый «шамаиль», он висел над порогом в качестве оберега, и на нем было написано пожелание счастья и благополучия. В украшении дома и придомовой территории использовалась много ярких сочных цветов и оттенков, внутренние помещения обильно украшались вышивкой, так как ислам запрещает изображать человека и животных, в основном вышитые полотенца, покрывала и прочие вещи украшались геометрическими орнаментами.

семья и быт татарского народа

Главой семьи является отец, его просьбы и указания должны выполняться беспрекословно, мать на особом почетном месте. Татарских детей с ранних лет учат уважать старших, не причинять боли младшим и всегда помогать обездоленным. Татары очень гостеприимны, даже если человек враг семьи, но он пришел в дом как гость, ему ни в чем не откажут, накормят, напоят и предложат ночлег. Татарских девушек воспитывают как скромных и благопристойных будущих хозяек, их заранее учат вести хозяйство и подготавливают к вступлению в брак.

Татарские обычаи и традиции

Татарские обычаи

Обряды бывают календарного и семейного толка. Первые связаны с трудовой деятельностью (посев, уборка урожая и т.д.) и проводятся каждый год в примерно одно и тоже время. Семейные обряды проводятся по мере надобности в соответствии происшедшими в семье изменениями: рождение детей, заключение брачных союзов и других ритуалов.

Традиционная татарская свадьба характеризуется обязательным проведением мусульманского обряда никах, он проходит дома или в мечети в присутствии муллы, праздничный стол составляют исключительно татарские национальные блюда: чак-чак, корт, катык, кош-теле, перемячи, каймак и т.д., гости не едят свинину и не пьют спиртные напитки. Мужчина-жених надевает тюбетейку, женщина-невеста облачается в длинное платье с закрытыми рукавами, на голове обязателен платок.

Татарская свадьба

Татарские свадебные обряды характеризуются предварительной договоренностью родителей жених и невесты о заключении брачного союза, часто даже без их согласия. Родители жениха обязательно должны заплатить калым, размер которого обсуждается заранее. Если размер калыма жениха не устраивает, и он хочет «сэкономить» ничего нет зазорного в том, чтобы украсть невесту перед свадьбой.

Когда рождается ребенок, к нему приглашают муллу, он проводит специальный обряд, нашептывая в ухо ребенку молитвы, отгоняющие злых духов и его имя. Гости приходят с подарками, для них накрывается праздничный стол.

татарский старец

Ислам имеет огромное влияние на общественную жизнь татар и поэтому татарский народ делит все праздники на религиозные, они носят название «гаете» – например Ураза гаете – праздник в честь окончания поста, или Корбан Гаете праздник жертвоприношения, и светские или народные «байрам», означающий «весенняя красота или торжество».

В праздник Уразы верующие татары-мусульмане целый день проводят в молитвах и разговорах с Аллахом, прося его о защите и снятии грехов, пить и есть можно только после захода солнца.

Во время проведения торжеств Курбан-байрам, праздника жертвоприношения и окончания хаджа, также его еще называют праздник добра, каждый уважающий себя мусульманин после совершения утренней молитвы в мечети должен зарезать жертвенного барана, овцу, козу или корову и мясо раздать нуждающимся.

Сабантуй

Одним из самых значительных доисламских праздников считается праздник плуга Сабантуй, который проводится весной и символизирует окончание посевных работ. Кульминация торжества - проведение различных соревнований и состязаний в беге, борьбе или скачках на лошадях. Также обязательно угощение для всех присутствующих – каша или по-татарски боткасы, которая раньше готовилась из общих продуктов в огромном котле на одном из холмов или пригорков. Также на празднике было обязательным наличие большого количества крашеных яиц для того, чтобы их собирали дети. Главный праздник Республики Татарстан Сабантуй признан на официальном уровне и проводится каждый год в Березовой роще поселка Мирный что под Казанью.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №58

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Доклад на тему

«Что такое стендовая информация»

                              Составила воспитатель

                                             Мочалова Анна Валерьевна –

                                                         первая квалификационная категория

сентябрь

2018г.

1. Информационный стенд для родителей, содержание, требования

к оформлению.

Информационный стенда делится на 2 блока информации: постоянная и текущая

Постоянная информация:

· сведения о вышестоящих организациях: Отдел образования (Ф.И.О. Начальника Отдела образования, Главного специалиста по ДОУ, адрес, тел., дни, часы приёма);

· сведения о сотрудниках ДОУ: Ф.И.О., должность, график работы, консультационные дни, часы приёма;

· программы и технологии, реализуемые в ДОУ;

· цели и задачи образовательной работы

· система оздоровительной работы (заверяется врачом, м/с, зав. ДОУ);

· режим дня (заверяется врачом, м/с, ст. восп., зав. ДОУ);

· расписание основных видов организованной образовательной деятельности      педагога с детьми (заверяется врачом, м/с, ст. восп., зав. ДОУ);

· информация о дополнительных услугах (если оказываются другими организациями - приложить копию лицензии на право ведения 
образовательной деятельности).

Текущая информация:

· о проводящихся в настоящее время оздоровительных мероприятиях;

· о различных мероприятиях, подготовке к ним (праздники, экскурсии, консультации, родительские собрания и т.п.).

Стенд наглядной педагогической пропаганды.

(часть материалов может быть оформлена в виде папки-передвижки)

Цель: повышение педагогической культуры родителей.

Принципы оформления:

· актуальность (соответствие запросам и интересам родителей);

· доступность изложения;

· рациональность объёма (короткие тексты, крупный шрифт);

· эстетичность;

· динамичность (сменяемость материалов);

Примерные рубрики:

«Знаете ли Вы?»

Цель: привлечь внимание к стендам, материалам.

Содержание: интересные факты о физиологии, психологии, особенностях развития детей.

«Консультация по Вашей просьбе»

Цель: просвещение родителей в определённых областях - психологии, медицине, юриспруденции и т.п. (по запросам родителей).

Содержание: тематические советы специалистов.

«О наших детях и их успехах»

Цель: ознакомление родителей с тематикой занятий, с тем, как дети осваивают образовательную программу.

Содержание: выставки работ, фотографии, детские высказывания и т.п.

«Как поступили бы Вы?»

Цель: привлечь внимание родителей к анализу собственного воспитательного опыта, помочь выбрать наиболее адекватный способ взаимодействия с ребёнком.

Содержание: различные педагогические ситуации, варианты поведения родителей, комментарии к ним.

«Развиваем ребёнка дома» 
Цель: помочь родителям организовать совместно с детьми игры и развивающие занятия в домашних условиях. 
Содержание: рекомендации по 
- выбору игр, игрушек, развивающих пособий; 
- чтению художественной литературы; 
- проведению бесед с детьми по различным темам в соответствии с изучаемым программным материалом; 
- организации двигательного режима; 
- проведению наблюдений.

Содержание информационного стенда

Содержанием информационного стенда может быть:

- уголок краткой информации. Данная рубрика знакомит родителей с короткими высказываниями великих людей, яркими строками стихов, меткими народными пословицами и поговорками по вопросам воспитания и обучения. Этот уголок размещается на стенах коридоров, у входа в детский сад, раздевалку или в пролете между переходами;

- уголок для чтения дома. Материалы данного уголка желательно расположить невысоко на стене над столом;

- уголок поэзии и музыки. Стихи и песни, которые учат дети на занятиях по музыке, развитию речи и в свободное время, а также стихи, способствующие корректировке поведения взрослых, красочно оформляются в альбомах, тетрадях небольших размеров с тем, чтобы родители могли взять их домой и переписать, особенно те, чьи дети имеют трудности в запоминании, выразительном чтении;

- уголок творчества детей. В данном уголке - работы детей по рисованию и аппликации, лепке и конструированию. Тема занятия и программное содержание помещаются в специально отведенном кармашке. Для показа рисунков и аппликаций можно использовать не только выставки, но и полочки с конвертами на каждого ребенка;

- медицинский уголок.  С помощью этой рубрики родителям предоставляется возможность получить данные о росте, весе ребенка, о диете, режиме дня, получить ответы на волнующие вопросы по профилактике тех или иных заболеваний;

- доска объявлений.  Объявления вывешиваются соответственно форме планшета. Они должны быть напечатаны на листах и окантованы цветной бумагой, с тесьмой, природным материалом, привлекая внимание не только содержанием, но и эстетичным нетрадиционным оформлением;

- рубрика «Благодарим». На красочном табло, в виде телеграммы, указа-свитка написаны слова благодарности тем родителям, которые оказывают помощь в благоустройстве участков, групп детского сада, приобретении материалов, изготовлении и ремонте игрушек, занимаются с детьми, участвуют в других мероприятиях;

- рубрика «Рады вам сообщить». Эта рубрика может иметь и другие, похожие по смыслу, названия: "Приятные новости", "Наши успехи", но основной ее целью является сообщение родителям об успехах детей в труде, культуре поведения, в добрых поступках. Это можно давать короткой информацией, как об успехах отдельных детей, так и всей группы;

- рубрика «Вести с занятий». Эта рубрика знакомит родителей с темами, целями и задачами основных занятий, чтобы родители были в курсе того, что изучают дети, какие знания, умения и навыки получают они. Это способствует тому, что родители смогут соучаствовать в обучении ребенка, давать им свою посильную помощь;

- режим сетка (НОД). Эта информация по усмотрению педагогов может быть расположена в специально отведенных уголках помещения детского сада или раздевальной комнате;

Требования к оформлению

-Информация, размещённая на стенде для родителей должна быть динамичной. Минимум раз в две недели материал должен обновляться.

-При размещении любого печатного материала на стенде (советов медиков, психолога и т. д.) ссылка на издание. Включая авторство и год публикации, обязательна.

-Стенд должен быть красочно оформлен. При оформлении стенда следует использовать не только рисунки и надписи «от руки», но плакаты и фотографии (лучше детей группы и родителей). При оформлении стендов не нужно злоупотреблять декоративными элементами, наивными изображениями матрёшек, игрушек.

Соотношение текста и иллюстраций в папках - передвижках должно быть примерно 2:6 (2 части - текст, 6- иллюстрации) они должны в первую очередь привлечь внимание родителей, затем донести до них нужную информацию.

-Следует создать резерв для обмена информацией между группами.



Предварительный просмотр:

                  Пути повышения эффективности подвижных игр

Игра для дошкольников всегда самая доступная, самая увлекательная и интересная деятельность. Но не все ребята в детском саду с желанием играют в подвижные игры. Просто они им не интересны.
Одной из причин такого положения является то, что детям зачастую предлагают игры, которые они переросли. Правила однотипны и упрощены. А ведь детям старшего дошкольного возраста уже доступны игры с элементами соревнования, эстафеты.
Второй причиной отсутствия интереса к играм, является их низкая двигательная активность и физическая нагрузка, которые не позволяют дошкольникам удовлетворить свою потребность в движении.
Все это говорит о необходимости повышения эффективности подвижных игр, которая осуществляется в следующих направлениях:                                                                 - повышение физической нагрузки на организм ребенка в игре;                                               - усложнение содержания игр, широкое использование народных игр, разнообразных эстафет.

Повышение физической нагрузки достигается следующими путями:

  1. Увеличение расстояния для пробегания в играх с перебежками до 30-40 м.
  2. Увеличение продолжительности интенсивных движений в играх с увертыванием. Продолжительность бега без остановки в младшей и средней группах составляет 45-35 сек, в старшей - до 1-1,5 минут.
  3. Выбор сразу 2-3 водящих. В этом случае повышается не только физическая нагрузка, но и эмоциональная насыщенность игры и ее психическая напряженность.
    Обычно ребенка плохо владеющего двигательными умениями, с низким уровнем развития координации, не выбирают ловишкой, так как основной массе играющих не составляет никакого труда убежать от него. Роли водящих выполняют дети сильные, ловкие, смелые. При 2-3 ловишках воспитатель имеет возможность без ущерба для играющих назначить на эту роль, например двух активных и одного малоактивного ребенка. Ход игры не нарушится, а малоактивный ребенок почувствует себя сопричастным к общему результату, успеху. Это вселит в него смелость, веру в себя, избавит от излишней робости, застенчивости. Активизирует детей игра, в которой роль водящего (можно вместе с детьми) выполняет воспитатель.
  4. Оперативный выбор водящих. В подвижных играх используются разнообразные способы выбора водящих: по считалке, по стрелке, и т.д. Выбор по считалке знакомит детей с народным творчеством, создает веселое настроение, учит понимать юмор. Но введение этого приема сопряжено с тратой времени, поэтому его рационально использовать только в начале игры. При последующих проведениях игры можно обратиться к другим способам: выбор водящего по желанию ребенка, только что выполнившего роль и по назначению воспитателя. Выбор детьми друг друга укрепляет дружеские взаимоотношения. При назначении водящих воспитателем дается мотивировка, например: «Сейчас роль волков будут выполнять Оля и Сережа. Они мягче всех прыгали». Мотивированный выбор нацеливает детей на качество выполнения тех или иных движений. Целесообразен комбинированный способ: одного ребенка выбирает воспитатель и предлагает ему выбрать по своему усмотрению еще двух водящих. Эффективен и следующий способ: водящим становится тот, кто первым прибежал к флажку, кто попал большее количество раз в цель или дальше всех прыгнул.
  5. Рациональное использование текста игр. В тех играх, где дети произносят текст стоя на месте, полностью он может быть воспроизведен только в начале игры, в дальнейшем его рационально сократить. Это дает возможность для интенсивных действий детей.
    В тех играх, где дети произносят непродолжительные интенсивные действия (прыжки, бег) по ходу текста, целесообразно повторить его, сделать несколько пауз или дать некоторые методические указания.
  6. Создание условий при которых в течение всей игры обеспечивалась бы примерно одинаковая для всех детей двигательная активность. Во многих играх правилами предусмотрено, что осаленные дети выходят из игры на время или до ее конца. Но осаленными, как правило бывают малоактивные ребята с плохой координацией. А они-то как раз и нуждаются в движении. Поэтому целесообразно не наказывать таких детей, а только лишать их права быть выбранными на роль водящего. Это правило может быть применено во всех играх с элементами ловли.
    В таких же играх, как «Удочка», можно предложить введение дополнительных правил: после одной ошибки ребенок отступает на шаг назад и оказывается на линии второго круга, после второй ошибки - на линии третьего круга. В данном случае дети не лишаются права играть, но лишаются права стать победителями.
  7. Введение в игру дополнительных или более сложных движений. Например, игру «Карусель» можно провести в два круга на лыжах.
    Одним из путей повышения эффективности подвижных игр является их обогащение народными играми и эстафетами. В народные игры следует ввести такие правила:

-водящим становится не тот, кого поймали, а тот, кто лучше других выполнял правила игры;

-пойманные дети не выбывают из игры, а лишь временно лишаются права на роль водящего;

-водящими назначаются сразу несколько детей.


При соблюдении этих дополнительных правил, игра заканчивается гораздо быстрее, проходит интенсивнее и интереснее.
Богатейший материал для разнообразия игровой деятельности представляют собой эстафеты. В старшем дошкольном возрасте они должны составлять 50% всех подвижных игр. Эстафеты, как и все игры, должны приносить детям радость. Соревнование же может вызвать нездоровый азарт, а вместо дружелюбия - враждебность. Поэтому важное значение приобретает вопрос оценки результатов эстафеты. Воспитатель имеет возможность регулировать баланс побед и поражений командой команды, во - первых, подбором равных по силе команд, во - вторых, оценкой как количественных (кто быстрее, кто дальше, кто больше), так и качественных показателей (кто технически лучше выполнил движение, кто соблюдал все правила игры и т.д.).
Важнейшим направлением повышения эффективности подвижных игр в детском саду является усиление их воспитательной роли. Рассмотрим на примере игры «Зайцы и волк». Вначале решается задача закрепления и усвоения правил, затем - обучение мягкому приземлению на обе ноги в прыжках с продвижением вперед. После этого игра проводится с целью решения нравственных задач: воспитания честности, смелости. Вводятся дополнительные ориентиры и правила: чертятся три линии на расстоянии одного метра друг от друга и от логова волка. Педагог постепенно добивается, чтобы дети заходили за третью, самую близкую к логову волка линию. Передвижение детей от одной линии к другой, более опасной, должно обязательно поощряться. С целью воспитания взаимопонимания и взаимопомощи, создается новый вариант игры «Зайцы и волк». Логово волка очерчивается овалом или кругом (диаметр 3-3,5 метра). Осаленные дети (зайцы) не отходят в сторону, а становятся в круг к волку и поднимают руки в стороны, чтобы их было легче выручать. После того, как в логове окажется несколько зайцев, волк старается их охранять и одновременно осалить тех детей, которые пытаются выручить товарищей, дотронувшись до их руки.
Зайцы в этом варианте игры не убегают в свой дом, а прыгают по лугу. Здесь могут быть две линии поведения детей: первая - бегать и прыгать, не подвергая себя опасности и не обращая внимания на попавших в беду товарищей; вторая - постараться выручить товарища, подвергая себя опасности быть осаленным. Ребенок самостоятельно выбирает линию поведения. Педагог поощряет детей, стремящихся помочь товарищам, акцентируя внимании всей группы на их поведении.
С целью воспитания выдержки эта же игра проводится в обычном варианте, но со все увеличивающейся паузой между предпоследним словом текста и словом - сигналом к бегу («не идет ли, - пауза, - волк?»). В начале дети не обращают внимания на паузу и убегают, не дождавшись сигнала. Воспитатель останавливает их и возвращает на прежнее место до тех пор, пока все дети не проявят необходимую выдержку. Продолжительность паузы увеличивается с 1 до 3-4 секунд.
Подобным образом можно изменять и другие подвижные игры. Таким образом, при творческом использовании указанных путей повышения эффективности подвижных игр можно сделать их важнейшим средством физического и нравственного воспитания дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...