Рекомендации родителям познавательному экспериментированию
консультация на тему

Буйдакова Оксана Владимировна

Рекомендации родителям познавательному экспериментированию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.

Нельзя.

        Не следует отказываться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

        Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых. Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

        Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

Нужно.

        Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

        Предоставлять возможность ребенку действовать с различными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

        Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

        С раннего детства побуждайте ребенка доводить начатое дело до конца. Эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

        Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности).

        Почаще расспрашивайте о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг, так он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя.

Признаки познавательной активности.

Вопросы поискового и познавательного характера.

Речевая активность.

Готовность преодолевать учебные трудности.

Любознательность.

Самостоятельность при решении учебных задач.

Стремление заниматься умственной деятельностью.

Стремление к экспериментированию.

Развитая речь.

Стремление и умение доказывать свою точку зрения.

Просьба о помощи в выборе способа.

Оригинальность суждений, выводов.

Самостоятельность поисковой деятельности.

Интерес к новому.

Стремление поделиться новыми фактами с друзьями.

Активное участие в поисковой деятельности.

Эмоциональный подъем, «горящие» глаза ребенка.

Готовность к самостоятельному добыванию информации.

Повышенный интерес к какой-либо теме, проблеме.

Наблюдательность.

Система упражнений и проблемных ситуаций.

1.        «Как и почему вода льется?» (Вода льется из разных сосудов по-разному: из широкого - большим потоком, из узкого – тоненькой струйкой: от воды летят брызги; вода принимает форму того сосуда, в который налита; если воду лишь переливать из одного сосуда в другой, ее останется столько же; воды станет меньше, если ее отлить).

2.        «Можно ли удариться о воду? Как из воды сделать значок?» (Вода может быть в виде жидкости, пара, льда; для этого необходима определенная температура. Использовать лист бумаги).

3.        «Почему стучит крышка у чайника?», «Как увидеть пар?» (Вода испаряется и ее становится меньше).

4.        «Почему идет дождь?», «Почему идет снег?» (Конденсация пара на крышке чайника, на блюдце, если накрыть блюдцем чашку).

5.        «Можно ли унести воду в решете?» (различные материалы пропускают воду, фильтрация с использованием различных материалов и веществ).

6.        «Измеряем воду» (Вода в различных емкостях: литр и килограмм. Молочные бутылки емкостью 0,5 л); «Поровну ли в емкостях воды, как это проверить? Как узнать, сколько воды в непрозрачном сосуде?»

7.        «Помоги умыть Хрюшу» (Вода, иее взаимодействие с другими материалами, веществами: солью, сахаром, гуашью, масляной краской, глиной, содой, мукой, речным песком, землей, стеклом, резиной).

8.        «Бывает ли жидкий камень?» (Парафин, пластилин, лед, железо, стекло, олово).

9.        «Зачем нужен нос?» (Воздух и запах).

Система упражнений и проблемных ситуаций.

10.        «Как увидеть воздух?», «Откуда дует ветер?» (Флюгер).

11.        «Почему летит мыльный пузырь?» (Что летает, на летает – мыльный пузырь, воздушный шарик, воздушный змей, парашют, пух).

12.        «Как сделать подарок ослику Иа?» (Использовать резину – сжимается, принимает прежний вид; растягивается, принимает прежний вид; губка, эластичный бинт, автомобильную покрышку; бинт растянулся, он стал длиннее, но губка сжалась, изменила форму. Как сделать, чтобы резины стало больше, меньше?)

13.        «Почему глина лепится?» (Глина, пластилин, пластик принимают разную форму. Можно раскатать и скатать снова – меняется форма, но не количество).

14.        «Волшебный гвоздик». (Магнит, свойства магнита – притягивает другой железный предмет. Почему магнит отталкивает? Стороны света, действие компаса).

15.        «Как сделать из мухи слона?» (Увеличительное стекло).

16.        «Как зажечь костер, если нет спичек?» (Использовать стекло, зеркало).

17.        «Бывает ли стекло не прозрачным?» (Цветное стекло. Зачем нужны солнечные очки?).

«Как проводить исследования с детьми».

1. Не игнорируйте вопросы ребенка даже тогда, когда у вас нет времени на ответы. Если не можете ответить сразу, сделайте это позже, когда будет возможность. Наберитесь терпения и поощряйте вопросы ребенка, его желание понять окружающий мир.

2. Как можно чаще задавайте ребенку вопросы: «А как ты думаешь?», «Что будет, если...?», «Почему ты так считаешь?», «Как ты думаешь, что произошло?»

3. Обсуждайте с ним самые обычные вещи, побуждайте его задумываться об увиденном: «Смотри, сегодня начал таять снег. Как ты думаешь, почему?», «Что будет, если мы смешаем желтую и зеленую краски?», «Для чего мы поливаем растения?», «Почему увяли цветы в букете?» и т. п.

4. Не бойтесь уронить свой авторитет, объясняя ребенку, что не знаете ответа на его вопрос. Поищите ответы вместе с ребенком в энциклопедиях и другой литературе, проведите собственные исследования. Общайтесь с детьми на равных. Скажите им: «Давайте вместе поищем ответ. Мне самому это интересно».

5. Предоставляйте ребенку возможность исследовать окружающий мир с помощью разных органов чувств, а не только зрения.

6. Не всегда давайте ребенку готовые ответы. Предложите ему подумать самому, высказать свое предположение и проверить его на практике. Учите детей обобщать, делать выводы, искать взаимосвязи.

7. Создайте специальные условия, в которых ребенок самостоятельно сможет проводить исследования, не заботясь о последствиях. Не ругайте его за пролитую воду или рассыпанный песок.

8. Проанализируйте игрушки и игры вашего ребенка с точки зрения их использования для исследований. Сделайте вместе с ним простые приборы, берите на прогулки лупы, бинокли, компасы.

Приложение

9. Научите ребенка вести дневник наблюдений, делать зарисовки, фотографии. Обсуждайте с ним результаты работы, хвалите его.

10. Не ругайте детей за испачканную или порванную в процессе исследований одежду. Выделите специальную одежду, в которой ребенок сможет проводить исследования на улице и дома. Нарядную одежду оставьте для особо торжественных случаев!

11. Помните о необходимости соблюдения правил безопасности во время проведения исследований. Научите детей правильно обращаться с ножницами, иглами, ножом и т. п. Лучше, если они это сделают под вашим присмотром, чем самостоятельно. Разработайте вместе с ребенком правила проведения исследований, сделайте специальные таблички и повесьте их в лаборатории.

12. Если ребенок в течение дня не успел завершить эксперимент, не убирайте оборудование и материалы, дайте ему возможность завершить исследование попозже.

13. Участвуйте в экспериментировании вместе с детьми. Но только в том случае, если вам действительно интересно. Дети всегда чувствуют неискренность.

14. Собирайте с ребенком разные коллекции, изучайте их. Не выбрасывайте камешки, палочки, которые он приносит с прогулок. Отведите для них специальное место, предложите вместе отмыть или очистить.

15.  Выделите специальную коробку для ненужных вещей и складывайте в нее вместе с ребенком коробочки, баночки, бутылочки, фантики, детали сломанных игрушек и т. п. Для взрослых это мусор, а для юного ученого — настоящий клад!

16. Помните о том, что во время исследований природы очень важно не забывать о лозунге «Не навреди!» Аккуратно обращайтесь с живыми существами. Не ловите насекомых, не уничтожайте растения. Создавайте свои фотоколлекции увиденного.

17.Помните о том, что исследовательская деятельность развивает ребенка. Готовиться к школе можно не только сидя за столом, но и познавая окружающий мир.

18.Попробуйте сами посмотреть на мир другими глазами и задуматься над тем, что происходит вокруг вас. Может быть, вы тогда лучше поймете вашего ребенка.

Анкета для родителейпо познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы.

1.        Как вы думаете, в Вашем ребёнке проявляется исследовательская активность?

________________________________________________________________

2.        С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребёнок?

________________________________________________________________

3.        Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребёнка?

________________________________________________________________

4.        Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание экспериментировать?

________________________________________________________________

5.        Насколько эмоционально ребёнок относится к интересному для него занятию, связанную с экспериментированием?

________________________________________________________________

6.        Часто ли ребёнок задаёт вопросы? Какие именно?

________________________________________________________________

7.        Создаёте ли вы условия для проведения опытов?

________________________________________________________________

8.        Знакомите ли Вы своего ребёнка с правилами поведения в природе?

Приложение №14

Анкета для родителей по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы.

Уважаемые родители! Нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.

1. Знаете ли Вы, что в группе дети занимаются экспериментальной деятельностью?

• да;• нет;• не знаю

2. Продолжает ли ребенок экспериментирование, начатое в детском саду дома? Если да, то, как часто?

• часто

• редко

• всегда

• никогда

3. Проявляется ли исследовательская активность Вашего ребенка? В чем?

• экспериментирует самостоятельно

• просит помощи родителей

4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? ________________________________________________________________________

5. Принимаете ли Вы участие в экспериментальной деятельности Вашего ребенка? Если да, то, какое? ________________________________________________________

• считаю нужным

• не считаю нужным;

• затрудняюсь ответить.

6. Если ребенок достигает какого-либо результата эксперимента, делится ли он с вами своими открытиями?

• да

• нет

• иногда

7. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по вопросу экспериментальной деятельности? ______________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество.

Как научить детей любить природу.

Для ребенка мир природы таит в себе множество загадок. Помогая малышу осознать красоту окружающего мира, приоткрывая перед ним завесу над тайнами природы, родители смогут привить маленькому человеку любовь и бережное отношение ко всему живому, к красоте родной земли.

Духовный мир ребенка начинает складываться в раннем детстве. Именно в этом возрасте начните развивать у малыша эстетическое восприятие прекрасного. Постарайтесь сделать так, чтобы природа стала для него мудрым другом.

2

Во время прогулок в любое время года открывайте с малышом прекрасное и удивительное в явлениях природы. Обращайте внимание крохи на, казалось бы, привычные явления. Зимой любуйтесь искрящимся под яркими лучами солнца снегом, красотой и многообразием форм каждой отдельной снежинки, снежными шапками на ветвях деревьев. Весна, несущая возрождение природы, подарит малышу впечатления от пробивающейся молодой травки, набухших почек и первых листочков; лето порадует утренними капельками росы, жарким солнышком, радугой после дождя, ароматными цветами, научит прислушиваться и различать пение разных птиц.

Ваша задача помочь ребенку глубже проникнуть в мир красоты природы, увидев чудо даже в обычном, самом неприметном. Не проходите мимо, всматривайтесь, вникайте, вслушивайтесь вместе с малышом! Осенью, когда краски и запахи увядающей природы особенно выразительны, собирайте опавшие листочки деревьев, любуясь их формой и цветом, составляйте букеты из сухих листьев.

4

Учите ребенка художественному восприятию природы. Совершайте вместе прогулки в лес или парк, на озеро или реку, наблюдайте и запоминайте запахи, звуки и краски природы, рисуйте, фотографируйте ее. Составьте с ребенком альбом с коллекцией своих фотографий красивых пейзажей, видов природы. Предложите малышу выразить свое впечатление, видение с помощью аппликации или рисунка. Поощряйте у ребенка желание творить, делать поделки из природных материалов (шишек, коряг, сухих листьев, цветов и т.д.).

5

Попробуйте раскрыть в малыше талант поэтического видения природы. Заинтересуйте ребенка сочинением небольших стихотворений о природе, рассказов, сказок. Читайте книги о животных, природе: Е. Чарушина, В. Бианки, К. Паустовского, М. Пришвина, Б. Житкова и других замечательных детских авторов.

Правила - напоминания при работе с материалами.

С водой:

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду — не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук — друг: он нам помог,

И никто здесь не промок

С песком:

Если сыплешь ты песок —

Рядом веник и совок.

С огнем:

Помни правило: огонь –

Никогда один не тронь!

Со стеклом:

Со стеклом будь осторожен —

Ведь оно разбиться может.

А разбилось — не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат-совок

И для мусора бачок —

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

По окончании работы:

Опыт подошел к концу,

Я порядок наведу, все на место уберу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей «ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Рекомендации для родителей «ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»....

Рекомендации для родителей «Детское экспериментирование»

Рекомендации для родителей «Детское экспериментирование»...

Рекомендации для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Уважаемые родители!Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес....

Буклет для родителей "Познавательное экспериментирование"

Данная памятка поможет родителям поддерживать интерес детей к познавательному экспериментированию....

Рекомендации родителям по экспериментированию дома

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Любое место в квартире может...

Рекомендации для родителей Чего нельзя, и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.

Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как лю¬бознательность....