Алгоритм купания ребенка (до года)
консультация на тему

Рекоменации для воспитателей домов ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopilka.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм купания ребенка (до года)

1. Готовлю помещение, в котором будет купаться ребенок (прогреваю, если это необходимо)

2. Подготавливаю  одежду  для  ребенка  (памперс,  песочник,  ползунки,

комбинезон, чепчик), полотенце, пеленку, средства личной гигиены.

3. Подготавливаю  ванну для  купания,  с температурой  воды 37◦ C.  Игрушки, мыло, шампунь, губка для мытья ребенка.

4. Беру ребенка на руки, прохожу с ним в ванную комнату, показываю ему ванну с водой, игрушки, которые плавают в воде. Рассказываю ребенку, что сейчас будем делать.

5. Аккуратно кладу ребенка на пеленальный стол, начинаю раздевать малыша, комментируя каждое свое действие: - «Сейчас, я сниму с Ванечки ползунки, затем кофточку … « Вот, какой малыш-голыш».

6. Аккуратно  беру  ребенка  на  руки  и  постепенно  опускаю  малыша  в  воду, начиная  с  ножек.  Даю  ребенку  привыкнуть  к  воде,  если  ребенок  сидит самостоятельно – сажаю его в ванну (на пеленку, чтобы не скользил), если не сидит – использую горку для купания. Даю ребенку игрушки, чтобы вызвать положительные эмоции от купания. Постепенно  окатываю  водичкой  тело  ребенка:  плечи,  спину,  личико, головку. (Время игры – 3-5 минут).

7. Затем приступаю к мытью ребенка. Мыть ребенка начинаю с головы. Каждое свое действие комментирую: - «Помыли головку, а сейчас помоем ножки, ручки … ». Ополаскиваю ребенка чистой водой из ковша (температура воды 36◦ C).

8. Вытираю  ребенка,  провожу  гигиенические  процедуры,  одеваю  ребенка, хвалю, какой Ванечка молодец, какой он теперь чистый и красивый. При купании использую потешки:

***

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

***

Мы пойдем купаться

И в воде плескаться,

Брызгаться, резвиться,

Будет Ваня мыться.

Мы помоем ножки

Нашей милой крошке,

Вымоем ручонки,

Спинку и животик,

Личико и ротик.

***

Ой-ой-ой-ой,

Ой, кто голенький такой?

Кто купаться пошел?

Кто водичку нашел?

Ах, водичка хороша!

Хороша водичка!

Искупаем малыша,

Чтоб сияло личико.

Когда малыш сидит в ванночке, во время купания, можно научить его быть

ручками по воде и брызгаться:

***

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам!

Гром! Гром! Как из пушек.

Нынче праздник у лягушек.

Град! Град! Сыплет град!

Все под крышами сидят!

Только мой, Ванюшка, в луже

Ловит рыбу нам на ужин.

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми в сенсорной комнате.

Сенсорная  комната  –  это  особым  образом  организованная  окружающая  среда, наполненная  различного  рода  стимуляторами.  Они  воздействуют  на  органы  зрения, слуха, обоняния, осязания и другие.

Впервые  понятие  «сенсорная  комната»  было  введено  М.  Монтессори.  Сенсорная комната,  с  точки  зрения  М.  Монтессори,  это  среда,  насыщенная  автодидактическим  материалом для занятий с детьми. Прежде чем говорить о вариантах сенсорной комнаты, в  частности  тѐмной  сенсорной  комнаты,  обратимся  к  воззрениям  М.  Монтессори  и  еѐ идее  космического  воспитания.  Согласно  идее  космического  воспитания,  человек, прежде  всего  ребѐнок,  должен  получать  представление  сразу  обо  «всѐм  мире»,  а  не  о частностях из  научной системы мира. На сегодняшний день, эта идея наиболее созвучна  с  современными  представлениями  о  сенсорной  комнате,  погружающей  человека  в реальное  и  интерактивное  пространство,  создающее  условие  для  взаимодействия  с окружающим миром. Доказано,  что  развитие  психических  функций  ребенка,  эмоциональной  и  интеллектуальной сферы напрямую зависит от сенсорного развития ребенка, то есть от развития  восприятия.  Мы  воспринимаем  окружающий  мир  и  события,  происходящие внутри  нас  при  помощи  органов  чувств  (глаз,  ушей,  кожных  покровов,  вкусовых рецепторов).  Каждый  из  них  реагирует  на  влияние  окружающей  среды  и  передает соответствующую  информацию  в  центральную  нервную  систему  (ЦНС).  Сенсорный поток,  поставляя  информацию  в  ЦНС,  является  основным  фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, и предопределяет развитие его поведения и психики. Темная сенсорная  комната,  оснащенная стимуляторами  различного  типа,  позволяет  получить дополнительную стимуляцию органов чувств.

Сенсорная  комната  является  мощным  инструментом  для  сенсорного  развития, развития  познавательной  сферы,  расширения  мировоззрения  ребенка.  Главное назначение  сенсорной  комнаты  –  восполнить  всю  полноту  восприятия,  что,  в  свою очередь,  определяет  развитие  высших  психических  функций  ребенка  (памяти, мышления,  внимания,  речи)  и  гармоничное  развитие  личности  ребенка  и  его эмоциональной сферы.    Преимущества  сенсорной  комнаты  для  ребенка  заключается  в  изолированности, необычности  обстановки,  в  естественном  настрое  релаксации,  ухода  от  стрессовых стимулов внешнего мира; использование специальных матов, подушек и сухого бассейна позволяют значительно легче, чем кресла или кушетки создать положение тела, удобное для  обучения  произвольной  релаксации;  оптические  эффекты  сенсорной  комнаты позволяют  переключать  внимание  обучающихся;  свето-звуко-тактильная  стимуляция  в сенсорной  комнате  легко  может  быть ассоциирована  с  природными  релаксирующими объектами, что усиливает глубину релаксации.

Работа  с  детьми  в  условиях  сенсорной  комнаты  способствуют  снижению  гнева. Возможно  выражение  эмоций  в  танце,  представляя  себя  в  образе  животного, соответствующего  характеру  музыки,  использование  стимулов  сенсорной  комнаты (специального  освещения,  тактильных  дорожек,  вьющихся  полосок  и  др.)  для воображения образов, связанных с природой. Положительные эмоции являются мощным антистрессовым  фактором,  считается,  что  периоды  эмоционального  напряжения  у человека даже в самых острых ситуациях не опасны для здоровья, если они завершаются периодами  активного  отдыха,  расслабления,  сопровождаются  положительными эмоциональными ощущениями. Когда ребенок смотрит, например, на светящиеся трубки с  пузырьками,  слушает  особо подобранную  музыку  и  вспоминает  какие-либо травмирующие  события,  удерживаемые  до  этого  тяжелые  эмоции,  травматического события стираются из памяти.

Ранний  возраст  является  сензитивным  для  развития  восприятия,  на  его  основе развиваются память, внимание, мышление. В основе формирования и развития высших психических  функций  лежит  сложный  процесс  интеграции  внешнего  мира  во внутренний.  "Развитие  восприятия  различной  модальности  создаѐт  ту  первичную  базу, на которой начинает формироваться речь” (Л.С. Выготский). Поэтому очень важно при различных нарушениях особое внимание уделить развитию восприятия.

Коррекционная работа в сенсорной комнате направлена на поэтапное включение и синхронизацию  всех  сенсорных  потоков  через  стимуляцию  различных  органов  чувств. Поскольку большое количество раздражителей может вызвать у ребѐнка отрицательные эмоции,  знакомство  с  сенсорной  комнатой  надо  начинать,  когда  все  стимуляторы выключены.

Для  избежания однообразия сеансов, полезно использовать сказочные сюжеты, где применение  какого-нибудь  тренажѐра  будет  частью  сказки.  Перед  входом  в  комнату детям можно рассказать о том, что они сейчас попадут в  волшебную комнату, а чтобы волшебство  не  исчезло,  нужно  выполнять  задания.  Начинать  лучше  всего  с  занятий, направленных  на  развитие  кожно-кинестетической  (общей)  чувствительности,  так  как данный  вид  чувствительности  по  Е.Д.  Хомской,  являясь  филогенетически  одной  из самых  древних,  может  быть  представлен  как  база  для  формирования  зрительного  и слухового восприятия. Кинестетическая чувствительность является основой всех видов движений. Можно выделить два направления в данной работе: Развитие рецепторов, содержащихся в коже; развитие  рецепторов,  находящихся  в  мышцах,  суставах,  сухожилиях.  Для  этого  можно использовать  сенсорные  панели  для  рук  и  ног,  сухой  бассейн  и  некоторые  другие тактильные стимуляторы. Как дополнение, можно использовать Монтессори-материалы (тактильные пластинки, тяжѐлые дощечки, рамки и вкладыши). На специальных панелях для развития тактильной чувствительности размещены предметы  разной  формы  и  фактуры  -  из  ворса,  ткани,  дерева,  пластмассы  и  т.п. Ощупывая их, ребѐнок учится различать разные свойства предметов: теплый - холодный, мягкий  -  жесткий, круглый  -  квадратный. Улучшается зрительно-моторная координация и  чувствительность  кончиков  пальцев.  Они  дают  возможность  освоения  новых ощущений, что особенно важно для слабовидящих и слабослышащих детей. Сухой  бассейн,  наполненный  пластиковыми  шариками  -  великолепное  средство для точечного массажа всего тела, кроме того, постоянное изменение положения тела в бассейне способствует развитию вестибулярного аппарата. В  сенсорной  комнате  можно  проводить  игры,  направленные  на  развитие тактильной чувствительности, например, игру в "Волшебный мешочек”. В зависимости от  темы  занятия  в  непрозрачный  мешочек  кладут разнообразные  по  форме,  материалу предметы.  Ребѐнок  находит  предмет  по  названию.  Для  детей,  имеющих  проблемы внимания,  не  стоит  класть  в  мешочек  много  предметов.  Для  начала  можно  положить один предмет и попросить на ощупь угадать, что это такое. Самым  сильным  и  наиболее  эмоционально  окрашенным  (сказочным)  эффектом обладают световые стимулы. Время  сеансов  в  сенсорной  комнате  15  -  45  минут.  Время  сеанса  зависит  от возбудимости  детей,  их  возраста,  начиная  с  10-15  минут  в  дальнейшем  можно увеличивать,  но  необходимо  наблюдать  за  состоянием  ребенка.  При  использовании сенсорной  комнаты,  как  помещения  для  психотерапии,  время  сеанса  определяется педагогом-психологом индивидуально. Сеансы  должны  проводиться  малой  группой  (2-5  человек)  или  индивидуально  в зависимости  от  того  какова  площадь  помещения, в  котором  организована  сенсорная комната. Сеансы должны проводиться в форме игры. Для  работы  в  сенсорной  комнате  можно  использовать  методики  свето-,  цвето-, звуко-  и  ароматерапии  для  воздействия  на  состояние  ребенка  через  соответствующие органы чувств.Зрению  принадлежит  наиболее  ответственная  роль  в  процессе  познания внешнего  мира.  Посредством  глаз  мы  получаем  до  90%  информации.  Помимо  этого, "красивая  пища  для  глаз”  -  лучшее  средство  для  снятия  нервного  и  мышечного напряжения. Свето- и цветотерапия основаны на воздействии на организм человека через орган зрения - глаза. Светотерапия  может  помочь  тем,  кто  страдает  сезонными  психическими расстройствами. Чаще их  симптомы проявляются тогда, когда организму так не хватает солнца  (обычно  в  осенне-зимний  период).  Элементарные  частицы  света  -  фотоны  -воздействуют  на  процессы,  происходящие  в  организме:  осуществляют  передачу информации из окружающей среды, а также внутри организма между клетками, тканями и органами; улучшают состояние иммунной системы; регулируют функции ЦНС. Для  организации  игр  и  сеансов  можно  использовать  различную  методическую литературу. Только не надо видеть в предложенных играх готовые рецепты, они должны лишь служить стимулом для самостоятельного творчества. Противопоказаний  к  проведению  в  сенсорной  комнате  практически  нет,  но  есть ограничения, которые определяет врач:

-  при  эписиндроме  и  судорожной  готовности  не  рекомендовано  использовать мигающие, сверкающие, раздражающие стимулы, а также ритмичную музыку;

—  так  же  это  касается    детей,  страдающих  ранним  детским  аутизмом,  детей переживших  психическую  травму,  детей  с  сочетанной  патологией.  Для  этой  категории детей  свойственна  индивидуальная  непереносимость  (избирательность)  одного  или нескольких  сенсорных  стимулов,  гиперчувствительность  к  звукам  или  цветовым стимулам,  неприятие  тактильного  взаимодействия,  отказ  от  речи  (мутизм).  Без  учѐта этих  особенностей,  при  активном  воздействии  можно  спровоцировать  негативную реакцию (аффективную вспышку) и усугубить имеющиеся нарушения;

—  при работе с гипервозбудимыми детьми (с дефицитом внимания, двигательной расторможенностью)  педагогу  необходимо  снизить  нагрузку,  исключить  элементы активной стимуляции;

— при работе с тревожными детьми следует исключить резкие переходы от одного стимула к другому.

После посещения СК ребенок должен ощущать покой и отдых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Развитие речи ребенка четвертого года жизни(3-4 года)

Этот материал можно использовать в виде выступления  на родительском собрании в детском саду. Материал содержит описание возрастных особенностей детей 3-4 года жизни в норме: развитие активного с...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:" Алгоритм ознакомления ребенка со звуками речи и буквами".

Предьявляя родителям дошкольников различные ПАМЯТКИ, мы , специалисты ДОУ, повышаем логопедическую компитентность родителей, как условие эффективности коррекционного процесса. В данной ПАМЯТКЕ родител...

Доклад "Развитие речи ребенка четвертого года жизни (3-4 года)"

Возрастные показатели развития речи ребёнка 4 года жизни....

Памятка для родителей "Алгоритм ознакомления ребенка со звуками речи и буквами"

Материал будет полезен не только для родителей, но и для педагогов ДОУ....

Алгоритм адаптации ребенка к детскому саду

Алгоритм адаптации ребенка к детскому саду...

Алгоритм рассказывания о временах года

Алгоритм рассказывания о временах года. Все четыре времени года в таблицах, плюс одна сводная....

Презентация: "Алгоритм для детей: "Времена года"

Материал предназначен для детей с ОВЗ и РАС....