ПДД
методическая разработка на тему

Барсукова Татьяна Сергеевна

Предварительный просмотр:

Правила дорожного движения - главное для детей умение

Ситникова Т.С., воспитатель высшей категории, МБДОУ «ДС № 384 г. Челябинска»

Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, каждое десятое происходит с участием детей.

Главными причинами детского травматизма и несчастных случаев на дорогах являются:

  • Незнание правил движения пешеходов и перехода дороги
  • Неподчинение сигналам светофора
  • Игры на проезжей части дороги и вблизи нее
  • Нарушение правил безопасного поведения пассажиров в транспорте

Таким образом, актуальность работы по формированию и развитию у детей-дошкольников умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде не вызывает никаких сомнений.

У детей данного возраста отсутствует  защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать, что-то новое, потребность в движении, стремлении играть в любых ситуациях, неумение быстро оценить обстановку и принять правильное решение часто ставит ребенка перед реальными опасностями на улицах города.

 Поэтому появилось желание и необходимость, играя, изучать с детьми правила дорожного движения, формировать  навыки осознанного поведения на улице большого города, обеспечивая тем самым их здоровье и безопасность.

Для обучения детей дорожной грамоте нами  разработаны:

  • циклы занятий для всех возрастных групп;
  •  определены цели и задачи для каждого возраста;  
  • систематизирована «Библиотечка маленького пешехода»;
  • подобрана методическая литература для воспитателей;
  •  разработаны рекомендации для родителей (памятки, брошюры, консультации);
  • подобран иллюстративный материал схемы, плакаты для создания и обсуждения проблемных ситуаций и ознакомления детей с правилами дорожного движения.

Каждый учебный год, начиная уже с I1 младшей группы,  работе  по правилам дорожного движения посвящается одна-две недели, обычно в начале учебного года. Дети как бы погружаются  «в данную проблему». Все регламентированные занятия, творческие задания, свободная деятельность строятся, опираясь на тему безопасности дорожного движения.

 Затем полученные знания закрепляются у детей в течение всего года, благодаря организации досугов, сюжетно-ролевых, подвижных игр, прогулок и наблюдений, участие детей в конкурсах рисунков, работе в книжном уголке.

Вся работа с детьми по этой проблеме не ограничивается только словесными объяснениями – «Это можно, а так нельзя». Педагоги стараюсь использовать все доступные формы и методы работы: беседы, обсуждения ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивания стихов, чтение художественной литературы, настольные, дидактические игры, драматизация известных детям произведений, пословицы, поговорки, загадки, ребусы.

В соответствии с возрастом детей в каждой группе оформлен уголок по обучению детей правилам дорожного движения. Создана соответствующая развивающая среда в группах, подобраны атрибуты для сюжетно-ролевых игр, художественная литература, дидактические игры и пособия, наглядный материал для занятий и досугов по ПДД.

В детском саду проводятся  открытые занятия, диспуты, деловые игры, семинары-практикумы, где воспитатели  получают рекомендации, материал для работы с родителями и детьми 

Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам дорожного движения, педагогами нашего садика, уделяется большое внимание работе с родителями. Нами используются различные формы: выступление на родительских собраниях, анкетирование, индивидуальные беседы, консультации.

В каждой группе оформлен родительский уголок, он включает в себя:

  • Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в городе.
  • Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге.
  • Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по ПДД
  • Рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сад и обратно с родителями.
  • Оформлены папки-передвижки для родителей «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог»

Для того чтобы больше заинтересовать детей правилам движения привлекаются школьники бывшие выпускники. Они участвуют в развлечениях, в изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевых игр из бумаги, природного бросового материала для детей разных групп, своих сестер и братьев.

Родители детей, проявляя инициативу, помогают пополнить игровые уголки, развивая тем самым предметно-развивающую среду в группе. Участвуют в изготовлении и обновлении учебных пособий по ПДД: плакатов, макетов улиц, светофоров, настольных перекрестков дорожных знаков,  изготавливают права, дорожные карты, шьют костюмы. Сопровождают детей на экскурсии. С удовольствием принимают участие в различных конкурсах, викторинах, спортивных праздниках, выставках рисунков, поделок фотографий.

В нашем детском саду регулярно проводятся праздники и развлечения по правилам дорожного движения, устраиваются игры-соревнования «Что? Где? Откуда?», «Поле чудес», конкурс «Лучший пешеход», «Красный, Желтый, Зеленый», инсценировки «Мы едем, едем, едем…», театрализованные представления «В стране Светофории», «Школа светофорных наук», «Бездельник светофор», конкурсы загадок частушек и стихов.

Особое внимание воспитатели нашего садика уделяется вопросу культурного поведения и безопасности детей в общественном транспорте.

Для формирования устойчивых знаний и прочных навыков культурного поведения на улице, в транспорте проводятся специальные занятия по разработанному плану, блоки занятий по развитию речи и изобразительной деятельности, музыкальному воспитанию, сюжетно-ролевые игры, а также проводятся ежедневные беседы, совместные с детьми игры, изготовление атрибутов.

Все задачи по обучению дорожной грамоте решаются на протяжении всего дошкольного возраста. На каждом возрастном этапе задачи постепенно усложняются, меняются методы обучения.

Вся  работа в садике проводить планово, систематически, постоянно, охватывая все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Познакомить с

Средняя группа. Тема: Знакомство с улицей.

Цель: Дополнить представления об улице новыми сведениями.

Познакомить с правилами передвижения пешеходов, с понятиями

«пешеход», «наземный переход».

Средняя группа. Тема: Знакомство с улицей.

Цель: Дополнить представления об улице новыми сведениями.

Познакомить с правилами передвижения пешеходов, с понятиями

«пешеход», «наземный переход».

Средняя группа. Тема: Знакомство с улицей.

Цель: Дополнить представления об улице новыми сведениями