как можно совместить работу по доме с общением с ребенком
консультация (средняя группа)

Илюсинова Елизавета Алексеевна

«Игры на кухне. Или как совместить работу по дому с общением с ребенком»

Вот уж не место для игры, так это кухня, можете сказать вы.Как совместить работу по дому с общением с ребенком

А мы с вами, конечно, не согласимся.

Где мамы проводят так много времени после рабочего дня?

Конечно, на кухне – приготовить ужин и обед на завтра, накормить всю семью, перемыть и прибрать, а потом, совершенно усталой, добраться до дивана и телевизора. А ребенок? Будет ли он ждать, когда у мамы появится второе дыхание, когда она соберется с силами и мыслями и будет готова поиграть, почитать, помечтать?

А может, не надо разделять эти процессы во времени и пространстве?

Общаться и играть с ребенком можно здесь и сейчас, во время домашних хлопот на кухне!

Что может получиться в результате?

- Мы поможем ребенку понять, что интересной, познавательной, развивающей и увлекательной может быть любая работа, любые предметы.

- Поможем ребенку проникнуть в суть самых обычных вещей, явлений и домашних событий.

- Поможем научиться терпению.

- Самым коротким и действенным путем научим важной домашней работе.

- Дадим понять, как заботимся о своей семье.

- Освоим современный способ обучения и развития ребенка – обучение естественным образом.

- Сделаем для ребенка сам процесс обучения практичным.

- Станем ближе и интереснее друг другу, у нас появятся общие интересы. Пусть они очень «местного» значения, ценности-то они не теряют.

Правда, полезные советы? Значит, не прогоняйте ребенка из кухни.

Игра "Открой рот, закрой глаза!"

Необходимо учитывать и то, что дети с первых недель своей жизни пытаются попробовать каждый увиденный ими предмет на вкус. Им также очень нравится участвовать в играх, предполагающих пробу чего-то на вкус, узнавание предмета по запаху.

Так, например, можно попробовать совместить десерт после ужина с увлекательной игрой. Выложите на стол перед ребенком набор из разных фруктов (то же можно проделать и с овощами). Сначала повторите с ним, как все эти фрукты называются. Затем завяжите малышу глаза, положите ему в рот маленький кусочек одного из фруктов. Когда он проглотит кусочек, развяжите повязку и попросите ребенка показать, кусочек от какого фрукта он только что съел. Также нужно попросить его назвать этот фрукт. Малышу будет интереснее, если игра приобретет соревновательный характер, т. е., если вы будете выступать не только в роли учителя, но и в роли участника игры.

Пусть ваш малыш (если он уже умеет это делать, завяжет вам глаза повязкой, (можете завязать сами, положит вам в рот кусочек фрукта (фрукты желательно заранее порезать на кусочки, а вы сделаете все то, что просили сделать малыша. У вас, наверняка, получится познавательная и веселая игра.

Игра "Веселые кастрюльки"

Найдите несколько кастрюль или мисок разного размера и предложите ребенку вкладывать их друг в друга. Поверьте – ребенок может заниматься таким занятием довольно долго. С помощью такой игры малыш сможет научиться сравнивать размеры предметов.

А если вы предложите ему насыпать в них макароны. Восторгу не будет предела!

Игра "Рисуем шоколадом"

Растопите на огне плитку шоколада, перелейте его в чашку, немного остудите, чтобы шоколад был теплым и еще жидким. Дайте малышу большую мелкую тарелку и предложите порисовать шоколадом. Не страшно, что он перепачкается, пусть рисует пальчиками. Пальчики, между прочим, так вкусно облизывать!

Игра "Найди лишнее"

Возьмите корзину и положите в нее несколько фруктов и один овощ. Попросите малыша внимательно посмотреть на содержимое корзины и подумать, какой предмет попал в нее случайно, какой является лишним. Например, можно взять банан, грушу, яблоко и свеклу: лишней, конечно же, должна оказаться свекла. Предварительно рекомендуется рассказать ребенку, чем отличаются фрукты от овощей. Объяснение должно быть понятным для ребенка.

Например, он вряд ли догадается, где растет тот или иной предложенный ему предмет. Зато он, наверняка, знает, едят ли банан сырым или его необходимо предварительно сварить. Для закрепления понимания ребенком разницы между фруктами и овощами подобное занятие рекомендуется проводить несколько раз с желательной сменой содержимого корзины.

Игра "Веселые макароны"

Макароны иногда бывают самых причудливых форм. Заведите коробочку, в которую из каждой пачки вы будете отсыпать по 10 макаронин разной формы. Придет время, и вы дадите их малышу. Макароны с дырочкой можно нанизывать на нитку и делать из них бусы и браслеты. Потом малыш с удовольствием раскрасит их красками. Из мелких макаронин можно сделать веселое панно, предварительно смазав клеем лист бумаги.

Игра "Картофельные печати"

Возьмите 2-3 картофелины, разрежьте их пополам. Затем на срезе сделайте какие-нибудь геометрические фигуры, например, квадраты, круги, треугольники. Если сможете, вырезайте фигурки посложнее - рожицы, зверюшек. Заранее приготовьте несколько банок с разными красками и лист бумаги поплотнее. Предложите детям «печатать» картошкой всевозможные картинки.

Игра "Сладкая сказка"

Попробуйте в один из пасмурных дождливых дней поиграть с ним в сладкую сказку. Это отличная развивающая игра, с помощью которой малыш получит представление о форме, размере, объеме. А еще он станет создателем и участником интересной сказочной истории, с удовольствием полакомится печеньем собственного приготовления. У вас есть формочки для выпекания печенья? Нет? Тогда купите.

Ребенок обязательно должен быть не просто наблюдателем, а участником процесса: смешивать продукты, месить тесто, вырезать формочками. Вот только с горячей духовкой знакомится пока рано, тут главная роль отводится маме.

А почему - бы не помыть потом вместе посуду и навести порядок на кухне? Это так весело! Поверьте, Ваш малыш будет доволен и счастлив!Как навести порядок вместе с малышом

Квартира — не музей. Не нужно перегибать палку, стараясь содержать дом в идеальной чистоте. Это ведь обитаемое место. Ровные доброжелательные отношения с домочадцами важнее, чем идеально чистый подоконник или блестящий хрусталь в серванте. Тем более, когда малыши подрастут, они вряд ли вспомнят, как сверкали начищенные кастрюли. А вот про то, что вы из-за этого отложили поход в цирк или музей, точно не забудут. И все-таки порядок есть порядок, но наводить его можно и нужно вместе с малышом.

Используйте удобный момент — интерес. Любому ребенку интересно поработать пылесосом. Дайте малышу эту возможность. Много он, конечно, не наработает, но кое-какие навыки получит.

Мощное средство воспитания — игра. За игрой ребенка проще всего приобщить к труду. Например, мальчику, который обожает мультфильмы про фантастику, говорите, что дом — это космический корабль и корабль нужно вычистить перед отлетом. Вы увидите, как ребенок будет стараться, помогать вам с уборкой. Вам остается только потешить его воображение «взлетом корабля». Девочке можно сказать, что она сказочная принцесса и ожидает приезда не менее сказочного принца и к приезду высокого гостя «дворец» должен сиять чистотой.

 

Дети любят чувствовать себя полезными, их можно занять действительно нужными делами. Пусть ребенок разложит свои носки или расставит в кладовке консервные банки, вытрет пыль с книг, польет цветы. Кроме того, это подходящий случай, чтобы привести в порядок игрушки и найти пропавшие части.

Всякое удовольствие нужно заслужить! Попробуйте объяснить ребенку это важное жизненное правило. Если человек любит удовольствия и все время хочет их получать, то у такого человека ничего в жизни не получится. Кстати, здесь можно заодно поговорить и о совести: «Если хочешь со спокойной совестью (с чувством выполненного долга) посмотреть мультик, позаботься о порядке». Да и вообще приятно смотреть мультики в красивой гостиной.

Правило «золотой середины». Помните о чувстве меры. Не нависайте над малышом дамокловым мечом, дабы ребенок не оглядывался на вас в страхе, не ходите за ребенком и не контролируйте каждый его шаг, не утомляйте, не подавляйте его ежеминутными замечаниями и нудными (хотя и правильными) нравоучениями. Таким жестким контролем вы скорее запугаете ребенка, чем воспитаете в нем трудолюбие и опрятность.

Труд должен быть поощрен похвалой, каким-либо недорогим подарком. Обязательно обратите внимание на ту работу, которую сделал ваш малыш! Но не стоит ругаться, если что-то в результате детской уборки сломалось, разбилось, пролилось: ведь ребенок хотел помочь! Труд и результаты труда должны сопровождаться положительными эмоциями.

Трудимся с энтузиазмом! Ребенок будет трудиться с энтузиазмом, если и вы трудитесь так же. Он ведь постоянно следит за вашей реакцией на внешние раздражители. Если ребенок увидит, что труд — это невероятно тягостное бремя, то так и будет к нему относиться. Если же малыш поймет, что и от труда можно получать удовольствие, так и будет.

Одушевляйте предметы! Маленькие дети склонны относиться к окружающему миру с позиции антропоморфизма, т. е. они легко очеловечивают даже неодушевленные предметы, быть может, вы сами замечали, что ваш малыш вполне серьезно, как с живым человеком, разговаривает с игрушечным роботом, куклой и даже с неожиданными в этом смысле предметами — с пустой чашкой, телефонным аппаратом, мячом и т. д. Это качество ребенка можно очень эффективно использовать. Например, вы обнаружили, что в детской комнате беспорядок, скажите ребенку, что опрокинутой табуретке больно лежать на полу, а книжке не очень приятно валяться под столом и пребывать в таком неряшливом, растрепанном виде, или вы зашли в ванную комнату и увидели, что мыло киснет в мыльнице после умывания ребенка, расскажите ребенку, что мыло пожаловалось вам, как неуютно ему мокнуть в мыльнице, и пусть ребенок сам выльет из мыльницы воду.

Бережливое отношение. Расскажите за столом, что нельзя выкидывать хлеб... Хлеб пекут из теста, тесто делают из муки, муку делают из зерна, зерна растут в поле. Для чего же эти зерна растут? Чтобы быть выброшенными? «А тебе, малыш, не было бы обидно оказаться выброшенным?» Как правило, эта логика понятна ребенку и он быстро вносит коррективы в свое отношение к хлебу. Бережливое отношение необходимо воспитывать ко всем окружающим ребенка предметам — к мебели, одежде, игрушкам, карандашам и фломастерам... Бывает, детям доставляет удовольствие мять, рвать, резать ножницами бумагу, которая предназначена для более важных целей (тетради, альбомы для рисования, нотные тетради и книги). Да, ребенку необходимо освоить многие практические навыки, в том числе научиться обращаться с ножницами, однако для этих целей можно взять кипу старых газет и журналов, и пусть он делает с ними, что хочет (только не забывает убрать за собой).

Уборка — любимая привычка ребенка! Помощь по дому должна войти в привычку. Тогда уборка будет по расписанию, как завтрак, обед, ужин, мультики, прогулка. Главное, что уборка перестанет восприниматься ребенком как что-то незапланированное и неприятное.

Чем занять ребенка в очереди или транспорте?

Дети — не взрослые, они на нас не похожи. И то, что для нас вполне терпимо, для них — тяжело.

Как-то я стояла в очереди. Передо мной — симпатичная мама и ребенок, девочка лет 5. Девочка, постояв 2 — 3 минуты, начинает вертеться.

— Стой смирно! — говорит ей мама.

Девочка встала смирно, но ясно, что ножки ее на месте стоять не хотят.

Мама:

— Угомонись!

Ножки угомонились, теперь заработали ручки: потянулись к «молнии» и расстегнули курточку.

— Ты что делаешь, сломаешь! — снова останавливает мама.

Девочка зацокала языком:

— Мам, посмотри, я белочка!

Мама молчит. Девочка подергала маму за юбку.

Мама:

— Ты можешь смирно стоять?!

Нет, представьте себе, не может. Дети не могут стоять просто так и ничего не делать! И пошло-поехало дальше:

— Я кому сказала!.. Не крутись!.. Я в последний раз говорю!

Какое счастье, что дети умеют пропускать наши слова мимо ушей! Столько вредных слов, когда можно было сказать лишь два: «Давай поиграем».

«Давай поиграем» — просто волшебные слова.

Отчего девчушка вертелась? От скуки. Дети вообще не умеют скучать. Они с трудом переносят всяческие ожидания, когда делать нечего, когда ничего интересного и никакой информации, да еще и попрыгать-подвигаться нельзя.

У взрослых есть хорошая палочка-выручалочка как средство спасения. Когда делать нечего, мы легко погружаемся в свой внутренний мир. Мысли плывут, мы раздумываем, с кем-то внутри себя разговариваем. У детей внутренний мир только начинает выстраиваться, и они его не уловили, так что погрузиться они могут только во внешний и здесь искать способ, как спасти себя от скуки.

Займите ребенка, когда ему нечего делать! А если мешает вам — подскажите, чем можно заняться и как.

Это не так трудно, это полезно: вы заняты общим делом, а общее дело объединяет. Заняты и занимаетесь с ребенком, и вам на него даже не требуется выкраивать лишнего времени: вы используете то, что есть. Родители часто говорят, что не хватает времени заняться с ребенком. Но ведь найти его так просто! Просто использовать полноценно то, когда вы находитесь рядом. Зачем убивать свое «лишнее» время? Из любой ситуации, даже из такой нудной, как стояние в очереди, можно извлечь пользу и удовольствие.

Есть масса игр, в которые можно поиграть в очереди и транспорте, не привлекая внимания людей, никому не мешая.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как совместить работу по дому с общением с ребенком или чем можно играть дома

Как совместить работу по дому с общением с ребенком или чем можно играть дома...

Игры на кухне. Как совместить работу по дому с общением с ребенком.

Игры на кухнеИгры на кухне. Как совместить работу по дому с общением с ребенком....

Как совместить работу по дому с общением с ребенком. Игры на кухне

Как совместить работу по дому с общением с ребенком. Игры на кухне...

Как совместить работу по дому с общением с ребенком. Игры на кухне

Как совместить работу по дому с общением с ребенком. Игры на кухне...


 

Комментарии

 Марина Александровна

Прошу удалить плагиат моей статья размещенной на этом сайте еще в 2014 году!!!